Структура образовательной программы инновационной образовательной практики «Я создаю проект»
Структура образовательной программы
инновационной образовательной практики (ИнОП)
1. Глыбина Ирина Васильевна
2. «Я создаю проект».
Практическая ценность программы состоит в том, чтобы проектную деятельность сделать средой для формирования и развития ключевых компетенций обучающихся, т.к. она дает возможность:
Осваивать новые способы деятельности в интегрированном содержании;
Реализовать опыт соорганизации ресурсов для достижения цели;
Стимулировать практическую деятельность учащихся, позволяя формировать весь набор компетенций;
Конструировать учебный процесс на основе индивидуального стиля деятельности учащихся.
3.Вид образовательной деятельности: проектно-исследовательская практика.
4. Целевая группа учащихся, кол-во обучающихся: 9 классы, 8-10 человек.
5. Режим проведения – в рамках учебного плана,12 часов, еженедельно, занятия по 2 часа.
6.По результатам курса обучающиеся должны овладеть:
знаниями об основных этапах организации проектной и исследовательской деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация (защита));
научным аппаратом исследования (актуальность, проблема, цели, задачи, объект, предмет, гипотеза и др.);
знаниями об основных источниках информации (книги, энциклопедии, словари, ресурсы Интернета и др.);
методами исследования (наблюдение, эксперимент, интервьюирование, анкетирование, тестирование и др.);
правилами оформления списка использованной литературы;
УУД
проектировочные | исследовательские | информационные | кооперативные |
Осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование последствий деятельности. | Выдвижение предположения, установление причинно – следственных связей, поиск нескольких вариантов решения проблемы. | Самостоятельный поиск необходимой информации (в энциклопедиях, по библиотечным каталогам, в Интернете), поиск недостающей информации у взрослых (учителя, руководителя проекта, специалиста), структурирование информации, выделение главного. | Взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач, поиск компромиссного решения. |
коммуникативные | экспериментальные | рефлексивные | презентационные |
Формирование умения слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя. | Организация своего рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственного эксперимента, наблюдение за ходом эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов. | Осмысливание собственной действительности (её хода и промежуточных результатов), осуществление самооценки. | Построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении, навыки монологической речи, ответы на незапланированные вопросы. |
7. Содержание курса с указанием форм организации и видов деятельности.
В ходе решения системы проектных задач у обучающихся предполагается формирование следующих способностей:
Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
Целеполагать (ставить и удерживать цели);
Планировать (составлять план своей деятельности);
Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
8. Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов | Контроль уровня учебных достижений | |
Теория | Практика | |||
1 | Введение в проектно-исследовательскую деятельность. Виды исследовательских работ (2 часа). | Знакомство с понятием «учебный проект» | Групповая работа по презентации идей | Диагностический тест |
2 | Этапы работы в процессе исследования. Научный аппарат исследования, его логика (2 часа). | Постановка проблемы. Формулирование цели и гипотезы исследования. Предмет, объект исследования. | Создание тезауруса | Анализ проделанной работы в виде опросника |
3 | Виды информации. Методики поиска информации (1 час). | | Посещение городской библиотеки. Работа с каталогами. Сбор информации по проблеме исследования. | Оформление списка критических материалов |
4 | Методы и методика исследования (2 часа). | Наблюдение и эксперимент. | Представление отчёта по результатам проведённого эсперимента. | Текст отчета |
5 | Оформление работы (2 часа). | Правила оформления проектно-исследовательской работы | Дискуссия по результатам выполненных заданий. | Оформление титульного листа, Введения и Заключения |
6 | Подготовка к защите исследовательской работы (3 часа). | | Оформление и демонстрация мини-проекта. Составление текста доклада. Разработка критериев оценки. Работа в группах. Просмотр фрагмента видеофильма Р.Гандапаса «Как научиться выступать публично». | Публичное выступление с защитой работы, ответы на вопросы оппонентов |
9. Объекты оценивания мини-проекта и критерии оценки.
Диагностика исследовательских умений учащихся 9 классов.
| Критерии оценивания | Высокий | Средний | Низкий |
1 | Умение сформировать тему. | Исходя из проблемы, может сформулировать тему. | Недостаточно верная (точная) формулировка темы. | Не может сформулировать тему. |
2 | Умение обосновать актуальность или научную новизну. | Умеет выделить факты, теоретические правила, конкретные предложения (четкие), обосновывающие актуальность. | Недостаточно полно представлена актуальность темы. | Выдвигает несущественные варианты. |
3 | Умение грамотно обосновать научный аппарат. | Формулирует цель, задачи; выделяет объект предмета, выдвигает гипотезу, обосновывает, | Работа выполняется частично; имеются отдельные элементы научного аппарата. | Не умеют выделить и обосновать научный аппарат. |
4 | Практическая значимость. | Умеет выдвигать и систематизировать условия, при которых гипотеза подтверждается. | Выполняет частично. | Не справляется с данным заданием. |
10. Методические, дидактические материалы.
Арцев М.И. Учебно-исследовательская работа учащихся // «Завуч». -2005.-№6.-с.4-29.
Белова И.И.. Гетманцева С.М.. Гребенникова Ю.Н, Гущина О.А. Организация проектной, учебно-исследовательской деятельности школьников: научно-практические рекомендации для педагогов дополнительного образования, учителей, методистов. – Великий Новгород, 2002 г.
Бобиенко О.М. Теоретические подходы к проблеме ключевых компетенций // www.tisbi.ru/science/veatnik/2003/issue2/
Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы, № 6, 1995
Демин И. С. Применение информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 144-150.
Дереклеева Н. И. Научно – исследовательская работа в школе / Н. И. Дереклеева. – М.: Вербум – М, 2001. – 48с.
Леонтович А. В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.
Леонтович, А. В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности? / А. В. Леонтович// Завуч. – 2001.-№ 1. – С 105-107.
Леонтович А. В. Рекомендации по написанию исследовательской работы / А. В. Леонтович // Завуч. – 2001. - № 1. – С. 102-105.
Масленникова, А. В. Материалы для проведения спецкурса « основы исследовательской деятельности учащихся» / А. В. Масленникова // Практика административной работы в школе. – 2004. - № 5. – С. 51-60.
Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. - 2006. -№ 4.- с.61 .
Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований учащихся начальной школы // Практика административной работы в школе. – 2003. - №5 – с.61-72.
Савенков А.И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике // Практика административной работы в школе. – 2004.- №6.-с.61-66.
Счастная Т. Н. Рекомендации по написанию научно – исследовательских работ / Т. Н. Счастная // Исследовательская работа школьников. – 2003. - № 4. – С. 34-45.
Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения // Практика административной работы в школе. – 2003. - №6. – с. 24-29.
Ресурсы Интернета:
http://portfolio.1september.ru/
Калягина Ирина Владимировна