Занятие кружка по математике в 6 классе «Построение фигур одним росчерком карандаша»
Занятие кружка «Занимательная математика» для обучающихся 6 класса
по теме «Построение фигур одним росчерком карандаша»
Предмет: математика
Тема занятия: Построение фигур одним росчерком карандаша
Тип занятия: изучение нового
Цели:
Образовательные
Изучение признаков вычерчивания фигур одним росчерком и применение их при изображении таких фигур.
Воспитательные
Воспитание познавательной активности, чувства ответственности, культуры общения.
Развивающие
Развитие логического мышления, зрительной памяти, сознательного восприятия материала, развитие исследовательских умений и навыков, формирование навыков самоконтроля.
Задачи занятия:
активизировать мышление обучающихся в процессе разрешения специально созданной проблемной ситуации;
развивать устойчивый интерес обучающихся к математике и ее приложениям;
развивать математический кругозор, творческие способности обучающихся.
Прогнозируемые результаты:
Предметные: планируется, что к окончанию занятия ученики будут распознавать топологические фигуры, способствовать развитию у обучающихся исследовательских умений и навыков, формированию навыков самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные:
- постановка и удерживание учебной задачи;
- умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности её решения;
- целеполагание.
Познавательные:
- понимание топологических рисунков, анализ, сравнение;
- выдвижение гипотез и их обоснование;
- построение логической цепи рассуждений, доказательства;
Коммуникативные:
– учебное сотрудничество и совместная деятельность с учителем и сверстниками;
– умение слушать;
– умение аргументировать свою позицию и координировать её при выработке общего решения в совместной деятельности.
Личностные:
формирование у учащихся готовности и способности к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности.
Оборудование: раздаточный материал, икосаэдр (для ресурсного круга), презентация.
Технологическая карта внеурочного занятия
Этап занятия | Виды работы, формы, методы, приемы | Содержание педагогического взаимодействия | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||
Мотивация | Ресурсный круг | Ты человек, а значит, ты обязан рассуждать. А без логичной простоты ты будешь пропадать. Пусть за собой она зовёт – уйми в коленях дрожь! Коль с Логикой пойдёшь вперёд – нигде не пропадёшь! Сегодня на занятии мы будем изучать новые интересные топологические фигуры. Слайд 1 | Обучающиеся вместе с учителем встают в круг, передают друг другу икосаэдр с пожеланиями на успешную работу и о том, что хотелось бы узнать на занятии. |
Создание проблемной ситуации | Побуждающий к гипотезам диалог | - Попробуйте, не отрывая карандаш от бумаги, и не проводя по одной линии дважды, начертить данные фигуры.
- Какие результаты получились?
- Как сформулируем цель занятия?
- Какие учебные задачи для достижения этой цели поставим перед собой? | Выполняют задание
Рассказывают о результатах выполнения задания.
Формулируют цель (Научиться определять фигуры, которые можно начертить без отрыва)
Формулируют задачи (Узнать правила определения таких фигур, тренироваться в их применении) |
Исследование | Работа в парах | Для решения таких задач существуют признаки, по которым заранее несложно установить, можно ли данную фигуру начертить одним росчерком или нет. Если можно, то с какой точки следует начинать вычерчивание? Изучением этих признаков и их обоснованием занимается наука топология. Прочитайте текст (Приложение 1) и составьте правила, которые помогут определить, можно ли данную фигуру начертить одним росчерком, т. е. не отрывая карандаша от бумаги и не обводя ни одной линии дважды. | Изучают текст, составляют правила. |
Обмен информацией | Фронтальная беседа. Совместная деятельность по созданию результата интеллектуального труда. | Какие правила у вас получились? Слайд 2
- Почему открытый конверт можно начертить одной линией? Слайд 3
- А почему домик не удалось начертить одной линией? Слайд 4 | Признаки вычерчивания фигур одним росчерком: 1) если нечетных точек в фигуре нет, то ее можно начертить одним росчерком, начиная вычерчивать с любого места; 2) если в фигуре две нечетные точки (если фигура имеет нечетную точку, то она всегда имеет и вторую нечетную точку), то ее можно начертить одним росчерком, начав вычерчивание в одной из нечетных точек и закончив в другой; 3) если в фигуре более двух нечетных точек, то ее нельзя вычертить одним росчерком.
Открытый конверт можно начертить непрерывной линией, т. е. не отрывая карандаша от бумаги, так как у него две нечетных вершины; начинать вычерчивание необходимо в одной из нечетных вершин.
Домик нельзя начертить одним росчерком карандаша, потому что у него больше двух нечетных вершин. |
Физминутка | Динамическая пауза | А сейчас представим себя красивыми, весёлыми бабочками и немного попорхаем. | Выполняют упражнения физминутки |
Применение полученных знаний
Применение знаний в новой ситуации | Работа в малых группах
Работа в малых группах
| Используя сформулированные вами правила, определите, можно ли начертить предложенные вам фигуры одним росчерком и расскажите о полученных результатах.
Слайд 5 – 13 (Демонстрируются в режиме анимации способы построения некоторых фигур)
Слайд 14 Основателем топологии является французский математик Леонард Эйлер (1707—1782), решивший в 1736 г. широко известную в то время задачу, называвшуюся проблемой кёнигсбергских мостов. В городе Кёнигсберге было два острова, соединенных семью мостами с берегами реки Преголя и друг с другом так, как показано на рисунке, выполненном Эйлером.
Задача состояла в следующем: найти маршрут прохождения всех четырех частей суши, который начинался бы с любой из них, кончался бы на этой же части и ровно один раз проходил по каждому мосту. Найдите и вы решение этой задачи, используя уже имеющиеся у вас знания о топологических фигурах.
Какое решение получилось?
Топология Эйлера нашла очень широкое применение: например, её используют при изучении транспортных и коммуникационных систем, в частности, для маршрутизации данных в Интернете.
Несколько Совершенно Секретных Объектов соединены подземной железной дорогой таким образом, что каждый Объект напрямую соединён не более чем с тремя другими и от каждого Объекта можно добраться под землей до любого другого, сделав не более одной пересадки. Каково максимальное число Совершенно Секретных Объектов?
Обсудим результаты решения задачи. | Выполняют задания в группах. (Приложение 2)
Показывают и объясняют результаты выполнения задания.
Читают текст задачи с рисунком мостов.
Обсуждают в группах решение задачи.
Рассказывают о результатах решения задачи.
Точки А, В, С, D – места входа на мосты. Сами мосты обозначим а, b, c, d, e, f, g. Соединим точки и мосты линиями. Получилась фигура с четырьмя нечетными вершинами, значит, её нельзя начертить без отрыва, а значит, и пройти все мосты, не заходя дважды на один и тот же, нельзя.
Принятие и осмысление информации
Оценка информации, поиск решения.
Из данного Объекта можно добраться за один "ход" до трёх Объектов, а с пересадкой – еще до 2·3 = 6 Объектов. Следовательно, Объектов не больше 10.
|
Подведение итогов: рефлексия. | Ресурсный круг | Представьте себе, что уроки уже закончились, вы идёте домой и думаете о нашем сегодняшнем занятии. Неожиданно встречаете своего друга или подругу. О чем бы вам захотелось рассказать? Что больше всего вам запомнилось или понравилось? | Обучающиеся передают друг другу икосаэдр, делятся впечатлениями о занятии. |
Домашнее задание. | Карточки с заданием | Начертите фигуры одним росчерком карандаша. Предложите родителям, друзьям выполнить это задание. (Приложение 3) | |
Приложение 1
Текст обучающимся для исследовательской работы
1. Прочитайте текст
2. Сформулируйте признаки вычерчивания фигур одним росчерком
Четной вершиной фигуры называют такую ее вершину, в которой сходится четное число линий, а если линий нечетное число, то вершину назовем нечетной. Для того чтобы установить, можно ли начертить фигуру непрерывным движением без повторного прохождения отдельных участков, следует прежде всего выяснить, имеются ли у фигуры нечетные вершины и сколько их. Всякая четная вершина заведомо проходима: условно говоря, сколько раз линия пришла в нее, столько же раз и вышла из этой точки. С нечетной вершиной дело обстоит иначе. С такой вершины можно начать движение или закончить его в ней, так как путей, ведущих к нечетной вершине, нечетное число. Поэтому, если нечетных вершин больше двух, то такую фигуру начертить непрерывным движением нельзя. В случае, когда фигура имеет две нечетных вершины, ее вычерчивание нужно начинать от одной из таких вершин и заканчивать в другой. Действительно, непрерывная линия имеет ровно два конца и этим многое объясняется.
Можно доказать, что какова бы ни была фигура, нечетных вершин в ней либо нет совсем, либо имеется четное их число. Свободная точка, к которой еще не прочерчено ни одной линии считается четной. После проведения первой линии, соединяющей две свободные точки, появляются две нечетных вершины.
И далее, любая новая линия соединяет две точки. Если это были четные точки, то они станут нечетными, если соединяются нечетные точки - они становятся четными, наконец, при соединении четной и нечетной точек, каждая из них меняет свою четность, не меняя общую картину. Следовательно, нечетные точки могут появляться только парами.
Приложение 2
Задания для групп
Определите, можно ли начертить предложенные вам фигуры одним росчерком и расскажите о полученных результатах
1 группа
2 группа
3 группа
4 группа
Приложение 3
Раздаточный материал для обучающихся
Построение фигур одним росчерком карандаша
Задание 1. Не отрывая карандаш от бумаги, и не проводя по одной линии дважды, начертите данные фигуры.
Задание 2. Найдите необходимую информацию в тексте.
Задание 3. Выполните задания в группе.
Задание 4. В городе Кёнигсберге было два острова, соединенных семью мостами с берегами реки Преголя и друг с другом так, как показано на рисунке, выполненном Эйлером.
Найдите маршрут прохождения всех четырех частей суши, который начинался бы с любой из них, кончался бы на этой же части и ровно один раз проходил по каждому мосту. | Подсказка
Задание 5. Несколько Совершенно Секретных Объектов соединены подземной железной дорогой таким образом, что каждый Объект напрямую соединён не более чем с тремя другими и от каждого Объекта можно добраться под землей до любого другого, сделав не более одной пересадки. Каково максимальное число Совершенно Секретных Объектов? Домашнее задание. Выясните, какие фигуры можно изобразить одним росчерком карандаша и начертите их. Предложите выполнить это задание своим родителям, друзьям.
|
Латышева Надежда Леонидовна
Голубева Ирина Николаевна
Елена Вениаминовна Чурина
Голубева Ирина Николаевна