12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Трефилова Раиса Поликарповна117482
Учитель биологии высшей квалификационной категории, педагогический стаж 47 лет, руководитель регионального отделения "Зеленая планета". Отличник народного просвещения. Победитель краевого и национального проекта «Образование»
Россия, Пермский край, Карагай

z1638736637.jpg
a1638728079.jpg
Конспект занятия

«Подготовка к олимпиадам по естественным наукам»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Автор материала Место работы,

должность

Трефилова Раиса Поликарповна, учитель биологии

МБОУ «Карагайская СОШ № 2», с.Карагай, Пермский край

Естественно-

научное  направление

 Биология, Экология, Лесоведение, Медицина, Сельское хозяйство.

Класс

9 - 10 класс

 Тема

 «Подготовка к олимпиадам по естественным наукам»

Цель

Создание условий для подготовки обучающихся к олимпиадам  естественнонаучного направления,
поддержка и развитие интеллектуальных способностей одарённых детей, систематизации материала, формирование умений использовать теоретический материал на практических занятиях.

Задачи  

 Обучающие:
  • выявить у обучающихся «западающие» темы в ходе контрольного тестирования, помочь в преодолении этих затруднений;
  • продолжить формирование умений по работе с источниками информации в разных видах;
  • обратить внимание на корректное использование биологической терминологии;
  • обеспечить обучающихся для качественной подготовки текстами олимпиад прошлых лет.
Развивающие:
  • развивать у учащихся навыки практической работы с  микроскопом, гербарием, натуральными объектами и коллекциями;
  • продолжить формирование навыков по  отработке заполнения олимпиадных бланков для ответов;
  • продолжить развитие понятий причинно-следственных связей между строением органов живых организмов и выполняемыми функциями;
  • развивать навыки по планированию, проведению и оформлению краткосрочных биологических экспериментов:
  • Развивать навыки работы с оборудованием для практикумов.
Воспитывающие:
  • формировать у учащихся научное мировоззрение;
  • знакомить учащихся с достижениями учёных в области биологии, экологии, лесоведения и медицины;
  • содействовать ознакомлению учащихся с методами изучения растений, животных, человека, грибов, бактерий.

  Формируемые УУД

Познавательные:

Выделение главного из общей информации;

установление признаков усложнения организмов, принадлежность к определённым систематическим группам;

установление причинно-следственных связей между строением организма и выполняемыми функциями;

формирование логических связей между разными компонентами при выполнении заданий;

умение оценивать последствия деятельности человека в природе.


Предметные: 

характеристика живых организмов;

знание сущности биологических явлений, их закономерностей;

установление  этапов развития органического мира;

определение  этапов биологического и экологического эксперимента;

использование знаний для прогноза экологической ситуации, выявление влияния экологических факторов на организмы.


 

  Личностные:

преобладание познавательных интересов к естественнонаучным знаниям;

умение поставить учебную задачу и контролировать её выполнение;

проявление интереса к практическим  работам по изучению свойств живых организмов;

углубление знаний по предмету;

формирование навыков самообразования и проявление самостоятельности при выполнении теоретических и практических заданий.

 

  Регулятивные: 

контроль личной деятельности в ходе выполнения теоретического и практического тура;

адекватная само и взаимо-оценка выполнения учебной задачи.


Коммуникативные

установление взаимодействия с другими участниками по решению поставленных задач;

взаимодействие с другими учащимися по оценке и взаимо-оценке выполненных заданий;

взаимодействие с учителем по коррекции допущенных ошибок.

   План занятия

1. Историческая справка о предметных олимпиадах – 5 минут.

2. Информация о муниципальном и краевом этапах олимпиад – 5 минут.

3. Теоретический тур – 35 минут.

4. Взаимо-оценка теоретического тура – 15 минут.

Перерыв – 10 минут.

5. Практический тур. Мастер-класс ученицы 11 класса по защите экологического проекта – 40 минут

7.  Рекомендации для самоподготовки - 17 минут. 

9. Рефлексия – 3 минуты.

Занятие проводится по программе профильной группы.

Продолжительность занятия 120 минут + 10 минут перерыв. 

Актуальность контрольной работы

Подготовка к предметным олимпиадам, систематизация материала, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по биологии.

Новизна

Введение в занятие мини-мастер-класса, который проводит ученица - победитель и призёр краевой олимпиады по экологии.

Оборудование

Набор для каждого участника (карточки с заданиями, бумага, рекомендации по подготовке к олимпиаде, рекомендуемая литература), ноутбук, проектор, экран.

Содержание конкурсных материалов

1. Пояснительная записка,  

2. Задания теоретического тура  по биологии  для 9 класса (файл для распечатки, ответы).

3. Задания по экологии (файл для распечатки, ответы).

4. бланк оценки к практическому туру по экологии.

5. Скриншоты рекомендуемых ресурсов для подготовки к олимпиадам.

6. Источники.

 Источники

Источники даны в приложении к занятию
















Ход занятия

 

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на занятии профильной группы 10 класса! Сегодня с нами будут заниматься учащиеся из 9 класса, которые изъявили желание принять участие в олимпиадах естественнонаучного направления. На этом занятии мы более подробно рассмотрим вопросы подготовки к олимпиадам по биологии и экологии, которые включены в список Всероссийских олимпиад. На следующем занятии будем готовиться к олимпиадам регионального уровня, которые проводит Министерство образования и науки Пермского края и соответствующие профильные вузы.

c1638731800.jpg

Историческая справка

Напомню вам, как развивалось олимпиадное движение в нашей стране.

Предметные олимпиады – это интеллектуальные соревнования школьников по разным предметам. В России подобные состязания впервые проводились Российским Астрономическим обществом в 19 веке. Затем эта инициатива была продолжена журналом «Вестник опытной физики и элементарной математики». С 1934 года олимпиады для юных математиков стали проводиться в привычном для нас формате.

Олимпиады по биологии имеют более короткую историю. В 50-х годах прошлого столетия МГУ проводил олимпиады для учащихся Москвы и желающих из других городов. Впервые Всесоюзная олимпиада для юных биологов была проведена в 1979 году в Барнауле.

В 90-е годы прошлого столетия в образовании стало много внимания уделяться экологии. В список предметных олимпиад был внесён этот предмет. Первые две Всероссийские олимпиады по экологии проходили в г. Перми. Приятно отметить, что учащиеся нашей школы неоднократно становились победителями и призёрами олимпиады по экологии.   

Олимпиады по биологии и экологии являются Всероссийскими. В Пермском крае есть региональные олимпиады по лесоведению, медицине, сельскому хозяйству. Этим олимпиадам мы посвятим следующее занятие.

Победители и призёры Всероссийского и краевого этапа  имеют льготы при поступлении в вузы Пермского края по соответствующим профилям.

Информация об  этапах олимпиад по биологии, экологии и региональным олимпиадам

Учитель:  в раздаточных материалах на столе у вас есть график олимпиад естественно-научного направления. В соответствии с этим графиком будут проведены школьные этапы олимпиад, к которым вам нужно хорошо подготовиться и набрать проходные баллы для участия в муниципальном туре. Для подготовки к олимпиадам я предлагаю составить индивидуальный план, который мы обсудим с каждым участником в ходе индивидуальных консультаций.

Теоретический тур – 35 минут

В каждой олимпиаде есть теоретический тур, который включает задания повышенной сложности. Эти задания требуют не только применения знаний, но и логических размышлений, анализа приведённой информации.

Выберите из вашего набора бланк ответа и бланк тренировочного задания  по биологии или экологии, в зависимости от выбранной вами олимпиады. Вам необходимо ознакомиться с заданием и попытаться ответить на вопросы. Поскольку это тренировочное задание, вам даётся только 35 минут. Ответьте на все вопросы, даже если вы не уверены в ответе. Не спешите, читайте внимательно задание, прислушивайтесь к своей интуиции.   

Задания по биологии 9 класс
9 кл
DOCX / 121.51 Кб

Ответы
ответы 9 кл
DOCX / 15.61 Кб

​​​​​​​Бланк для ответов
бланк
DOCX / 15.53 Кб

Задания по экологии 
задания по экологиии 9 кл
DOCX / 37.87 Кб

Ответы по экологии учащиеся пишут на бланке с заданиями.

Ответы по экологии 
ответы по экологии
DOCX / 28.95 Кб

Взаимо-проверка и обсуждение – 15 минут

Учащиеся выполняют задание и меняются бланками с соседями. Учитель выдаёт листочки с ответами для взаимопроверки в течение 5 минут. В течение 10 минут происходит обмен мнениями по поводу сложности заданий и способов их выполнения. Листы с заданиями и ответами учащимся разрешается взять с собой, чтобы проработать тренировочный вариант дома.

Практический тур – 40 минут.

Практический тур включает мастер-класс ученицы 11 класса, которая поделилась опытом подготовки и защиты экологического проекта. Поскольку многие участники олимпиады по биологии являются авторами исследовательских работ, то данный этап занятия им был также интересен.

Бланк оценки практического тура по экологии


бланк оценки проекта
DOCX / 18.18 Кб

​​​​​​​В выступлении ученица осветила следующие вопросы:


1. Подготовка экологического проекта: выбор темы и методов работы, подготовка материалов, анализ литературных источников и составление литературного обзора.

2.  Проведение исследований.

3. Оформление работы, подготовка презентации.

4. Защита работы.

В заключение ученица представила защиту работы по теме «Экологические группы растений ООПТ «Карагайский лес».

Затем учащиеся задали вопросы автору по интересующим их моментам практического тура.

На новичков выступление Александры произвело большое впечатление. Она выступала без листочка, свободно ориентировалась в содержании работы, аргументированно отвечала на вопросы, дала ценные советы для подготовки к олимпиаде по экологии. Участникам занятия это выступление стало примером для подражания. Александра показала ребятам медали, которыми награждаются победители и призёры олимпиады.

Рекомендации для самоподготовки.

Ознакомление с графиком индивидуальных консультаций - 17 минут.

Учитель:

Для подготовки к олимпиадам необходимо составить план подготовки на каждый день. Тренировочные задания показывают, в каких темах у вас больше ошибок, поэтому повторению этих тем надо уделить больше внимания. Чаще всего это вопросы, связанные с обменом веществ, фотосинтезом, строением растений, животных, человека. Для подготовки вам рекомендуется литература и электронные источники. У вас на столе есть лист  с индивидуальными консультациями для 9 и 10 класса. Дома, пожалуйста, изучите предлагаемые варианты и сообщите мне, какой вариант вас устраивает.

Большую помощь вам могут оказать курсы по подготовке к олимпиадам, которые можно найти в интернете, а также литературные источники, которые можно скачать бесплатно.


В ходе подготовки учащимся рекомендуется принять участие в олимпиадах разного уровня. Список подобных олимпиад приводится в приказе Министерства науки и высшего образования

Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 31.08.2021 № 804 "Об утверждении перечня олимпиад школьников и их уровней на 2021/22 учебный год"

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202110270027

​​​​​​​Карточки с литературными источниками

e1638731587.jpg
b1638731543.jpg

Олимпиада – это всегда ответственное мероприятие. Многие ребята начинают волноваться, переживать и не могут сосредоточиться на выполнении заданий, поэтому иногда результаты бывают ниже, чем могли бы быть.

Я хочу вам дать несколько советов, которые помогут вам настроиться на успешное участие в олимпиаде.

1. Перед олимпиадой необходимо хорошо выспаться и утром позавтракать, т.к. мозгу для интенсивной работы необходима энергия.

2. Перед входом в аудиторию несколько раз глубоко вдохните, для большего поступления кислорода в организм.  В аудитории займите указанное вам место  и внимательно ознакомьтесь с заданиями.

3. Начните выполнять задание на черновике, обязательно указывайте номер вопроса, чтобы не перепутать ответы при переписывании на черновик.

4. Заполняйте бланк ответов без помарок, пишите чётко буквы или цифры ответов, чтобы проверяющие могли оценить вашу работу и не гадать, какая буква написана в ответе.

5. Особенно внимательно надо отвечать на вопросы олимпиады по экологии, т.к. там есть задания, в которых требуется указать и обосновать как правильный, так и неправильный ответ.

6. Не спешите сдать работу с ответами заранее, иногда внимательная проверка написанного помогает найти ошибку или прийти к правильному ответу.

Рефлексия – 3 минуты

Для рефлексии учащиеся берут на столе у учителя флажок на английской булавке и прикалывают его на мишень. Впечатление от занятия оценивается по 5 баллам – 5 кругов на мишени.

Это очень наглядный момент занятия, который показывает его успешность или неуспешность, уровень впечатлений и эмоциональное состояние учащихся. Учителя порадует результат, если флажки будут сосредоточены в центре мишени, в 4 или 5 круге.

Заканчиваем занятие словами из телевизионного журнала «Хочу всё знать» с добавлением своей строки:

"Орешек знанья тверд, но все же мы не привыкли отступать!»
Настойчивость и подготовка помогут в олимпиадах побеждать!
 

 Заключение:

Подобная форма включения учащихся 9-х классов в олимпиадный процесс оправдала себя. Олимпиады по биологии органично переплетаются с другими олимпиадами по естественным наукам. Эта взаимосвязь позволяет при повторении материала обращать внимание учащихся  на темы, которые могут быть не только в олимпиаде по биологии, но и в олимпиаде по лесоведению, экологии и медицине.

Учащиеся 9-х классов начинают сотрудничать со старшеклассниками в ходе подготовки к олимпиадам, консультируются, обмениваются ресурсными материалами. Пример учащихся, которые достигли успехов на краевом уровне, мотивирует к более глубокому погружению в предмет, придаёт силы и уверенности в себе. Способствует в будущем выбору учебного заведения, закреплению профессиональных устремлений учащихся.

Для учителя подобное сотрудничество важно потому, что старшеклассники передают свой опыт, готовят себе замену для будущих олимпиад.

В ходе подготовки учащимся рекомендуется принять участие в олимпиадах разного уровня. Список подобных олимпиад приводится в приказе Министерства науки и высшего образования.

Учащиеся успешно участвуют в олимпиадах муниципального уровня и проходят на краевой этап.

Результативность участия обучающихся в олимпиадах разного уровня:
муниципальных олимпиадах эколого-биологического направления
за первое полугодие прошлого учебного года

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/otchet_ob_itogah_uchastiya_obuchayushihsya_v_munitcipalni_000038.html

Источники

История олимпиад

https://olimpiada.ru/article/687

Примеры олимпиадных заданий по биологии и экологии за 2020-2021 учебный год - https://regionolymp.ru/node/2728

Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 31.08.2021 № 804 "Об утверждении перечня олимпиад школьников и их уровней на 2021/22 учебный год"

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202110270027

Материалы для подготовки к олимпиадам по биологии
Источник: https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja-pomosch/materia..
Олимпиады: биология – курс на отработку практических навыков
Источник: https://rosuchebnik.ru/blog/podgotovka-k-olimpiade-po..
klass/https://rosuchebnik.ru/blog/podgotovka-k-olimpiade-po..
Материалы для подготовки к олимпиадам по биологии
https://rosuchebnik.ru/upload/iblock/52c/52c9e84cc7c4..
Всероссийская олимпиада по биологии, задания
https://olimpiada.ru/activity/77/tasks/2016
Материалы для подготовки (биология)
Всероссийская олимпиада школьников «Высшая проба» 7-11 классы
(Национальный исследовательский университет «Высшая школа
экономики»)
https://olymp.hse.ru/mmo/materials-biology
Материалы для подготовки к школьному и муниципальному туру
Всероссийской олимпиады школьников по биологии
https://infourok.ru/materiali-dlya-podgotovki-k-shkol..
Методические подходы при подготовке к олимпиадам по биологии
https://urok.1sept.ru/статьи/4
12890/
Литература для подготовки к олимпиаде по биологии
https://school-olymp.ru/about/blog/18029/

Проверка на плагиат

e1638731654.jpg
n1638731714.jpg
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (24)

сменить сортировку
Семяшкина Ирина Васильевна, 05.12.21 в 23:17 8Ответить Пожаловаться
Отличная публикация, Раиса Поликарповна!
Всё продумано до мелочей! Серьёзная работа проделана!
Уверена, что Ваши ученики обязательно станут победителями олимпиад разного уровня!
Трефилова Раиса Поликарповна, 05.12.21 в 23:46 8Ответить Пожаловаться
Ирина Васильевна, благодарю за комментарий! Ваша поддержка всегда важна для меня!
Потамошнева Наталья Алексеевна, 06.12.21 в 06:05 6Ответить Пожаловаться
Спасибо за оригинальную работу, Раиса Поликарповна! Интересные задания.
Трефилова Раиса Поликарповна, 06.12.21 в 17:42 4Ответить Пожаловаться
Наталья Алексеевнва, благодарю за отзыв!
Самойлова Наталья Владимировна, 06.12.21 в 12:33 6Ответить Пожаловаться
Раиса Поликарповна, Вы Профессионал своего дела и Ваши работы тому подтверждение! Спасибо за Ваш труд!
Трефилова Раиса Поликарповна, 06.12.21 в 17:42 5Ответить Пожаловаться
Наталья Владимировна, большое спасибо за отзыв и поддержку!
Аладышева Татьяна Петровна, 06.12.21 в 13:03 7Ответить Пожаловаться
Подготовка к олимпиадам - ответственное дело, занимающее много времени и отнимающее много сил. Вами, Раиса Поликарповна, создана система подготовки к олимпиадам разного уровня и подготовлен банк олимпиадах заданий. Пять разных олимпиад - это очень много. Успехов Вам и Вашим ученикам в олимпиадном движении!
Трефилова Раиса Поликарповна, 06.12.21 в 17:46 5Ответить Пожаловаться
Татьяна Петровна, другие учителя нам "завидуют"! Биологи у нас как начинают в октябре олимпиады, так завершают их только в марте. Большое спасибо за слова поддержки!
Щербакова Елена Владимировна, 06.12.21 в 21:01 6Ответить Пожаловаться
Богатый материал Вами представлен, Раиса Поликарповна! Помощь для коллег, безусловно, большая! Спасибо, что делитесь своими наработаками!
Трефилова Раиса Поликарповна, 06.12.21 в 23:02 5Ответить Пожаловаться
Благодарю Вас, Елена Владимировна, за отзыв! Надеюсь, коллегам мой опыт будет полезен.
показать еще Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.