Доклад «Взаимодействие с социумом как успешный фактор профориентационной работы с детьми старшего дошкольного возраста»
Пояснительная записка к презентации
Доклад
«Взаимодействие с социумом как успешный фактор профориентационной работы с детьми старшего дошкольного возраста»
Из опыта работы Ореховой Е.В
Актуальность
Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий.
В настоящее время в дошкольных учреждениях существует проблема ранней профориентации детей:
- Потенциальные возможности дошкольников к освоению опыта трудовой деятельности не реализуется в полной мере.
- Не отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий.
- Работа педагогов в ДОУ по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых не нацелена на современный региональный и муниципальный рынок труда.
-Нет преемственности в работе детского сада и школы в данном направлении.
Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности – ранняя детская профориентация – есть неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социуме. Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим качествам и их развитию. У ребенка формируется эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставляется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок
«нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей,
изобретателей, предпринимателей, новаторов.
Важно чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любой профессиональный труд должен приносить радость самому человеку и быть полезным окружающим людям
Актуальность формирования у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека обоснована ФГОС дошкольного образования. Сформировать представление ребёнка о многообразии профессий, структуре труда (что и как делает человек, для чего он выполняет работу, что получается в результате труда).
Целью ранней (детской) профориентации в ДОУ является:
Расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых.
задачи:
1. Развивать интерес детей к миру труда и профессиям взрослых на примере ближайшего окружения (родители, сотрудники детского сада, социальные партнеры);
2. Знакомить детей с трудом различных профессий (место работы, условия труда, инструменты для работы, результат труда);
3. Закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной
деятельности свои впечатления;
4. Стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей;
5. Формировать у дошкольников осознание того, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд -это основа жизни;
6. Помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.
7.Знакомить детей с профессиями которые появятся в ближайшем будущем
Среди различных методов приобщения дошкольников к ранней профориентации
Можно отметить такие методы как
− экскурсии, Виртуальные экскурсии, благотворительные акции, −
−наблюдения за трудом людей тех или иных профессий
− рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, рисунков.
− просмотр презентаций,
− беседы
− высказывания и сообщения
− обучение отдельным способам выполнения трудовых операций.
− игровые обучающие ситуации
− сюжетно-ролевые игры
− словесные игры
− игры-шутки
Не побывав ни разу в социуме, в рабочей среде, очень трудно решить, нравится тебе эта работа или нет. Далеко не всегда представления о той или иной работе совпадают с реальностью. Поэтому важно помочь ребенку составить представление о той или иной профессии, предоставить максимум информации о перспективах в работе при обучении той или иной профессии.
Наиболее эффективными способами ознакомления детей с работой взрослых являются наблюдения и экскурсии
Экскурсия – это важное средство развития представлений о труде взрослых, поскольку дети имеют возможность увидеть трудовые действия, сам процесс труда. Экскурсии являются немаловажной ступенью в профориентационной работы дошкольной организации
В рамках декады инвалидов наша группа посетила билиотеку г.Искитима где прошел урок в ходе мероприятия сотрудник библиотеки рассказала детям о людях с ОВЗ.Так же наши дети познакомились с профессией волонтер и профессией библиотекарь
Основными задачами экскурсии на почту, являлось знакомство детей с почтовым отделением
связи, его назначением. В ходе экскурсии дошкольники узнали о том как отправляются телеграммы, открытки и письма своим знакомым и родным. Сотрудник почтового отделения рассказала о способах транспортировки и сортировки почтовых отправлений, о необходимости и особенностях работы почтальона, о нужности этой профессии. Показала где хранятся письма и газеты.
Для ознакомления детей с профессией экскурсовод,мы с детьми посетили музей восковых фигур, размещенный в искитимском краеведческом музее.
Дети узнали что экскурсовод должен обладать большим количеством информации,быть в курсе всех событий связанных с обьектами о которых он рассказывает.Помимо знаний ему нужны умение общаться с людьми,умение отвечать на лдюбые вопросы.быть приветливым и вежливым.
Знакомство с атласом новых профессий
Мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Если ещё 10 - 15 лет назад было достаточно познакомить детей с трудом повара, продавца, водителя, врача, то современная действительность нам диктует новые требования.
С целью знакомства детей нашей группы с профессиями будущего мы решили познакомить их с атласом новых профессий.
Были выбраны 7 профессий более понятных детям
Специалист будущего должен обладать специальными навыками
Профессии будущего
Знакомство дошкольников с профессиями и с социумом не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует профессиональной ранней ориентации.
Дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире настоящих профессий и профессий будущего осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами своего дела.