12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72111
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи

Животный мир является одним из самых главных компонентов природной среды. Без него невозможно существование нашей планеты

 Кинопособие « Экология животных »

 

Изучаемые  вопросы, потребуют для ответа сведений, не только полученных  на данном  занятии, но и материал уроков  ботаники и зоологии. Материал  можно использовать  для изучения "Окружающего  мир" в начальной школе.

Актуальность занятия:

Каждое животное обитает только в строго определенных условиях. Эти условия — среда оби­тания животного, обеспечивающая животным существование.

Тип учебного занятия: изучения и первичного закрепления новых знаний,

применение их на практике.

Форма проведения: Лекция-презентация видео.

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации

Основные понятия-

Гетеротрофы. Фитофаги. Зоофаги. Полифаги. Сапрофаги. Копрофагия

Вопросы для изучения

1.Чем гетеротрофные организмы отличаются от автотрофных?

2.Приведите примеры животных, которые питаются: а) только растительной

пищей, б) в основном животной пищей, в) различной по составу пищей.

3.Нарисуйте схему использования различными животными разных расти­тельных кормов.

Животные, в отличие от растений, питаются готовыми органическими веществами, т. е. пищей. Они превращают ее в органические вещества своего тела и одновременно используют накопленную в ней энергию. Организмы, пи­тающиеся готовыми органическими веществами, называют гетеротрофами. С пищей и питьем животные получают и неорганические минеральные вещест­ва, необходимые для поддержания нормального состояния жидкости в клетках и тканях их тела.

Что едят животные? Одни поедают растения — их называют фитофагами-, другие поедают животных — их называют зоофагами, третьи едят в одинаковой мере то и другое — это всеядные животные, или полифаги, четвертые перераба­тывают всякие отбросы — это сапрофаги. Поясним на примерах.

Многие животные, обитающие в водоемах, питаются водорослями и водны­ми растениями. Это простейшие, некоторые ракообразные, личинки рыб, личин­ки амфибий. Есть рыбы, питающиеся водными растениями. Например, таких рыб, как толстолобик и белый амур, специально заселяют в искусственные водо­емы для очистки от излишней растительности.

Животные, живущие в почве, поедают грибницу, корни растений. Иногда корни растений подрывают и наземные млекопитающие. Животные суши ис­пользуют в пищу практически все части растений: стебли, листья, цветы, плоды, семена (рис. 1). На питании грубыми растительными кормами — вегетативными органами растений — специализируются различные копытные, зайцеобразные.


 

 Рис. 1. Растительноядные животные африканской равнины: 1 - жираф; 2 - антилопа; 3 - зебра; 4 - слон

В связи с такой пищей в их пищеварительной системе есть приспособле­ния: у жвачных копытных — сложный желудок, у лошадей — объемистая слепая кишка. Своеобразное пищеварение имеют кролики: на пастбище они быстро съедают зеленую траву, а затем, находясь в убежище, вторично съедают свои соб­ственные экскременты, так называемый «мягкий кал», содержащий много пище­варительных бактерий. Такое явление получило название копрофагии.

Лесные грызуны, копытные едят плодовые тела грибов. Например, белки развешивают их на деревьях для просушки — запасают грибы впрок. Северные олени едят зимой лишайник — ягель, который выкапывают из-под снега.

Тли поселяются на листьях и высасывают из растения соки. Многие бабоч­ки, птицы (колибри, попугаи) любят нектар цветов, а пчелы и шмели специали­зируются на этом виде корма, предпочитая его всем остальным. Одновременно они поедают пыльцу.

Среди мелких млекопитающих — мышевидных грызунов — есть полевки и мыши. Они отличаются по предпочтению кормов: полевки любят сочные, зеле­ные части растений, а мыши — семена, зерно. Все эти животные — фитофаги, или растительноядные.

Большую группу среди животноядов составляют хищники: волки, лисицы, львы, тигры, ястребы, коршуны, орлы. Много хищников среди насекомых — бо­гомолы, хищные жуки, жужелицы. Хищники догоняют свою добычу или подка­рауливают, подкрадываются к ней из засады. Есть хищники, пользующиеся при питании чужой добычей. Грифы, хищные гиены собираются, чтобы пиршество­вать на падали. Наевшись и отяжелев, грифы долго не могут взлететь.

Среди тех, кто питается животными, есть «мирные» по поведению хищ­ники, например насекомоядные птицы. Некоторые из них не преследуют свою добычу — мелких насекомых, а просто поедают тех, которые оказались рядом. Киты процеживают воду, используя фильтрующие свойства китового уса, и вы­бирают из нее планктон.

Рис. 2. Охотящийся хамелеон Рис. 3. Бурый медведь

Многие лягушки хватают добычу, как только она попадает в поле их зрения. Очень меткими стрелками оказываются хамелеоны: они стремительно выбрасы­вают липкий язык в сторону приблизившегося насекомого (рис.2). А обращали ли вы внимание, как ведут себя многие аквариумные рыбки, отыскивая корм близ дна? Они втягивают поверхностный слой ила, выбирая мелких простейших, ра­кообразных, моллюсков. Эти животные — зоофаги.

Всеядные животные едят и растения, и животных, например бурый мед­ведь. По своей природе он крупный, сильный хищник (рис.3). Медведь может завалить крупного зверя, любит рыбу, но в то же время часто посещает малинник, копается в муравейнике, любит лакомиться медом из пчелиных сотов, выка­пывает съедобные коренья.

Наконец, о сапрофагах — тех, кто питается мертвыми остатками расте­ний и животных. Дождевые черви пропускают через свой кишечник много земли и переваривают перегнивающие в ней мертвые части растений и жи­вотных. В переработке гниющих остатков участвуют почвенные клещи и ногохвостки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источники информации: Экология животных. Пособие для учащихся7класс общеобразовательной школы В.Г. Бабенко; Д.В. Богомолов; и др. 2002.-128с.ил.

Опубликовано в группе «Учебный фильм - окружающий мир, естествознание, краеведение»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.