Конспект занятия по подготовке к олимпиаде по биологии для 11 класса

3
0
Материал опубликован 4 December 2021

Конспект занятия

«Подготовка к олимпиаде по биологии»

для обучающихся 11 класса


Цели подготовки к олимпиаде:

помощь обучающимся в наиболее сложных для понимания вопросах биологии;

выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно- исследовательской деятельности;

развитие умений классифицировать и систематизировать, применять биологические знания, используя алгоритмы,  устанавливать причинно-следственные связи,

пропаганда научных знаний

Ход занятия

Учитель биологии Олимпиада – это всегда своеобразный стресс для любого участника. Для того, чтобы свести его к минимуму, необходимо заранее подготовиться к мероприятию: запастить терпением и выделить время на занятия.

Стоит отметить, что олимпиада по биологии является отличным шансом проявить себя. Данная наука интересная, поэтом полученные знания можно будет применить и в дальнейшем. Хотите одержать победу в предстоящем конкурсе? Начните подготавливаться к нему не за день или неделю, а хотя бы за несколько месяцев. Главное – это упорно заниматься для того, чтобы от проделанной работы были результаты.

Готовиться к олимпиаде вы будете не только самостоятельно, но и вместе со мной, учителем биологии.

Рекомендую использовать для самостоятельной подготовки дополнительные источники информации: учебные пособия, справочники, сборники, а также интернет-ресурсы (видеоуроки с лекциями, разборами заданий и др.). Например, материалы для подготовки к олимпиадам по биологии
Источник: https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja-pomosch/materia..
Олимпиады: биология – курс на отработку практических навыков
Источник: https://rosuchebnik.ru/blog/podgotovka-k-olimpiade-po..
klass/https://rosuchebnik.ru/blog/podgotovka-k-olimpiade-po..
Материалы для подготовки к олимпиадам по биологии
https://rosuchebnik.ru/upload/iblock/52c/52c9e84cc7c4..
Всероссийская олимпиада по биологии, задания
https://olimpiada.ru/activity/77/tasks/2016
Материалы для подготовки (биология)
Всероссийская олимпиада школьников «Высшая проба» 7-11 классы
(Национальный исследовательский университет «Высшая школа
экономики») https://olymp.hse.ru/mmo/materials-biology
Материалы для подготовки к школьному и муниципальному туру Всероссийской олимпиады школьников по биологииhttps://infourok.ru/materiali-dlya-podgotovki-k-shkol..
Методические подходы при подготовке к олимпиадам по биологии
https://urok.1sept.ru/статьи/412890/
Литература для подготовки к олимпиаде по биологии https://school-olymp.ru/about/blog/18029/

Методический сайт Всероссийской олимпиады школьников. БИОЛОГИЯ, Задания прошлых лет http://vserosolymp.rudn.ru/mm/mpp/bio.php


На наших групповых занятиях мы будем разбирать олимпиадные задания прошлых лет. С их помощью можно будет понять, какие приблизительно задания могут встретиться на предстоящем мероприятии.


Прежде всего перед тем, как приступить к выполнению отдельных заданий, ознакомьтесь со всей работой и правильно распределите свои силы. Не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только биологических знаний, но и общей эрудиции, логики и творческого подхода.


Вам предстоит выполнить шесть видов заданий, которые отличаются по уровню сложности. Задания включают в себя знания по всем разделам курса биологии.


Чаще всего задания первой части составлены в тестовой форме и требуют выбора только одного ответа из четырех возможных. Например:

1. Из-за внешнего сходства с некоторыми представителями голосеменных эти растения также называют болотными сосенками. Укажите отдел, к которому относятся эти растения:

a) Папоротниковидные

б) Плауновидные

в) Хвощевидные

г) Зелёные водоросли

2. В 30-е годы ХХ века в США стали использовать метод искусственного стимулирования созревания плодов. Незрелые плоды (яблоки, бананы, апельсины) перед продажей выдерживали в специальной газовой камере. Каким газом обрабатывались эти плоды:

a) этиленом

б) углекислым газом

в) кислородом

г) метаном

3. На самом верху побега цветкового растения находится верхушечная почка, в которой есть конус нарастания. Деление клеток конуса нарастания приводит к росту стебля в длину. Что произойдёт с растением, если у стебля удалить его верхушку вместе с конусом нарастания:

a) растение прекратит свой рост

б) начнут образовываться боковые побеги

в) это приведёт к гибели растения

г) растение окажется не способно к цветению

4. Если поднести к банке с одноклеточными зелёными водорослями точечный источник света, то через время бóльшая их часть окажется у освещённой стенки. Какая структура водорослей позволяет ориентироваться по направлению света:

а) жгутики

б) красный «глазок»

в) ядро

г) споры

5. Лишайники используют в системе экологического мониторинга как тест-объекты. Индикаторами какого показателя они являются:

а) чистоты воздуха

б) загрязнения воды

в) кислотности почв

г) скорости размножения тли

6. Первый антибиотик открыт А. Флемингом в 1928, но в чистом виде был выделен американскими учёными К. Флори и Э. Чейном в 1940 году из культуры гриба. Впоследствии признали, что это стало одним из самых великих медицинских открытий двадцатого века. Назовите гриб, из которого выделили этот антибиотик:

а) колония дрожжей

б) фитофтора

в) сажковые грибы

г) плесневый гриб пеницилл

7. При проведении лабораторных исследований было установлено, что в печени кошки обнаружен сосальщик. Что послужило источником заражения:

а) просроченный кошачий корм

б) сырой карп

в) пойманная кошкой мышь

г) замороженная килька

8. Африканская сонная болезнь – это инфекция, развивающаяся вследствие заражения паразитарными простейшими рода Трипаносома. Назовите, какое насекомое является переносчиком данного заболевания:

а) малярийный комар

б) вошь человеческая

в) муха це-це

г) фараоновый муравей

9. Какой тип клеток, входящих в состав стенки тела гидры, в основном обеспечивает регенерацию:

а) стрекательные клетки

б) железистые клетки

в) промежуточные клетки

г) нервные клетки

10. Распространённый у любителей-аквариумистов моллюск ампулярия не может жить в доверху заполненном водой, плотно закрытом аквариуме, даже при постоянной аэрации воды с помощью компрессора. Чем это можно объяснить:

а) она дышит атмосферным воздухом через трубку-сифон

б) так происходит значительная потеря кальция из раковины

в) только в воздушном пространстве происходит спаривание

моллюсков

г) в воздушном пространстве моллюск прячется от агрессивных рыб

11. К отряду перепончатокрылых относятся небольшие стройные насекомые – наездники. Как этих насекомых можно использовать в системе биологической борьбы с вредителями растений:

а) наездники поедают всех вредителей

б) личинки наездников паразитируют в яйцах или личинках вредителей

в) наездники выделяют вещества, парализующие нервную систему вредителей

г) наездники инстинктивно умеют «колонизировать» вредителей и управлять ими

12. Электрические скаты известны своей способностью производить электрический заряд, напряжение которого (в зависимости от вида) колеблется от 8 до 220 вольт. Как скаты используют эти особенности своей биологии:

а) привлечение партнёра для спаривания

б) бесполезное свойство для ската

в) обезболивающее действие при ранениях

г) оборона/оглушение добычи или врага

13. Поперечнополосатые мышцы обеспечивают:

а) сужение кровеносных сосудов

б) расширение лимфососудов

в) относительное вращение глазного яблока

г) формирование стенок желудка

14. Какой биологический объект по внешним очертаниям напоминает серое вещество спинного мозга на поперечном разрезе:

а) радиолярию

б) бабочку

в) паука-крестовика

г) соцветие астры

15. Недостаток какого вещества испытывают ткани человека при таком состоянии как анемия:

а) гемоглобин

б) вода

в) атомы железа

г) кислород

16. Деление клеток красного костного мозга и превращение их в эритроциты усиливается:

а) во время ночного сна

б) при кровопотере

в) при пищевых отравлениях

г) при УФ-излучении

17. К какой болезни устойчивы люди с таким генетическим заболеванием как серповидноклеточная анемия:

а) малярия

б) сальмонеллёз

в) гепатит

г) ОРВИ

18. Выберите экзокринную функцию поджелудочной железы человека:

а) выделение гормона инсулина

б) эмульгация жиров

в) выделение пищеварительных ферментов

г) выполняет барьерную функцию

19. Современный человек в отличие от других млекопитающих:

а) имеет первую сигнальную систему

б) передаёт свои признаки потомству

в) обладает абстрактным мышлением

г) способен заботиться о потомстве

20. Какое эволюционное изменение произошло у человека под воздействием биологических факторов:

а) переход к общественному образу жизни

б) членораздельная речь

в) изменения, определяющие цвет волос и глаз

г) сформировалось логическое мышление

21. Что произойдёт при поражении двигательной части лицевого нерва:

а) нарушение зрения

б) паралич мимических мышц

в) нарушение чувствительности кожи

г) снижение коленного рефлекса

22. Это вещество часто называют «гормоном счастья», так как вырабатывается в организме в моменты экстаза, его уровень повышается во время эйфории и понижается во время депрессии:

а) морфин

б) серотонин

в) вазопрессин

г) эстрадиол

23. Какие анатомические структуры человека ответственны за регуляцию равновесия и положения тела в пространстве:

а) спиральный канал улитки

б) слуховые косточки

в) палочки и колбочки

г) полукружные каналы

24. Эта аминокислота используется в медицине как самостоятельный препарат. Она связывается с рецепторами и вызывает «тормозящее» воздействие на нейроны, уменьшает выделение из нейронов «возбуждающих» аминокислот. Назначают как успокаивающее, слабое противотревожное и антидепрессивное действие:

а) триптофан

б) глицин

в) изолейцин

г) глутамин

25. Какие химические связи обеспечивают вторичную пространственную структуру белковой молекулы:

а) ионные

б) ковалентные неполярные

в) ковалентные полярные

г) водородные

26. Как называются заболевания человека и животных характерные для определённой местности, связанные с недостатком или избытком какого-либо химического элемента в среде:

а) хронические

б) экологические

в) эндемические

г) генетические

27. Известно, что жиры растительного происхождения (масла) при комнатной температуре по консистенции жидкие. Какое масло при этих условиях находится в твёрдом состоянии:

а) оливковое

б) кукурузное

в) кокосовое

г) соевое

28. Этот полисахарид в пищевой промышленности используют в качестве гелеобразователя при производстве варенья, желе, мармелада:

а) пектин

б) гликоген

в) целлюлоза

г) гепарин

29. Пероксид водорода это побочный продукт обмена веществ; само вещество токсично для клеток, поэтому подлежит ферментативному расщеплению до нетоксичных веществ. Выберите правильную реакцию ферментативного расщепления пероксида водорода.

а) Н2О2 Н22

б) 2Н2О2 2О+О2

в) 2Н2О 22

г) Н2О +-

30. Выберите термин, описывающий совокупность опорно-двигательных компонентов клетки:

а) цитозоль

б) мембраны

в) включения

г) цитоскелет

31. Как в медицинской практике принято называть неспециализированные клетки, которые «пересаживают» человеку при тяжёлых заболеваниях:

а) моноциты

б) общие клетки

в) клетки-родоначальницы

г) стволовые клетки

32. При каком типе взаимодействия аллелей фенотипические классы полностью соответствуют генотипическим:

а) полное доминирование

б) эпистаз

в) неполное доминирование

г) плейотропия

33. К какому типу взаимодействия генов относится наследование цвета кожи у человека:

а) полимерия

б) промежуточное доминирование

в) кодоминирование

г) комплементарность

34. Организм с фенотипом AAbbDd скрещивается с организмом с генотипом AaBBDD. Сколько фенотипических групп будет наблюдаться в потомстве при полном доминировании всех аллелей:

а) 2 группы

б) 4 группы

в) 1 группа

г) 3 группы


Во второй части олимпиадные задания все еще имеют тестовую форму, но с множественными вариантами ответа. Например:

1. В магазине часто продают приправу «Прованские травы», представляющую собой сушёную растительную смесь. По названию легко догадаться, что родина этих трав Франция, провинция Прованс. Какие именно травы традиционно входят в состав этой приправы: 1) имбирь, 2) розмарин, 3) мята, 4) шалфей, 5) чабрец, 6) куркума.

a) 1,3,4,6

б) 1,2,5,6

в) 2,3,4,5

г) 2,3,5,6


2. Что из перечисленного является плодом: 1) клубень картофеля, 2) ягода арбуза, 3) боб гороха, 4) кочан капусты, 5) корнеплод свеклы, 6) коробочка мака.

a) 1,3,4

б) 2,4,5

в) 1,3,5

г) 2,3,6


3. Согласно одной из гипотез о происхождении грибов, их предками были простейшие жгутиконосцы. Следует предположить, что грибы стоят ближе к царству животных, а не к растениям. Какие особенности строения и жизнедеятельности грибов позволяют сближать их с животными:1) запасной углевод гликоген, 2) запасной углевод крахмал, 3) наличие клеточной стенки, 4) продукт обмена веществ мочевина, 5) отсутствие в клетке пластид и пигментов, 6) гетеротрофный тип питания.

а) 1,3,4,5

б) 3,4,5,6

в) 1,4,5,6

г) 2,3,5,6


4. Не обладая знаниями об особенностях строения и жизнедеятельности живых организмов, люди сочиняют разные устрашающие поверья, суеверия и «плохие» приметы. К примеру, примета, что с тонущего корабля первыми бегут крысы, создала дурную репутацию этим животным. Примета возникла, когда суда были ещё деревянными. Объяснение простое, крысы жили в трюмах, первыми обнаруживая течь, начинали беспокоиться и спасаться. Выберите животных, которые по человеческой глупости и неграмотности стали жертвой неоправданных суеверий: 1) летучие мыши, 2) сокол сапсан, 3) коты чёрной окраски, 4) жабы, 5) филин-пугач, 6) белая акула.

а) 1,2,4,5

б) 1,3,5,6

в) 1,3,4,5

г) 2,3,4,6


5. Человек в своих целях одомашнил многих животных, в том числе и беспозвоночных. Выберите примеры одомашненных насекомых: 1) муха домашняя, 2) таракан рыжий, 3) тутовый шелкопряд, 4) жук колорадский, 5) пчела медоносная, 6) капустная белянка.

а) 2,4,5

б) 1,2,5,6

в) 3,5

г) 4,5,6


6. Выберите признаки, характеризующие отряд Китообразные: 1) исключительно водные млекопитающие, 2) хвостовой плавник расположен горизонтально, 3) хорошо развито обоняние, 4) хвостовой плавник расположен вертикально, 5) имеют очень толстый слой жира, 6) сильно расщеплённый рот, не окаймлённый губами.

a) 1,2,5,6

б) 1,2,3,5

в) 1,3,4,6

г) 1,3,4,5


7. Выберите характеристики лейкоцитов: 1) главная функция защита организма, 2) способны к активному движению, 3) ядро обязательная структура клетки, 4) образуются в красном костном мозге, 5) все лейкоциты однородны и одинаковы по морфологии, 6) стрессовая ситуация способна влиять на количество лейкоцитов в крови.

a) 1,3,4,5

б) 2,3,4,5,6

в) 1,2,3,4,5,6

г) 1,2,3,4,6


8. Выберите характеристики сердечной мышцы человека: 1) поперечная исчерченность, 2) обилие межклеточного вещества, 3) самопроизвольные ритмичные сокращения, 4) многочисленные межклеточные соединения, 5) отсутствие ядер в клетках, 6) клетки округлой формы.

a) 1,4,5

б) 1,3,4

в) 2,4,6

г) 3,5,6


9. Какие клинические показатели могут говорить о нарушениях в функционировании организма: 1) содержание гемоглобина в крови взрослого мужчины составляет 135 гл, 2) анализ мочи выявил высокое содержание белка, 3) ЧСС сразу после скандинавской ходьбы составила 115 удмин, 4) в мазке ротовой полости обнаружена патогенная микрофлора, 5) УЗИ печени показало ровные и чёткие края органа, 6) биохимический анализ крови обнаружил содержание глюкозы 13 ммольл .

а) 1,3,4

б) 2,4,6

в) 2,3,5

г) 1,4,6


10. Выберите результаты действия социальных факторов в эволюции человека: 1) общественный уклад жизни, 2) передача признаков по наследству, 3) абстрактное мышление и речь, 4) совместная трудовая деятельность, 5) забота о потомстве, 6) изменчивость под действием факторов окружающей среды.

а) 1,3,4

б) 2,3,6

в) 1,2,5

г) 1,4,5,6


11. Выберите клетки тела человека, которые не делятся, достигнув высокой степени дифференциации: 1) стволовые клетки, 2) эритроциты, 3) кардиомиоциты, 4) клетки эпидермиса, 5) нейроны, 6) сперматозоиды.

а) 1,5,6

б) 2,3,4,5

в) 1,2,5,6

г) 2,3,5,6


12. Сахарный диабет − эндокринное заболевание, связанное с нарушением усвоения глюкозы и развивающееся вследствие абсолютной или относительной недостаточности гормона инсулина. Какие симптомы и последствия характерны для течения этого заболевания: 1) неутолимая жажда, 2) частое мочеиспускание, 3) нарушение зрения, 4) тяжёлое течение инфекционных заболеваний, 5) общая мышечная слабость, 6) нарушение общего течения обмена веществ.

а) 1,3,4,6

б) 2,3,5,6

в) все варианты верны

г) 1,2,4,5,6


13. Вещества по отношению к воде делятся на гидрофильные и гидрофобные. Выберите вещества с гидрофильными свойствами: 1) песок, 2) пчелиный воск, 3) картофельный крахмал, 4) витамин D, 5) кунжутное масло, 6) холестерин.

а) нет верного ответа

б) 1,2,5

в) все варианты верны

г) 2,3,4,6


14. Выберите характеристики аминокислот: 1) все аминокислоты имеют одинаковое строение постоянной части и различаются радикалом, 2) все аминокислоты имеют только кислотные свойства, 3) способны к реакциям полимеризации, 4) все аминокислоты имеют амфотерные свойства, 5) все аминокислоты имеют несколько уровней пространственной структуры, 6) плохо растворимы в неполярных растворителях.

а) 1,2,3,5

б) 3,4,5,6

в) 2,3,5,6

г) 1,3,4,6


15. Выберите свойства ДНК, необходимые для хранении и передачи генетической информации: 1) компактизация, 2) репликация, 3) транскрипция, 4) обратная транскрипция, 5) трансляция, 6) сплайсинг.

а) 1,2,3,5

б) 1,2,3,4

в) 1,2,4,5

г) 1,2,3,6


16. Выберите конечные продукты аэробного дыхания у эукариот: 1) молочная кислота, 2) пировиноградная кислота, 3) кислород, 4) вода, 5) углекислый газ, 6) пероксид водорода.

а) 4,5

б) 3,4,5

в) 1,4,5

г) 3,6


17. Выберите модельные объекты для биологических исследований: 1) пекарские дрожжи, 2) E.coli, 3) дрозофила, 4) лабораторная мышь, 5) шимпанзе, 6) кукуруза.

а) 2,3,4

б) 1,2,3,4,5,6

в) 1,2,3,5

г) 2,3,5,6


18. По каким причинам муха дрозофила стала удобным объектом для генетических исследований: 1) небольшой размер генома, 2) большой размер генома, 3) быстрая смена поколений, 4) медленная смена поколений, 5) множество мутаций с различным фенотипическим выражением, 6) легко размножается в лабораторных условиях.

а) 2,3,5,6

б) 1,4,5,6

в) 1,3,5,6

г) 2,4,6


19. Из перечисленных общебиологических закономерностей выберите генетические: 1) правило экологической пирамиды, 2) закон независимого наследования, 3) промежуточное наследование, 4) борьба за существование, 5) правило единообразия, 6) экологическое видообразование.

а) 1,4,6

б) 2,3,6

в) 2,3,5

г) 2,3,4


20. Выберите характеристики генетического заболевания гемофилия: 1) аутосомно-доминантный тип наследования, 2) рецессивный сцепленный с Х-хромосомой, 3) аутосомно-рецессивный тип наследования, 4) заболеванию подвержены и мужчины, и женщины, 5) мужчины способны передать ген гемофилии своим сыновьям, 6) заболевание не излечимо, но в настоящее время имеет успешную медикаментозную поддержку.

а) 3,6

б) 2,4,5

в) 1,4,5

г) 2,4,6



или

1. Из волокон растений можно получать натуральные ткани для пошива одежды и других изделий. Выберите растения, из которых можно получить такие ткани:

a) лаванда б) хлопок в) крапива г) джут д) бамбук

2. Известно, что голосеменные – это в основном вечнозелёные растения. Но среди них есть исключения. Выберите листопадные голосеменные:

a) тис ягодный б) кипарис в) лиственница г) гинкго д) ель голубая

3. Выберите верные характеристики одуванчика обыкновенного:

а) однолетнее растение б) плод семянка

в) в соцветии все цветки одинаковые

г) ветроопыляемое растение

д) листья простые

4. Гусеница и ложногусеница – это личиночные стадии определённых насекомых. Для каких насекомых характерна стадия настоящей гусеницы:

а) шелкопряд б) бражник в) бабочка белянка г) муха домашняя д) муравей

5. Выберите животных, которые могут размножаться как половым, так и бесполым путём (с учётом всех стадий жизненного цикла):

а) малярийный б) печёночный в) ланцетник г) аскарида д) гидра

6. Стадо – группа животных, объединённая за счёт поведенческих механизмов. В состав стада входят по большей части животные одного вида. Для стада характерно наличие общего ритма жизни, который проявляется в том, что животные в стаде кормятся, отдыхают, перемещаются и защищаются от хищников согласованно. Выберите примеры стадных животных:

a) табун лошадей б) рой комаров в) стая волков г) косяк сельди д) прайд львов

7. Начиная создавать российский флот, Петр I ввел в практику голландский рацион для моряков, который включал лимоны и апельсины. Это делалось для того, чтобы предотвратить развитие цинги. Цитрусовые доставлялись в Россию из Европы. Однако эту проблему можно было решить, используя российские продукты. Для этого достаточно было включить в рацион моряков:

a) ржаной хлеб б) клюкву в) квашеную капусту г) речную рыбу д) малину

8. Выберите кровеносные сосуды человека, по которым течёт насыщенная кислородом артериальная кровь:

a) верхняя полая вена б) лёгочная вена в) лёгочная артерия г) воротная вена печени д) печёночная артерия

9. Выберите вещества, способные блокировать процесс пищеварения:

а) трипсин б) адреналин в) новокаин г) гастрин д) серотонин

10. Выберите правильные характеристики пепсина:

а) для активации требуется Н2SО4

б) активен только в кислой среде

в) образуется в печени

г) конечными продуктами реакции является глюкоза

д) образуется железами желудка

11. Выберите характеристики желёз внешней секреции:

а) имеют выводные протоки

б) вырабатывают гормоны

в) обеспечивают регуляцию функций организма

г) вырабатываемые вещества выделяются в кровь

д) выделяют ферменты в полость желудка

12. Выберите правильные утверждения об инсулине:

а) относится к полисахаридам

б) выполняет ферментативную функцию

в) выполняет регуляторную функцию

г) образуется в печени

д) повышает уровень глюкозы в крови

13. Какие процессы НЕ являются функциональной составляющей митохондрий:

а) окислительное фосфорилирование

б) субстратное фосфорилирование

в) окисление жирных кислот

г) синтез гликогена

д) синтез жирных кислот

14. Среди перечисленного выберите палеонтологические доказательства эволюции:

а) эмбриональное сходство хордовых

б) рудиментарные органы

в) палеонтологические ряды

г) ископаемые переходные формы

д) реликтовые виды


Третья часть работы включает
задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. Например:

1. Один из важнейших признаков папоротника щитовник мужской это улиткообразно свёрнутые молодые листья.

2. Семена развиваются из семязачатков после оплодотворения.

3. Лиственница цветёт с мая по июнь, плодоносит включительно по сентябрь.

4. Во влажных тропических лесах недостаток солнечного света на нижнем ярусе, как правило, сильно препятствует образованию подлеска.

5. Примула это ранневесенний цветок, поэтому плохо растёт при высокой температуре.

6. Аскарида человеческая в своём развитии проходит этап промежуточного хозяина.

7. Наземные улитки всегда живут в сухих местах, так как влага создаёт неблагоприятные условия для их жизнедеятельности.

8. Развитие из яйца рабочей пчелы или молодой матки обусловливается в том числе количеством и качеством питания.

9. Медянка – это ядовитая змея семейства гадюковые.

10. Бурые медведи являются хищниками, но охотно употребляют растительную пищу и беспозвоночных.

11. Лейкоцитоз как патологическая реакция чаще всего свидетельствует об инфекционном или воспалительном процессе в организме.

12. Межпозвоночные диски состоят из костной ткани, что обеспечивает гибкость позвоночного столба.

13. Хлористый натрий содержится в плазме крови и тканевых жидкостях организма (концентрация 0,9 %) и поддерживает осмотическое давление плазмы крови и внеклеточной жидкости.

14. При чрезмерном перегревании организма происходит сужение подкожных кровеносных сосудов.

15. Другое название витамина С это аскорбиновая кислота.

16. Ослабленные клапаны вен нижних конечностей не могут воспрепятствовать обратному току крови, что способствует развитию варикозного расширения вен.

17. Кислород является гуморальным фактором в нейрогуморальной регуляции деятельности дыхательной системы.

18. У всех живых существ, кроме некоторых вирусов, молекула ДНК имеет спиральную структуру, в которой азотистые основания находятся внутри молекулы, а сахарофосфатный остов – снаружи.

19. Количество и форма митохондрий различаются в разных тканях, и зависит от интенсивности обмена веществ.

20. Липидный бислой абсолютно проницаем для всех молекул и ионов.

21. Компактизация ДНК осуществляется на гистонных белках.

22. Вещества клеточной стенки растений в воде не растворяются, а лишь набухают.

23. Белки синтезируются на полисоме из нуклеотидов, доставляемых тРНК.

24. Нити паутины и коконы насекомых состоят из белковых молекул.

25. Энергию солнечного света можно использовать как на синтез глюкозы в растительной клетке, так и на другие процессы её жизнедеятельности.

26. Лишь немногие виды клеток многоклеточного организма обладают определённой степенью самостоятельности. Большинство клеток образуют ткани.

27. Грибы состоят из настоящих тканей.

28. В отличие от первого закона Г. Менделя, который справедлив всегда, второй закон относится только к случаям независимого наследования, когда гены расположены в разных парах гомологичных хромосом.

29. При скрещивании двух дигетерозигот при полном доминировании среди потомства всегда можно ожидать фенотипическое большинство с обоими доминантными признаками.

30. В жизненном цикле насекомых развитие с полным метаморфозом полностью исключает необходимость в заботе о потомстве.


Следующая часть олимпиадных заданий предполагает установления соответствия. Например:

Установите соответствие между гормоном (А-З) и его направленным действием на организм человека (1-8).

Гормон

Действие на организм

А. Инсулин

Б. Адреналин

В. Вазопрессин

Г. Соматотропный гормон

Д. Глюкагон

Е. Андрогены

Ж. Мелатонин

З. Окситоцин

1. Учащает сердцебиение и дыхание во время стресса

2. Вызывает мощное анаболическое действие, усиливает синтез белка особенно в период подросткового созревания

3. Гормон сна

4. Оказывает стимулирующее действие на гладкую мускулатуру матки

5. Определяют развитие телосложения по мужскому типу

6. Способствует увеличению уровня глюкозы в крови путём превращения гликогена

7. Регулирует количество воды в организме, влияет на работу почек

8. Нехватка гормона провоцирует заболевание – сахарный диабет


Установите соответствие между названием углевода (1-5) и его молекулярной формулой (А-Д)

Углевод

Молекулярная формула

1. Глюкоза

2. Галактоза

3. Хитин

4. Лактоза

5. Гликоген

А. (С6Н10О5)n

Б. Сn(Н2О)n

В. С6Н12О6

Г. С12Н22О11

Д. (С8Н13О5N)n


3. Соотнесите биохимические процессы (1–6) с органеллами клетки человека, в которых они происходят (А–Г)

Процесс

Органеллы клетки

1. Гликолиз

2. Гидролиз фагоцитированных частиц

3. Окисление жирных кислот

4. Синтез нуклеиновых кислот

5. Сплайсинг

6. Окислительное фосфорилирование

А. Ядро

Б. Цитоплазма

В. Митохондрии

Г. Лизосомы



4. Соотнесите характеристику мутации (1–6) и ее тип (А–В)

Мутация

Тип мутации

1. Произошло включение двух лишних нуклеотидов в молекулу ДНК

2. Произошло кратное увеличение числа хромосом в гаплоидной

клетке

3. Следствием стало нарушение последовательности аминокислот в

молекуле белка

4. Произошел поворот участка хромосомы на 180о

5. Произошло уменьшение числа хромосом в соматической клетке

6. Произошел обмен участками ДНК у негомологичных хромосом


А. Хромосомная

Б. Генная

В. Геномная


Пятая часть включает задания на характеристику биологического объекта.

1. Рассмотрите внимательно предложенные формулы цветков. Исходя из формул, опишите строение цветков. Укажите, к какому классу относятся растения с такими цветками.

1.1. Растение 1 *Ca(5)Co(5)A5G1

1.2. Растение 2 *P3+3A3+3G1


2. Нарисуйте плод костянка в продольном разрезе. На рисунке обозначьте экзокарпий, мезокарпий, эндокарпий и семя. Дайте ответы на следующие вопросы:

1) из какой части цветка развивается этот плод;

2) укажите особенности мезокарпия;

3) укажите особенности эндокарпия;

4) приведите 2 примера растений, имеющих такой плод.

3. Нарисуйте строение спинного мозга в поперечном разрезе. Обозначьте на рисунке серое и белое вещество, корешки спинномозговых нервов, спинномозговой канал.

Укажите локализацию спинного мозга в организме человека и его функции. К каким последствиям могут привести травмы спинного мозга в нижней части тела?


И последние части олимпиадных заданий посвящены решению генетических задач. Например:

1. У львиного зева красная окраска цветка неполно доминирует над белой. Гибридное растение имеет розовый венчик. Узкие листья частично доминируют над широкими, у гибридов листья средней ширины. Скрестили материнское растение с красными цветками и средними листьями с отцовским розовоцветным растением со средними листьями. Решите задачу, и результаты решения оформите по форме:

1) генотип материнского растения;

2) генотип отцовского растения;

3) укажите количество фенотипических групп F1;

4) укажите вероятность появления растений с красными цветками и узкими листьями (в долях);

5) укажите вероятность появления растений с белыми цветками и широкими листьями (в долях);

6) укажите вероятность появления растений с генотипом материнского растения (в долях);

7) какая часть растений F1 будет иметь широкие листья;

8) укажите соотношение в F1 по окраске цветка;

9) с каким генотипом нужно взять материнское растение, чтобы в F1 появились растения

с белыми цветками и широкими листьями;

10) с каким генотипом нужно взять отцовское растение, чтобы исключить появление растений с розовыми цветками и узкими листьями.

2. У человека отсутствие потовых желёз определяется рецессивным геном, сцепленным с Х-хромосомой, а голос бас – аутосомный доминантный признак. Мужчина с патологией по потовым железам и имеющий голос бас (гомозиготный) женится на женщине с высоким голосом и без патологии (в роду эта патология не наблюдалась много поколений). Решите задачу, и результаты решения оформите по форме:

1) генотип мужчины;

2) генотип женщины;

3) типы гамет мужчины;

4) какая часть женских яйцеклеток будет содержать обе доминантные аллели;

5) укажите вероятность рождения дочери без потовых желёз (в %);

6) укажите вероятность рождения мальчика с фенотипом отца (в долях или %);

7) укажите вероятность рождения девочки с генотипом матери (%);

8) укажите, от кого мужчина мог унаследовать патологию по потовым железам;

9) укажите вероятность того, что в семье первым родится мальчик без патологии;

10) укажите вероятность того, что в семье первой родится девочка с голосом как у матери.


3. У человека ген нормального слуха (В) доминирует над геном глухоты и находится в аутосоме. В семье, где мать страдает глухотой, но с нормальным цветовым зрением, а отец дальтоник гомозиготный по гену нормального слуха, родилась девочка-дальтоник с нормальным слухом. Решите задачу, и результаты решения оформите по форме:

1) генотип мужчины;

2) генотип женщины;

3) генотип дочери;

4) укажите, от кого из родителей девочка унаследовала дальтонизм;

5) укажите вероятность рождения среди женского потомства девочки без дальтонизма (в долях или %);

6) укажите вероятность рождения всех детей без дальтонизма (в долях или %);

7) укажите вероятность рождения глухих детей;

8) укажите количество генотипических групп по признаку слуха;

9) какая часть мужских гамет будет содержать доминантную аллель по слуху (в %);

10) какая часть женских гамет будет содержать обе рецессивные аллели (в %).

4. У земляники красная окраска плодов не полностью доминирует над белой окраской. От скрещивания двух сортов земляники, один из которых имеет усы и красные плоды, а второй без усов и с белыми плодами, в F1 все растения были с усами и розовыми плодами. Растение из F1 скрестили с красноплодным безусым сортом. Решите задачу, и результаты решения оформите по форме:

1) какой закон генетики был подтверждён результатами F1 (достаточно указать название);

2) укажите генотипы особей-родоначальников;

3) укажите генотип особей F1;

4) укажите количество фенотипических групп F2;

5) укажите вероятность появления растений с усами и белыми плодами;

6) укажите вероятность появления растений без усов и белыми плодами;

7) укажите генотип родительского растения, который исключает появление белых плодов в F2;

8) укажите вероятность появления растений с розовыми плодами в F2;

9) укажите, какая часть растений F2 не будет иметь усов (в долях или %);

10) укажите вероятность появления растений F2 с генотипами, подобными до

прародительских форм (особей-родоначальников).

5. При скрещивании безусой коротконогой мыши-самки и мыши-самца дикого типа (усатого с нормальной длиной ног) было получено потомство только дикого типа. Во втором поколении от гибридов F1 было получено 16 потомков со всеми возможными сочетаниями указанных признаков. Решите задачу, и результаты решения оформите по форме:

1) генотип самки;

2) генотип самца;

3) по какому закону генетики можно объяснить результаты F1 (достаточно указать название);

4) укажите генотип потомства F1;

5) укажите количество фенотипических групп в F2;

6) в соответствии с каким законом генетики можно прогнозировать результаты потомства F2 (достаточно указать название);

7) укажите количество групп в F2 с признаками дикого типа;

8) укажите количество групп в F2 с признаками указанной самки;

9) какая часть потомков F2 будет усатая коротконогая (в долях);

10) какая часть потомков F2 будет безусая с нормальными ногами (в долях).

6. У человека нос с горбинкой доминантен по отношению к прямому носу. Полные губы доминируют над тонкими губами. Гены обоих признаков не сцеплены. Мужчина, имеющий нос с горбинкой и тонкие губы, у которого мать имела прямой нос, женился на женщине с обоими рецессивными проявлениями признаков. Решите задачу, и результаты решения оформите по форме:

1) генотип мужчины;

2) генотип женщины;

3) укажите генотипы возможного потомства;

4) укажите вероятность рождения ребёнка с фенотипом матери;

5) укажите вероятность рождения ребёнка с прямым носом и полными губами;

6) укажите вероятность рождения ребёнка с носом с горбинкой и полными губами;

7) по какому признаку может произойти расщепление у данной пары;

8) укажите, от кого мужчина мог унаследовать доминантную аллель;

9) какая часть мужских гамет будет содержать обе рецессивные аллели (в %);

10) укажите возможные генотипы матери указанного мужчины.

7. При скрещивании растений кукурузы с гладкими окрашенными семенами с растением, имеющим морщинистые неокрашенные семена, всё потомство в первом поколении оказалось гладкими окрашенными семенами. При дальнейшем анализирующем скрещивании гибрида F1 в потомстве получено четыре фенотипических группы: 1200 гладких окрашенных, 1215 морщинистых неокрашенных, 309 гладких неокрашенных и 315 морщинистых окрашенных. Решите задачу, и результаты решения оформите по форме:

1) какой закон генетики был подтверждён результатами F1 (достаточно указать название);

2) укажите генотипы особей-родоначальников;

3) укажите типы гамет особей F1;

4) укажите генотипы особей, взятых для анализирующего скрещивания;

5) укажите генотип особей, полученных в F2 в количестве 315 штук;

6) укажите тип наследования, наблюдаемый в данном случае;

7) какой цитологический процесс обеспечил указанное расщепление в F2;

8) определите расстояние между указанными генами;

9) укажите расщепление в F2 по фенотипам, подобным родительским;

10) укажите общее расщепление F2 (в частях или %).


Учитель биологии. Кроме теоретической подготовки необходимо быть готовым еще и психологически.

Начнем с уверенности: не надо себя недооценивать, чаще вспоминайте о своих удачах.

Поставьте перед собой конкретные цели. Постарайтесь мысленно представить себе конкретный результат, которого вы хотите достичь.

Пишите наглядные конспекты. Их можно выполнять в виде схемы, диаграммы или скетча. Графические элементы и использование разных цветов создают в мозгу систему образов и помогают лучше усваивать информацию.

Структурируйте сложные темы при помощи майндмэпов. Это эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Карты мыслей активизируют ассоциативное мышление, которое позволяет увидеть важные факты, упущенные при традиционном анализе.

Клейте стикеры по комнатам. Так будет легче запомнить формулы и эффективно подготовиться к олимпиаде по биологии. 

Психологическая установка на успех. Уверенность в том, что цель будет достигнута. Необходимо настраивать себя на успех, удачу. Готовясь к олимпиаде, рисуйте себе картину победы. Помни, что вера в успех – это половина успеха!

Верьте в свои силы и в себя, успокойтесь и приступайте к решению заданий.

В случае возникновения сложностей перечитайте вопрос, возможно, он просто сформулирован запутано, чтобы сбить Вас с толку.

Если что-то не удалось, не тратьте время на сожаление. Лучше думайте, как поступить.

Позволяйте себе расслабляться, прислушиваться к своим мыслям.

И конечно, никогда не забывай про чувство юмора - пусть оно не покидает вас и во время участия в олимпиаде.

Учитель биологии. На этом наше занятие окончено. Желаю удачи и хороших результатов в предстоящей олимпиаде!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.