Занятие: Как все успевать? (6-9 класс)
Психолог:
Как вы думаете, зачем ученику нужен дневник?
Много ли у вас домашних заданий?
А кроме заданий домашних есть дела, которые вам необходимо выполнять?
Можно ли все эти дела держать в голове?
Мы сегодня с вами поговорим, как все успевать и делать это легко и быстро. Главный принцип управления временем гласит: ничего не держать в голове! Весь поток дел, проблем, целей, задач, мечтаний, желаний необходимо выписывать на бумагу. Следуя этому, мы формируем список всего, что нам необходимо сделать. Дневник это как раз ваше поле, где вы записываете свои дела, которые нужно сделать. Мы очень любим о чем – нибудь подумать, поразмышлять и пока мы думали о том, что нужно рассказать завтра однокласснику, мы забываем зайти купить хлеб в магазине. Одно событие очень часто вытесняет другое.
Давайте каждый из вас напишет 5-10 дел, которые ему нужно сделать сегодня или на этой неделе. Причем в этот список могут включаться не только домашние задания (выучить стих, решить примеры по математике), но и например, помыть посуду, позвонить кому-то, и т.д.
Проведем его сортировку по типу задач следующим образом.
Задачи «лягушки»
Выделяем задачи -«лягушки». «Лягушками» в тайм-менеджменте называют необходимые, но неприятные, постоянно откладывающиеся дела. Как правило, это дела, не требующие много времени на их выполнение. Но из-за постоянного откладывания, простое дело перерастает в большие неприятности, вытягивая все силы и энергию. Для кого-то это может быть звонок кому-либо, визит к врачу, для другого — помыть полы или сдать в химчистку одежду.
У испанцев есть поговорка: «Каждое утро съедай лягушку». Действительно, начав день со «съедания» одной «лягушки», вы весь день ходите бодрый и радостный. Про остальных лягушек вспоминать не надо. Они останутся на следующие дни. И наоборот, если утром (или в течение дня) «лягушку» не съесть – она будет весь день маячить где-то на горизонте и отравлять жизнь. Глеб Архангельский писал: «Я думал, что у меня стада «лягушек», зеленые ковры вокруг меня, но когда ввел «правило ежедневной лягушки», - они все разошлись за две недели».
Что происходит, если мы все-таки решились «съесть лягушку с утра»?
Эмоциональный подъем.
Гордость за себя и свои достижения.
Выброс эндорфинов.
Приведите примеры лягушек:
Например, физические упражнения, составление плана дел по какому-либо проекту, чистка слива в раковине, важный звонок или разбор завалов в шкафу.
Задачи «слоны»
Затем находим в списке задачи – «слоны». «Слоны» в тайм-менеджменте — это большие задачи, объемные и сложные. Например, написание реферата, изучение английского языка, проект и т.д. Осознавая глобальность такой задачи, ее исполнение мы постоянно откладываем на потом, результатом чего становятся авралы, нарушение сроков, нервные срывы и неудовлетворенность.
Найдите в своем списке такие задачи
В тайм-менеджменте «слонов» рекомендуется делить на части — «кусочки» или «бифштексы». Важно «слона» разбивать на «кусочки» до самых простых и легко выполнимых шагов. Когда большая задача раздроблена на части — подзадачи, то она уже не кажется такой грандиозной. И нам проще и охотнее браться за ее выполнение, остается последовательно выполнять пункт за пунктом, продвигаясь к цели.
Примеры слонов:
изучение иностранного языка, организация и проведение масштабного мероприятия
Разбор примера:
Слон: Подготовится к контрольной за неделю
1. Прочитать параграф в учебнике
2. В интернете найти информацию по теме, скинуть в один файл
3. В день читать по одному источнику, выделяя главное
4. Все главное скинуть в отдельный файл. Это и нужно выучить.
В своем списке мы можем столкнуться с разновидностями «слонов». В тайм-менеджменте выделяют, помимо обычных пошаговых «слоников», еще дела- «мамонты».
Задачи «мамонты»
«Мамонты» — это большие дела, которые долгое время откладывались и совсем потеряли свою актуальность. Такие дела лучше вычеркнуть из списка и не тратить на них свою энергию.
В дальнейшем руководствуйтесь правилом:
• «съедать» по 1-2 «лягушке» ежедневно;
• уничтожать 1-3 слона в месяц, «съедая» по 1 «бифштексу» от каждого ежедневно.
Краткий алгоритм применения техники «Слоны и лягушки»:
1. Выпишите на лист все свои дела, которые нужно сделать;
2. Вычеркните из списка дела – «мамонты»;
3. Выделите зеленым цветом задачи – «лягушки»;
4. Задачи – «слоны» разбейте на элементарные подзадачи – «бифштексы»