Педагогический проект «Взаимодействие воспитателей и специалистов в создании безопасной образовательной среды в дошкольной образовательной организации»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя образовательная школа №26
(дошкольное отделение)
Педагогический проект «Взаимодействие воспитателей и специалистов в создании безопасной образовательной среды в дошкольной образовательной организации»
Тема «Сохранение эмоционального благополучия детей, находящихся в группе риска, через профилактику профессионального выгорания педагогов»
Следенко Мария Сергеевна
педагог-психолог
первой квалификационной категории
г. Новосибирск
Важность реализации проекта.
Профилактика жестокого обращения с детьми является одним из стратегических направлений государственной политики РФ в сфере защиты детства. Федеральный закон от 29.12.2012 №273 «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает в ст.56 в наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое «насилие над личностью» обучающегося или воспитанника». Эмоциональное (психологическое) насилие – это любое действие, которое вызывает у ребенка состояние эмоционального напряжения, которое тормозит или вредит развитию его потенциальных способностей, подвергая опасности развитие его эмоциональной жизни.
Вербальная агрессия педагога – феномен, практически не изученный и «игнорируемый» отечественной наукой. Всестороннее исследование проблемы, разработка рекомендаций по купированию и профилактике речевого, эмоционального насилия, профилактике эмоционального выгорания педагогов обеспечат эффективность образовательного процесса и безопасность дошкольников.
Проблематика.
Воспитатель – это специалист, который ежедневно, несмотря на внутреннее и внешнее благополучие, приходя на работу взаимодействуя с детьми, проявляет профессиональную компетентность. На сегодняшний день взаимодействие с детьми согласно ФГОС осуществляется через сопереживание, сочувствие; эмоциональную отзывчивость; чуткость, заботливость; доброжелательность; веру в силы и возможности детей; оптимистическую настроенность; педагогический такт; креативность. Это специалист той профессии, который взаимодействует с большой группой людей, осуществляет индивидуальный подход как к детям, так и к их законным представителям, несет ответственность за физическое и психологическое здоровье вверенных ему детей.
Педагог находится в состоянии эмоционального перенапряжения. В силу ограничения проявления и контролирования своих высказываний, поступков, эмоциональных реакций, педагог вынужден создавать для себя границы, надевать маски «семейного и личностного благополучия». Это приводит к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов, приводящих к разным неблагоприятным последствиям, как для самого педагога, его коллег, так и для детей с которыми он взаимодействует. Синдром выгорания подкрепляется собственными личностными качествами, которые были сформированы в условиях собственного детства, а также особенностями характера, темперамента.
Профессиональная деформация имеет стадии:
1. Стадия измененной эмоциональности:
начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; педагог может заметить, что вроде бы все пока нормально, но … скучно и пусто на душе;
исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;
плохой сон, апатия.
возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; при возвращении домой, всё чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»
2. Стадия многоплановых изменений:
невозможность выполнять многофункциональные действия, работа характеризуется формальностью;
изменение смысла деятельности на противоположный (вместо сотрудничества, взаимодействия с целью развития - поиск врага, борьба, что провоцирует конфликты в коллективе и с родителями);
неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии коллег – вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения.
Подобное поведение профессионала – это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.
3стадия:
притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;
такой человек по привычке может ещё сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.
Симптоматика выгорания разнообразна и проявляется на трех уровнях: психофизическом, социально-психологическом, поведенческом. И рассмотрим некоторые, наиболее актуальны:
снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции страха на опасную ситуацию);
постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
безразличие, скука, пассивность и депрессия;
повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
частые нервные срывы;
постоянное переживание негативных эмоций;
ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять её - всё труднее и труднее;
невыполнение приоритетных, важных задач и «застревание» на мелких деталях, не связанных служебными требованиями.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что эмоционально выгоревшему педагогу трудно дается тема инклюзивного образования, в том числе дети с особенностями развития, дети с нежелательным поведением, с низкими социальными навыками находятся в группе риска и могут пострадать от эмоционального насилия со стороны педагога, которое проявляется в следующем:
изоляция;
«торговля запретами»;
оскорбление личности ребенка;
поддержание постоянного напряжения, запугивание.
Эмоциональное насилие над ребенком со стороны воспитателя можно предположить в случае, если психолог или другой специалист детского сада заметили, что воспитатель:
предъявляет к ребенку завышенные требования, с которыми тот не в состоянии справиться, что формирует низкую самооценку и приводит к фрустрации;
заметили, что воспитатель слишком сурово наказывает ребенка;
чрезвычайно критичен по отношению к ребенку, обвиняет его;
злится и ведет себя устрашающе.
Подобное поведение не устраивает администрацию, что имеет последствия вплоть до увольнения специалиста, который ранее не имел претензий к своей профессиональной деятельности.
Цель: Создание психолого-педагогической благоприятной среды для детей с особенностями развития, опираясь на эмоциональные и личностные ресурсы воспитателей.
Задачи:
1.Провести и проанализировать анкетирование педагогов 15 групп детского сада по теме «Способов взаимодействия с детьми».
2.Провести диагностику педагогов 15 групп детского сада на наличие профессионального выгорания и актуального эмоционального состояния до начала и после реализации проекта.
3.Формирование эмоциональной устойчивости педагогов через цикл тренинговых занятий по профилактике выгорания:
Познакомить педагогов с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками;
Снятие напряжения и получение психологической поддержки;
Выделение источников удовлетворения профессиональной деятельностью.
4. Повышение психолого-педагогической компетентности в вопросах эмпатийного, профессионального взаимодействия с детьми:
расширить знания педагогов о формах и причинах жестокого обращения с детьми и признаках эмоционального насилия;
способствовать осознанию воспитателями негативного воздействия недопустимых форм взаимодействия на психологическое и психическое здоровье детей;
отработать техники саморегуляции;
предоставление воспитанникам (которые имеют способности воспринимать обращенную речь) обратной связи относительно их поведения.
5. Публикация материалов реализуемого проекта в интернет-ресурсах и периодических изданиях.
Содержание.
Задачи | Методы, источники |
Провести и проанализировать анкетирование педагогов 15 групп детского сада по теме «Способов взаимодействия с детьми». | Анкета. Метенова Н.М. Методическое пособие. Педсовет: «Нравственное воспитание». – Ярославль, «Индиго», 2017 – 64 стр., стр.10) |
Провести диагностику педагогов 15 групп детского сада на наличие профессионального выгорания и актуального эмоционального состояния до начала и после реализации проекта. | Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко. Источник: Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Уч.п. – Самара: «БАХРАХ», 1998 – 672 с. Стр.161. |
| Собчик Л.Н. МЦВ. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. Практическое руководство. – СПб., «Речь», 2001.-112стр. |
Формирование эмоциональной устойчивости педагогов через цикл тренинговых занятий по профилактике выгорания. | Информационные методы: презентация «Мастер класс в рамках тренинга В тренинге используются методы арт-терапии, бихевиорально-когнитивного подхода, аутогенной тренировки, телесно-ориетированной терапии. Справочник по групповой психокоррекции / Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. – Ростов н/Д:Феникс, 2006. – стр.443.: Беседа «Правила выражения чувств» , 214 стр. Упр. «Как научиться оказывать и принимать знаки внимания», 214стр; Беседа и упр. «Уверенное, неуверенное и агрессивное поведение» стр.217; Упр. «Интервью» стр.230; Упр. «Приветствие» стр.235; Упр. «Оправдание» стр.236; Упр. «Метафора проблем» стр.242; Упр. «Зато…», «Розовый куст» стр.245; Комплекс упражнений «Открытое общение» стр.250; Упр. «Мышечная гимнастика» стр.256; Упр. «Моё напряжение», «Разматывание клубка» стр.257; Аутогенная тренировка. Стр.259; Упр. «Оживление тела» стр.261. Бихевиорально-когнитивная психотерапия детей и подростков / Под общей редакцией проф.Ю.С.Шевченко. – СПб.: Речь, 2003. – 552 стр. Онтогенетическая ориентированная методика развития эмоциональной сферы. Стр.274-279. Упражнение «Мои лучшие качества», где необходимо забыть о скромности и проявить креативность и перечислить «Мои лучшие черты», «Мои способности и таланты», «Мои достижения». |
Повышение психолого-педагогической компетентности в вопросах эмпатийного, профессионального взаимодействия с детьми. | Электронный журнал «Справочник педагога-психолога. Детский сад» №7, 2016 год. Лунькова Н.Г., Медведева С.А. «Речевое насилие как угроза психическому и психологическому здоровью детей». Из источника используются элементы занятий с педагогами. Бихевиорально-когнитивная психотерапия детей и подростков / Под общей редакцией проф.Ю.С.Шевченко. – СПб.: Речь, 2003. – 552 стр. Методика развития саморегуляции эмоциональных состояний. стр.283-288. Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в гештальттерапии. Пер. с нем. /Спб.:Издательство Пирожкова (Серия «Новый импульс») 2001. – 256с. «Мультирисование» стр. 72-78. |
Целевая аудитория: к участию в проекте приглашаются воспитатели и другие специалисты детского сада, участвующие в образовательном процессе. Группа носит открытый характер, но основная задача для педагогов регулярно посещать тренинговые занятия.
Сроки реализации проекта: проект рассчитан на один год. Частота групповых занятий два раза в месяц. Первое занятие посвящено профилактике выгорания педагогов, второе занятие через неделю – сохранению эмоционального благополучия детям.
Оценка условий и ресурсов: тренинги проходят в музыкальном зале. Количество участников до 15 человек. Возможно, одновременно участие в проекте двух групп, где составляется расписание участия каждой. Время одного занятия – 2 часа.
Для занятий требуется:
бумага А4 – 300 листов;
цветные карандаши – по количеству участников;
краски, кисти – по количеству участников;
коврики для занятий на полу;
Прогнозируемые результаты:
Снижение от первоначального уровня синдрома эмоционального состояния педагогов, положительная динамика эмоционального состояния специалистов.
При повторном анкетировании качественные изменения ответов.
Обратная связь от педагогов при завершении проекта.
Благоприятный психологический климат в группе по результатам наблюдения за взаимодействием педагога и воспитанников в непосредственной образовательной деятельности.