12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Рощупкина Виктория Викторовна2915
учитель-дефектолог; учитель-логопед
Россия, Липецкая обл., Елец

Маркеева В. В.


«Взаимодействие семьи и школы в воспитании учащихся начальных классов: традиционные и инновационные формы работы».


Аннотация: В статье рассматриваются традиционные и инновационные формы взаимодействия современной школы и семьи по вопросам воспитания учащихся начальных классов, приводятся примеры использования эффективных форм и методов организации взаимодействия школы и семьи.

Ключевые слова: взаимодействие школы и семьи, традиционные формы взаимодействия, инновационные формы и методы взаимодействия.


В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семьи строится

педагогическая мудрость школы.

В. А. Сухомлинский

Семья и школа - изобретения культуры, заинтересованной в предельно

эффективном развитии человека.

Проблему взаимодействия семьи и школы необходимо отнести к разряду «вечно старых и в то же время вечно новых» проблем. История вопроса о проблеме воспитания и роли семьи и школы, их взаимоотношений в этом процессе уходит своими корнями в глубокую древность. Не считая педагогов, он волновал умы многих выдающихся людей разных эпох и народов.

Особую актуальность данная проблема приобретает в настоящее время, когда наблюдается кризис духовной жизни, отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, резкие, не всегда продуманные изменения в образовательной системе, нивелирующие многолетний положительный опыт отечественной педагогики, ориентированной на формирование нравственной, всесторонне развитой личности.

Воспитание детей - важнейший фактор развития общества. Функция его состоит в передаче от поколения к поколению многостороннего опыта людей, выраженного в общей культуре, науке, искусстве, языке, нравственности, поведении, общественных отношениях.

Особую актуальность вопросы воспитания приобретают в младшем школьном возрасте, так как именно этот период считается началом становления личности, формированием его духовности, внутреннего мира, обучения нормам общественной жизни.

Партнѐрство семьи и школы должно работать в интересах ребѐнка, разделяя ответственность за его образование и развитие. В ранний школьный периоды родители и семейная атмосфера является наиболее важным фактором в развитии детей. Некоторым родителям могут понадобиться соответствующая подготовка и одобрение педагога в их стремлении помочь детям. В свою очередь, учитель должен осознать, что его работа в
классе не принесѐт больших результатов без активного участия родителей.
Важно начать эту работу именно в начальной школе, так как активные формы работы с родителями с самого начала обучения ребенка в школе позволяют им осознавать необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой и полноценной личности, формируют потребность общения со школой.

Взаимодействие семьи и школы осуществляется по следующим направлениям: повышене психолого-педагогических знаний; вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс и в управление школой.

Формы работы с семьями учащихся очень разнообразны и зависят от структуры воспитательной системы и возникших пироблем.

Родительское собрание — основная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов. Педагог направляет деятельность родителей в процессе его подготовки и является рядовым участником собрания. Родительские собрания сближают учителя и родителей, помогают определить наиболее оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка, приближают семью к школе.

Родительские конференции предназначены для обмена опытом воспитания. Родительские конференции прово­дятся нечасто, как правило, один раз в год. Желательно, чтобы в них участвовало большинство родителей школьников. Их ценность заключается в том, что более опытные, зрелые в педагогиче­ском плане родители могут поделиться своими знаниями и навыками воспитания с молодыми семьями, предостеречь их от нежелательных действий в отношении детей.

День открытых дверей — это комплекс ежегодно проводи­мых мероприятий, имеющий своей целью показать родителям, как организуется учебно-воспитательный процесс в школе, и дать им возможность приобщиться к жизнедеятельности образовательного учреждения.

Дискуссионный родительский клуб представляет собой педаго­гическое мероприятие определенной тематики, где поиск ответов на вопросы зачастую носит дискуссионный характер и нередко перехо­дит в заинтересованное обсуждение. Педагогическую ценность эти клубы имеют только в том случае, если в них создается ситуация не­принужденного, равноправного общения родителей и педагогов.

Встречи за круглым столом позволяют сделать общение ро­дителей и педагогов более камерным, неформальным. Тематика встреч может быть различной. Можно предложить для обсуждения различные ситуации из семейной жизни, проблемы, возникающие в процессе воспитания детей в различных типах семей.

Родительские чтения — очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родители читают книги, а затем используют рекомендованную литературу в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.

Практикум — это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей.

Ролевые игры — форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы», «Семейный совет» и др.

Сетевое взаимодействие с родителями включает в себя использование средств ИКТ, Интернет ресурсы, социальные сети и т.д. Рассмотрим данную форму взаимодействия.

Использование ИКТ в образовательном процессе – это одно из современных направлений образования. Средства информационно-коммуникативных технологий помогают педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями учащихся. В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационных технологий в системе школьного образования. Если есть доступ к сети Интернет, то электронная почта – это не только быстрый и удобный, но и очень эффективный способ общения с родителями. Преимуществами такой коммуникации являются: конфиденциальность и адресность информации, мгновенная доставка необходимой информации родителям, постоянная обратная связь с семьями и наоборот, постоянная обратная связь родителей с администрацией школы, специалистами учреждения. Значительно расширяют возможности организации эффективного общения с родителями Интернет-ресурсы, общение online. Это предлагает несколько путей применения Интернет-ресурсов во взаимодействии с семьями учащихся:

Интернет-консультации. Родители имеют возможность получать информацию о школьных мероприятиях, получать ответы на волнующие их вопросы на школьном сайте. Обмен различными интересными материалами, ссылками на тематические сайты как между педагогом и семьей, так и между родителями также происходит через Интернет.

Участие родителей в интернет – форумах, анкетировании и опросах, проэктах, телеконференциях Задачей учителя является информирование родителей о времени и тематики данных мероприятий. Родители, имеющие выход в интернет, с удовольствием принимают участие в этой деятельности. Что позволяет узнать их мнение и позицию в отношении обучения их детей.

SMS – дневник. В наше время, когда родители целый день заняты на работе, оперативная связь между классным руководителем и родителями учеников- очень актуальна. Использование SMS-дневников позволит с минимальными временными и материальными затратами через Интернет установить контакт с родителями (законными представителями) обучающихся. Например, можно оперативно довести до сведения родителей дату родительского собрания или другого мероприятия, информировать родителей об успеваемости каждого обучающегося и о пропусках учебных занятий.

Телефонный разговор. Как и мессенджеры, дает возможность сэкономить время на встречу и связаться при необходимости в любое время. Это удобный метод реализации взаимодействия, с помощью которого можно как легко и быстро передать информацию, так и обсудить, задать своевременно интересующие вопросы.

И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия классного  руководителя  с  родителями  учеников  ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.

Таким образом, можно отметить, что семья и школа – два важных социальных института социализации ребенка, поэтому грамотно организованное взаимодействие учителей начальной школы и родителей поможет лучше понять ребенка, найти наиболее целесообразные способы решения проблем воспитания конкретной личности в семье и школе. В инновационных формах взаимодействия заложены большие воспитательные возможности, что может оказать сильное воздействие на родителей, существенным образом изменить отношение к педагогу, ребенку, к заботам и делам класса.


ЛИТЕРАТУРА.

Акутина С. П., Акутина А. Н. Проблемы взаимодействия семьи и школы по воспитанию детей в современной России // Социально-психологические проблемы и исследования детства: ребенок в семье, институтах образования и группах сверстников: материалы II международной научно-практической конференции 20 - 21 января 2013 года. – Прага, 2013, с. 316.

Ахаян А.А., Машарова В.А. Влияние интернет-взаимодействия в образовании на развитие познавательной активности учащихся // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. 2011. № 12. С. 1587-1593.

Бушмина З.П. Единство семьи и школы в создании воспитательного пространства // Начальная школа. - 2000. - № 5. - С. 88-91.

Волокитина Ю. Н., Баранова О. И. Инновационные формы взаимодействия педагогов начальной школы и родителей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 34. – С. 37–41. – URL: http://e-koncept.ru/2017/771147.htm.

Легович Н.В. Из опыта организации педагогического взаимодействия школы и семьи // Образование личности. -2013. - № 2. – С. 100-105.

Теория и практика дистанционного обучения: Учебное пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений/ Под ред.Е.С.Полат.-М.: Издательский центр “Академия”, 2004. - 416с.



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.