Структура образовательной программы инновационной образовательной практики «Я создаю проект»

2
1
Материал опубликован 5 February 2022

Структура образовательной программы

инновационной образовательной практики (ИнОП)


1. Глыбина Ирина Васильевна

2. «Я создаю проект».

Практическая ценность программы состоит в том, чтобы проектную деятельность сделать средой для формирования и развития ключевых компетенций обучающихся, т.к. она дает возможность:

Осваивать новые способы деятельности в интегрированном содержании;

Реализовать опыт соорганизации ресурсов для достижения цели;

Стимулировать практическую деятельность учащихся, позволяя формировать весь набор компетенций;

Конструировать учебный процесс на основе индивидуального стиля деятельности учащихся.

3.Вид образовательной деятельности: проектно-исследовательская практика.

4. Целевая группа учащихся, кол-во обучающихся: 9 классы, 8-10 человек.

5. Режим проведения – в рамках учебного плана,12 часов, еженедельно, занятия по 2 часа.

6.По результатам курса обучающиеся должны овладеть:

знаниями об основных этапах организации проектной и исследовательской деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация (защита));

научным аппаратом исследования (актуальность, проблема, цели, задачи, объект, предмет, гипотеза и др.);

знаниями об основных источниках информации (книги, энциклопедии, словари, ресурсы Интернета и др.);

методами исследования (наблюдение, эксперимент, интервьюирование, анкетирование, тестирование и др.);

правилами оформления списка использованной литературы;

УУД

проектировочные

исследовательские

информационные

кооперативные

Осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование последствий деятельности.

Выдвижение предположения, установление причинно – следственных связей, поиск нескольких вариантов решения проблемы.

Самостоятельный поиск необходимой информации (в энциклопедиях, по библиотечным каталогам, в Интернете), поиск недостающей информации у взрослых (учителя, руководителя проекта, специалиста), структурирование информации, выделение главного.

Взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач, поиск компромиссного решения.

коммуникативные

экспериментальные

рефлексивные

презентационные

Формирование умения слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя.

Организация своего рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственного эксперимента, наблюдение за ходом эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

Осмысливание собственной действительности (её хода и промежуточных результатов), осуществление самооценки.

Построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении, навыки монологической речи, ответы на незапланированные вопросы.


7. Содержание курса с указанием форм организации и видов деятельности.

В ходе решения системы проектных задач у обучающихся предполагается формирование следующих способностей:

Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

Целеполагать (ставить и удерживать цели);

Планировать (составлять план своей деятельности);

Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).


8. Учебно-тематический план


Тема

Количество часов

Контроль уровня учебных достижений

Теория

Практика

1

Введение в проектно-исследовательскую деятельность. Виды исследовательских работ (2 часа).


Знакомство с понятием «учебный проект»

Групповая работа по презентации идей

Диагностический тест

2

Этапы работы в процессе исследования. Научный аппарат исследования, его логика (2 часа).


Постановка проблемы. Формулирование цели и гипотезы исследования. Предмет, объект исследования.


Создание тезауруса

Анализ проделанной работы в виде опросника

3

Виды информации. Методики поиска информации (1 час).



Посещение городской библиотеки. Работа с каталогами. Сбор информации по проблеме исследования.


Оформление списка критических материалов

4

Методы и методика исследования (2 часа).


Наблюдение и эксперимент.

Представление отчёта по результатам проведённого эсперимента.



Текст отчета

5

Оформление работы (2 часа).


Правила оформления проектно-исследовательской работы

Дискуссия по результатам выполненных заданий.


Оформление титульного листа, Введения и Заключения

6

Подготовка к защите исследовательской работы (3 часа).



Оформление и демонстрация мини-проекта. Составление текста доклада. Разработка критериев оценки. Работа в группах.

Просмотр фрагмента видеофильма Р.Гандапаса «Как научиться выступать публично».


Публичное выступление с защитой работы, ответы на вопросы оппонентов


9. Объекты оценивания мини-проекта и критерии оценки.

Диагностика исследовательских умений учащихся 9 классов.


Критерии оценивания

Высокий

Средний

Низкий

1

Умение сформировать тему.

Исходя из проблемы, может сформулировать тему.

Недостаточно верная (точная) формулировка темы.

Не может сформулировать тему.

2

Умение обосновать актуальность или научную новизну.

Умеет выделить факты, теоретические правила, конкретные предложения (четкие), обосновывающие актуальность.

Недостаточно полно представлена актуальность темы.

Выдвигает несущественные варианты.

3

Умение грамотно обосновать научный аппарат.

Формулирует цель, задачи; выделяет объект предмета, выдвигает гипотезу, обосновывает,

Работа выполняется частично; имеются отдельные элементы научного аппарата.

Не умеют выделить и обосновать научный аппарат.

4

Практическая значимость.

Умеет выдвигать и систематизировать условия, при которых гипотеза подтверждается.

Выполняет частично.

Не справляется с данным заданием.



10. Методические, дидактические материалы.


Арцев М.И. Учебно-исследовательская работа учащихся // «Завуч». -2005.-№6.-с.4-29.

Белова И.И.. Гетманцева С.М.. Гребенникова Ю.Н, Гущина О.А. Организация проектной, учебно-исследовательской деятельности школьников: научно-практические рекомендации для педагогов дополнительного образования, учителей, методистов. – Великий Новгород, 2002 г.

Бобиенко О.М. Теоретические подходы к проблеме ключевых компетенций // www.tisbi.ru/science/veatnik/2003/issue2/

Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы, № 6, 1995

Демин И. С. Применение информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 144-150.

Дереклеева Н. И. Научно – исследовательская работа в школе / Н. И. Дереклеева. – М.: Вербум – М, 2001. – 48с.

Леонтович А. В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.

Леонтович, А. В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности? / А. В. Леонтович// Завуч. – 2001.-№ 1. – С 105-107.

Леонтович А. В. Рекомендации по написанию исследовательской работы / А. В. Леонтович // Завуч. – 2001. - № 1. – С. 102-105.

Масленникова, А. В. Материалы для проведения спецкурса « основы исследовательской деятельности учащихся» / А. В. Масленникова // Практика административной работы в школе. – 2004. - № 5. – С. 51-60.

Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. - 2006. -№ 4.- с.61 .

Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований учащихся начальной школы // Практика административной работы в школе. – 2003. - №5 – с.61-72.

Савенков А.И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике // Практика административной работы в школе. – 2004.- №6.-с.61-66.

Счастная Т. Н. Рекомендации по написанию научно – исследовательских работ / Т. Н. Счастная // Исследовательская работа школьников. – 2003. - № 4. – С. 34-45.

Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения // Практика административной работы в школе. – 2003. - №6. – с. 24-29.

Ресурсы Интернета:

http://psylab.info

http://www.researcher.ru/

http://irsh.redu.ru/

http://portfolio.1september.ru/




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

И снова не указаны ресурсы, на которых уже опубликована работа - в "Инфоуроке" и "Арт-таланте". Необходимо указывать - этого требуют правила публикации. Зачем размещать материал как "публикуемый впервые", если это не так?

5 February 2022

Похожие публикации