12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Валентина33
учитель физики и информатики
Россия, Вологодская обл., Великий Устюг

Технологическая карта урока физики в 8 классе

Сверкуновой В.Н.

по теме «Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи»

УМК А.В. Перышкин «Физика» 8 класс


Цель: знакомство учащихся с законом Ома для участка цепи и установление связи между силой тока, напряжением, сопротивлением.

Задачи:

Повторить ранее изученный материал.

Исследовать зависимость силы тока от напряжения и сопротивления.

Совершенствовать умение планировать и проводить эксперимент, обрабатывать результаты, делать выводы, строить графики.

Закрепить полученные знания при самостоятельном решении задач.

Планируемый результат:

Познакомятся с законом Ома и формулой его выражающей, объяснят как связаны сила тока, напряжение и сопротивление.

Сумеют применять знания на практике.

Тип урока: изучения нового материала.

Образовательная технология: проблемного обучения.

Методы и методические приемы: проблемные ситуации, эвристическая беседа, наглядные методы (демонстрации), методы практического обучения (письменные задания).

Форма учебной деятельности: фронтальная работа, работа в постоянных группах, работа в парах, индивидуальная работа.

Оборудование для учителя: ноутбук, интерактивная панель (экран, проектор)

Оборудование для обучающихся:



п/п

Название этапа

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

Орг. момент

2 мин

Проверка готовности класса к уроку. Настрой на работу.

Эпиграфом к нашему уроку послужат слова русского поэта ХIХ века Якова Петровича Полонского,

Царство науки не знает предела –
Всюду следы ее вечных побед,
Разума слово и дело,
Сила и свет.

Эти слова по праву можно отнести  к теме, которую мы сейчас изучаем - электрические явления.  Они подарили нам много открытий, осветивших нашу жизнь в прямом и переносном смысле. А сколько еще неопознанного вокруг! Какое поле деятельности для пытливого ума, умелых рук и любознательной натуры. Так что вперед!
Вспомним, что мы уже узнали, изучая главу «Электрические явления».


А для оценивания ваших знаний мы будем использовать оценочные листы, которые находятся у вас на столах, оценочные листы мы заполняем в течение всего урока. Подпишите свои оценочные листы.

В оценочных листах отмечены задания, которые мы будем выполнять.

Для оценивания я предлагаю следующие критерии:

«3» балла - все решено правильно, вы активно отвечали, участвовали в работе группы, пары.

«2» балл - вы допустили одну две ошибки, недочет, были малоактивны.

«1» балл - вы допустили более 2 ошибок, не принимали активного участия в работе.


Поднимите руку у кого возникли вопросы по заполнению оценочных листов.

Готовятся к уроку.



Читают и осмысливают эпиграф.





Выставляют свое настроение на начало урока, уровень знаний по данной теме.









Отвечают на вопрос учителя.


Регулятивные: самостоятельно организовывать своё рабочее место

Коммуникативные: слушать собеседника и понимать речь других

2

Актуализация знаний

4 мин

Давайте систематизируем все то, что мы уже знаем. Для этого выполним следующие задания. Отвечаем по поднятой руке.

1. При трении о шелк стеклянная палочка зарядилась положительно. Это явление можно объяснить тем, что …

2. Когда мы снимаем синтетический джемпер, слышен треск. Как называется это явление?

3. Чтобы в проводнике существовал электрический ток, необходимо …

4. Сила тока – это физическая величина, характеризующая …

5. Что характеризует напряжение?

Работают индивидуально фронтально, работает ученик у доски.


Ищут ошибки.

Объясняют их.


Оценивают свою работу.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания), сравнение физических величин

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других; дополнять, уточнять высказанные мнения;

отвечать на вопросы учителя.

Регулятивные: делают вывод по результатам работы.

3

Создание проблемной ситуации

6 мин

Ребята, у нас с вами образовалась проблема. У меня есть резистор неизвестного мне сопротивления. Как мне узнать какое сопротивление у него, если у меня есть источник тока, ключ, соединительные провода, амперметр и вольтметр.


Хорошо, что нам необходимо изучить, чтобы ответить на этот вопрос?

Тогда как может звучать тема нашего урока? Какая цель перед нами стоит, и какие задачи мы должны решить? Давайте составим план работы на сегодняшний урок.

Запишите в тетради число и тему урока.


Давайте составим план работы на урок.

Посмотрите, что мы уже сделали. Оцените себя за проделанную работу.


Выдвигают предположения.






Отвечают на вопрос.



Коммуникативные:

слушать и понимать речь других; дополнять, уточнять высказанные мнения;

отвечать на вопросы учителя.

Регулятивные: делают вывод по результатам работы.

Познавательные: использование знаково – символических средств, ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания), сравнение физических величин

4

Исследовательская работа в группах

8 мин


Для решения нашей проблемы разделимся на пять групп.

Первая и третья будут находить зависимость сила тока от напряжения на участке цепи при постоянном сопротивлении, вторая и четвертая, пятая - зависимость сила тока от сопротивления проводника, при постоянном напряжении на его концах.

На столах у вас есть все необходимое оборудование, а также схемы эксперимента и таблицы, которые необходимо заполнить.

1 группа:

U, B

I, A

R, Ом



const



const



const

t1589707002aa.gif

Инструкция: соберите цепь, состоящую из источника тока, амперметра, ключа, резистора, параллельно присоединенного к резистору вольтметра. Замкните цепь и в таблицу запишите показания вольтметра и амперметра. Присоедините еще один источник питания. Замкните цепь и в таблицу запишите показания вольтметра и амперметра.


2 группа:


t1589707002ab.gif







U, B

I, A

R, Ом

const



const



const




Инструкция: соберите цепь, состоящую из источника тока, амперметра, ключа, резистора, параллельно присоединенного к резистору вольтметра. Замкните цепь и в таблицу запишите показания вольтметра и амперметра. Замените резистор на резистор другого сопротивления. Замкните цепь и в таблицу запишите показания вольтметра и амперметра.


Через 8 мин минут вы должны ответить на вопросы:

Как зависит сила тока в цепи от напряжения при постоянном сопротивлении?

Как зависит сила тока в цепи от сопротивления при постоянном напряжении?

Внимательно следите за правильностью подключения измерительных приборов!

Послушаем выводы 1 и 3 группы

Математически - это записывается так.

׀~U ( запись на доске) t1589707002ac.gif

Послушаем 2 и 4 группы:

Математически ,это записывается так.

׀~1/ R ( запись на доске)+ график.

t1589707002ad.gif

Итак, делаем общий вывод зависимости силы тока от напряжения и сопротивления.

Как вы думаете, что мы сейчас, сформулировали.

Попробуйте, самостоятельно используя записать формулу, отражающую эти зависимости.

Этот великий закон был опубликован Георгом Омом в книге «Теоретические исследования электрических цепе». Где он писал, что «Рекомендует ее добрым людям с теплым чувством отца, не ослепленного обезьяньей любовью к детям, но довольствующегося на открытый взгляд, с которым его дитя смотрит на злой мир. Мир действительно оказался для него злым, тюк его труд подвергли критике, теорию Ома не приняли, на него нападали, осуждали, так, что он написал «Изучение эл. Цепей принесло мне такие невообразимые страдания, что я готов проклясть день когда я создал ее.» Великий закон нашел свое применении, прежде всего для расчета электрических цепей. Итак, как определить сопротивление, напряжение на участке цепи.



Работают в группах. делают выводы.

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других; дополнять, уточнять высказанные мнения;

отвечать на вопросы учителя.

Регулятивные: делают вывод по результатам работы.

Познавательные: использование знаково – символических средств, ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания), сравнение физических величин



5

Физминутка

1 мин




6

Включение в систему знаний и повторение

7 мин

Давайте определим чему же равно сопротивление резистора.( в группе)

Чему равна сила тока в электрической лампе карманного фонаря, если сопротивление нити накала 16,6 Ом и лампа подключена к батарейке напряжением 2,5 В?

На рис.  изображен график зависимости силы тока от напряжения для двух проводников А и В. Определите сопротивление каждого из проводников. Какой из этих проводников обладает большим сопротивлением?

t1589707002ae.gif  


Выполняют задание в паре.

Отвечают по заданиям.

Работа с оценочным листом.

Возвращаются к плану и отмечают проделанную работу.

Познавательные: использование знаково – символических средств

Коммуникативные: формулирование и

аргументация своего

мнения в коммуникации

7

Самостоятельная работа

7 мин

1. Как зависит сила тока в проводнике от напряжения на его концах?

Сила тока прямо пропорциональна напряжению

Сила тока обратно пропорциональна напряжению

Сила тока не зависит от напряжения

2. При напряжении на концах проводника 12 В сила тока в нем 3 А. Чему равна сила тока при напряжении 6 В?

1,5 А

4 А

36 А

3. Результаты измерения силы тока в резисторе при разных напряжениях на его клеммах показаны в таблице

U, В

0

1

2

3

5

I, А

0

2

4

6

10

Сопротивление резистора

Нельзя определить

4 Ом

2 Ом

0,5 Ом

4. Сопротивление проводника 0,02 Ом. Вычислите напряжение на проводнике при силе тока 5 А.

25 В

2,5 В

0,1 В

0,004 В

5. Электроплитка сопротивлением 5 кОм рассчитана на напряжение 220 В. Вычислите силу тока в плитке.

110000 А

1100 А

0,044 А

0,0044 А

А сейчас давайте проверим, хорошо ли вы познакомились с темой урока, для этого мы выполним тест.

После выполнения теста обучающиеся меняются тетрадями и осуществляют проверку по образцу. Ответы выведены на слайд.


Познавательные: использование знаковосимволических средств; выполнение действий по алгоритму

Регулятивные:

оценивать работу друг друга


8

Рефлексия

2-3 мин

Закончить урок мне хотелось бы словами Декарта: «Мало знать надо уметь применять!»

Я надеюсь, мы научимся применять этот закон на практике.

Что у нас получилось, что не получилось и почему?

Заполняют оценочные листы.



Выставляют оценку.

Отвечают на вопросы. Подводят итог урока.


Коммуникативные:

строить монологическое высказывание;

-оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.

Регулятивные:

соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения;

соотносить цели и результаты собственной деятельности;

анализировать и осмысливать свои достижения, выявлять перспективы развития;

9

Домашнее задание

1 мин

П.42,44 упр 27,29

По желанию ..

Записывают домашнее задание в дневники

Регулятивные: выбирают домашнее задание с учетом своих возможностей







Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.