Урок по технологии для учащихся 5-го класса. Вводный урок. Знакомство с предметом «Технология»
Урок по технологии
для учащихся 5-го класса
Вводный урок. Знакомство с предметом «Технология»
Разработчик: Власова Дарина Васильевна
Учитель технологии
МБОУС(К)ОШ «Надежа»
Г. Симферополь, Республика Крым
Цель урока:
Дать учащимся представление о предмете «Технология».
Знакомство с требованиями охраны труда, санитарии и гигиены. Инструктаж по технике безопасности.
Знакомство с разделом «Кулинария»
Задачи урока:
Образовательные:
Ознакомить учащихся:
с предметом «Технология»;
с требованиями охраны труда, санитарии и гигиены;
с правилами поведения в мастерской, с содержанием инструкций по ОТ;
С оборудованием кухни.
Развивающие:
Способствовать развитию:
памяти, внимания, наблюдательности, наглядно – образного мышления;
выделять главное в сказанном, прочитанном, увиденном;
умению анализировать, способностей развития индивидуально и в группах.
Воспитательные:
воспитывать у учащихся чувство ответственности;
прививать навыки по сохранению собственного здоровья и здоровья окружающих;
воспитывать любовь к рукоделию, прививая навыки культуры труда и аккуратности.
Тип урока: урок освоения новых знаний.
Кол – во часов: 2
Методы обучения: Словесные, наглядные.
Средства наглядности: плакаты по технике безопасности, рабочая тетрадь, учебники, раздаточный материал.
На доске: ромашка с цифрами (план урока).
ПЛАН УРОКА:
Организационный момент
Мотивация учащихся
Знакомство с новым материалом
Закрепление изученного материала
Подведение итогов
Инструктаж
Оборудование кухни
ХОД УРОКА
Организационный момент
Вы уже успели обратить внимание на доску – на ней находится ромашка с отрывными лепестками (ПРИЛОЖЕНИЕ А). В каждом лепестке – цифра. Каждая цифра имеет свое значение… Давайте прочитаем, с чем мы сегодня должны познакомиться:
1 лепесток – Готовность
2 лепесток – Знакомство
3 лепесток – Предмет «Технология»
4 лепесток – Учебник
5 лепесток – Инструктаж
6 лепесток – Знакомство с кухней
7 лепесток – Самоконтроль
8 лепесток – До скорой встречи!
Здравствуйте, девочки! Для начала, давайте проверим, все ли у нас готово к уроку? Проверьте книжки, ручки, тетрадки и дневнички (отрывается лепесток №1)!
Давайте познакомимся! Меня зовут Дарина Васильевна (перекличка). Я буду вести у вас этот интересный предмет до 9 класса (отрывается лепесток №2).
Не желаете ли узнать, что это за предмет? С чем я хочу вас познакомить? Какие трудности могут возникнуть, и как их решать?
2. Мотивация учащихся
Знаете ли вы, что когда вы что – либо делаете, не важно что это – салфетка, открытка, вязаное изделие, вы становитесь мастером, создателем чего – либо нового, эксклюзивного… Если вы хотите всему этому научится, наш новый предмет «Технология» - это то, что вам нужно!
3. Знакомство с новым материалом
Слово «Технология» происходит от древнегреческого tehne - «мастерство», «умение» и logos – «учение», «наука». Технология - это наука об умении, мастерстве, искусстве.
Технология применима повсюду, где имеется достижение, стремление к результату.
С помощью нашего предмета, все то, что казалось бы, доступно лишь узкому кругу людей – одаренным и талантливым, доступно станет и нам!
А кто из вас знает, как называется наш кабинет (ответы детей)? Правильно, Мастерская!
А почему именно мастерская? С чем ассоциируется у вас это слово (ответы детей) (отрывается лепесток №3)?
Еще одно, с чем вы должны сегодня познакомиться – это наш учебник. Давайте на него посмотрим, узнаем авторов. Найдите раздел «Содержание», где указаны все разделы, темы и параграфы, давайте познакомимся с разделами. Видите, как много нового нам предстоит узнать, сколько всего освоить (отрывается лепесток №4)!
Теперь перейдем к вашему рабочему месту. Что же это такое (ответы детей)? Рабочее место закрепляется за каждым на целый год. За ним вам предстоит не только работать, но и содержать его в чистоте и порядке.
Во время работы необходимо будет следить за правильной посадкой. Неправильное положение корпуса вызывает усталость, снижает работоспособность, приводит к искривлению позвоночника, ухудшает зрение.
3.1. Инструктаж
Но для того, чтобы работать в кабинете, этих знаний нам мало! Самое основное, что необходимо соблюдать в мастерской – это правила безопасности. В последующем, каждый новый урок будет начинаться именно с них! Знание и соблюдение правил техники безопасности служит надежной гарантией предупреждения несчастных случаев и травматизма. (ПРИЛОЖЕНИЕ Б)
Первый раздел, который мы с вами начнем изучать – это один из самых интересных, и называется он … (ответы детей), правильно – Кулинария.
На этих уроках, мы с вами должны овладеть необходимыми навыками для работы с различными продуктами, посудой.
Как вы считаете, какими необходимыми ЗУН мы должны овладеть на уроках кулинарии? (ответы детей)
Правила сервировки стола;
Правила приготовления блюд;
Свойства продуктов.
Правильно. Но мы не можем приступить к изучению новой темы, пока не ознакомимся с основными правилами безопасной работы при выполнении кулинарных работ (детям раздаются листы, которые они должны вклеить в тетради, после чего зачитываются правила безопасности):
1. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ. Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку. Проверить исправность кухонного инвентаря. Проверить целостность эмалированной посуды, отсутствие сколов эмали, а также отсутствие трещин и сколов столовой посуды. Включить вытяжную вентиляцию. 2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ. Перед включением кухонной электроплиты убедиться в наличии и исправности защитного заземления ее корпуса и встать на диэлектрический коврик. Перед включением любого кухонного электроприбора в сеть, проверить исправность шнура питания и вилки. Для приготовления пищи пользоваться только эмалированной посудой, не рекомендуется пользоваться алюминиевой посудой и запрещается пользоваться пластмассовой посудой. Соблюдать осторожность при чистке овощей. Картофель чистить желобковым ножом, рыбу – скребком. Хлеб, гастрономические изделия, овощи и другие продукты наточенными ножами на разделочных досках, соблюдая правильные приемы резания: пальцы левой руки должны быть согнуты, и находиться на некотором расстоянии от лезвия ножа. Сырые и вареные овощи, мясо, рыбу, хлеб нарезать на разных разделочных досках в соответствии с их маркировкой. При работе с мясорубкой мясо и другие продукты проталкивать в мясорубку не руками, а специальным деревянным пестиком. Соблюдать осторожность при работе с ручными терками, надежно удерживать обрабатываемые продукты, не обрабатывать мелкие части. Передавать ножи и вилки друг другу только ручками вперед. Следить, чтобы при закипании содержимое посуды не выливалось через край, крышки горячей посуды брать полотенцем или прихваткой и открывать от себя. 3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ. При неисправности кухонного инвентаря, затуплении разделочных ножей, работу прекратить и сообщить об этом учителю. При разливе жидкости, жира немедленно убирать ее с пола. В случае, если разбилась столовая посуда, осколки ее не убирать с пола руками, а пользоваться веником или щеткой и совком. 4. ТРЕБОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ. Выключить электроплитку, при выключении не дергать за шнур. Тщательно вымыть рабочие столы, посуду и кухонный инвентарь. Вынести мусор, отходы и очистки в отведенное место. Снять спецодежду, выключить вытяжную вентиляцию и тщательно вымыть руки с мылом. |
Умницы (отрывается лепесток №5).
Пришло время знакомиться с новым первым разделом – КУЛИНАРИЯ. Давайте откроем наши тетрадочки, и запишем несколько определений.
Кухня – специально оборудованное помещение, служащее для приготовления пищи (запись в тетрадях) (отрывается лепесток №6).
Чтобы приготовить пищу, нам мало иметь 1 комнату, что еще для этого необходимо (ответы детей)? Правильно, надо иметь продукты, кухонную посуду, инструменты и приспособления, нагревательные приборы. Для подачи готовых блюд на стол нужна столовая и чайная посуда, столовые приборы.
Как вы думаете, что у нас относится к столовым приборам (ответы детей)?
К столовым приборам относятся ножи, вилки, ложки, лопатки, щипцы (запись в тетрадях). В зависимости от назначения они могут иметь различную форму и размер. Например:
Ложки бывают столовые, десертные, разливательные, чайные, кофейные, для соли и др.
Вилки бывают столовые, десертные, для рыбы, для фруктов;
Ножи – столовые, десертные, для масла, для рыбы, для фруктов (отрывается лепесток №6).
4. Закрепление изученного материала
Мы сегодня много узнали, давайте проверим себя, хорошо ли мы усвоили полученный материал? Для этого, я раздам вам листочки с табличкой, которую вам предлагается заполнить (ПРИЛОЖЕНИЕ В)! (отрывается лепесток №7).
5. Подведение итогов.
Умнички. Вот и подходит к завершению наше путешествие в новую страну с которой мы сегодня познакомились, называется она … (ответы детей), правильно, «Технология». Выставляются оценки за урок. В дневниках записывается домашнее задание:
- принести спецодежду для занятий.
И отрывается последний лепесток, в котором пишется «До следующей встречи!» (отрывается лепесток №8).
Приложение А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
(вклеить в тетради)
1. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ.
Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку.
Проверить исправность кухонного инвентаря.
Проверить целостность эмалированной посуды, отсутствие сколов эмали, а также отсутствие трещин и сколов столовой посуды.
Включить вытяжную вентиляцию.
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ.
Перед включением кухонной электроплиты убедиться в наличии и исправности защитного заземления ее корпуса и встать на диэлектрический коврик.
Перед включением любого кухонного электроприбора в сеть, проверить исправность шнура питания и вилки.
Для приготовления пищи пользоваться только эмалированной посудой, не рекомендуется пользоваться алюминиевой посудой и запрещается пользоваться пластмассовой посудой.
Соблюдать осторожность при чистке овощей. Картофель чистить желобковым ножом, рыбу – скребком.
Хлеб, гастрономические изделия, овощи и другие продукты наточенными ножами на разделочных досках, соблюдая правильные приемы резания: пальцы левой руки должны быть согнуты, и находиться на некотором расстоянии от лезвия ножа. Сырые и вареные овощи, мясо, рыбу, хлеб нарезать на разных разделочных досках в соответствии с их маркировкой.
При работе с мясорубкой мясо и другие продукты проталкивать в мясорубку не руками, а специальным деревянным пестиком.
Соблюдать осторожность при работе с ручными терками, надежно удерживать обрабатываемые продукты, не обрабатывать мелкие части.
Передавать ножи и вилки друг другу только ручками вперед.
Следить, чтобы при закипании содержимое посуды не выливалось через край, крышки горячей посуды брать полотенцем или прихваткой и открывать от себя.
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.
При неисправности кухонного инвентаря, затуплении разделочных ножей, работу прекратить и сообщить об этом учителю.
При разливе жидкости, жира немедленно убирать ее с пола.
В случае, если разбилась столовая посуда, осколки ее не убирать с пола руками, а пользоваться веником или щеткой и совком.
4. ТРЕБОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ.
Выключить электроплитку, при выключении не дергать за шнур.
Тщательно вымыть рабочие столы, посуду и кухонный инвентарь.
Вынести мусор, отходы и очистки в отведенное место.
Снять спецодежду, выключить вытяжную вентиляцию и тщательно вымыть руки с мылом.
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Задание: Заполните таблицу, вписав в нее номера названий посуды
ПОСУДА |
НОМЕРА НАЗВАНИЙ ПОСУДЫ |
Кухонная посуда |
|
Столовая посуда |
|
Чайная посуда |
|
1. Сковорода 2. Чашка 3. Тарелка закусочная 4. Кастрюля 5. Чайник заварочный 6. Блюдце 7. Тарелка пирожковая 8. Чайник кухонный |
Андрей Анатольевич
Дарина Васильевна