12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Филипп Татьяна Вадимовна7432
С 1990 года по 2013 работала учителем начальных классов, с 2013 года работаю воспитателем в детском саду
Россия, Калининградская обл., Нестеров

Занятие по экспериментальной деятельности для детей старшей группы «Академия волшебных наук»

Цель: способствовать развитию познавательного интереса у детей.

Задачи:

- Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом;

- Расширять представление детей о воздухе через познавательно-исследовательскую деятельность;

- Побуждать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию;

- Развивать мыслительные операции, внимание, наблюдательность, любознательность, умение работать в коллективе;

- Воспитывать бережное отношение к природе, окружающей среде, пробуждать желание познавать окружающий мир.

Оборудование для опытов: листы бумаги для веера, полиэтиленовые пакеты, трубочки для коктейля, стаканы с водой, фен.



Звучат фанфары. В группу входит глашатай.

Глашатай: Внимание, внимание! Всем наблюдательным и любознательным! Начинается набор учеников в Академию волшебных наук. Принимаются все желающие стать волшебниками.

Воспитатель: Ребята, вы слышали? Хотите поступить в Академию волшебных наук?

Воспитатель: Уважаемый глашатай, у нас в группе как раз все ребята любознательные и наблюдательные. Как же нам поступить в Академию?

Глашатай: Сначала вам надо пройти вступительное испытание, его проводит главный Магистр волшебных наук, а найдёте вы его в лаборатории.

Ребята отправляются в подготовленную для опытов группу, где их встречает Магистр волшебных наук.

Магистр: Здравствуйте, мои юные друзья! Я слышал, что вы хотите учиться в моей Академии волшебных наук. Но сначала вы должны пройти испытание. Догадайтесь, о чём идёт речь?

Он – прозрачный невидимка,

Лёгкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой он окутывает нас.

Он в лесу густой, душистый,

Как целительный настой.

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает тёплым,

Веет холодом зимой.

Когда иней лёг на стёкла

Пышной белой бахромой.

Мы его не замечаем,

Мы о нём не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим.

Татьяна Шорыгина

Магистр: Молодцы, ребята! Вы можете по праву называться моими учениками. Приглашаю вас в свою волшебную лабораторию. И сегодня мы с вами будем изучать «невидимку» под названием «воздух». Прежде чем начать работу, нам с вами надо переодеться (Магистр снимает мантию и головной убор и надевает халат, дети – халаты или фартуки).

Магистр: Хоть наша лаборатория волшебная, но правила безопасности в ней самые настоящие. Кто мне может их назвать?

t1615111718aa.jpg

1. Правила вы твёрдо знайте,

Безопасность соблюдайте!

2. Ты работу завершил.

Всё на место положил?

3. Соблюдать должны все вместе

Порядок на рабочем месте!

4. Если что-то не понятно -

Не грусти и не страдай. 

Поскорее громко, внятно

Вопрос ты взрослому задай!

5. Не шуметь и не кричать,

Осторожность соблюдать!

6. Думай, слушай и смотри,

И без спроса не бери -

Эти правила просты, 

Их легко запомнишь ты!



Магистр:Вспомнили правила – можем приступать к работе.А кто из вас, ребята, видел воздух?

Я тоже его не вижу в нашей лаборатории, но я знаю, что он здесь есть. И сейчас вместе с вами мы в этом убедимся.

Опыт 1«Как обнаружить воздух».

Магистр:Воздух легко обнаружить, если создать его движение. Перед вами листы бумаги, мы их сложим «гармошкой», чтобы получился веер. Помашите веером перед своим лицом. Что вы почувствовали?

Вывод:воздух не видим, но его можно почувствовать кожей.

Опыт 2«Как поймать воздух».

Магистр:А еще, воздух можно«поймать» в пакетик. Наберите в пакет воздух и закрутите пакет. Каких размеров стал пакет? Что у нас в пакетиках? (воздух) Каким стал мешочек, заполненный воздухом? (упругим)Мы с вами смогли поймать воздух-невидимку и запереть его в пакет.

Рассмотрите наши пакетики с воздухом и скажите, какого цвета воздух?

Откройте пакеты и проверьте, имеет ли воздух запах?

Вывод:воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо «поймать». Воздухом можно надувать(заполнять) различные мягкие предметы. Заполняя предметы, воздух становится упругим, а бесформенные предметы приобретают форму. Воздух не имеет цвета и запаха.

Опыт 3 «Как увидеть воздух».

Магистр:Мы с вами убедились, что всё вокруг заполнено воздухом, а как вы думаете, есть ли воздух внутри нас? Сейчас это проверим и попробуем увидеть воздух-невидимку.Перед вами стакан с водой и трубочка. Делаем вдох ртом и выдыхаем в трубочку.

Что наблюдаем? Воздух выходит из воды в виде воздушных пузырьков.На воде появились пузырьки. Откуда взялись пузырьки? (Это воздух, который мы выдыхали).

А откуда он взялся внутри нас?

Какой сделаем вывод?

Вывод: у нас внутри есть воздух, мы им дышим.Мы можем вдыхать и выдыхать воздух.

Да, ребята, мы дышим кислородом, которые выделяют растения и деревья. Чтобы не заболеть, нам надо каждый день делать дыхательную гимнастику.

1-упражнение. Подыши одно ноздрей и придет к тебе покой. И.п.- стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.

1-правую ноздрю указательным пальцем правой руки закрыть, левой ноздрей делать тихим и продолжительным вдох.

2-как только вдох окончен. Открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки. Через правую ноздрю делать тихим, продолжительный выдох с максимальным освобождением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх.(4-5раз.)

2-упражнение.

Тихо-тихо мы подышим.

Сердце мы свое услышим.

1-медленно вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться. Прекратить вдох и сделать паузу на 4 сек.

2-плавный выдох через нос.(2 раза.)

3-упражнение «Вырасти большой». Вырасти хочу скорей

Добро делать для людей.

1-поднять руки вверх, подняться на носки (вдох)

2-опустиь руки вниз, опуститься на всю ступню (выдох). Произнести звук у-х-х.(4-5раз.)

Магистр: Но помните, ребята, что дышать можно только чистым воздухом. А что загрязняет воздух?



t1615111718ab.jpg

Как же сделать воздух чище? (предположение детей)

Магистр:А сейчас я проверю, кто был внимательным.Куда плыли пузырьки – поднимались вверх или опускались на дно?

Воздушные пузырьки поднимаются вверх, потому что воздух легкий, он легче воды. Когда весь воздух выйдет, пузырьков не будет.

Вывод: Воздух легче воды.

Опыт 4 «Где работает воздух».

Магистр: Мои юные ученики, предлагаю вам отгадать ещё одну загадку:

Я березку качну, Я тебя подтолкну,

Налечу, засвищу,

Даже шапку утащу.

А меня не видать.

Кто я? Можешь отгадать?

А как ветер связан с нашим воздухом? Ветер – это движение воздуха. Когда воздух перемещается на улице с одного места в другое, мы говорим, что дует ветер. А как в нашей лаборатории получить ветер? Это очень просто, нам понадобится всем известный прибор – фен. Создавая движение тёплого воздуха, мы с вами сушим волосы.А как глядя в окно нашей лаборатории обнаружить ветер на улице? Мы не можем увидеть ветер, потому что воздух прозрачный, но мы можем наблюдать, как плывут облака, колышутся листочки на деревьях, качаются ветки деревьев.

Магистр: Мои юные учёные немного устали и нуждаются в отдыхе.

Физминутка «Наука»

Мы науку изучали

И немножечко устали.

Быстро вместе встанем в круг,

Все те, кто науке друг.

Руки к небу все потянем,

И учёными мы станем.

Делаем наклон вперёд,

Много нас открытий ждёт.

Делаем мы приседанья,

Не боимся мы заданий.

Влево, вправо повернёмся,

К опытам скорей вернёмся.

А теперь прыжки на месте.

Нам с наукой интересней!

А какой бывает ветер? Может ли ветер навредить человеку? Сильный ветер - это ураган, смерч. Они очень опасны, почему? Они ломают, рвут, уносят.

Ребята, а вы знаете, что человек давно приручил ветер, заставил его на себя работать. Кто знает, что это за чудо-сооружение? Для чего люди создавали мельницы? Ветряные мельницы работают с помощью ветра. Они имеют лопасти со скошенными краями. Когда дует ветер, они начинают крутиться, приводя в движение жернова, которые превращают зерно в муку. Так ветер раньше кормил людей.

t1615111718ac.png

Магистр: Посмотрите на это изображение и попробуйте мне объяснить, какую работу ветер выполняет здесь. t1615111718ad.jpg

Магистр: Мои любознательные ученики, надеюсь, кто-нибудь из вас знает что за сооружения изображены на следующем снимке?

t1615111718ae.png

Это ветряная электростанция. Здесь сила ветра превращается в электричество.

Магистр: Ну а как здесь работает ветер, знает каждый ребёнок.

t1615111718af.png

Магистр: Работа в нашей лаборатории подходит к концу. Но я с вами не прощаюсь. Нас ждут ещё много открытий! А сейчас я хочу проверить, всё ли вы запомнили. Итак, что мы с вами узнали о воздухе? Какой он воздух? Что такое ветер? Что он умеет делать? Что вам понравилось? Молодцы.

Воздух — это-то, чем дышим.

Через воздух звук мы слышим.

В воздух, в небо и в полет

Улетает самолёт.

Птица в воздухе летает.

Разным воздух наш бывает,

Воздух может быть прозрачным,

Пахнуть может дымом дачным.

Может пахнуть апельсином,

Кофе, завтраком, бензином.

Он из фена вылетает,

Тёплым он тогда бывает.

А когда вокруг мороз,

Щиплет больно он за нос.

Шторой в комнате играл,

Бурю в море он поднял…

Воздух разный, он такой!

Где найдём его с тобой?

Андреева-Доглядная Марина

Под звуки фанфар Магистр волшебных наук вручает ребятам «Свидетельство о прохождении курсов волшебных наук» в объёме 30 продуктивных минут. Каждый «ученик школы» получает в подарок воздушного змея.

Источники:

Правили в стихах - https://infourok.ru/illyustrirovannye-pravila-bezopasnosti-pri-eksperimentirovanii-v-stihah-4349549.html



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (6)

сменить сортировку
Елена Владимировна, 07.03.21 в 14:28 0Ответить Пожаловаться
Очень интересная и качественная разработка! Спасибо, Татьяна Вадимовна!

Филипп Татьяна Вадимовна, 07.03.21 в 16:12 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Елена Владимировна! С наступающим!

Свирида Елена Васильевна, 07.03.21 в 20:36 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Татьяна Вадимовна за интересный материал. У меня тоже старшая группа. Непременно проведу занятие по вашему конспекту.
С наступающим, Вас!!!

Отредактировано 07-03-2021 20:37

Филипп Татьяна Вадимовна, 07.03.21 в 23:19 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за Вашу оценку, Елена Васильевна! Буду рада, если мой материал будет востребован. С праздником Вас!
Потамошнева Наталья Алексеевна, 08.03.21 в 11:18 0Ответить Пожаловаться
Интересное занятие, спасибо, Татьяна Вадимовна! С праздником!

Филипп Татьяна Вадимовна, 08.03.21 в 18:41 0Ответить Пожаловаться
Спасибо! С праздником, Наталья Алексеевна!

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.