Конспект урока математики в 5 классе по теме «Задачи на совместную работу»
Конспект урока в 5 классе по теме:
«Задачи на совместную работу»
Учитель: Дресвянникова С.А.
Место урока: первый урок в теме
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Оборудование: доска, проектор, на партах маршрутные листы с заданиями, презентация
Формирование УУД:
Познавательные: умение работать с текстом, ставить цели, отвечать на вопросы, использовать уже изученный материал при решении задач, работа с текстом задачи, выбирать способ решения учебной задачи, выявлять математические закономерности, взаимосвязи.
Регулятивные: постановка личных целей, технология оценивания, действия по плану; составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации.
Коммуникативные: воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения; ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения, в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения.
Личностные: определение уровня своих знаний, формирование стремления к познанию; самооценка, адекватное понимание причин успеха (неуспеха).
Цель урока: формирование и развитие ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности по решения задач на совместную работу.
Задачи урока:
Научить учащихся решать задачи на совместную работу.
Формировать умения строить математические модели.
Показать прикладную значимость математики в практической деятельности.
Повысить интерес учащихся к математике.
Технологическая карта урока
Этап урока | Виды работы, формы, методы, приёмы | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД | Планируемые результаты | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
1.Мотивация к учебной деятельности | Словесное приветствие | Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу. - Прозвенел уже звонок. Начинаем наш урок. Добрый день! - Вы готовы к нашему уроку? | Организовывают рабочее место. Здороваются с учителем. -Готовы к уроку. | Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции. Метапредметные: организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность. | Организовать детей. Проверить готовность к уроку. |
Фронтальная беседа | Организует диалог с обучающимися. -Ребята, хочу вас познакомить со всемирным праздником, который отмечается каждый третий четверг февраля (сегодня) – Это всемирный день управления информацией. Кто-нибудь слышал об этом празднике? - Что такое информация? - Что мы можем делать с информацией? Выберите основные действия, которые мы можем совершать с информацией. - Вспомните тему, над которой мы работаем уже более месяца. -Какой информацией мы уже владеем по этой теме? | Отвечают на вопросы учителя. Выбирают глаголы-действия, которые можно совершать с информацией. Прикрепляют магнитами выбранные слова. Вписывают свои слова: передавать, использовать, обрабатывать, делить на части, хранить, воспринимать, искать, переплавлять, переливать, перекатывать, выращивать. - Обыкновенные дроби - Знаем понятие дроби, сокращение дробей, сложение, вычитание, умножение, деление дробей, нахождение части целого и целого по его части. | Сформулировать основные действия с информацией. Прикрепить (выписать слова-действия) Сформулировать тему «Обыкновенные дроби» и операции, производимые с дробями. | ||
2. Актуализация опорных знаний | Заполнение маршрутного листа | - Ребята, предлагаю вам начать работу в маршрутном листе, который у вас расположен на столе. Сначала подпишите его. - Прошу выполнить задание под номером 1 в рабочем листе. - Какие задания вы видите? -На выполнение этих заданий у вас есть 2 минуты. -Проверим правильность выполнения задания №1. Обменяйтесь маршрутными листами. Оцените знаком + правильность выполнения заданий. Верните друг другу маршрутные листы. Организует работу по поверке заданий. | Подписывают маршрутный лист. - Действия с обыкновенными дробями. Выполняют задание №1. Проверяют правильность выполнения заданий в парах. Оценивают работу соседа по парте. | Предметные: выполнять арифметические действия с обыкновенными дробями в простейших случаях. Регулятивные: владеть способами взаимопроверки | Заполнить маршрутный лист. Выполнить задание №1. Оценить работу соседа по парте. Определить возможные ошибки и скорректировать деятельность по их устранению. |
3. Постановка учебной задачи | Формулирование темы и целей урока (фронтально) Работа в парах | - Обратите внимание на задание №2 Предлагаю поработать в парах и разбить задачи на 3 групп, вписав их номера в таблицу в маршрутном листе.(2 минуты) -Ребята, кто желает озвучить, на какие три группы вы разбили данные задачи? - Давайте попробуем дать общее название группам задач. 1гр.- 1,4, (задачи на совместную работу) 2гр.- 2,6, (задачи на нахождение целого по его части)3гр. – 3,5 (нахождение части целого) - С какими задачами вы знакомы? - Как вы думаете, какова тема нашего урока? - Совершенно верно. Давайте запишем тему урока в маршрутный лист. - Попробуем сформулировать цель урока, ребята. - Зафиксируйте свою цель в маршрутный лист. | Работают в парах. Разбивают задачи на три группы. Вносят номера задач в таблицу маршрутного листа. Задачи: 1)Первая бригада может отремонтировать дорогу за 90 дней, а вторая – за 45 дней. За сколько дней могут отремонтировать дорогу обе бригады, работая вместе? 2) В пятом классе 15 девочек, что составляет три пятых учащихся класса. Сколько мальчиков в этом классе? 3) В школе 90 пятиклассников. Две пятых всех пятиклассников поехали на экскурсию в музей, а остальные пошли в театр. Сколько пятиклассников пошло в театр? 4)Фрезеровщик может обработать партию деталей за 3 часа, а его ученик - за 6 часов. Успеют ли они обработать это количество деталей за 2 часа, если будут работать вместе? 5) Длина дороги 20 км. Заасфальтировали дороги. Сколько километров осталось заасфальтировать? 6) В пятом классе 12 девочек, что составляет две пятых учащихся класса. Сколько мальчиков в этом классе? Формулируют группы задач, поясняют причины такого выбора. - Нахождение части целого, нахождение целого по его части, задачи на работу. - С первой и второй группой. С задачами на работу не знакомы. - Решение задач на совместную работу. Записывают тему урока в маршрутный лист. - Научиться решать задачи на совместную работу. Фиксируют цель урока. | Личностные: определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию. Метапредметные: учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы, выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов. Предметные: повторяют понятия «нахождение части целого и целого по его части», вспоминают правила решения задач. | Выполнить задание №2. Обсудить варианты классификации задач |
4.Открытие нового знания | Фронтальная работа | - Ребята, мы умеем решать задачи на нахождение части целого и целого по его части? - Сформулируйте правила. - Умеем мы решать задачи на совместную работу? - Задачи на совместную работу очень похожи на задачи на движение. Давайте вспомним и заполним таблицу по нахождению неизвестных компонентов в задачах на движение в маршрутном листе. -Выделим основные компоненты задач на совместную работу. Введём новые понятия. A- работа (обычно мы её принимаем за единицу (1) P –производительность, часть работы выполненная за единицу времени. t – время работы. Заполним вторую часть таблицы. - ребята давайте попробуем сформулировать алгоритм решения задач на совместную работу. Помогает сформулировать алгоритм решения задачи. -Заполним наш алгоритм в маршрутном листе с пометкой «Алгоритм» | - Да. Формулируют правила. - Нет. Заполняют таблицу на движение. S, v, t Заполняют вторую часть таблицы. Пробуют сформулировать алгоритм решения задач на совместную работу, опираясь на данные таблицы и задачи из списка. Заполняют совместно с учителем. 1.Определить часть работы за единицу времени каждого участника задачи. 2.Сложить части работ каждого участника. 3.Разделить работу(1) на сумму частей и найти время, за которое будет выполнена вся работа. | Познавательны: выбирать способ решения учебной задачи, выявлять математические закономерности, взаимосвязи. Коммуникативные: воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения; ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения. в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения. Регулятивные: составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации. Личностные: готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других. | Заполнить таблицу. Сформулировать алгоритм решения задач на совместную работу. |
5. Первичное закрепление и проговаривание вслух | Работа у доски и в маршрутных листах | -Предлагаю решить те задачи, которые у нас представлены в списке по нашему алгоритму. Работаем в маршрутном листе. По желанию пригласить 2-х учеников. Контролирует работу. -Предлагаю познакомиться с необычной задачей. Эта задача необычна тем, что её история уходит корнями в 18 век. А автор этой задачи Леонтий Филиппович Магницкий. (слайд) Рассказывает о Магницком Л.Ф. Задача из «Арифметики» Магницкого Лошадь съедает воз сена за месяц, коза за - два месяца, овца – за три месяца. За какое время лошадь, коза и овца вместе съедят такой же воз сена? Направляет в решении задачи. | Решают задачи: 1)Первая бригада может отремонтировать дорогу за 90 дней, а вторая – за 45 дней. За сколько дней могут отремонтировать дорогу обе бригады, работая вместе? 1.1:90 = 1/90 (ч) работы в день выполняет первая бригада. 2.1:45 = 1/45 (ч) работы в день выполняет вторая бригада. 3.1/90+1/45 = 3/90=1/30 (ч) работы в день выполняют обе бригады. 4.1:1/30 = 30 (д) потребуется двум бригадам на выполнение этой работы. Ответ: 30 дней. 4)Фрезеровщик может обработать партию деталей за 3 часа, а его ученик - за 6 часов. Успеют ли они обработать это количество деталей за 2 часа, если будут работать вместе? 1.1:3 = 1/3 (ч) партии деталей в час выполняет фрезеровщик. 2.1:6 = 1/6 (ч) работы в час выполняет ученик. 3.1/3+1/6 = 3/6=1/2 (ч) партии деталей в час выполняют фрезеровщик и ученик. 4.1:1/2 =2 (ч) потребуется фрезеровщику и ученику. Ответ: успеют. Слушают учителя, задают вопросы. Решают задачу. | Регулятивные: оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям. Предметные: Решать текстовые задачи арифметическим способом. Коммуникативные: в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций. | Решены задачи на совместную работу по алгоритму. |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой | Индивидуальная работа | Контролирует выполнение задачи. - Проверяем задачу по образцу самостоятельно, оцениваем + правильность выполнения. | Выполняют задачу самостоятельно. «Два плотника рядились двор ставить. И говорит первый: - Только бы мне одному двор ставить, то я бы поставил за 3 года. А другой молвил: - Я бы поставил его в шесть лет. Оба решили сообща ставить двор. Сколько долго они ставили двор?» Оценивают самостоятельно по образцу. | Регулятивные: самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей. Познавательные: выбирать способ решения учебной задачи. | Верно выполнена задача. |
7. Рефлексия | Просит вспомнить, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока. Организует рефлексию. Обобщает сказанное. Благодарит за работу. Оценивает ответы. - Ребята, заполните, пожалуйста, информацию по итогам урока в таблицу «Интервью об уроке», поделитесь своими впечатлениями и возможностями. Кто желает зачитать своё интервью? | Составляют внутреннюю речь. Используют клише для рефлексии. Оценивают свою работу. По желанию делятся своими впечатлениями. Сдают маршрутные листы. | Познавательные: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка результатов деятельности Личностные: Самооценка, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) | Заполнена информация о результатах усвоения информации и работе на уроке | |
8. Определение домашнего задания. | Дифференцированная домашняя работа | - Ребята, я предлагаю вам выбрать домашнее задание из перечня возможных вариантов. Обратите внимание, что можно самостоятельно придумать свой образец решения задач на совместную работу: Это может быть схема, таблица, рисунок и прочее) | Получают домашнее задание на карточке. Задают вопросы по домашнему заданию. | Познавательные: выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями | Выдана дифференцированная домашняя работа |