Занятие для родителей с элементами тренинга «Защитим своих детей от нашей жестокости»
Миллеровский район
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5
Занятие с элементами тренинга
по профилактике насилия и жестокого обращения в семье
Тема: «Защитим своих детей от нашей жестокости»
Рыбалкина С.В.
Педагог-психолог
Пояснительная записка
Всегда считалось, что самое безопасное место для детей – это собственный дом и семья. Однако факты ставят это утверждение под сомнение.
Жестокое отношение к детям превратилось сегодня в обычное явление: до 10 % жертв насилия погибает, у остальных появляются отклонения в физическом, психическом развитии, в эмоциональной сфере. Это не только наносит непоправимый вред здоровью ребенка, травмирует его психику, тормозит развитие его личности, но и формирует социально - дезадаптивных, инфантильных людей, не умеющих трудиться, не способных создать здоровую семью, быть хорошими родителями. В настоящее время это стало серьезной социальной и общечеловеческой проблемой.
Научными исследованиями установлено, что:
насилие в той или иной форме совершается в каждой четвертой российской семье;
ежегодно около 2,5 млн. детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями;
для 10% этих детей исходом становится смерть, а для 2 тыс.- самоубийство;
более 50 тыс. детей в течение года уходят из дома, спасаясь от собственных родителей, а 25 тыс. несовершеннолетних находятся в розыске.
около 10 тыс. родителей лишаются судами родительских прав и более 2,5 тыс. детей забираются у родителей без такого лишения, поскольку нахождение ребенка в семье представляет угрозу его жизни и здоровью.
В 80% случаев дети попадают в приюты и детские дома из-за невыполнения родителями своих прямых обязанностей по воспитанию, что создает реальную угрозу их жизни и здоровью.
Основная причина жестокого обращения с детьми - внутренняя агрессивность – эмоциональное состояние, возникающее как реакция на переживание непреодолимости каких-то барьеров или недоступность чего-то желанного.
Тема жестокого обращения с детьми, в частности дошкольного возраста, на сегодняшний день, к сожалению, является очень актуальной. Это во многом связано с недостаточной осведомленностью родителей с основными видами жестокого обращения. Практика показывает, что чаще всего жестокость ассоциируется с нанесением телесных, видимых повреждений. Только в ходе беседы, с рассмотрением конкретных примеров, родители приходят к выводу, что некоторые стороны детско-родительских отношений могут оказывать негативное влияние на психическое здоровье ребенка, что в свою очередь входит в понятие жестокого обращения с детьми.
Таким образом, данная разработка занятия с родителями познакомит родителей с четырьмя основными формами жестокого обращения с детьми, раскроет причины проявления жестокого обращения по отношению к детям, научит некоторым правилам воспитания ребёнка, а также родители смогут научиться управлять своим гневом, используя тренинговые упражнения. В конце родительского собрания каждому родителю вручается буклет «Дети не для насилия».
Аннотация:
Материал можно использовать для проведения классного или общешкольного родительского собрания. Материал содержит буклеты – памятки для родителей, презентацию к родительскому собранию.
Цели:
Профилактика жестокого обращения с детьми, ознакомление с приемами оказания психолого-педагогической помощи детям, жертвам насилия.
2. Воспитание у родителей осознанной потребности в создании для детей благоприятных условий для жизни, развития и воспитания, гарантий защищённого детства, свободного от жестокости и насилия.
Задачи:
1. Изучить, обобщить, систематизировать теоретический и практический материал по проблеме жестокого обращения с детьми и подростками.
2. Осуществить консультативно-профилактическую работу среди родителей.
3. Обучить родителей методам ненасильственной педагогики и оказать психолого-педагогическую помощь семьям, нуждающимся в этом.
4. Обсудить опыт профилактики и пресечения насилия в отношении детей.
5. Внести коррективы в планирование воспитательной работы родительских комитетов в классных, школьных, городских коллективах, с учётом профилактики насилия и жестокости по отношению к несовершеннолетним.
6. Содействовать в формировании у родителей представлений об истинном родительском авторитете и показать, к чему могут привести ошибки воспитания.
Целевая аудитория: родители обучающихся 6 класса, 12 лет
Материально-техническое обеспечение и специальное оборудование: мультимедийный проектор, плакаты, шарф, стаканчик, листы с заданиями для групп, клубок ниток, зеркало, листы формата А5 для каждого участника, памятки.
Информация о ведущем: ведущим может быть педагог-психолог, социальный педагог, педагог, который является классным руководителем. В целом основное требование к ведущему - иметь основные знания возрастной психологии и педагогической педагогики.
Ожидаемые результаты:
- Приобретение теоретического и практического материала по проблеме жестокого обращения с детьми и подростками.
Овладение родителями методам ненасильственной педагогики.
Формирование у родителей представлений об истинном родительском авторитете.
Этапы подготовки и проведения занятия:
Подготовительный: анализ актуальной ситуации, изучение Интернет-ресурсов, подбор заданий и упражнений, разработка сценария, методических материалов для участников.
Основной: проведение занятия в соответствии со сценарием.
Заключительный: анализ занятия
Ход занятия
Слайд 1
Вступление. Упражнение «Психологическая зарядка».
Здравствуйте, уважаемые родители! Выполните определенные движения, если вы согласны с данными высказываниями:
Если в вашей семье время от времени возникают “приступы непослушания” - похлопайте в ладоши.
Если вы ребенка чаще хвалите, чем ругаете и наказываете - дотроньтесь до кончика носа.
Если вы считаете себя хорошим родителем - постучите кулачком в грудь.
Если у вас возникают какие-либо сложности или непонимание со своим ребенком - моргните правым глазом.
Бывает ли в вашей семье так: вы наказываете ребенка, а другие члены семьи тут же начинают упрекать вас в излишней строгости и утешать ребенка – то топните ногой
Если вы считаете, что в воспитании детей главное - пример взрослых - улыбнитесь.
Если вы делаете все возможное, чтобы вашему ребенку было комфортно в семье - погладьте себя по голове.
Слайд 2
- Нашу беседу хотелось бы начать такими словами: «Если твои намерения рассчитаны на год - сей рожь, на десятилетия - сажай деревья, на века – воспитывай детей» (Народная мудрость).
Сегодня мы проведем нашу встречу в форме занятия с элементами тренинга. Тренинг – это обучение опытом. Это чудесная форма для налаживания общения, профилактики конфликтов, которые возникают между родителями и детьми. Вы - люди, у которых разное образование, разный характер, разные взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что объединяет вас.
- Что это, как вы думаете? (дети)
- Совершенно верно, это ваши дети, которые могут стать горем или радостью.
- Предлагаю посмотреть видео для определения темы нашей беседы.
Слайд 3
Просмотр видео.
- Итак, тема нашего разговора…(жестокое обращение с детьми)
Слайд 4
- Как и что надо сделать, чтобы ваш ребенок стал для вас счастьем, чтобы однажды можно было сказать себе: «Жизнь сложилась». Поэтому на этом тренинге мы рассмотрим актуальную проблему, это защита наших детей от нашей жестокости.
Слайд 5
Упражнение «Правила работы».
Цель: показать необходимость выработки и соблюдения определенных правил, по которым происходит взаимодействие людей в группе; принять правила для продуктивной работы во время тренинга.
- Прежде чем перейти к дальнейшей работе, предлагаю вам принять определенные правила, по которым мы будем работать в течение нашей встречи.
Созрел вопрос - задавай.
Право на собственное мнение.
Правило «стоп» (Я ввожу правило «стоп», мы в это больше не играем, об этом больше не говорим).
Слайд 6
- Упражнение «Стаканчик».
- Обратите внимание. У меня в руках стаканчик. Представьте, что это стаканчик, в который вы можете поместить ваши самые сокровенные чувства, желания, мысли (пустить стаканчик по кругу). В него вы можете мысленно положить то, что для вас действительно важно и ценно, это и есть то, что вы любите и чем очень дорожите.
На протяжении нескольких минут царит молчание, затем неожиданно стакан сминается.
Что вы почувствовали?Как вы считаете, можно ли сказать, что в отношении вас я применила эмоциональное насилие?
Так и наши дети испытывают такие чувства .
Слайд 7
Работа в группах.
Цель: выяснить уровень осведомленности родителей относительно причинно-следственной связи жестокого поведения и понимание того, что не каждое наказание принесет ребенку пользу. Развивать навыки группового взаимодействия.
I группа – отвечает на вопросы «Что такое насилие? Что такое наказание?»
II группа – перечислить виды насилия.
III группа – перечислить последствия насилия
Слайд 8
Вывод:
Насилие – это вид отношений между людьми, когда один притесняет другого или причиняет ему какой-либо ущерб, травму, унижение или иногда, к сожалению смерть. Основная причина жестокого обращения с детьми – внутренняя агрессивность, возникающая как реакция на переживание непреодолимости каких-то барьеров или недоступность чего-то желанного.
Слайд 9
В последнее время выделяют 3 основных вида насилия:
1. Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами, их замещающими, либо ответственными за воспитание.
2. Сексуальное насилие или развращение – вовлечение ребенка с его согласия или без, осознаваемое или неосознанное им в силу возрастной незрелости или других причин, в сексуальные отношения с взрослыми с целью получения последними выгоды, удовлетворения или для достижения корыстных целей.
3. Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость) – отсутствие со стороны родителей, опекунов или других взрослых, ответственных за воспитание ребенка элементарной заботы о нем, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
Слайд 10
- Упражнение «Паутина»
Слайд 11
- Жестокое обращение с ребенком это – симптом нарушения детско - родительских отношений. И в этих отношениях мы вязнем, как в паутине. Выпутаться из этого очень сложно.
Давайте попробуем прочувствовать это. Нам нужен один доброволец.
Вы будете играть роль ребенка. Остальных я попрошу встать в круг.
- Как часто мы произносим фразы:
«Сейчас же иди отсюда!»
«Чтобы я не видел, что ты это делаешь!»
«Ты что, дурак? Я тебе миллион раз говорила!»
«Уйди! Мне надоело на тебя смотреть!»
- Сейчас мы будем произносить ребенку обвинительные фразы. Ребенок будет принимать клубок, а затем возвращать на выбор любому участнику, стоящему в кругу (образование паутины).
Давайте выслушаем ребенка: Что вы чувствуете?
Легко ли вам было бросать в ребенка обвинительные фразы?
Нелегко!!! Мы с вами понимаем, что это плохо, но ведь очень часто мы произносим их по отношению к детям.
Как вы думаете, можем ли мы помочь ребенку выпутаться из этой паутины? Как? Давайте поможем ребенку выпутаться из нашей паутины.
Как вы себя чувствовали? (обращаемся к ребенку)
Какие чувства возникли у вас, когда вы произносили положительные фразы? (обращаемся к родителям)
Для положительных отношений с ребенком необходимо, безусловно, принимать ребенка, таким, какой он есть. Причем необходимо помнить: проступки ребенка – не он сам. Он сам – это только его чувства и переживания. Мы можем не любить, отрицать, осуждать только поступки ребенка, но не его самого.
Слайд 12
Упражнение «Слепой и поводырь»
Цель: формирование опыта доверия к окружающим.
Упражнение проводится в паре. В паре выбирается "слепой" и "поводырь". "Поводырь" должен провести своего партнера за собой. Глаза у него закрыты.
Слайд 13
Упражнение «Круг идей» - «Как избежать ситуации насилия».
Цель: снятие эмоциональной напряженности, заявление о себе как о потенциальном участнике контакта.
-Давайте подумаем и продолжим фразу «Избежать ситуацию насилия над детьми можно …», предлагая свое продолжение по кругу. Ваши ответы я буду фиксировать на доске.
Уменьшить стресс в своей жизни
Любить своих детей
Менять свое поведение
Быть защитником для своих детей
Никогда не сравнивать своего ребенка с другими
Не быть слишком требовательным к своим детям
Помогать ребенку быть самостоятельным
Помнить, что ребенок такой же человек как и вы
Быть оптимистом по жизни.
Слайд 14
Упражнение «Волшебное зеркало».
Для упражнения понадобится небольшое зеркало круглой формы и музыкальное сопровождение.
- Сейчас вы будете передавать друг другу зеркало. Тот, кто получит его, должен открыть глаза и заглянуть внутрь. Там, в «маленьком волшебном озере», вы увидите самого доброго, дружелюбного человека на свете. Улыбнитесь ему. Чтобы ни какие беды не затрагивали Вас и вашу семью.
Слайд 15
Итог занятия. Упражнение «Загибаем лист»
- Перед вами чистый лист бумаги. Вспомните, когда вы ругали своих детей злобно, не выдержанно. На каждое слово загибайте часть листка. А теперь начинайте разгибать лист и с каждым отгибанием вспоминайте, то хорошее, доброе, что вы говорили детям.
Вывод: Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так же и в душе ребенка на всю жизнь остаются травмы от непонимания, обид, несправедливости к ним.
Слайд 16
Ученые давно доказали, что если ребенок рождается и растет в атмосфере любви, то он вырастает счастливым и благополучным. Существует много способов проявления любви. Одним из таких замечательных способов является объятие, которые крайне необходимы в семье. Они не портят характер людей, всегда доступны, всем приятны и необходимы людям любого возраста. Наилучший результат достигается тогда, когда объятия используются в нужный момент в течение всего дня. И пусть это будет вашим постоянным домашним заданием.
Слайд 17
И хотелось бы закончить нашу встречу словами Льва Кассиля: «Семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море Знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега».
Желаю вам уюта, тепла, взаимопонимания, терпения, радости в общении с ребенком. Мир вашему дому!
Анализ родительского собрания.
Тема собрания: Защитим своих детей от нашей жестокости.
Цели этого родительского собрания:
1.Профилактика жестокого обращения с детьми, ознакомление с приемами оказания психолого-педагогической помощи детям, жертвам насилия.
2. Воспитание у родителей осознанной потребности в создании для детей благоприятных условий для жизни, развития и воспитания, гарантий защищённого детства, свободного от жестокости и насилия.
Перед собранием проводилась следующая подготовительная работа: анализ актуальной ситуации, изучение Интернет-ресурсов, подбор заданий и упражнений, разработка сценария, методических материалов для участников. Родительское собрание началось с психологической зарядки для создания благоприятной обстановки общения. Далее было введение в тему занятия с помощью упражнения «Стаканчик», с помощью которого наглядно было продемонстрировано влияние насилия на окружающих. Общение по теме занятия происходило с помощью групповой работы. В ходе общения родители сами сообщали свои знания о насилии, наказании, видах насилия и последствиях насильственных действий по отношению к детям. Последующие упражнения «Слепой и поводырь», «Паутинка» помогли родителям побывать в роли детей терпящих жестокой обращение и в роли родителей, которые преступают грань наказания. В конце собрания родители сами с помощью упражнения «Круг идей» вывели правила, которые помогут избежать насилия в воспитательной процессе. Упражнение «волшебное зеркало» помогло присутствующим увидеть в себе все хорошие качества. А упражнение «Загибаем лист» позволило родителям понять, какое влияние оказывают их необдуманные действия на ранимые детские души и сердца. В ходе собрания родители смогли поделиться друг с другом собственным жизненным опытом, получить важную информацию по устранению и профилактики данной проблемы. Родителями была осознана актуальность данной темы, сделаны выводы по обследованному вопросу.
Собрание проходило в форме занятия с элементами тренинга, наблюдалась благоприятная атмосфера в классе. Я считаю, что собрание прошло на высоком уровне, так как поставленные нами цели и задачи были полностью реализованы благодаря различным методам и приемам. По данной тематике было проведено три занятия. В данном занятии приняло участие 20 родителей 6-в класса.
Список использованных источников:
Гордин Л. Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей.- М: 1971.
Помощь детям, пострадавшим от насилия в семье: правовые аспекты, тренинговые занятия, рекомендации /авт.-сост. Я.К. Нелюбова. - Волгоград: Учитель, 2009.
Помощь родителям в воспитании детей / Общая ред. и предисл. В. Я. Пиллиповского. - М.: 1992. 9.Сафонова Т. Я., Цымбал Е. И., Олиференко Л. Я., Иванова Н. А., Демьяненко И. И. Жестокое обращение с детьми. - М.: 1993. 10.Фурутан А. Отцы, матери, дети: Практические советы родителям. - М.:1992
Психологический практикум и тренинг: профилактика насилия в семье и школе /авт.-сост. Л.И. Прикуль. - Волгоград: Учитель, 2009.
С любовью к детям: материалы к родительским собраниям: 5-8 классы /сост. Л.Е. Пахомова.- Волгоград: Учитель, 2008.
Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей / В.М. Целуйко. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006.
http://detochki-doma.ru/stihi-o-seme-dlya-detey/#ixzz2ju4zVTF3 Роберт Рождественский «Все начинается с любви»
http://www.pro-life.by/antisemejnye-tehnologii/yuvenal-naya-yustitsiya/chto-takoe-zhestokoe-obrashhenie-s-det-mi/Что такое жестокое обращение с детьми? Пролайф Беларусь информационно-аналитический портал
Ситуация для размышления:
Четырехлетний Алеша баловался за столом во время обеда, несмотря на замечания взрослых. В конце концов, он подавился и начал кашлять. Его наказали – поставили в угол. После того как мальчик «отбыл наказание», отец спросил его:
- Будешь еще так делать?
- Нет, - ответил малыш.
- А ты понял, за что тебя наказали? – догадался спросить отец.
- Да, за то, что кашлял, - ответил ребенок…
Единый федеральный бесплатный телефон доверия
для детей, подростков и их родителей:
8-800-2000-122
Приложение
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5
АЗБУКА
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Как воспитывать:
кнутом или пряником?
(маленькие подсказки для взрослых)
С незапамятных времен используют обе эти формы наказания.
Словарь Даля гласит, что слово «наказать» - это не только наложить санкцию, но сначала дать наказ (повеление, предписание, инструкцию).
Наказание – это всегда реакция на нарушение правила, о котором ребенок знал.
Прежде, чем сей воспитательный акт возмездия свершится, все же задумайтесь: ЗАЧЕМ? Именно не ЗА ЧТО, а ЗАЧЕМ. И если у вас есть хоть малейшее сомнение, наказывать или не наказывать, то лучше НЕ НАКАЗЫВАТЬ! А уж тем более не наказывайте для профилактики, «на всякий случай».
В любом случае придерживайтесь следующих правил наказания детей:
При любом наказании ребенок должен быть уверен, что наказание справедливо, что его по-прежнему любят, и даже будучи наказанным, он не останется без родительской любви.
При любом наказании дети не должны быть лишены удовлетворения их биологических и физиологических потребностей.
Ребенок должен быть информирован о том, за какие проступки последует наказание и в какой форме.
Наказание детей должно носить временный характер («Ты лишаешься возможности играть в компьютер ровно на 3 дня»).
При наказании детей следует избегать оскорблений и приклеивания «ярлыков». Отмечается только поведение или конкретный поступок ребенка, а не его личность.
При наказании детей исключено припоминание прежних проступков. Вы говорите только о том, за что он наказывается именно сейчас.
Когда ни в коем случае нельзя наказывать детей:
когда ребенок болен. В этот период психика особенно уязвима, реакции не предсказуемы;
когда ребенок ест;
перед сном и после сна;
во время игры или работы;
когда вы в плохом настроении или вне себя от злости.
Согласитесь, в таких случаях мы попросту срываем на детях зло.
Пять причин, по которым не стоит бить ребенка:
Это в любом случае удар, сам по себе достойный осуждения.
Это признание своей слабости: родитель не смог совладать с собой и это роняет его авторитет в глазах ребенка.
Это делает насилие чем-то обычным: взрослый дает понять, что физическая сила - единственное безотказное средство решения конфликта.
Это унизительно: ребенок чувствует себя недостаточно любимым, он все хуже и хуже ведет себя и получает новые шлепки. Этот порочный круг побуждает и ту, и другую сторону ко все большему насилию и препятствует формированию у ребенка самоуважения.
Это неэффективно: если ребенок и уступает, то из чувства страха, а не из-за признания своей вины. Он не извлекает из этого урока, причины конфликта не исчезают, наоборот, они провоцируют следующий кризис в отношениях.
Светлана
Ващилина Ирина Владимировна