Конспект занятия по подготовке к олимпиаде по биологии для 11 класса
Конспект занятия
«Подготовка к олимпиаде по биологии»
для обучающихся 11 класса
Цели подготовки к олимпиаде:
помощь обучающимся в наиболее сложных для понимания вопросах биологии;
выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно- исследовательской деятельности;
развитие умений классифицировать и систематизировать, применять биологические знания, используя алгоритмы, устанавливать причинно-следственные связи,
пропаганда научных знаний
Ход занятия
Учитель биологии Олимпиада – это всегда своеобразный стресс для любого участника. Для того, чтобы свести его к минимуму, необходимо заранее подготовиться к мероприятию: запастить терпением и выделить время на занятия.
Стоит отметить, что олимпиада по биологии является отличным шансом проявить себя. Данная наука интересная, поэтом полученные знания можно будет применить и в дальнейшем. Хотите одержать победу в предстоящем конкурсе? Начните подготавливаться к нему не за день или неделю, а хотя бы за несколько месяцев. Главное – это упорно заниматься для того, чтобы от проделанной работы были результаты.
Готовиться к олимпиаде вы будете не только самостоятельно, но и вместе со мной, учителем биологии.
Рекомендую использовать для самостоятельной подготовки дополнительные источники информации: учебные пособия, справочники, сборники, а также интернет-ресурсы (видеоуроки с лекциями, разборами заданий и др.). Например, материалы для подготовки к олимпиадам по биологии
Источник: https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja-pomosch/materia..
Олимпиады: биология – курс на отработку практических навыков
Источник: https://rosuchebnik.ru/blog/podgotovka-k-olimpiade-po..
klass/https://rosuchebnik.ru/blog/podgotovka-k-olimpiade-po..
Материалы для подготовки к олимпиадам по биологии
https://rosuchebnik.ru/upload/iblock/52c/52c9e84cc7c4..
Всероссийская олимпиада по биологии, задания
https://olimpiada.ru/activity/77/tasks/2016
Материалы для подготовки (биология)
Всероссийская олимпиада школьников «Высшая проба» 7-11 классы
(Национальный исследовательский университет «Высшая школа
экономики») https://olymp.hse.ru/mmo/materials-biology
Материалы для подготовки к школьному и муниципальному туру Всероссийской олимпиады школьников по биологииhttps://infourok.ru/materiali-dlya-podgotovki-k-shkol..
Методические подходы при подготовке к олимпиадам по биологии
https://urok.1sept.ru/статьи/412890/
Литература для подготовки к олимпиаде по биологии https://school-olymp.ru/about/blog/18029/
Методический сайт Всероссийской олимпиады школьников. БИОЛОГИЯ, Задания прошлых лет http://vserosolymp.rudn.ru/mm/mpp/bio.php
На наших групповых занятиях мы будем разбирать олимпиадные задания прошлых лет. С их помощью можно будет понять, какие приблизительно задания могут встретиться на предстоящем мероприятии.
Прежде всего перед тем, как приступить к выполнению отдельных заданий, ознакомьтесь со всей работой и правильно распределите свои силы. Не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только биологических знаний, но и общей эрудиции, логики и творческого подхода.
Вам предстоит выполнить шесть видов заданий, которые отличаются по уровню сложности. Задания включают в себя знания по всем разделам курса биологии.
Чаще всего задания первой части составлены в тестовой форме и требуют выбора только одного ответа из четырех возможных. Например:
1. Из-за внешнего сходства с некоторыми представителями голосеменных эти растения также называют болотными сосенками. Укажите отдел, к которому относятся эти растения: | |||||||
a) Папоротниковидные | б) Плауновидные | в) Хвощевидные | г) Зелёные водоросли | ||||
2. В 30-е годы ХХ века в США стали использовать метод искусственного стимулирования созревания плодов. Незрелые плоды (яблоки, бананы, апельсины) перед продажей выдерживали в специальной газовой камере. Каким газом обрабатывались эти плоды: | |||||||
a) этиленом | б) углекислым газом | в) кислородом | г) метаном | ||||
3. На самом верху побега цветкового растения находится верхушечная почка, в которой есть конус нарастания. Деление клеток конуса нарастания приводит к росту стебля в длину. Что произойдёт с растением, если у стебля удалить его верхушку вместе с конусом нарастания: | |||||||
a) растение прекратит свой рост | б) начнут образовываться боковые побеги | в) это приведёт к гибели растения | г) растение окажется не способно к цветению | ||||
4. Если поднести к банке с одноклеточными зелёными водорослями точечный источник света, то через время бóльшая их часть окажется у освещённой стенки. Какая структура водорослей позволяет ориентироваться по направлению света: | |||||||
а) жгутики | б) красный «глазок» | в) ядро | г) споры | ||||
5. Лишайники используют в системе экологического мониторинга как тест-объекты. Индикаторами какого показателя они являются: | |||||||
а) чистоты воздуха | б) загрязнения воды | в) кислотности почв | г) скорости размножения тли | ||||
6. Первый антибиотик открыт А. Флемингом в 1928, но в чистом виде был выделен американскими учёными К. Флори и Э. Чейном в 1940 году из культуры гриба. Впоследствии признали, что это стало одним из самых великих медицинских открытий двадцатого века. Назовите гриб, из которого выделили этот антибиотик: | |||||||
а) колония дрожжей | б) фитофтора | в) сажковые грибы | г) плесневый гриб пеницилл | ||||
7. При проведении лабораторных исследований было установлено, что в печени кошки обнаружен сосальщик. Что послужило источником заражения: | |||||||
а) просроченный кошачий корм | б) сырой карп | в) пойманная кошкой мышь | г) замороженная килька | ||||
8. Африканская сонная болезнь – это инфекция, развивающаяся вследствие заражения паразитарными простейшими рода Трипаносома. Назовите, какое насекомое является переносчиком данного заболевания: | |||||||
а) малярийный комар | б) вошь человеческая | в) муха це-це | г) фараоновый муравей | ||||
9. Какой тип клеток, входящих в состав стенки тела гидры, в основном обеспечивает регенерацию: | |||||||
а) стрекательные клетки | б) железистые клетки | в) промежуточные клетки | г) нервные клетки | ||||
10. Распространённый у любителей-аквариумистов моллюск ампулярия не может жить в доверху заполненном водой, плотно закрытом аквариуме, даже при постоянной аэрации воды с помощью компрессора. Чем это можно объяснить: | |||||||
а) она дышит атмосферным воздухом через трубку-сифон | б) так происходит значительная потеря кальция из раковины | в) только в воздушном пространстве происходит спаривание моллюсков | г) в воздушном пространстве моллюск прячется от агрессивных рыб | ||||
11. К отряду перепончатокрылых относятся небольшие стройные насекомые – наездники. Как этих насекомых можно использовать в системе биологической борьбы с вредителями растений: | |||||||
а) наездники поедают всех вредителей | б) личинки наездников паразитируют в яйцах или личинках вредителей | в) наездники выделяют вещества, парализующие нервную систему вредителей | г) наездники инстинктивно умеют «колонизировать» вредителей и управлять ими | ||||
12. Электрические скаты известны своей способностью производить электрический заряд, напряжение которого (в зависимости от вида) колеблется от 8 до 220 вольт. Как скаты используют эти особенности своей биологии: | |||||||
а) привлечение партнёра для спаривания | б) бесполезное свойство для ската | в) обезболивающее действие при ранениях | г) оборона/оглушение добычи или врага | ||||
13. Поперечнополосатые мышцы обеспечивают: | |||||||
а) сужение кровеносных сосудов | б) расширение лимфососудов | в) относительное вращение глазного яблока | г) формирование стенок желудка | ||||
14. Какой биологический объект по внешним очертаниям напоминает серое вещество спинного мозга на поперечном разрезе: | |||||||
а) радиолярию | б) бабочку | в) паука-крестовика | г) соцветие астры | ||||
15. Недостаток какого вещества испытывают ткани человека при таком состоянии как анемия: | |||||||
а) гемоглобин | б) вода | в) атомы железа | г) кислород | ||||
16. Деление клеток красного костного мозга и превращение их в эритроциты усиливается: | |||||||
а) во время ночного сна | б) при кровопотере | в) при пищевых отравлениях | г) при УФ-излучении | ||||
17. К какой болезни устойчивы люди с таким генетическим заболеванием как серповидноклеточная анемия: | |||||||
а) малярия | б) сальмонеллёз | в) гепатит | г) ОРВИ | ||||
18. Выберите экзокринную функцию поджелудочной железы человека: | |||||||
а) выделение гормона инсулина | б) эмульгация жиров | в) выделение пищеварительных ферментов | г) выполняет барьерную функцию | ||||
19. Современный человек в отличие от других млекопитающих: | |||||||
а) имеет первую сигнальную систему | б) передаёт свои признаки потомству | в) обладает абстрактным мышлением | г) способен заботиться о потомстве | ||||
20. Какое эволюционное изменение произошло у человека под воздействием биологических факторов: | |||||||
а) переход к общественному образу жизни | б) членораздельная речь | в) изменения, определяющие цвет волос и глаз | г) сформировалось логическое мышление | ||||
21. Что произойдёт при поражении двигательной части лицевого нерва: | |||||||
а) нарушение зрения | б) паралич мимических мышц | в) нарушение чувствительности кожи | г) снижение коленного рефлекса | ||||
22. Это вещество часто называют «гормоном счастья», так как вырабатывается в организме в моменты экстаза, его уровень повышается во время эйфории и понижается во время депрессии: | |||||||
а) морфин | б) серотонин | в) вазопрессин | г) эстрадиол | ||||
23. Какие анатомические структуры человека ответственны за регуляцию равновесия и положения тела в пространстве: | |||||||
а) спиральный канал улитки | б) слуховые косточки | в) палочки и колбочки | г) полукружные каналы | ||||
24. Эта аминокислота используется в медицине как самостоятельный препарат. Она связывается с рецепторами и вызывает «тормозящее» воздействие на нейроны, уменьшает выделение из нейронов «возбуждающих» аминокислот. Назначают как успокаивающее, слабое противотревожное и антидепрессивное действие: | |||||||
а) триптофан | б) глицин | в) изолейцин | г) глутамин | ||||
25. Какие химические связи обеспечивают вторичную пространственную структуру белковой молекулы: | |||||||
а) ионные | б) ковалентные неполярные | в) ковалентные полярные | г) водородные | ||||
26. Как называются заболевания человека и животных характерные для определённой местности, связанные с недостатком или избытком какого-либо химического элемента в среде: | |||||||
а) хронические | б) экологические | в) эндемические | г) генетические | ||||
27. Известно, что жиры растительного происхождения (масла) при комнатной температуре по консистенции жидкие. Какое масло при этих условиях находится в твёрдом состоянии: | |||||||
а) оливковое | б) кукурузное | в) кокосовое | г) соевое | ||||
28. Этот полисахарид в пищевой промышленности используют в качестве гелеобразователя при производстве варенья, желе, мармелада: | |||||||
а) пектин | б) гликоген | в) целлюлоза | г) гепарин | ||||
29. Пероксид водорода – это побочный продукт обмена веществ; само вещество токсично для клеток, поэтому подлежит ферментативному расщеплению до нетоксичных веществ. Выберите правильную реакцию ферментативного расщепления пероксида водорода. | |||||||
а) Н2О2 → Н2+О2 | б) 2Н2О2 → 2Н2О+О2 | в) 2Н2О → 2Н2+О2 | г) Н2О → 2Н++О- | ||||
30. Выберите термин, описывающий совокупность опорно-двигательных компонентов клетки: | |||||||
а) цитозоль | б) мембраны | в) включения | г) цитоскелет | ||||
31. Как в медицинской практике принято называть неспециализированные клетки, которые «пересаживают» человеку при тяжёлых заболеваниях: | |||||||
а) моноциты | б) общие клетки | в) клетки-родоначальницы | г) стволовые клетки | ||||
32. При каком типе взаимодействия аллелей фенотипические классы полностью соответствуют генотипическим: | |||||||
а) полное доминирование | б) эпистаз | в) неполное доминирование | г) плейотропия | ||||
33. К какому типу взаимодействия генов относится наследование цвета кожи у человека: | |||||||
а) полимерия | б) промежуточное доминирование | в) кодоминирование | г) комплементарность | ||||
34. Организм с фенотипом AAbbDd скрещивается с организмом с генотипом AaBBDD. Сколько фенотипических групп будет наблюдаться в потомстве при полном доминировании всех аллелей: | |||||||
а) 2 группы | б) 4 группы | в) 1 группа | г) 3 группы |
Во второй части олимпиадные задания все еще имеют тестовую форму, но с множественными вариантами ответа. Например:
1. В магазине часто продают приправу «Прованские травы», представляющую собой сушёную растительную смесь. По названию легко догадаться, что родина этих трав Франция, провинция Прованс. Какие именно травы традиционно входят в состав этой приправы: 1) имбирь, 2) розмарин, 3) мята, 4) шалфей, 5) чабрец, 6) куркума. | |||||||||||
a) 1,3,4,6 | б) 1,2,5,6 | в) 2,3,4,5 | г) 2,3,5,6 | | |||||||
2. Что из перечисленного является плодом: 1) клубень картофеля, 2) ягода арбуза, 3) боб гороха, 4) кочан капусты, 5) корнеплод свеклы, 6) коробочка мака. | |||||||||||
a) 1,3,4 | б) 2,4,5 | в) 1,3,5 | г) 2,3,6 | | |||||||
3. Согласно одной из гипотез о происхождении грибов, их предками были простейшие жгутиконосцы. Следует предположить, что грибы стоят ближе к царству животных, а не к растениям. Какие особенности строения и жизнедеятельности грибов позволяют сближать их с животными:1) запасной углевод гликоген, 2) запасной углевод крахмал, 3) наличие клеточной стенки, 4) продукт обмена веществ − мочевина, 5) отсутствие в клетке пластид и пигментов, 6) гетеротрофный тип питания. | |||||||||||
а) 1,3,4,5 | б) 3,4,5,6 | в) 1,4,5,6 | г) 2,3,5,6 | | |||||||
4. Не обладая знаниями об особенностях строения и жизнедеятельности живых организмов, люди сочиняют разные устрашающие поверья, суеверия и «плохие» приметы. К примеру, примета, что с тонущего корабля первыми бегут крысы, создала дурную репутацию этим животным. Примета возникла, когда суда были ещё деревянными. Объяснение простое, крысы жили в трюмах, первыми обнаруживая течь, начинали беспокоиться и спасаться. Выберите животных, которые по человеческой глупости и неграмотности стали жертвой неоправданных суеверий: 1) летучие мыши, 2) сокол сапсан, 3) коты чёрной окраски, 4) жабы, 5) филин-пугач, 6) белая акула. | |||||||||||
а) 1,2,4,5 | б) 1,3,5,6 | в) 1,3,4,5 | г) 2,3,4,6 | | |||||||
5. Человек в своих целях одомашнил многих животных, в том числе и беспозвоночных. Выберите примеры одомашненных насекомых: 1) муха домашняя, 2) таракан рыжий, 3) тутовый шелкопряд, 4) жук колорадский, 5) пчела медоносная, 6) капустная белянка. | |||||||||||
а) 2,4,5 | б) 1,2,5,6 | в) 3,5 | г) 4,5,6 | | |||||||
6. Выберите признаки, характеризующие отряд Китообразные: 1) исключительно водные млекопитающие, 2) хвостовой плавник расположен горизонтально, 3) хорошо развито обоняние, 4) хвостовой плавник расположен вертикально, 5) имеют очень толстый слой жира, 6) сильно расщеплённый рот, не окаймлённый губами. | |||||||||||
a) 1,2,5,6 | б) 1,2,3,5 | в) 1,3,4,6 | г) 1,3,4,5 | | |||||||
7. Выберите характеристики лейкоцитов: 1) главная функция – защита организма, 2) способны к активному движению, 3) ядро – обязательная структура клетки, 4) образуются в красном костном мозге, 5) все лейкоциты однородны и одинаковы по морфологии, 6) стрессовая ситуация способна влиять на количество лейкоцитов в крови. | |||||||||||
a) 1,3,4,5 | б) 2,3,4,5,6 | в) 1,2,3,4,5,6 | г) 1,2,3,4,6 | | |||||||
8. Выберите характеристики сердечной мышцы человека: 1) поперечная исчерченность, 2) обилие межклеточного вещества, 3) самопроизвольные ритмичные сокращения, 4) многочисленные межклеточные соединения, 5) отсутствие ядер в клетках, 6) клетки округлой формы. | |||||||||||
a) 1,4,5 | б) 1,3,4 | в) 2,4,6 | г) 3,5,6 | | |||||||
9. Какие клинические показатели могут говорить о нарушениях в функционировании организма: 1) содержание гемоглобина в крови взрослого мужчины составляет 135 г∕л, 2) анализ мочи выявил высокое содержание белка, 3) ЧСС сразу после скандинавской ходьбы составила 115 уд∕мин, 4) в мазке ротовой полости обнаружена патогенная микрофлора, 5) УЗИ печени показало ровные и чёткие края органа, 6) биохимический анализ крови обнаружил содержание глюкозы 13 ммоль∕л . | |||||||||||
а) 1,3,4 | б) 2,4,6 | в) 2,3,5 | г) 1,4,6 | | |||||||
10. Выберите результаты действия социальных факторов в эволюции человека: 1) общественный уклад жизни, 2) передача признаков по наследству, 3) абстрактное мышление и речь, 4) совместная трудовая деятельность, 5) забота о потомстве, 6) изменчивость под действием факторов окружающей среды. | |||||||||||
а) 1,3,4 | б) 2,3,6 | в) 1,2,5 | г) 1,4,5,6 | | |||||||
11. Выберите клетки тела человека, которые не делятся, достигнув высокой степени дифференциации: 1) стволовые клетки, 2) эритроциты, 3) кардиомиоциты, 4) клетки эпидермиса, 5) нейроны, 6) сперматозоиды. | |||||||||||
а) 1,5,6 | б) 2,3,4,5 | в) 1,2,5,6 | г) 2,3,5,6 | | |||||||
12. Сахарный диабет − эндокринное заболевание, связанное с нарушением усвоения глюкозы и развивающееся вследствие абсолютной или относительной недостаточности гормона инсулина. Какие симптомы и последствия характерны для течения этого заболевания: 1) неутолимая жажда, 2) частое мочеиспускание, 3) нарушение зрения, 4) тяжёлое течение инфекционных заболеваний, 5) общая мышечная слабость, 6) нарушение общего течения обмена веществ. | |||||||||||
а) 1,3,4,6 | б) 2,3,5,6 | в) все варианты верны | г) 1,2,4,5,6 | | |||||||
13. Вещества по отношению к воде делятся на гидрофильные и гидрофобные. Выберите вещества с гидрофильными свойствами: 1) песок, 2) пчелиный воск, 3) картофельный крахмал, 4) витамин D, 5) кунжутное масло, 6) холестерин. | |||||||||||
а) нет верного ответа | б) 1,2,5 | в) все варианты верны | г) 2,3,4,6 | | |||||||
14. Выберите характеристики аминокислот: 1) все аминокислоты имеют одинаковое строение постоянной части и различаются радикалом, 2) все аминокислоты имеют только кислотные свойства, 3) способны к реакциям полимеризации, 4) все аминокислоты имеют амфотерные свойства, 5) все аминокислоты имеют несколько уровней пространственной структуры, 6) плохо растворимы в неполярных растворителях. | |||||||||||
а) 1,2,3,5 | б) 3,4,5,6 | в) 2,3,5,6 | г) 1,3,4,6 | | |||||||
15. Выберите свойства ДНК, необходимые для хранении и передачи генетической информации: 1) компактизация, 2) репликация, 3) транскрипция, 4) обратная транскрипция, 5) трансляция, 6) сплайсинг. | |||||||||||
а) 1,2,3,5 | б) 1,2,3,4 | в) 1,2,4,5 | г) 1,2,3,6 | | |||||||
16. Выберите конечные продукты аэробного дыхания у эукариот: 1) молочная кислота, 2) пировиноградная кислота, 3) кислород, 4) вода, 5) углекислый газ, 6) пероксид водорода. | |||||||||||
а) 4,5 | б) 3,4,5 | в) 1,4,5 | г) 3,6 | | |||||||
17. Выберите модельные объекты для биологических исследований: 1) пекарские дрожжи, 2) E.coli, 3) дрозофила, 4) лабораторная мышь, 5) шимпанзе, 6) кукуруза. | |||||||||||
а) 2,3,4 | б) 1,2,3,4,5,6 | в) 1,2,3,5 | г) 2,3,5,6 | | |||||||
18. По каким причинам муха дрозофила стала удобным объектом для генетических исследований: 1) небольшой размер генома, 2) большой размер генома, 3) быстрая смена поколений, 4) медленная смена поколений, 5) множество мутаций с различным фенотипическим выражением, 6) легко размножается в лабораторных условиях. | |||||||||||
а) 2,3,5,6 | б) 1,4,5,6 | в) 1,3,5,6 | г) 2,4,6 | | |||||||
19. Из перечисленных общебиологических закономерностей выберите генетические: 1) правило экологической пирамиды, 2) закон независимого наследования, 3) промежуточное наследование, 4) борьба за существование, 5) правило единообразия, 6) экологическое видообразование. | |||||||||||
а) 1,4,6 | б) 2,3,6 | в) 2,3,5 | г) 2,3,4 | | |||||||
20. Выберите характеристики генетического заболевания гемофилия: 1) аутосомно-доминантный тип наследования, 2) рецессивный сцепленный с Х-хромосомой, 3) аутосомно-рецессивный тип наследования, 4) заболеванию подвержены и мужчины, и женщины, 5) мужчины способны передать ген гемофилии своим сыновьям, 6) заболевание не излечимо, но в настоящее время имеет успешную медикаментозную поддержку. | |||||||||||
а) 3,6 | б) 2,4,5 | в) 1,4,5 | г) 2,4,6 | |
или
1. Из волокон растений можно получать натуральные ткани для пошива одежды и других изделий. Выберите растения, из которых можно получить такие ткани:
a) лаванда б) хлопок в) крапива г) джут д) бамбук
2. Известно, что голосеменные – это в основном вечнозелёные растения. Но среди них есть исключения. Выберите листопадные голосеменные:
a) тис ягодный б) кипарис в) лиственница г) гинкго д) ель голубая
3. Выберите верные характеристики одуванчика обыкновенного:
а) однолетнее растение б) плод семянка
в) в соцветии все цветки одинаковые
г) ветроопыляемое растение
д) листья простые
4. Гусеница и ложногусеница – это личиночные стадии определённых насекомых. Для каких насекомых характерна стадия настоящей гусеницы:
а) шелкопряд б) бражник в) бабочка белянка г) муха домашняя д) муравей
5. Выберите животных, которые могут размножаться как половым, так и бесполым путём (с учётом всех стадий жизненного цикла):
а) малярийный б) печёночный в) ланцетник г) аскарида д) гидра
6. Стадо – группа животных, объединённая за счёт поведенческих механизмов. В состав стада входят по большей части животные одного вида. Для стада характерно наличие общего ритма жизни, который проявляется в том, что животные в стаде кормятся, отдыхают, перемещаются и защищаются от хищников согласованно. Выберите примеры стадных животных:
a) табун лошадей б) рой комаров в) стая волков г) косяк сельди д) прайд львов
7. Начиная создавать российский флот, Петр I ввел в практику голландский рацион для моряков, который включал лимоны и апельсины. Это делалось для того, чтобы предотвратить развитие цинги. Цитрусовые доставлялись в Россию из Европы. Однако эту проблему можно было решить, используя российские продукты. Для этого достаточно было включить в рацион моряков:
a) ржаной хлеб б) клюкву в) квашеную капусту г) речную рыбу д) малину
8. Выберите кровеносные сосуды человека, по которым течёт насыщенная кислородом артериальная кровь:
a) верхняя полая вена б) лёгочная вена в) лёгочная артерия г) воротная вена печени д) печёночная артерия
9. Выберите вещества, способные блокировать процесс пищеварения:
а) трипсин б) адреналин в) новокаин г) гастрин д) серотонин
10. Выберите правильные характеристики пепсина:
а) для активации требуется Н2SО4
б) активен только в кислой среде
в) образуется в печени
г) конечными продуктами реакции является глюкоза
д) образуется железами желудка
11. Выберите характеристики желёз внешней секреции:
а) имеют выводные протоки
б) вырабатывают гормоны
в) обеспечивают регуляцию функций организма
г) вырабатываемые вещества выделяются в кровь
д) выделяют ферменты в полость желудка
12. Выберите правильные утверждения об инсулине:
а) относится к полисахаридам
б) выполняет ферментативную функцию
в) выполняет регуляторную функцию
г) образуется в печени
д) повышает уровень глюкозы в крови
13. Какие процессы НЕ являются функциональной составляющей митохондрий:
а) окислительное фосфорилирование
б) субстратное фосфорилирование
в) окисление жирных кислот
г) синтез гликогена
д) синтез жирных кислот
14. Среди перечисленного выберите палеонтологические доказательства эволюции:
а) эмбриональное сходство хордовых
б) рудиментарные органы
в) палеонтологические ряды
г) ископаемые переходные формы
д) реликтовые виды
Третья часть работы включает задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. Например:
1. Один из важнейших признаков папоротника щитовник мужской – это улиткообразно свёрнутые молодые листья.
2. Семена развиваются из семязачатков после оплодотворения.
3. Лиственница цветёт с мая по июнь, плодоносит включительно по сентябрь.
4. Во влажных тропических лесах недостаток солнечного света на нижнем ярусе, как правило, сильно препятствует образованию подлеска.
5. Примула – это ранневесенний цветок, поэтому плохо растёт при высокой температуре.
6. Аскарида человеческая в своём развитии проходит этап промежуточного хозяина.
7. Наземные улитки всегда живут в сухих местах, так как влага создаёт неблагоприятные условия для их жизнедеятельности.
8. Развитие из яйца рабочей пчелы или молодой матки обусловливается в том числе количеством и качеством питания.
9. Медянка – это ядовитая змея семейства гадюковые.
10. Бурые медведи являются хищниками, но охотно употребляют растительную пищу и беспозвоночных.
11. Лейкоцитоз как патологическая реакция чаще всего свидетельствует об инфекционном или воспалительном процессе в организме.
12. Межпозвоночные диски состоят из костной ткани, что обеспечивает гибкость позвоночного столба.
13. Хлористый натрий содержится в плазме крови и тканевых жидкостях организма (концентрация 0,9 %) и поддерживает осмотическое давление плазмы крови и внеклеточной жидкости.
14. При чрезмерном перегревании организма происходит сужение подкожных кровеносных сосудов.
15. Другое название витамина С это аскорбиновая кислота.
16. Ослабленные клапаны вен нижних конечностей не могут воспрепятствовать обратному току крови, что способствует развитию варикозного расширения вен.
17. Кислород является гуморальным фактором в нейрогуморальной регуляции деятельности дыхательной системы.
18. У всех живых существ, кроме некоторых вирусов, молекула ДНК имеет спиральную структуру, в которой азотистые основания находятся внутри молекулы, а сахарофосфатный остов – снаружи.
19. Количество и форма митохондрий различаются в разных тканях, и зависит от интенсивности обмена веществ.
20. Липидный бислой абсолютно проницаем для всех молекул и ионов.
21. Компактизация ДНК осуществляется на гистонных белках.
22. Вещества клеточной стенки растений в воде не растворяются, а лишь набухают.
23. Белки синтезируются на полисоме из нуклеотидов, доставляемых тРНК.
24. Нити паутины и коконы насекомых состоят из белковых молекул.
25. Энергию солнечного света можно использовать как на синтез глюкозы в растительной клетке, так и на другие процессы её жизнедеятельности.
26. Лишь немногие виды клеток многоклеточного организма обладают определённой степенью самостоятельности. Большинство клеток образуют ткани.
27. Грибы состоят из настоящих тканей.
28. В отличие от первого закона Г. Менделя, который справедлив всегда, второй закон относится только к случаям независимого наследования, когда гены расположены в разных парах гомологичных хромосом.
29. При скрещивании двух дигетерозигот при полном доминировании среди потомства всегда можно ожидать фенотипическое большинство с обоими доминантными признаками.
30. В жизненном цикле насекомых развитие с полным метаморфозом полностью исключает необходимость в заботе о потомстве.
Следующая часть олимпиадных заданий предполагает установления соответствия. Например:
Установите соответствие между гормоном (А-З) и его направленным действием на организм человека (1-8).
Гормон | Действие на организм |
А. Инсулин Б. Адреналин В. Вазопрессин Г. Соматотропный гормон Д. Глюкагон Е. Андрогены Ж. Мелатонин З. Окситоцин | 1. Учащает сердцебиение и дыхание во время стресса 2. Вызывает мощное анаболическое действие, усиливает синтез белка особенно в период подросткового созревания 3. Гормон сна 4. Оказывает стимулирующее действие на гладкую мускулатуру матки 5. Определяют развитие телосложения по мужскому типу 6. Способствует увеличению уровня глюкозы в крови путём превращения гликогена 7. Регулирует количество воды в организме, влияет на работу почек 8. Нехватка гормона провоцирует заболевание – сахарный диабет |
Установите соответствие между названием углевода (1-5) и его молекулярной формулой (А-Д)
Углевод | Молекулярная формула |
1. Глюкоза 2. Галактоза 3. Хитин 4. Лактоза 5. Гликоген | А. (С6Н10О5)n Б. Сn(Н2О)n В. С6Н12О6 Г. С12Н22О11 Д. (С8Н13О5N)n |
3. Соотнесите биохимические процессы (1–6) с органеллами клетки человека, в которых они происходят (А–Г)
Процесс | Органеллы клетки |
1. Гликолиз 2. Гидролиз фагоцитированных частиц 3. Окисление жирных кислот 4. Синтез нуклеиновых кислот 5. Сплайсинг 6. Окислительное фосфорилирование | А. Ядро Б. Цитоплазма В. Митохондрии Г. Лизосомы |
4. Соотнесите характеристику мутации (1–6) и ее тип (А–В)
Мутация | Тип мутации |
1. Произошло включение двух лишних нуклеотидов в молекулу ДНК 2. Произошло кратное увеличение числа хромосом в гаплоидной клетке 3. Следствием стало нарушение последовательности аминокислот в молекуле белка 4. Произошел поворот участка хромосомы на 180о 5. Произошло уменьшение числа хромосом в соматической клетке 6. Произошел обмен участками ДНК у негомологичных хромосом | А. Хромосомная Б. Генная В. Геномная |
Пятая часть включает задания на характеристику биологического объекта.
1. Рассмотрите внимательно предложенные формулы цветков. Исходя из формул, опишите строение цветков. Укажите, к какому классу относятся растения с такими цветками.
1.1. Растение 1 *Ca(5)Co(5)A5G1
1.2. Растение 2 *P3+3A3+3G1
2. Нарисуйте плод костянка в продольном разрезе. На рисунке обозначьте экзокарпий, мезокарпий, эндокарпий и семя. Дайте ответы на следующие вопросы:
1) из какой части цветка развивается этот плод;
2) укажите особенности мезокарпия;
3) укажите особенности эндокарпия;
4) приведите 2 примера растений, имеющих такой плод.
3. Нарисуйте строение спинного мозга в поперечном разрезе. Обозначьте на рисунке серое и белое вещество, корешки спинномозговых нервов, спинномозговой канал.
Укажите локализацию спинного мозга в организме человека и его функции. К каким последствиям могут привести травмы спинного мозга в нижней части тела?
И последние части олимпиадных заданий посвящены решению генетических задач. Например:
1. У львиного зева красная окраска цветка неполно доминирует над белой. Гибридное растение имеет розовый венчик. Узкие листья частично доминируют над широкими, у гибридов листья средней ширины. Скрестили материнское растение с красными цветками и средними листьями с отцовским розовоцветным растением со средними листьями. Решите задачу, и результаты решения оформите по форме:
1) генотип материнского растения;
2) генотип отцовского растения;
3) укажите количество фенотипических групп F1;
4) укажите вероятность появления растений с красными цветками и узкими листьями (в долях);
5) укажите вероятность появления растений с белыми цветками и широкими листьями (в долях);
6) укажите вероятность появления растений с генотипом материнского растения (в долях);
7) какая часть растений F1 будет иметь широкие листья;
8) укажите соотношение в F1 по окраске цветка;
9) с каким генотипом нужно взять материнское растение, чтобы в F1 появились растения
с белыми цветками и широкими листьями;
10) с каким генотипом нужно взять отцовское растение, чтобы исключить появление растений с розовыми цветками и узкими листьями.
2. У человека отсутствие потовых желёз определяется рецессивным геном, сцепленным с Х-хромосомой, а голос бас – аутосомный доминантный признак. Мужчина с патологией по потовым железам и имеющий голос бас (гомозиготный) женится на женщине с высоким голосом и без патологии (в роду эта патология не наблюдалась много поколений). Решите задачу, и результаты решения оформите по форме:
1) генотип мужчины;
2) генотип женщины;
3) типы гамет мужчины;
4) какая часть женских яйцеклеток будет содержать обе доминантные аллели;
5) укажите вероятность рождения дочери без потовых желёз (в %);
6) укажите вероятность рождения мальчика с фенотипом отца (в долях или %);
7) укажите вероятность рождения девочки с генотипом матери (%);
8) укажите, от кого мужчина мог унаследовать патологию по потовым железам;
9) укажите вероятность того, что в семье первым родится мальчик без патологии;
10) укажите вероятность того, что в семье первой родится девочка с голосом как у матери.
3. У человека ген нормального слуха (В) доминирует над геном глухоты и находится в аутосоме. В семье, где мать страдает глухотой, но с нормальным цветовым зрением, а отец дальтоник гомозиготный по гену нормального слуха, родилась девочка-дальтоник с нормальным слухом. Решите задачу, и результаты решения оформите по форме:
1) генотип мужчины;
2) генотип женщины;
3) генотип дочери;
4) укажите, от кого из родителей девочка унаследовала дальтонизм;
5) укажите вероятность рождения среди женского потомства девочки без дальтонизма (в долях или %);
6) укажите вероятность рождения всех детей без дальтонизма (в долях или %);
7) укажите вероятность рождения глухих детей;
8) укажите количество генотипических групп по признаку слуха;
9) какая часть мужских гамет будет содержать доминантную аллель по слуху (в %);
10) какая часть женских гамет будет содержать обе рецессивные аллели (в %).
4. У земляники красная окраска плодов не полностью доминирует над белой окраской. От скрещивания двух сортов земляники, один из которых имеет усы и красные плоды, а второй без усов и с белыми плодами, в F1 все растения были с усами и розовыми плодами. Растение из F1 скрестили с красноплодным безусым сортом. Решите задачу, и результаты решения оформите по форме:
1) какой закон генетики был подтверждён результатами F1 (достаточно указать название);
2) укажите генотипы особей-родоначальников;
3) укажите генотип особей F1;
4) укажите количество фенотипических групп F2;
5) укажите вероятность появления растений с усами и белыми плодами;
6) укажите вероятность появления растений без усов и белыми плодами;
7) укажите генотип родительского растения, который исключает появление белых плодов в F2;
8) укажите вероятность появления растений с розовыми плодами в F2;
9) укажите, какая часть растений F2 не будет иметь усов (в долях или %);
10) укажите вероятность появления растений F2 с генотипами, подобными до
прародительских форм (особей-родоначальников).
5. При скрещивании безусой коротконогой мыши-самки и мыши-самца дикого типа (усатого с нормальной длиной ног) было получено потомство только дикого типа. Во втором поколении от гибридов F1 было получено 16 потомков со всеми возможными сочетаниями указанных признаков. Решите задачу, и результаты решения оформите по форме:
1) генотип самки;
2) генотип самца;
3) по какому закону генетики можно объяснить результаты F1 (достаточно указать название);
4) укажите генотип потомства F1;
5) укажите количество фенотипических групп в F2;
6) в соответствии с каким законом генетики можно прогнозировать результаты потомства F2 (достаточно указать название);
7) укажите количество групп в F2 с признаками дикого типа;
8) укажите количество групп в F2 с признаками указанной самки;
9) какая часть потомков F2 будет усатая коротконогая (в долях);
10) какая часть потомков F2 будет безусая с нормальными ногами (в долях).
6. У человека нос с горбинкой доминантен по отношению к прямому носу. Полные губы доминируют над тонкими губами. Гены обоих признаков не сцеплены. Мужчина, имеющий нос с горбинкой и тонкие губы, у которого мать имела прямой нос, женился на женщине с обоими рецессивными проявлениями признаков. Решите задачу, и результаты решения оформите по форме:
1) генотип мужчины;
2) генотип женщины;
3) укажите генотипы возможного потомства;
4) укажите вероятность рождения ребёнка с фенотипом матери;
5) укажите вероятность рождения ребёнка с прямым носом и полными губами;
6) укажите вероятность рождения ребёнка с носом с горбинкой и полными губами;
7) по какому признаку может произойти расщепление у данной пары;
8) укажите, от кого мужчина мог унаследовать доминантную аллель;
9) какая часть мужских гамет будет содержать обе рецессивные аллели (в %);
10) укажите возможные генотипы матери указанного мужчины.
7. При скрещивании растений кукурузы с гладкими окрашенными семенами с растением, имеющим морщинистые неокрашенные семена, всё потомство в первом поколении оказалось гладкими окрашенными семенами. При дальнейшем анализирующем скрещивании гибрида F1 в потомстве получено четыре фенотипических группы: 1200 гладких окрашенных, 1215 морщинистых неокрашенных, 309 гладких неокрашенных и 315 морщинистых окрашенных. Решите задачу, и результаты решения оформите по форме:
1) какой закон генетики был подтверждён результатами F1 (достаточно указать название);
2) укажите генотипы особей-родоначальников;
3) укажите типы гамет особей F1;
4) укажите генотипы особей, взятых для анализирующего скрещивания;
5) укажите генотип особей, полученных в F2 в количестве 315 штук;
6) укажите тип наследования, наблюдаемый в данном случае;
7) какой цитологический процесс обеспечил указанное расщепление в F2;
8) определите расстояние между указанными генами;
9) укажите расщепление в F2 по фенотипам, подобным родительским;
10) укажите общее расщепление F2 (в частях или %).
Учитель биологии. Кроме теоретической подготовки необходимо быть готовым еще и психологически.
Начнем с уверенности: не надо себя недооценивать, чаще вспоминайте о своих удачах.
Поставьте перед собой конкретные цели. Постарайтесь мысленно представить себе конкретный результат, которого вы хотите достичь.
Пишите наглядные конспекты. Их можно выполнять в виде схемы, диаграммы или скетча. Графические элементы и использование разных цветов создают в мозгу систему образов и помогают лучше усваивать информацию.
Структурируйте сложные темы при помощи майндмэпов. Это эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Карты мыслей активизируют ассоциативное мышление, которое позволяет увидеть важные факты, упущенные при традиционном анализе.
Клейте стикеры по комнатам. Так будет легче запомнить формулы и эффективно подготовиться к олимпиаде по биологии.
Психологическая установка на успех. Уверенность в том, что цель будет достигнута. Необходимо настраивать себя на успех, удачу. Готовясь к олимпиаде, рисуйте себе картину победы. Помни, что вера в успех – это половина успеха!
Верьте в свои силы и в себя, успокойтесь и приступайте к решению заданий.
В случае возникновения сложностей перечитайте вопрос, возможно, он просто сформулирован запутано, чтобы сбить Вас с толку.
Если что-то не удалось, не тратьте время на сожаление. Лучше думайте, как поступить.
Позволяйте себе расслабляться, прислушиваться к своим мыслям.
И конечно, никогда не забывай про чувство юмора - пусть оно не покидает вас и во время участия в олимпиаде.
Учитель биологии. На этом наше занятие окончено. Желаю удачи и хороших результатов в предстоящей олимпиаде!