Взаимосвязь работы логопеда с воспитателями, специалистами, родителями
Из опыта работы
учителя – логопеда
Шимохиной Ольги
Владимировны
С момента поступления ребенка в наш логопедический сад, деятельность всего педагогического персонала становится связана с работой логопеда, подчинена ей и перекликается. Только на основе такой тесной связи возможно наиболее полное, быстрое и продуктивное решение всех речевых задач.
Свою работу логопед в нашем саду начинает со знакомства с ребенком и его родителями. На каждого ребенка мы заводим карту логопедического обследования. В беседе с ребенком, при рассматривании красочно оформленных альбомов и игрушек, мы выясняем, какие речевые нарушения имеются у данного ребенка. Мы обязательно знакомим родителей с характером речевых нарушений. Какие звуки не произносит ребенок, есть ли у него фонематическое недоразвитие или общее недоразвитие, когда страдают все стороны речи: произношение, лексической и грамматической стороны, развитие фонематического слуха. Мы выясняем причины возникновения речевого недоразвития. Не было ли родовых травм, какими болезнями переболел ребенок, какая социальная атмосфера в семье, нет ли патологии органов речи, которые требуют медицинского вмешательства (например, подрезания подъязычной уздечки). Мы узнаем от родителей о характере ребенка, его индивидуальных особенностях, характере поведения дома и детском коллективе, что позволит нам выбрать подходящие методы и приемы в работе с ним.
Мы сообщаем родителям, какую работу мы будем вести с их ребенком.
Если страдает только произносительная сторона речи, родители узнают какие этапы есть при постановке звуков, их последовательность. Рассказываем о специфике работы при общем недоразвитие речи.
Мы убеждаем в том, что результат работы будет зависить от серьезного отношения родителей к проблеме, своевременного и добросовестного выполнения всех заданий логопеда, которые он будет записывать в индивидуальную тетрадь для домашних заданий детей. Один раз в неделю мы ведем работу с родителями в вечернее время, когда они никуда не спешат. Логопед в присутствии ребенка показывает и рассказывает какие артикуляционные упражнения и как правильно должен выполнять ребенок.
Задания в тетради ребенок должен выполнять сам (Например, придумать слова на определенный звук, наклеить или нарисовать картинку, отгадать загадку). Взрослый лишь помогает записать что – то или наклеить найденную картинку, следит за правильностью выполнения задания, и ни в коем случае не делает за ребенка. Каждую неделю во второй половине дня мы проводим пятиминутки, консультации для родителей, знакомим с успехами детей за неделю и новыми проблемами, возникающими при обучении. Ежемесячно мамы и папы получают информацию от логопеда и в уголке для родителей. Мы знакомим с темами фронтальных занятий, словарным минимумом по определенным темам, с тем, как нужно заниматься дома с детьми, в какие игры нужно играть. Например, игры для развития мелкой моторики рук, игры на развитие дыхания, фонематического слуха, формирование правильного звукопроизношения, развития артикуляционной моторики, слухового внимания и т. д. Родители получают рекомендации, советы на разные темы.
Ребенок в саду проводит несколько часов. Очень большую часть времени после занятий с логопедом ребенок проводит с воспитателем. Он активно включается в помощь логопеду. Логопед и воспитатель согласовывает тематику занятий. Мы стремимся, чтобы начатая логопедом тема, например, «Осень» нашла продолжение в занятиях воспитателя по ознакомлению с окружающим или развитию элементарных математических представлений, чтению художественной литературы. Я советую воспитателю проводить после сна и перед занятиями по звуковой культуре артикуляционную гимнастику, в середине занятий во время физкультминутки использовать упражнения для развития мелкой моторики, в вечернее время воспитатель по тетради с заданием логопеда ведет работу индивидуальную и по группам с детьми. Он закрепляет материал, плохо усвоенный детьми на фронтальных занятиях или разучивает потешки, поговорки, скороговорки, чистоговорки, которые потребуются в последующих занятиях. Я знакомлю воспитателя с результатами речевого обследования каждого ребенка, чтобы воспитатель зная, на что следует обратить внимание и какие методы и приемы применить, чтобы облегчить устранение какого-либо речевого недостатка. Я ставлю в известность воспитателя о каждом поставленном у ребенка звуке (цветик - семицветик с указанием имени ребенка и поставленного звука), об этапе работы над звуком произносит ли он его в словах, предложениях, текстах, свободной речи). Воспитатель следит за правильным произношением звука во всех режимных моментах, напоминает детям, если они делают ошибки.
Я изготовила ряд пособий, игр для развития мелкой моторики рук, дыхания дидактические настольные игры по различным темам, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, и даю их воспитателю для использования в свободное время от занятий время, после сна. Мною были проведены беседы, консультации с воспитателями на темы: «Воспитатель-пример для подражания в речи», «Значение пальчиковой и артикуляционной гимнастики в развитии речи и постановки звуков», «Виды речевых игр» и другие. Воспитатель знакомит меня с успехами детей на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим, занятиях по изобразительной, конструктивной деятельности, музыкальном.
В нашем логопедическом кабинете имеется подборка литературных произведений, стихов, народных потешек, считалок, поговорок, чистоговорок, речевок, которые логопед рекомендует использовать воспитателю на своих занятиях.
Одним из первых помощников логопеда являеися руководитель изодеятельности. На занятиях по рисованию, лепке, конструированию, аппликации одной из главных целей является развитие мелкой моторики рук, что оказывает самое благоприятное воздействие на развитии речи. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. В прошлом учебном году я предлагала изоинструктору и воспитателю делать на занятиях и в свободное время поделки из природного материала и бросового материала. Очень интересны работы детей получились из каштанов, желудей, ракушек, шишек, камыша, мха, опилок, пуговиц, пробок и др. Родители радовались оригинальным работам детей совместно со взрослыми на организационной выставке. Много было предложено конструирование узоров из семян тыквы, фасоли, подсолнечника, спичек. Ребята с большим удовольствием занимались новым делом с изоинструктором. Специалисту было также предложена подборка стихов, потешек для проговаривания на занятиях, а также физминутки для развития мелкой моторики со стихотворным оформлением.
Нельзя недооценивать и роль музыкального руководителя, который помогает логопеду. На занятиях по музыкальному воспитанию руководитель учит детей проговаривать в такт музыке и петь различные попевки, речевки. Особенно нравятся детям русские народные потешки, песенки. Например, (Петушок, петушок золотой гребешок…) Дети учатся управлять силой голоса, темпом речи: говорить и петь громко, тихо, быстро, медленно, отрывисто, плавно; с эмоциональной окраской: весело, грустно, восторженно. Дети развивают свое слуховое внимание («Что звучит?», «Что гремит?», «Чья песенка?»)
Музыкальный руководитель следит за правильной артикуляцией звуков при пении. Например: логопед познакомил детей на своем занятии с главными звуками, а музыкальный работник закрепил эти звуки, пропевая их с детьми.
Логопед вместе со специалистом по музыкальному воспитанию подбирают музыкальные игры, которые способствуют закреплению и активизации в речи поставленных логопедом звуков. Например, подвижная игра «У медведя во бору» может быть использована как отдых, как начало или конец занятия.
Логопедические цели 1) автоматизация звука р, изолированного и в тексте; 2) развитие фразой речи; 3) развитие дыхания; 4) развитие голоса; 5) нормализация темпа и ритма речи.
Я предлагала использовать на музыкальных занятиях логоритмические упражнения, которые сочетают в себе музыку, речь и движение.
Пример: Сорока – белобока
Кашку варила … и т.д.
Хочу отметить, что помощь логопедической работе оказывают так же психолог и физрук. Психолог проводит с поступившим в наш детский сад ребенком уровневую диагностику, которая показывает, соответствует ли общий уровень развития его возрасту. Это помогает логопеду и воспитателю подбирать необходимый материал для занятий с данным ребенком. На своих индивидуальных беседах с ребенком психолог развивает все психические процессы: память, внимание, мышление и др.
На занятиях по физвоспитанию я советую инструктору использовать игры и упражнения для развития мышц пальцев рук. Дети учатся перекладывать предметы из одной руки в другую, с одного места на другое, прокатывать в руках палки, веревки, мячи, правильно захватывать предметы руками.
Все логопеды нашего сада стремятся, чтобы дети слышали от всего педагогического коллектива только красивую, правильную речь, без диалектов, грубых и некрасивых слов.
Два года в нашем саду действует организованный мной драматический кружок «Теремок», где мы с детьми занимаемся постановкой спектаклей и инсценировкой сказок. На глазах дети из робких, застенчивых, невыразительных превращаются в настоящих маленьких артистов, играют свою роль эмоционально, выразительно. Спектакли у нас проходят с музыкальным сопровождением, которое обеспечивает муз. руководитель. Дети танцуют, поют, водят хороводы. Есть у нас свой костюмер и художественный оформитель.
Кроме театрального, у нас действует фольклорный кружок, где дети под руководством муз. руководителя разучивают русские народные песни, частушки, попевки, водят хороводы.
Я считаю, что по выступлению этих кружков можно судить о результатах нашей деятельности и работы логопеда. 80 % детей, покидающих наш сад, уходят с полностью исправленной речью и с благодарностью вспоминают время, проведенное в детском саду.