12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Мосеева Марина Александровна25
Технологическая карта урока по обществознанию Учитель: Мосеева М.А.

Тема урока: «Закон суров с теми, кто его не соблюдает»

Класс: 7-а класс Дидактическая цель: создать условия для формирования новой учебной информации. Цели по содержанию: подвести учащихся к пониманию неизбежности справедливого наказания за совершенные преступления, подвести учащихся к пониманию понятия «законопослушное поведение», что это нормальное, обычное поведение большинства людей.

обучающие: подвести к пониманию понятий «закон», «преступление», «несовершеннолетний преступник», «ответственность за свои поступки»;

развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание воспитательные: развивать познавательный интерес через игровые моменты взаимоконтроля, взаимопроверки, формирование культуры общения при работе в группах, нравственной позиции.

Планируемые результаты:

- личностные: в овладении  навыками публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), в  умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике,   определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

-  метапредметные:  умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования;

- предметные: знание основных правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни,  установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни.

Универсальные учебные действия:  

- личностные: осознать необходимость правовых норм общества.

- регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.

- познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

- коммуникативные:  умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Тип урока: изучение нового материала.

Образовательные технологии, используемые на уроке - создание проблемной ситуации, мозговой  штурм, индивидуальная и фронтальная работа.

Методы: По источникам знаний: словесные, наглядные; По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа; Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию; Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый. Оборудование: Учебник: Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2009. – 256 с.: ил., карт. ,мультимедийная презентация, рабочие листы (Приложения 1, 2).

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Здравствуйте, поприветствуйте наших гостей, садитесь.

Включаются в деловой ритм урока



Ребята, слушаем и говорим красиво (за экраном, в разнобой)


Закон, несовершеннолетний, преступление, проступок, возмездие, хулиганство, правосудие, подросток (за экраном)


Что было задано? (надо было прочитать отрывок из письма, ответить на вопросы) (за экраном)


Леонид прочитай ( за экраном)


«…Сейчас, когда прошло два года моего пребывания здесь, я оглядываюсь назад и проклинаю тот день, когда пошёл с ними на дело. Мне казалось это каким-то геройством… Думал ли я о последствиях?.. Нет! Откровенно говоря, я не знал, что закон так строг …, называющий наши действия преступлением. И только сидя перед следователем, стал вникать в понятия «закон», «преступление», «наказание». Не думайте, что я не слышал этих слов раньше. Но содержания их просто не знал. А теперь считаю оставшиеся дни… Поверьте мне, как хочется на свободу…»

Беседа:

- Что случилось с мальчиком? (за экраном). Полным ответом… Мальчик совершил преступление, за которое понес наказание.

- Мальчик говорит, что не знал смысла некоторых слов. Что это за слова? (за экраном) закон, преступление, наказание. Что такое Закон? Закон – это

Наказание – это

Оцениваем себя ….


Прием «Ассоциации» . А теперь, ребята, вам нужно обозначить тему нашего урока. Посмотрите на экран, что изображено на картинках. Кто вспомнит, что это за фигура. Это фигура Фемиды – богини правосудия, символ закона и порядка. У нее в руках меч и весы. Почему весы – это мера правды, а меч – наказание, возмездие. Закон – решетка. Если человек нарушает закон, что следует за этим – суровое возмездие, наказание.




Тема нашего урока: «Закон суров с теми, кто его не соблюдает»


Цели урока

Закрепить понятия преступление, проступок, причины преступлений

«Путешествие в прошлое»

Закон наказывает


Закрепить понятия

нарушения бывают разными и чтобы наказание было справедливым, мы должны понимать их отличия?




2. Причины преступлений:

Ребята, назовите причины совершения преступлений несовершеннолетними. Делимся на 2 группы, выполняем задания на карточках, опираясь на ваши ответы.

1. Незнание закона.

2. Влияние старших по возрасту.

3. Недостатки воспитания.

4. Слабость характера.

5. Чувство безнаказанности, т.к. не были наказаны после первого преступления.

1 карточка: Кто отвечает? Почему Дмитрий совершил повторное преступление – причина преступления чувство безнаказанности (проверяем). 2 Влияние старших. Еще один вопрос – С какого возраста наступает уголовная ответственность – Уголовная ответственность наступает с 16 лет, а за особо тяжкие с 14 лет.

Чтобы наказание было справедливым, мы должны понимать, что и нарушения бывают разными? Давайте разберемся в отличиях. Нарушения делятся на два вида, назовите мне их – преступление, проступок. Преступление – это Проступок – это


Открываем учебник на стр. 49. Рубрика «Путешествие в прошлое»

Еще в первобытном обществе, до появления законов, действовали правила, с помощью которых поддерживался порядок, среди них особое место занимало табу и принцип Талиона. Прочитайте текст и ответьте на вопросы, что такое Табу – это ? запреты, например ? : нельзя было есть сердце животного, произносить вслух имя умершего человека. Принцип Талиона – это ? возмездие за вину, которое должно быть равным преступлению. за нарушение закона следует наказание».

Обсуждение: Какой цели пытались достичь наши предки, устанавливая принцип Талиона? Можем ли мы использовать их опыт или уже используем? Наши предки устанавливали принцип Талиона для установления порядка, для того чтобы люди знали, что если они нарушат закон – то их обязательно настигнет возмездие, наказание, такое же суровое, какое они совершили.




4. Знать закон смолоду


На слайде:

Обсуждение: может быть несовершеннолетние действительно не осознают, что наносят вред людям?

Задание: проанализируйте текст учебника . Есть ли какие либо отличия в наказании взрослого и несовершеннолетнего?(на слайде)

- с 14 – (только тяжкие – ПРИМЕРЫ)

- с 16 лет – ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВСЕ ВИДЫ НАРУШЕНИЙ – и преступления, и проступки)

Вывод –  Продолжи предложение: над своими поступками нужно думать,  помнить, что нельзя совершать поступки, наносящие вред какому-то человеку или обществу, нужно уважать закон. Закон строго наказывает всех нарушителей, даже несовершеннолетних.










Задает домашнее

*написать мини-сочинение «Почему важно соблюдать законы»




Подведение итогов урока. Оценка и самооценка: Прием Рюкзак ( Ребята, а что мы возьмем с собой в рюкзаке, что пригодится нам в жизни?)



























Целеполагание и мотивация

Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока

Проблемная ситуация

Ребята, к вам обращается в своем письме ваш сверстник, послушайте.


Что произошло с подростком? Почему? О чем сегодня будем говорить? 

Тема урока – «Виновен - отвечай»

Почему в курсе общ-ия 7 класса есть такой раздел «Человек и закон»? Противоправного поведения в современной  жизни много, бывает, что и подростки совершают проступки и преступления.

 

Как сделать так, чтобы никто не оказался на месте подростка Дмитрия?



Какая цель нашего урока?

Сегодня на уроке мы узнаем (Слайд 4):

Знать закон смолоду. Каковы причины попадания несовершеннолетних ИТК

Законопослушный человек.

Противозаконное поведение.

Чем проступок отличается от преступления?


Ученик  зачитывает  письмо (Слайд 3)



Формулируют тему урока


Записывают тему урока в тетрадь


Мы – подростки, с 14 лет за некоторые преступления можно понести наказание.







Необходимо знать закоы, чтобы не повторялись такие ситуации.



Узнать что такое «законопослушное поведение», «ответственность за свои поступки»

Усвоение новых знаний и способов усвоения

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы: определения смешанного числа

Как вы думаете, почему знание закона необходимо несовершеннолетним?

Причины совершения преступлений несовершеннолетними. (Слайд 5)

1. Незнание закона.

2. Влияние старших по возрасту.

3. Недостатки воспитания.

4. Слабость характера.

5. Чувство безнаказанности, т.к. не были наказаны после первого преступления.

Законопослушный человек

Ребята, а кого можно назвать законопослушным человеком?



Почему законопослушный человек вызывает уважение?

Запишем в тетради определение «Законопослушное  поведение – это …(Слайд 6)

Противозаконное поведение

А как называется поведение, противоположное законопослушному? (Слайд 7)

Приведите примеры такого поведения.

Так какое же поведение является противоправным или противозаконным?



Виды правонарушений


Прочитайте в учебнике на стр. 111-112 «Путешествие в прошлое».

Как в древности люди относились к нарушителям установленных правил?


Но как установить меру, адекватность  наказания?

Из чего исходить, как добиться справедливости?

Какое наказание будет справедливым?



Юристы разделяют все нарушения на две группы в зависимости от степени вреда. (Слайд 8)

К одной группе относят преступления – наиболее вредные нарушения.

Другая группа – проступки.






Особенно строго закон наказывает за очень вредные нарушения – преступления (регулирует УК РФ): (Слайд 9)

против здоровья и жизни

против чести и достоинства человека

против прав и свобод

против собственности

против общественной безопасности и порядка

Проступки могут регулироваться Кодексом РФ об административных правонарушениях. К ним могут быть отнесены: (Слайд 10)

нецензурная брань в общественных местах

оскорбительное приставание к гражданам

нарушение правил дорожного движения, пожарной безопасности и т.д.

и другое мелкое хулиганство

Трудовой кодекс РФ (Слайд 11)

Нарушение дисциплины по месту работы

Гражданский кодекс РФ

мелкое хулиганство

вред чужому имуществу

Закон и подросток

Ребята, а почему юристы часто предупреждают, что от мелкого нарушения до крупного всего один шаг? Нужно всегда помнить о том, что эта грань – между мелким нарушением порядка и серьезным нарушением порядка – очень тонкая.

Какие наказания применяются к несовершеннолетним? (Слайд 12)

1. меры воспитательного воздействия.

2.Вызов с родителями в комиссию по делам несовершеннолетних

3. Постановка на учёт в милиции

Наложение штрафа на родителей.

При повторном нарушении с 11 лет – спецшкола; с 14 лет –ВТК(воспитательно-трудовая колония). (Слайды 13, 14)




Предлагают различные варианты ответа













Законопослушный человек уважает закон, не совершает действий, наносящих вред другим людям и обществу.

Законопослушное поведение полезно для общества.



Записывают определение

Противозаконное, противоправное


Приводят примеры


Противозаконное поведение – это поведение, которое запрещено законом; оно наносит  вред обществу, людям. (записывают в тетрадь)




Читают самостоятельно.

Добиваясь справедливости, провинившегося наказывали.





В зависимости от степени тяжести содеянного.



Записывают схему в тетрадь


t1572440532aa.gif




Работают в парах.


Приводят примеры.














Работают в парах.


Приводят примеры.



















Варианты ответов могут быть разные







Записывают в тетрадь







Организация первичного контроля

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков

Самостоятельная работа

А сейчас возьмите листочки на краю стола и в них же выполните небольшую самостоятельную работу.(Приложение 1)

Вариант I

В перечне проступков выпиши те, которые регулируются нормами права:

перешел улицу в неположенном месте

обидел своего товарища

отказался оплатить проезд в городском транспорте

оскорбил продавца в магазине

купил краденое имущество

отказал в помощи пожилой соседке

Вариант II

В перечне наказаний запиши те, которые применяются только за совершение преступлений.

предупреждение

ограничение свободы

обязательные работы

штраф

лишение специального права

лишение свободы на определенный срок

Ребята, давайте сверимся с доской (решение записано на слайде).


Выполняют задания на листах.































Сверяются с доской

Подведение итогов урока

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых


Что изучали сегодня на уроке?

Кто желает сформулировать определение «Законопослушный человек».

Отвечают на вопросы.

Законопослушный человек – это человек, который соблюдает законы и его поведение предполагает полезную для общества деятельность.

Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Каждому ученику раздается листок с заданиями.

Задание 1. В стране Z был проведен опрос совершеннолетних граждан. Им задали вопрос: «Что удерживает вас от нарушения социальных норм?»

Результаты опроса представлены в форме диаграммы. (Приложение 2)

Какой ответ выбрали больше всего опрошенных?

Какие мотивы соблюдения социальных норм также популярны среди опрошенных?

Нравственные или правовые основания удерживают большинство опрошенных от нарушения социальных норм?

Используя знания, полученные на уроке проанализировать диаграмму «Что удерживает вас от нарушения социальных норм?». Ответы записать в тетрадь


Открывают дневники, записывают домашнее задание, задают вопросы.

Рефлексия

Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе

Продолжите предложения:

- Теперь я знаю ..

- Теперь я могу ….

- А еще я хочу сказать ….

Учащиеся выбирают любое предложение, продолжают его.






Приложение 1.

Задание 1. В перечне проступков выпиши те, которые регулируются нормами права.

перешел улицу в неположенном месте

обидел своего товарища

отказался оплатить проезд в городском транспорте

оскорбил продавца в магазине

купил краденое имущество

отказал в помощи пожилой соседке



Задание 2. В перечне наказаний запиши те, которые применяются только за совершение преступлений.

предупреждение

ограничение свободы

обязательные работы

штраф

лишение специального права

лишение свободы на определенный срок

Приложение 2.

В стране Z был проведен опрос совершеннолетних граждан. Им задали вопрос: «Что удерживает вас от нарушения социальных норм?»

Результаты опроса представлены в форме диаграммы.



t1572440532ab.gif

Какой ответ выбрали больше всего опрошенных?

Какие мотивы соблюдения социальных норм также популярны среди опрошенных?

Нравственные или правовые основания удерживают большинство опрошенных от нарушения социальных норм?





Опубликовано


Комментарии (1)

Горбачёва Марина Юрьевна, 30.10.19 в 17:24 0Ответить Пожаловаться
Хотелось бы увидеть презентацию!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.