Публикация «Взгляд психолога на творческую реабилитацию ребенка с ОВЗ»
Взгляд психолога на творческую реабилитацию ребенка с ОВЗ
Существует два подхода к социализации:
Субъект-субъектный — когда человек активно участвует в жизни общества, не только адаптируется к нему, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на самого себя. Человеку отводится активная роль в социализации (Ч.Кули, Дж.Г.Мид).
Субъект-объектный подход подразумевает пассивное отношение к социализации, другими словами это просто адаптация к обществу (Э.Дюркгейм, Т.Парсонс).
Важно вывести ребенка из позиции постоянной опеки и принимаемых за него решений и подвести его к первой позиции — позиции человека активного. Основываясь на субъект-субъектном подходе социализацию можно трактовать как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры. Её цель – обогащение социального опыта, расширение круга общения ребенка и приобщение его к общечеловеческим ценностям. Очень важны в процессе социализации агенты социализации, т.е. значимые для человека люди, которые оказывают на него определенное влияние. Для наших детей значимыми агентами являются родители и педагоги.
Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентирована на использование в коррекционной работе различных видов искусства как важного средства воспитания и развития личности ребенка с ОВЗ.
Творческая реабилитация – это целый комплекс мероприятий, направленных на раскрытие творческого потенциала ребенка, повышение уровня духовного и интеллектуального развития, на укрепление здоровья ребенка с ОВЗ, овладение необходимыми умениями, навыками по самообслуживанию, на выработку у ребенка психологической уверенности в социальной значимости.
Основными задачами творческой реабилитации являются:
содействие коррекции и компенсации недостатков в развитии познавательной деятельности, эмоционально-волевой, моторной, личностной сфер
активизация посредством искусства потенциальных возможностей ребенка с ОВЗ
создание благоприятной микросреды в детском коллективе
актуализация познавательного интереса
диагностика удовлетворенности ребенка своей деятельностью
социализация ребенка
Творческая реабилитация обеспечивает системность и комплексность различных коррекционно-развивающих мероприятий, способствует расширению круга общения, завязыванию социальных связей, обогащению жизненного опыта, развитию эмоционально-волевой сферы человека с ограниченными возможностями здоровья. Участие в творческой, театрально-концертной деятельности в процессе социальной реабилитации развивает коммуникабельность, позволяет определить модель поведения и апробировать её на практике, найти свою "нишу" в социуме. Творческая деятельность позволяет избежать монотонности, однообразия в осуществлении соответствующих реабилитационных упражнений.
В результате:
преодолевается негативное отношение друг к другу, расширяются социальные контакты
стабилизируется психоэмоциональный фон в группе
появляется дополнительная возможность коррекции негативных эмоциональных состояний
развивается внимание
улучшается работоспособность
развивается мелкая и крупная моторика
развивается образное мышление
дети получают возможность выразить себя, овладевают коммуникативными навыками
осуществляется апробация различных социальных ролей
формируется адекватная самооценка