Сценарий двух занятий по программе «Я-ценная личность»
Сценарий двух занятий по программе «Я-ценная личность»
В статье - сценарий двух коррекционно-развивающих занятий для детей с трудностями в общении из программы «Я-ценная личность». Основная цель занятий: развитие позитивного отношения к себе и к окружающим, что предполагает повышение самоуважения ребенка и как следствие положительного отношения к другим. Самоуважение ребенка – это основа его будущих достижений, то, без чего нельзя состояться в жизни. Самоуважение - важная мотивация поведения. Каждый дошкольник пытается быть в плену приятных и радостных эмоций по отношению к себе, своей успешности, уважению другими. Без таких чувств невозможно вырастить полноценную развитую личность.
Программа предполагает организацию групповых занятий с детьми 5-7 лет, с трудностями во взаимоотношении с взрослыми, во взаимоотношении со сверстниками (замкнутость, негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, склонность к конфликтам, агрессивность, тревожность, неуверенность в себе, сниженная самооценка).
Занятие № 1 «Хочу быть счастливым»
Приветствие
- Упражнение «Здравствуй, я котик». Ведущий держит в руках мягкую игрушку-котенка (кукла, надевающаяся на руку). Он предлагает детям по очереди поздороваться с котенком. Каждый ребенок жмет ему лапку и представляется, называя свое имя, например: «Здравствуй, котенок, я Таня».
Основное содержание
- Упражнение «Ау!». Один ребенок поворачивается спиной к группе - он потерялся в лесу. Другие по сигналу ведущего кричат ему «Ау!. «Потерявшийся» ребенок должен догадаться, кто его позвал, кто о нем позаботился (показать или назвать).
- Упражнение «Котик ласкает». Ведущий держит в руках мягкую игрушку-котенка и лапками гладит по голове каждого ребенка со словами «Добрый, Саша, отзывчивая Даша». Затем дети по очереди берут в руки котенка и его лапками ласкают друг друга. Ведущий и дети помогают произносить соответствующие фразы.
- Работа со сказкой. Дети слушают и проигрывают сказку «Хочу быть счастливым».
Жил-был котенок, который очень волновался, вырастет ли он счастливым, и поэтому часто спрашивал у своей мамы:
-Мам! Я стану счастливым?
-Не знаю, сыночек. Я бы очень этого хотела, но сама не знаю,-отвечала мама.
-А кто знает? - допытывался котенок.
-Может быть, небо, может быть ветер. А может быть, солнце. Они далеко, высоко, им виднее, -отвечала, мама, улыбаясь.
И тогда наш котенок решил сам поговорить с небом, ветром, солнцем. Залез он на самую высокую березу в их дворе и закричал:
-Эй, небо! Эй, ветер! Эй, солнце! Я хочу быть счастливым!
И услышал он глухой, сильный голос, чей он был, он так и не понял, но запомнил на всю жизнь:
-Ты хочешь быть счастливым - значит, будешь счастливым!
После того как дети послушают сказку, они проигрывают ее. Каждый по очереди становится на стул в центре круга и громко кричит последние слова котенка, а группа громко отвечает: «Ты хочешь быть счастливым - значит, будешь счастливым».
- Упражнение «Счастливый сон». Дети закрывают глаза и вспоминают свой самый счастливый сон или придумывают его. Затем рассказывают его группе и, если позволяет время, рисуют его.
- Упражнение «Повторяй за мной». В завершении детям предлагается, повторяя за ведущим, показать и погладить свои ноги, руки, щеки, приговаривая, «ловкие ноги, умелые руки, красивые щеки».
Занятие № 2 «Я очень хороший»
Приветствие
- «Кто перед тобой - рассмотри в глазок». В большом листе бумаги выщипывается дырочка, диаметром 1 см (другой вариант подзорная труба, свернутая из бумаги). Дети по очереди подходят к дырочке, рассматривают через нее остальных и называют имена тех детей, которых они увидели.
Основное содержание
- Упражнение «Потерялась девочка». Ведущий делает объявление по радио: «Внимание, внимание, потерялась девочка (мальчик)… » - и далее описывает внешность, одежду, черты характера одного из детей. Тому, кто узнает себя, нужно громко сказать: «Это я себя нашла (нашел), в детский садик к вам пришла (пришел)».
- Упражнение «Пряничная кукла». Взрослый и дети «лепят» из ребенка пряничную куклу. Для этого ребенок ложится на матрасик (или стоя) и превращается в тесто. Сначала взрослый «замешивает тесто» - поглаживает тело ребенка, затем он добавляет в тесто различные качества и характеристики (по желанию ребенка), такие как красота, ум, смелость, уверенность, хорошие друзья и т.п. После этого он приступает к лепке «куклы»: вылепливает ручки, ножки, тело, голову. Делает это он легкими поглаживающими движениями, приговаривая что-нибудь вроде: «Какие ручки замечательные получились, а головка еще лучше!» Когда «кукла» готова, взрослый и дети вдувают в нее жизнь.
- Упражнение «Я могу». Дети перебрасываются мячиком и громко перечисляют то, что они умеют хорошо делать. Например: «Я умею хорошо лепить».
- Упражнение «Интервью». Ребенок – водящий становится Взрослым. Он встает на стул, принимает взрослую позу. Ведущий становится «корреспондентом газеты или журнала» и берет у ребенка интервью, в котором расспрашивает о его работе, семье, детях и т.п.
- Упражнение «Я очень хороший». В завершении ведущий предлагает детям повторить за ним слова. Каждый раз ведущий произносит слово с разной громкостью: шепотом, громко, очень громко. Таким образом, все дети прошептывают, затем проговаривают, затем кричат слово «Я», затем – «очень», потом – «хороший»