12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ужанова Татьяна Леонидовна51
1

Статья на тему «Взаимосвязь интерактивных форм и методов обучения цифровой образовательной среды как условие организации учебного занятия»

Т.Л. Ужанова

 

ГАПОУ ТО «Колледж цифровых и педагогических технологий»

 

ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ И ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЕ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

 

Понятие «цифровая образовательная среда» приобрело многочисленные цитирования в информационных источниках, когда на государственном уровне (Указы Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 и от 7 мая 2018 г. № 204, Постановление Правительства РФ 26 декабря 2017 г. № 1642 и др.) было закреплено требование о переводе образовательной среды в цифровой формат. Анализ этих документов позволяет сделать вывод о содержании этого понятия. Цифровая образовательная среда включает оснащение образовательных организаций средствами цифровых технологий, подключение их к высокоскоростному Интернету, использование в образовательном процессе цифровых инструментов и материалов, образовательных онлайн-сервисов.

Специалисты Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» и эксперты Центра стратегических разработок понятие цифровой образовательной среды определяют так: «…это совокупность цифровых устройств, информационных систем, источников, инструментов и сервисов, которые создаются и развиваются для обеспечения работы учебных заведений и решения задач, возникающих в ходе образовательного процесса» [1].

Ресурсы цифровой образовательной среды вносят коррективы в деятельности педагога и обучающихся. Они освобождают преподавателя от традиционной роли - транслятора знаний. При этом усиливается роль наставника, тьютора, координатора и организатора образовательного процесса. Деятельность обучающихся тоже трансформируется, вспомним для примера модель перевернутого обучения или идею о персонализированном обучении. В этих моделях приветствуется форма многоканальной коммуникации и взаимодействие ее участников. Следовательно, для успешной организации учебных занятий в условиях цифровой образовательной среды важно ее сочетание с интерактивным обучением.

Интерактивное обучение предполагает взаимодействие, режим диалога, обмен опытом, совместное обсуждение изучаемого, организованную обратную связь. В сочетании с ресурсами цифровой образовательной среды интерактивное обучение усиливает познавательную мотивацию, способствует формированию коммуникативной компетентности и цифровой грамотности, обеспечивает не только понимание изучаемого, но и применение его в типичных и нестандартных ситуациях.

Приведем примеры использования на учебных занятиях интерактивных форм и методов во взаимосвязи с цифровой средой. Для обучения студентов решению профессиональных задач используется кейс-метод. Это анализ производственных ситуаций, которые даны в видеозаписи (фрагменты игровых и документальных фильмов, видеозаписи учебных занятий, интервью). Работа с видеокейсом организуется по-разному: поиск решения ситуационной задачи, анализ увиденных решений, показ альтернативных вариантов ответов уже с применением ролевой игры. Для продуктивного обмена опытом полезно использовать внутригрупповой и межгрупповой диалог.

Метод «Шесть шляп мышления» позволяет организовать переработку и осмысление информации с помощью правил, которые задаются через символы – цвета шести шляп. Этот метод ценен еще и тем, что можно варьировать его применение. Например, участники группы могут иметь разного цвета шляпы или каждая группа имеет шляпу только одного цвета. В нашем опыте сочетание этого метода было организовано с участием обучающихся в вебинаре. Анализ поступающей информации, обратная связь с ведущими и вопросы были даны студентами, исходя из правил, которые символизировали шляпы.

Исследователи применения модели персонализированного обучения в условиях цифровой образовательной среды считают, что метод проектов соответствует ее назначению и обладает необходимыми возможностями для ее реализации [1]. С его помощью можно организовать обучающий интерактив при работе с цифровыми ресурсами, так и взаимодействие участников проекта. Приведем пример изучения темы «Имидж педагога» (учебная дисциплина «Психология общения») с использованием метода проекта. На подготовительном этапе была определена проблема, цель и задачи проекта, сформирован состав групп, спрогнозирован продукт (буклет, презентация, видеоролик с рекомендациями о формировании имиджа педагога). На основном этапе началась самостоятельная работа обучающихся по поиску, переработке и представлению информации. Ее источниками стали онлайн-платформы, которые активно представляют педагогический опыт (Инфоурок, Фоксфорд, Урок.ру и другие), обращение к электронной библиотеке. Некоторые группы организовали опросы по проблеме с помощью мессенджера. На этой стадии было организовано внутригрупповое взаимодействие и консультации с преподавателем. На заключительном этапе – с помощью интерактивной доски, документ-камеры и межгруппового диалога были представлены продукты проекты, сделан рефлексивный анализ изучения темы.

Подведем итог. Интерактивное обучение позволяет организовать дискуссию, обменяться опытом, через совместную деятельность в малых группах найти решение проблемы. Источниками и средствами для организации этого взаимодействия выступает цифровая образовательная среда. Диалогическое и совместное решение учебных задач – это основа относительно простого применения цифровых ресурсов в образовательных системах.

 

Список использованных источников

1 Трудности и перспективы цифровой трансформации образования/ А. Ю. Уваров [и др.]; под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина. - Москва: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. - 343 с.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.