Действие учителя
|
Действие учащихся
|
1 Организационный момент
|
Сегодня мы проведем очень интересное занятие, на котором будем исследовать, проводя интересные эксперименты.
|
Воспринимают информацию
|
2 Постановка проблемного вопроса
|
Для начала хотелось бы показать вам фрагмент известного мультфильма «Маша и медведь» ( серия 48 с 3.46 мин)
- Каким способом был получен огонь?
- Для чего нам необходим огонь?
- Что делать если огня не будет, а вам нужно, что-нибудь нагреть?
- Знаете ли вы, какими способами можно нагреть предмет не используя огонь?(записываю варианты ответов на доске)
- А только ли трением можно нагревать предметы без огня? (Если ребята не могут найти ответ на вопрос, учитель предлагает посмотреть на оборудование и дать ответ или приводит примеры, подводя к ответу. Например, Вы любите находиться на солнце? А любой свет нагревает тела? Будем проверять?)
- Сформулируйте тему нашего занятия Более точно: «Исследование нагревания предметов без огня»
Как Вы думаете, какова цель нашего занятия?
- Верно! Целью занятия будет: Исследовать способы нагревания предметов без огня.
Формулируем вместе задачу: Найти и проверить способы нагревания тел (велосипедный насос, алюминиевая проволока, лупа, деревянная палочка)
|
Смотрят мультфильм
Ответы детей: трение, высекание огня из камня, и тд.
Готовить пищу, греться.
Ответы детей:
-трение
-сгибание
- светом
Мы будем нагревать тела.
Может быть узнать, как можно нагреть тела без огня…
|
3. Выдвижение гипотезы и формулировка задач
|
- Мы с Вами уже выдвинули гипотезу, т.е. предположили, что тела можно нагреть используя трение, свет.
Я предлагаю проверить и другие способы: изгиб, удар, нагнетание.
Сформулируем частные познавательные задачи:
ПЗ1. Проверить, нагреется ли тело, если его тереть.
ПЗ1. Проверить, нагреется ли тело, если его сгибать и разгибать.
ПЗ1. Проверить, нагреется ли тело, если на него направить свет.
ПЗ1. Проверить, нагреется ли тело, если нагнетать воздух.
Как вы думаете, как можно их проверить?
Что нам необходимо сделать, чтобы проверить нагреваются ли тела при таких воздействиях?
Для того, что бы проверить нагрелось тело или нет, нам необходимо измерить его температуру.
Будем это делать с помощью специальных датчиков.
|
ПЗ1. Измерить температуру тела, затем тереть, затем снова измерить температуру датчиком температуры.
…
Объяснить ребятам как определяем степень нагретости тел, или вместе обговорить каким прибором.
|
4. Организация исследовательской деятельности учащихся
|
Для проведения исследований разделимся на группы. Каждая группа получает задание по решению одной из познавательных задач (на листочках).
Если у вас возникнут трудности или вопросы – поднимаем красную карточку – и я подойду к вам, чтобы помочь.
Для определения нагреется тело или нет используем датчик температуры «Архимед».
Поднесите датчик к исследуемой поверхности и определите температуру, затем проделайте необходимое действие и снова замерьте температуру. Сравните результаты до и после, сделайте вывод
Для проведения эксперимента и заполнения таблицы отводится 10 минут.
После проверки ПЗ1 заполните таблицу.
Затем начинается работа в группах. Каждая группа учащихся — маленькая «научная лаборатория», которая выбирает своего «научного руководителя», отвечающего за работу группы. Группам раздается наборы для исследования, и рабочий лист для заполнения.
- На столах лежат предметы: велосипедный насос, алюминиевая проволока, лупа, деревянная палочка попробуйте с помощью них проверить свои предположения и сделайте выводы Можно предложить еще один способ, если вымыть руки теплой водой – сначала тепло, но вытаскиваем – холоднее, значит нагревания этот способ не даёт.
|
Делятся на две группы и выбирают «научного руководителя», проводят опыты, заполняют рабочие листы.
Опыт
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Что наблюдаем
|
|
|
|
|
Объяснение наблюдаемой ситуации
|
|
|
|
|
Вывод
|
|
|
|
|
|
5. Получения результатов
|
- Работа в группах закончена, попрошу «научных руководителей» озвучить полученные результаты и сделать выводы.
- Подведем итог. Скажите, подтвердили мы гипотезу или нет.
-Давайте сделаем вывод. Для того, что бы нагреть предмет без огня, можно сгибать и разгибать предмет много раз, воздействовать светом (можно с использованием лупы), с помощью трения деревянных палочек друг о друга (рук друг о друга и др.), и нагнетанием воздуха.
- Хотелось бы показать еще один интересный эксперимент. Как вы думаете, чтобы превратить лед в воду, его нужно нагревать?
Эксперимент. Лед и стальная проволока.
Видео фрагмент.
Объяснение:
Температура плавления/замерзания льда равна 0˚C при нормальном атмосферном давлении, НО если оказывать на лед большее давление, то температура плавления льда понижается. Теперь он будет плавиться уже при минусовой температуре. Чем сильнее оказываемое на лед давление, тем при более низкой температуре он начинает плавиться.
Таяние льда под давлением чаще всего встречается при катании на коньках. Под лезвиями коньков лед моментально тает, и образуется водяная смазка, которая и обеспечивает легкое скольжение. Если лезвия затупились, коньки будут хорошо скользить только в теплую погоду (когда лед и так легко плавится).
Под давлением проволоки лед тоже тает. Но вода перетекает поверх проволоки. Здесь уже давления нет, и она тут же замерзает снова. Так “срастается” перерезанный ледяной брусок.
- Этот опыт показывает еще один способ нагревания предметов без огня – увеличение давления.
|
-«Научные руководители» озвучиваютполученные результаты и делают выводы.
- Ответы детей
Ребята перечисляю способы, с помощью которых можно нагреть и те, где нельзя.
Да.
|
6. Рефлексия
|
- Чтобы оценить свою работу на занятии заполните таблицу
сегодня
я узнал
|
|
я выполнял задания
|
Самостоятельно/ с помощью учителя
|
меня удивило
|
|
мне захотелось
|
|
Спасибо ребята большое за работу. Вы сегодня хорошо поработали.
Попробуйте придумать еще способы нагревания тел без огня и проверьте их, проведя эксперимент с родителями.
|
- Заполняют таблицу и озвучивают, то что написали.
|