Педагогический проект «Взаимодействие воспитателей и специалистов в создании безопасной образовательной среды в дошкольной образовательной организации»

6
0
Материал опубликован 2 March 2021

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя образовательная школа №26

(дошкольное отделение)







Педагогический проект «Взаимодействие воспитателей и специалистов в создании безопасной образовательной среды в дошкольной образовательной организации»


Тема «Сохранение эмоционального благополучия детей, находящихся в группе риска, через профилактику профессионального выгорания педагогов»


Следенко Мария Сергеевна

педагог-психолог

первой квалификационной категории


















г. Новосибирск


Важность реализации проекта.

Профилактика жестокого обращения с детьми является одним из стратегических направлений государственной политики РФ в сфере защиты детства. Федеральный закон от 29.12.2012 №273 «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает в ст.56 в наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое «насилие над личностью» обучающегося или воспитанника». Эмоциональное (психологическое) насилие – это любое действие, которое вызывает у ребенка состояние эмоционального напряжения, которое тормозит или вредит развитию его потенциальных способностей, подвергая опасности развитие его эмоциональной жизни.

Вербальная агрессия педагога – феномен, практически не изученный и «игнорируемый» отечественной наукой. Всестороннее исследование проблемы, разработка рекомендаций по купированию и профилактике речевого, эмоционального насилия, профилактике эмоционального выгорания педагогов обеспечат эффективность образовательного процесса и безопасность дошкольников.


Проблематика.

Воспитатель – это специалист, который ежедневно, несмотря на внутреннее и внешнее благополучие, приходя на работу взаимодействуя с детьми, проявляет профессиональную компетентность. На сегодняшний день взаимодействие с детьми согласно ФГОС осуществляется через сопереживание, сочувствие; эмоциональную отзывчивость; чуткость, заботливость; доброжелательность; веру в силы и возможности детей; оптимистическую настроенность; педагогический такт; креативность. Это специалист той профессии, который взаимодействует с большой группой людей, осуществляет индивидуальный подход как к детям, так и к их законным представителям, несет ответственность за физическое и психологическое здоровье вверенных ему детей.

Педагог находится в состоянии эмоционального перенапряжения. В силу ограничения проявления и контролирования своих высказываний, поступков, эмоциональных реакций, педагог вынужден создавать для себя границы, надевать маски «семейного и личностного благополучия». Это приводит к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов, приводящих к разным неблагоприятным последствиям, как для самого педагога, его коллег, так и для детей с которыми он взаимодействует. Синдром выгорания подкрепляется собственными личностными качествами, которые были сформированы в условиях собственного детства, а также особенностями характера, темперамента.

Профессиональная деформация имеет стадии:

1. Стадия измененной эмоциональности:

начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; педагог может заметить, что вроде бы все пока нормально, но … скучно и пусто на душе;

исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;

плохой сон, апатия.

возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; при возвращении домой, всё чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»

2. Стадия многоплановых изменений:

невозможность выполнять многофункциональные действия, работа характеризуется формальностью;

изменение смысла деятельности на противоположный (вместо сотрудничества, взаимодействия с целью развития - поиск врага, борьба, что провоцирует конфликты в коллективе и с родителями);

неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии коллег – вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения.

Подобное поведение профессионала – это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.

3стадия:

притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;

такой человек по привычке может ещё сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

Симптоматика выгорания разнообразна и проявляется на трех уровнях: психофизическом, социально-психологическом, поведенческом. И рассмотрим некоторые, наиболее актуальны:

снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции страха на опасную ситуацию);

постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;

безразличие, скука, пассивность и депрессия;

повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

частые нервные срывы;

постоянное переживание негативных эмоций;

ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять её - всё труднее и труднее;

невыполнение приоритетных, важных задач и «застревание» на мелких деталях, не связанных служебными требованиями.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что эмоционально выгоревшему педагогу трудно дается тема инклюзивного образования, в том числе дети с особенностями развития, дети с нежелательным поведением, с низкими социальными навыками находятся в группе риска и могут пострадать от эмоционального насилия со стороны педагога, которое проявляется в следующем:

изоляция;

«торговля запретами»;

оскорбление личности ребенка;

поддержание постоянного напряжения, запугивание.

Эмоциональное насилие над ребенком со стороны воспитателя можно предположить в случае, если психолог или другой специалист детского сада заметили, что воспитатель:

предъявляет к ребенку завышенные требования, с которыми тот не в состоянии справиться, что формирует низкую самооценку и приводит к фрустрации;

заметили, что воспитатель слишком сурово наказывает ребенка;

чрезвычайно критичен по отношению к ребенку, обвиняет его;

злится и ведет себя устрашающе.

Подобное поведение не устраивает администрацию, что имеет последствия вплоть до увольнения специалиста, который ранее не имел претензий к своей профессиональной деятельности.

Цель: Создание психолого-педагогической благоприятной среды для детей с особенностями развития, опираясь на эмоциональные и личностные ресурсы воспитателей.

Задачи:

1.Провести и проанализировать анкетирование педагогов 15 групп детского сада по теме «Способов взаимодействия с детьми».

2.Провести диагностику педагогов 15 групп детского сада на наличие профессионального выгорания и актуального эмоционального состояния до начала и после реализации проекта.

3.Формирование эмоциональной устойчивости педагогов через цикл тренинговых занятий по профилактике выгорания:

Познакомить педагогов с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками;

Снятие напряжения и получение психологической поддержки;

Выделение источников удовлетворения профессиональной деятельностью.

4. Повышение психолого-педагогической компетентности в вопросах эмпатийного, профессионального взаимодействия с детьми:

расширить знания педагогов о формах и причинах жестокого обращения с детьми и признаках эмоционального насилия;

способствовать осознанию воспитателями негативного воздействия недопустимых форм взаимодействия на психологическое и психическое здоровье детей;

отработать техники саморегуляции;

предоставление воспитанникам (которые имеют способности воспринимать обращенную речь) обратной связи относительно их поведения.

5. Публикация материалов реализуемого проекта в интернет-ресурсах и периодических изданиях.


Содержание.

Задачи

Методы, источники

Провести и проанализировать анкетирование педагогов 15 групп детского сада по теме «Способов взаимодействия с детьми».

Анкета. Метенова Н.М. Методическое пособие. Педсовет: «Нравственное воспитание». – Ярославль, «Индиго», 2017 – 64 стр., стр.10)

Провести диагностику педагогов 15 групп детского сада на наличие профессионального выгорания и актуального эмоционального состояния до начала и после реализации проекта.


Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко. Источник: Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Уч.п. – Самара: «БАХРАХ», 1998 – 672 с. Стр.161.


Собчик Л.Н. МЦВ. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. Практическое руководство. – СПб., «Речь», 2001.-112стр.

Формирование эмоциональной устойчивости педагогов через цикл тренинговых занятий по профилактике выгорания.


Информационные методы: презентация «Мастер класс в рамках тренинга
«Синдром «профессионального выгорания» у педагогов».

В тренинге используются методы арт-терапии, бихевиорально-когнитивного подхода, аутогенной тренировки, телесно-ориетированной терапии.


Справочник по групповой психокоррекции / Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. – Ростов н/Д:Феникс, 2006. – стр.443.:

Беседа «Правила выражения чувств» , 214 стр.

Упр. «Как научиться оказывать и принимать знаки внимания», 214стр;

Беседа и упр. «Уверенное, неуверенное и агрессивное поведение» стр.217;

Упр. «Интервью» стр.230;

Упр. «Приветствие» стр.235;

Упр. «Оправдание» стр.236;

Упр. «Метафора проблем» стр.242;

Упр. «Зато…», «Розовый куст» стр.245;

Комплекс упражнений «Открытое общение» стр.250;

Упр. «Мышечная гимнастика» стр.256;

Упр. «Моё напряжение», «Разматывание клубка» стр.257;

Аутогенная тренировка. Стр.259;

Упр. «Оживление тела» стр.261.


Бихевиорально-когнитивная психотерапия детей и подростков / Под общей редакцией проф.Ю.С.Шевченко. – СПб.: Речь, 2003. – 552 стр.

Онтогенетическая ориентированная методика развития эмоциональной сферы. Стр.274-279.


Упражнение «Мои лучшие качества», где необходимо забыть о скромности и проявить креативность и перечислить «Мои лучшие черты», «Мои способности и таланты», «Мои достижения».

Повышение психолого-педагогической компетентности в вопросах эмпатийного, профессионального взаимодействия с детьми.


Электронный журнал «Справочник педагога-психолога. Детский сад» №7, 2016 год. Лунькова Н.Г., Медведева С.А. «Речевое насилие как угроза психическому и психологическому здоровью детей». Из источника используются элементы занятий с педагогами.


Бихевиорально-когнитивная психотерапия детей и подростков / Под общей редакцией проф.Ю.С.Шевченко. – СПб.: Речь, 2003. – 552 стр.

Методика развития саморегуляции эмоциональных состояний. стр.283-288.

Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в гештальттерапии. Пер. с нем. /Спб.:Издательство Пирожкова (Серия «Новый импульс») 2001. – 256с.

«Мультирисование» стр. 72-78.

Целевая аудитория: к участию в проекте приглашаются воспитатели и другие специалисты детского сада, участвующие в образовательном процессе. Группа носит открытый характер, но основная задача для педагогов регулярно посещать тренинговые занятия.

Сроки реализации проекта: проект рассчитан на один год. Частота групповых занятий два раза в месяц. Первое занятие посвящено профилактике выгорания педагогов, второе занятие через неделю – сохранению эмоционального благополучия детям.

Оценка условий и ресурсов: тренинги проходят в музыкальном зале. Количество участников до 15 человек. Возможно, одновременно участие в проекте двух групп, где составляется расписание участия каждой. Время одного занятия – 2 часа.

Для занятий требуется:

бумага А4 – 300 листов;

цветные карандаши – по количеству участников;

краски, кисти – по количеству участников;

коврики для занятий на полу;

Прогнозируемые результаты:

Снижение от первоначального уровня синдрома эмоционального состояния педагогов, положительная динамика эмоционального состояния специалистов.

При повторном анкетировании качественные изменения ответов.

Обратная связь от педагогов при завершении проекта.

Благоприятный психологический климат в группе по результатам наблюдения за взаимодействием педагога и воспитанников в непосредственной образовательной деятельности.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации