Статья на тему «Загадки мотивации»
«Загадки мотивации».
Учитель биологии Шевченко Надежда Ивановна.
Л.С. Выготский писал: «Прежде чем призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его».
Как мотивировать ученика на изучение предмета? Такой вопрос, наверное, задают многие учителя.
Всегда легче работать с теми учениками, которые проявляют интерес к предмету. Именно такие ребята стараются принимать участие на олимпиадах, конференциях, активно работают на уроке и выбирают экзамен по предмету.
Одним из направлений является привлечение детей к занятию в кружке, который проводится во внеурочное время.
При подготовке к олимпиадам мы проводим игры по определенным темам. Это позволяет ученикам заранее самостоятельно повторить тему и показать свои знания и умения в ходе игры. При этом у ребёнка развивается настойчивость, сила воли, стремление победить. Мотивация на победу позволяет ребёнку совершенствовать навыки самоорганизации.
Одной из таких игр является «Пятый лишний». Ученикам предлагается гербарий, фазы митоза и мейоза, коллекция животных, четыре элемента которых имеют что-то общее, а пятый – лишний. Необходимо найти лишний и объяснить свой выбор.
Второй игрой является кроссворд, Берётся определенная тема, например, «Пауки». При разгадывании кроссворда, формируется изображение паука. Такие дидактические карточки можно было встретить в журнале «Биология».
При подготовке к экзаменам выбираю групповую соревновательную работу. Ученики делятся на команды по 3 человека. Методом жеребьевки определяется последовательность участия команд. Отдельно на столе размещаются карточки с номером вопроса из КИМ. Вопросы разбиты по определённым темам. Карточки перевёрнуты номером вопроса вниз, и ребята могут видёть только темы и количество баллов, которые можно заработать, ответив правильно на вопрос. Если отвечающая команда даёт неправильный ответ, то следующая команда, ответив правильно, получит баллы за данный вопрос, и право выбора следующего вопроса.
Когда закрепляем биологические термины, играем в игру «Биотир». Вывешиваем мишень и берем пики по количеству команд. Самые легкие термины начинаются с цифры 1, а самые сложные ближе к 10. При правильном воспроизведении термина ученик втыкает пику. Каждый ученики начинает с самого лёгкого вопроса.
Ребятам нравится играть в командную игру с кубиком. Команда кидает кубик, и какая цифра выпадет на кубике, на такой вопрос отвечает команда. Если команда отвечает не правильно, то фишка остается на прежнем месте. На табло изображены стрелки, и команда, попав на определенную цифру, может вернуться на несколько ходов назад или уйти вперед. Побеждает та команда, которая быстрее дойдёт до финиша.
В школе развито исследовательское направление. Многим ребятам нравится выступать на конференциях, представляя свою работу.
Такими способами можно усилить интерес заинтересованных детей. А как же быть с остальными? С теми, кто может не приготовить домашнее задание, забыть тетрадь, нарушать дисциплину на уроке, что делать с ними?
В книге Павла Астапова «Будни учителя» увидела интересную, на мой взгляд, методику. На каждом уроке на интерактивной доске вывешивался список класса. В первой колонке указывается фамилия, имя ученика, а дальше идут баллы. Ученик приготовился вовремя к уроку - плюс один балл, не приготовился – минус балл. Опоздал - минус один балл и плюс дополнительный вопрос по прошлой теме урока. Не смог ответит на вопрос - минус два балла, ответил на вопрос - плюс два балла. Решил пообщаться с соседом по парте – минус. Поднял руку и правильно ответил – плюс балл, выкрикнул – минус балл. Правильно выполнил домашнее задание – плюс пять баллов, не выполнил – минус пять баллов.
Учитель сам решает, за что и какие баллы выставлять. Весь процесс происходит на глазах ребёнка, и он видит, какую оценку он может получить за урок.
На следующий урок все ребята были готовы к уроку и даже те, кто постоянно опаздывал, пришли на урок вовремя, чтобы получить балл. Посторонние разговоры постепенно пропали. Ведь одно дело, когда учитель делает замечание устно, и другое дело – потерять баллы.
Данные таблицы отправлялись в группу родителей учеников. И каждый родитель мог увидеть работу своего ребёнка на уроке.
Постепенно мы дошли до того, что практически все ученики класса поднимали руки. Многие просили дополнительное задание, что бы на следующий урок у них была возможность получить дополнительные баллы. Конечно, эффект новизны постепенно прошёл, но сформировавшаяся привычка приходить вовремя на урок, выполнять домашнее задание, активно работать на уроке, внимательно слушать учителя – осталась.
Выбор средств мотивации велик, какой будет более эффективен в вашем случае, решать только вам.