Занятие кружка «Юный журналист» по теме «Интервью»
МОУ СШ № 1 р.п.Новоспасское Ульяновской области
Руководитель кружка:
учитель русского языка и
литературы высшей категории
Табакова Л.П.
2020 год
Паспорт мероприятия.
Предмет: занятие кружка «Юный журналист»
Тема: Интервью
Цели занятия:
Образовательная: познакомиться с жанром публицистики «интервью» и его особенностями;
Развивающая: продолжить формирование представления о газетных жанрах;
Воспитательная: воспитывать внимательное, бережное, уважительное отношение к окружающим людям
Задачи мероприятия:
В результате занятия учащиеся должны
на базовом уровне
- иметь представление об интервью как одном из газетных жанров;
- понимать отличительные особенности интервью от других газетных жанров;
- уметь излагать материал в форме беседы (от имени человека, который даёт интервью).
На творческом уровне
- знать основные требования к интервью;
- понимать основные особенности языка интервью;
- уметь составлять вопросы для интервью.
Тип занятия: изучение нового материала
Основной дидактический метод: словесный (рассказ, беседа);
Частные методы: наглядный - демонстрация, презентация;
практический – работа в группах.
Оборудование:
- мультимедиа, проектор;
- газета «Школьный вестник» за 2015-2019 годы.
Ход занятия
1.Вступительное слово учителя.
Сегодня у нас обычное рабочее занятие кружка «Юный журналист» по теме «Жанры публицистики. Интервью». Но мне хотелось бы расширить рамки нашего разговора.
-Зачем мы организовали наш кружок? (создавать школьную газету)
-Зачем школе нужна газета? (освещать школьную жизнь, привлекать внимание к каким-либо проблемам, раскрывать таланты, воспитывать учеников и т.д.)
-Какой должна быть наша газета, чтобы выполнять эти задачи?
(интересной, разнообразной, доступной и т.д.)
-А что мы должны знать и уметь, чтобы делать такую газету?
(уметь интересно писать, находить интересные темы, знать жанры и использовать их).
Вот мы и подощли к теме нашего занятия. На доске эпиграф.
Обращение к эпиграфу занятия:
Я убеждён, что молодому писателю
очень полезна работа в газете.
Это школа, заменить которую
в литературе нечем.
К.Федин.
- Как вы понимаете слова К.Федина?
- Какое отношение имеют эти слова писателя к нам?
Представление гостей: главный редактор газеты «Сельская правда», журналист, сотрудник местного телевидения «Сфера ТВ», педагог-организатор ЦДТ.
2. Тема занятия «Интервью как жанр журналистики».
Цель:
- повторить изученное об уже известных нам газетных жанрах;
- познакомиться с интервью и его особенностями;
- научиться брать интервью, составляя вопросник.
3.Беседа.
-Какие газетные жанры вам уже знакомы? (заметка, статья, репортаж)
-Что такое заметка?
-Чем статья отличается от заметки?
-Что такое репортаж?
Презентация. Слайд 1.
4. Практическая работа.
-У вас на столах газета «Школьный вестник». Найдите примеры этих жанров.
5.Попробуйте сформулировать определение: что такое интервью?
(беседа с каким-либо человеком).
Одна их учениц получила задание: найти определение в «Словаре иностранных слов» или «Толковом словаре» Ожегова.
Интервью – предназначенная для печати или передачи по радио, ТВ беседа с каким-либо лицом.
Запись в тетради с экрана.
Презентация. Слайд 2.
-Какое слово в определении главное, опорное? (беседа)
Иными словами, интервью – это совместное творчество журналиста и человека, дающего интервью, информацию. Им может быть общественный деятель, учёный, передовик производства, руководитель, писатель, артист, спортсмен. Главное – это должен быть интересный человек.
-Кому он интересен?
-Интервью – один из живых, впечатляющих газетных жанров. О многих школьных и других событиях можно рассказать в форме беседы с организаторами или участниками события. Главное, что мнение этого человека авторитетно для читателя.
-Как вы думаете, что должен учитывать или знать корреспондент, который берёт интервью?
(-знать об этом человеке,
-быть вежливым, тактичным,
-умело подобрать вопросы,
-расположить человека к себе, вызвать на откровенный разговор,
-интервью должно быть интересным для читателя).
6.Давайте спросим об этом наших гостей тоже в форме интервью.
Учитель задаёт вопросы гостям:
-сколько лет вы работаете в газете?
-что закончили, какое учебное заведение?
-что можете рассказать об опыте своей работы?
-есть ли какие-нибудь особенные истории, связанные с интервью?
-вы готовите вопросы заранее или придумываете по ходу беседы?
-какие трудности испытываете?
7.У нас есть свой специалист в этом жанре – Яна Табакова. Предлагаем вашему вниманию компьютерную презентацию, подготовленную Яной.
8.Давайте подведём предварительные итоги того, что мы узнали.
Требования к интервью
Основные особенности языка запись в тетрадях
Основные этапы работы
Презентация. Слайд 3.
9.Работа в группах. Сформулировать вопросы, побеседовать с гостями.
10.Домашнее задание:
- оформить интервью, которое взяли у гостей;
- индивидуальное задание.
Следующий номер нашей газеты должен выйти к 20 октября. Год 75-летия Победы ёщё идёт по стране. Взять интервью у бабушки, участнице блокады Ленинграда, у дедушки, председателе Совета ветеранов Великой Отечественной войны, у курсанта военного училища.
-На следующем занятии мы будем учиться анализировать интервью с точки зрения соблюдения требований, поговорим о композиции интервью.
11.Рефлексия.
Если вам понравилось сегодняшнее занятие, давайте поаплодируем гостям и участникам занятия.