Статья «Проблемы трудового обучения и профессиональной подготовки детей и подростков с недостатками интеллектуального развития»
Селезнева Надежда Геннадьевна
учитель технологии швейное дело
МКОУ "Березовская основная общеобразовательная школа-интернат психолого-педагогической поддерки"
Кемеровская область с.Березово
Анализ, сделанный сотрудниками Института коррекционной педагогики РАО, показал, что процент трудоустройства выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по специальностям трудового обучения, получаемым ими в школьных мастерских, низок. Особенно это касается традиционных профилей (слесарное, столярное и швейное дело). В связи с этим за последние годы в данных учреждениях вводятся новые трудовые специальности, в основном строительные (штукатур-маляр, плиточник, каменщик и т.д.) или сферы обслуживания населения (младший медицинский персонал, озеленители, дворники и т.п.). Демократические преобразования в обществе и модернизация системы специального образования способствовали появлению и внедрению в практику идей продления срока обучения, воспитания и социализации детей с проблемами в умственном и физическом развитии.
В настоящее время возрос интерес руководителей, практических работников специального образования и родителей детей с проблемами в умственном развитии в увеличении количества лет пребывания детей в образовательном учреждении. Повышенный интерес к данному вопросу вызван целым рядом причин. В ходе эволюционного развития системы специального образования произошла смена приоритетов в задачах самой системы. На первое место выступает задача обеспечения прав на получение доступного образования для всех категорий детей. Особая помощь нужна выпускникам специальных (коррекционных) образовательных учреждений в обеспечении их права на трудовую занятость. Без организации специальной поддержки выпускники коррекционных учреждений не в состоянии выдержать конкуренцию на рынке труда, часто не способны на самостоятельное трудоустройство даже на доступные им рабочие места.
Традиционная система 5-ти летнего профессионально-трудового обучения не решает их задач. 15-16летние умственно отсталые подростки не готовы к дальнейшей самостоятельной трудовой деятельности. Им требуется специально организованное сопровождение либо в виде наставничества на рабочем месте, либо продолжения обучения в специальных (коррекционных) группах профессиональных училищ, или в условиях 10-12 классов как в особой структуре углубленной трудовой подготовки и адресной подготовки на рабочее место.
Произошла смена приоритетов и в задачах коррекционной школы VIII вида. На первое место выходит задача социальной адаптации умственно отсталого выпускника. Социальная адаптация, т.е. активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе, является универсальной основой для личного и социального благополучия любого человека. Ребенок, ограниченный в умственном развитии, не в состоянии сам выделить, освоить и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют личности комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели. По сути, он лишен основы самостоятельного, благополучного существования в сложном современном социуме. Поэтому социальная адаптация является не только важнейшей задачей обучения и воспитания умственно отсталого ребенка, но и средством компенсации первичного дефекта.
Внедрение в практику образования детей с умственной отсталостью системы 10 – 12 классов стало возможным благодаря Типовому положению о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.97 №288, и Учебным планам, утвержденным Приказом от 10.04.2002 №29/2065-п.
В настоящее время в Российской Федерации ряд специальных (коррекционных) учреждений VIII вида имеет экспериментально апробированный опыт организации образовательного процесса в 10-12 классах. В соответствии с новой постановкой задач меняются и направления трудовой подготовки. Как показывают результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной в ряде школ субъектов Российской Федерации, учащимся этих школ доступны и новые профессии, такие как «Озеленение», «Основы электродела», «Кружевоплетение», «Работа с кожей» и другие. В настоящее время в специальных (коррекционных) школах-интернатах (школах) VIII вида Российской Федерации ведется обучение почти по 20 видам труда.
В практике профессионально=трудовой подготовки умственно отсталых подростков в нашей стране сложились четыре формы:
1. Обучение выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в интегрированных группах учреждений начального профессионального образования сразу после окончания 9 класса;
2. Обучение выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в специализированных группах учреждений начального профессионального образования сразу после окончания 9 класса;
3. Допрофессиональная подготовка обучающихся в 10-12 классах на базе школьных учебных мастерских;
4. Создание учебно-производственных отделений при специальных (коррекционных) школах VIII вида.
Обучение выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в учреждениях начального профессионального образования ведется давно и на сегодняшний день является основной формой, но по ряду объективных и субъективных причин во многом малоэффективной. Это связано как с содержанием, так и с формой обучения, когда учреждение начального профессионального образования не имеет в своем составе необходимых специалистов, знакомых с основами дефектологии и особенностями психологии обучающихся. Кроме того, профессиональное училище сегодня не в состоянии гарантировать выпускникам трудоустройство на предприятии. В данных учебных заведениях, как показывает анализ, чаще всего учатся подростки с легкой степенью дебильности или с задержкой психического развития. К сожалению, в настоящее время в стране практически нет специальных (коррекционных) профессиональных училищ, относящихся к системе образования. Тем не менее, практически в каждом субъекте Российской Федерации имеется 2-4 профессиональных училища, в которых обучаются выпускники специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по специальностям деревообрабатывающей и текстильной промышленности, строительного и обувного дела, сельскохозяйственного труда. Всего доступными для умственно отсталых подростков считается 134 специальности, по которым они могут трудоустроиться.
Организацию обучения выпускников специальных школ в профессиональных училищах можно разбить на три вида. Самый распространенный вид, когда выпускники приходят в новый для них коллектив подростков и взрослых, прекращая контакты с вырастившей их школой. Как правило, коэффициент полезного действия таких профессиональных училищ низок в силу того, что их педагоги и мастера в основном не знакомы с особенностями методов обучения и психологии умственно отсталого подростка. Более продуктивно обучение ведется, если воспитанники (в основном это дети-сироты) ходят учиться в профессиональное училище и продолжают жить в интернате. В этом случае между педагогическими коллективами двух образовательных учреждений сохраняется преемственность в воспитании подростков, проводятся совместные педагогические советы и производственные совещания, работают объединенные методические объединения учителей трудового обучения. Третий вид учреждений встречается редко. Это когда выпускники учатся и проживают в профессиональном училище, в штатном расписании которого воспитательские группы не соответствуют нормам специальной школы, а значительно выше. С целью постепенной адаптации в новый для подростков социум в учреждении создается группа для выпускников специальной школы с наполняемостью в 12 человек, а ставка педагога-воспитателя оплачивается из бюджета школы-интерната.
Основные пути совершенствования профессиональной подготовки умственно отсталых подростков предполагают:
1. Создание материальной базы обучения, позволяющей:
а) готовить обучающихся по профессиям, соответствующим их индивидуальным возможностям;
б) формировать профессионально важные качества обучающихся до уровня, необходимого рабочему в современных социальноэкономических условиях. Под созданием материальной базы следует понимать оснащение современным оборудованием и обеспечение инструментом и материалами учебных мастерских и производственных цехов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида и профессиональных училищ для умственно отсталых подростков. В целях создания условий для прохождения производственной практики обучающихся и трудоустройства выпускников необходимо восстановление системы базовых предприятий, то есть закрепление за образовательными учреждениями предприятий промышленных, строительных, сельскохозяйственных и сферы обслуживания населения.
2. Подготовка учителей трудового обучения для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида и профессиональных училищ, соответствующих современным требованиям организации процесса обучения умственно отсталых людей и обладающих умениями:
а) выявления учебно-трудовых возможностей обучающихся и осуществления на этой основе индивидуального подхода в учебновоспитательной работе;
б) использования всего арсенала специфических методик обучения для трудовой подготовки умственно отсталых лиц;
в) владения обучающими системами контроля и учета динамики усвоения учебного материала и развития обучающихся;
г) воспитания у подростков необходимых в труде социальных установок, моральных качеств и ориентированности на осваиваемую профессию.
Существующая в настоящее время в Российской Федерации подготовка педагогических кадров для работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, не дает возможности готовить на факультетах коррекционной педагогики вузов (в 36 вузах имеются факультеты и отделения по подготовке педагогов-дефектологов) учителей трудового обучения специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
В связи с этим необходимо рассмотреть возможность открытия специализированных учебных групп по подготовке учителей трудового обучения для специальных (коррекционных) образовательных учреждений и профессиональных училищ, обучающих детей с ограниченными возможностями здоровья, на базе действующих факультетов коррекционной педагогики с внесением в их учебные планы соответствующих корректировок. С целью совершенствования педагогического мастерства учителей трудового обучения специальных (коррекционных) образовательных учреждений и мастеров профессиональных училищ, обучающих детей с ограниченными возможностями здоровья, следует совершенствовать работу образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (систему повышения квалификации). В настоящее время в стране функционирует 94 учреждения дополнительного профессионального образования. В их составе имеются 11 кафедр специальной педагогики и психологии и 25 самостоятельных учебно-методических кабинетов дефектологии. Около 40 учреждений имеют в своем составе методистов, курирующих эти проблемы, но входящих в состав других подразделений учреждения повышения квалификации. В остальных учреждениях дополнительного профессионального образования вопросы коррекционной педагогики рассматривают эпизодически. Большинство учреждений дополнительного профессионального образования, как правило, организуют повышение квалификации учителей трудового обучения специальных (коррекционных) образовательных учреждений совместно с учителями труда общеобразовательных школ, не учитывая при этом особенности специальной школы. Исходя из изложенного выше материала, можно сделать вывод, что перед отделом непрерывного образования лиц с ограниченными возможностями Центра реабилитационного и коррекционного образования ФИРО стоят большие задачи по методическому обеспечению системы непрерывного специального (коррекционного) образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в нашей стране.
Литература
(из опыта работы некоторых образовательных учреждений Российской Федерации)
Анализ, сделанный сотрудниками Института коррекционной педагогики РАО,
Постановление Правительства Российской Федерации от 12.03.97 №288, и Учебным планам, утвержденным Приказом от 10.04.2002 №29/2065-п.