12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Марина Вадимовна Мажарова312

Любое современное образовательное учреждение в условиях введения ФГОС не может успешно реализовываться и развиваться без сотрудничества с семьей, которое может проходить в разных направлениях. Деятельность и семьи, и школы должна быть направлена исключительно на поддержку ребёнка, его развитие и воспитание, при этом ответственность за его обучение, воспитание, развитие и социализацию становится общей, поскольку и школа, и семья стремятся содействовать формированию и развитию нравственно и физически здоровой личности. Следовательно, становление личности ребенка зависит от того, насколько тесная взаимосвязь между школой и семьей. Работа с родителями – это как экзамен, который сдают и педагог, и родители, причём постоянно. От того, насколько успешно будет сдан этот «экзамен», во многом будет зависеть развитие и здоровье наших детей. Поэтому в школе взаимодействие педагога с родителями обучающегося должно быть направлено на создание единой воспитательной среды, единой воспитательной системы.

В МОУ СШ № 105 Ворошиловского района Волгограда работа социального педагога с родителями (законными представителями) - одно из направлений его профессиональной деятельности. Основными задачами работы с родителями (законными представителями) являются систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей, т.е. ознакомление их не только с основами теоретических знаний, но и с практической работой с детьми, в том числе с анализом различных педагогических ситуаций; привлечение родителей (законных представителей) к активному участию в работе школы, класса, образовательном процессе их ребёнка; формирование у родителей стремления к самообразованию; профилактика семейного неблагополучия, работа с семьями, находящимися в социально опасной ситуации.

Работа с семьей включает три основных составляющих социально-педагогической помощи: образовательную, психологическую и посредническую. Образовательная составляющая состоит в оказании родителям помощи в обучении и воспитании ребёнка, которая направлена в обучении на просвещение родителей и формирование их педагогической культуры, а также на создание условий для успешного образования ребёнка, а в воспитании направлена на создание специальных воспитывающих ситуаций (в том числе театрализованных) для улучшения воспитательной среды семьи. Психологическая помощь состоит в формировании благоприятной психологической атмосферы в семье, которое, естественно, происходит в тесной работе с психологом. Посредническая помощь заключается в организации досуга семьи, включении членов семьи в различные мероприятия – праздники, ярмарки, выставки, конкурсы и т.п., координации с различными службами и ведомствами, работающими на благо семьи, центрами социальной помощи, центрами развития и т.п., а также информировании по вопросам социальной защиты семьи и детей.

Мне очень нравится старый школьный афоризм: «В работе с детьми самое трудное – работа со взрослыми». Социальному педагогу, так же как и другим членам педагогического коллектива, постоянно приходится задумываться о том, как лучше построить работу с родителями (законными представителями), какие формы и методы применить для того, чтобы взаимодействие семьи и школы в образовательном процессе стало наиболее эффективным.

    В своей практике работы с родителями (законными представителями) учащихся я использую коллективные, групповые, индивидуальные формы работы, наглядно-информационные формы взаимодействия. Стараюсь использовать как традиционные (родительские собрания, индивидуальные консультации, посещение на дому), так и нетрадиционные формы работы (тематические консультации, праздники, игры, соревнования).

Приведу несколько примеров из опыта своей работы:

1.Выступления социального педагога на родительских собраниях.

В своей практике я как социальный педагог использую нетрадиционные формы проведения собраний, часто применяя интерактивные методы. В таком случае роль педагога резко меняется: она перестает быть центральной, «менторской», педагог лишь занимается общей организацией процесса и его регулированием, заранее готовит необходимые для данного собрания задания и материалы, а также формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, консультирует родителей по каким-либо вопросам, контролирует следование намеченному плану. На таких собраниях незаметно для родителей идёт обучение, причем одновременно на трех уровнях: теоретическом, практическом и технологическом; создаются условия для активного включения каждого участника в совместную деятельность по обсуждению педагогической проблемы, связанной с особенностями развития и воспитания детей, и путей её решения. Собрания проходят в форме групповой дискуссии, круглого стола, игры. В конце каждого собрания обязательно применяются различные рефлексивные приемы, особенно это полезно на этапе обсуждения результатов совместной деятельности. Проводились собрания по темам «Роль семьи в развитии ребенка», «Семья и семейное воспитание», «Как семья может повлиять на подростка» и др.

2. Детско-родительские практикумы. 

Данная форма работы предполагает взаимодействие детей и взрослых, поэтому темы должны быть интересны обеим возрастным группам. Такими темами являются правильное питание, разговор о котором проходил в рамках игр «Вкусная эстафета», «Счастливый случай»; финансовая грамотность, которую дети и взрослые постигали в играх «Финополия», «100 к 1»; права потребителя, которые были представлены в виде викторины с концертными номерами, посвящёнными этой теме (особенно родителям понравилась сказка «Золушка» на новый лад, где ребята показали деятельность брачного агентства «Фея Инкорпорейтед»).

3. «Университет для родителей»

В нашей школе уже много лет работает «Университет для родителей», в рамках которого ежемесячно проходят лекции на темы, волнующие родителей. Лекции разрабатываются, исходя из реальных запросов родителей, на них разбираются различные ситуации с детьми разных возрастов. Такая форма работы дает родителям возможность познакомиться с выступлениями педагогов и самим изучить педагогическую и психологическую литературу по интересующей проблеме, поскольку планы лекций и список литературы вывешивается заранее. Темами для обсуждения в рамках «Университета для родителей» являются «Супружеский конфликт и эмоциональное состояние ребенка», «Семейная жестокость», «Мама, папа, я - дружная семья» и другие. Для лучшего анализа ситуаций применяется метод отстранения, при котором обсуждаются ситуации, произошедшие с героями книг. Мы брали для обсуждения книги Альберта Лиханова «Сломанная кукла», «По семейным обстоятельствам», Григория Остера «Вредные советы. ПАПАМАМАЛОГИЯ», Владимира Добрякова «Приключения послушного Владика», «Когда тебе пятнадцать» и др.

4. Участие семейных коллективов в школьных, городских и всероссийский мероприятиях

В рамках работы с семьёй важен также семейный досуг, поэтому в нашей школе помогают в организации семейного досуга через участие родителей и учащихся в разнообразных мероприятиях: конкурсах «Семейное творчество», конкурс семейной фотографии «Моя большая семья», «Мама, папа, я – спортивная семья», выставках «Хобби нашей семьи», «А вам слабо?!», мероприятиях к различным календарным и школьным праздникам, акциях «Родители – ответственные пешеходы», «День добрых дел» и др.

5.Встречи со специалистами: медицинскими работниками (врач-гинеколог, нарколог, психиатр), инспекторами ПДН ОП № 5 Ворошиловского района Волгограда (ответственность несовершеннолетних и родителей, профилактика преступлений и правонарушений, жестокого обращения с детьми), ГИБДД г. Волгограда, специалистами КДНиЗП администрации Ворошиловского района Волгограда (информирование о правах и обязанностях несовершеннолетних и родителей, трудоустройство, информирование о формах и способах социальной поддержки семей и несовершеннолетних)

Нетрадиционные формы работы с родителями пробуждают у родителей стремление к самообразованию, участию в работе школы и класса, интерес к учебной деятельности своего ребёнка. Такие формы позволяют систематизировать знания, стимулируют развитие способностей, коммуникативных качеств. Благодаря нетрадиционным формам сотрудничества родители посещают родительские собрания и беседы с большим желанием, снимается их негативный настрой по отношению к школе, к решению проблемной ситуации. Для того чтобы нетрадиционные формы сотрудничества с родителями прижились, мы стараемся использовать их систематически. Результатом применения нетрадиционных форм работы с родителями можно считать возникновение более тесного контакта педагогов с родителями, взаимодействие становится более эффективным. Педагог и родители в таком случае говорят друг с другом на языке одинаковых понятий и находятся на одном уровне позиций.

Формы и методы работы с родителями разнообразны, но главное то, что педагогу необходимо делать правильный выбор для применения тех или иных форм и методов, учитывая все особенности работы с данным коллективом родителей, особенности системы работы школы в целом. Многообразие применяемых форм, по нашему мнению, является залогом успешного взаимодействия педагога и родителей.

Использованные материалы:

http://school347.ru/2010-11-12-14-44-22.html

https://урок.рф/library/vistuplenie_na_roditelskom_obrazovanii_sodruzhestv_203102.html  

https://педпроект.рф/четверикова-а-н-работа-педагога


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.