12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
elechka117
3

Занятие по финансовой грамотности в старшей группе

Конспект НОД по экономическому воспитанию на тему «Расходы. Виды расходов».

Интеграция ОО: познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие, речевое развитие

 Возраст детей : старший дошкольный



Цели: Закреплять и расширять знания о понятиях доход, расход.

Учить решать экономическую задачу, рационально тратить деньги, дифференцировать понятия «хочу» и «надо».

Развивать логическое, аналитическое мышление, речь детей.





Этап

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность детей

Организационный момент

 

 Воспитатель: Встанем мы в кружочек дружно, Поздороваться нам нужно. Говорю тебе: «Привет!», Улыбнись скорей в ответ. Здравствуй, правая рука, Здравствуй, левая рука, Здравствуй, друг, здравствуй, друг, Здравствуй, весь наш дружный круг. Здравствуйте, ребята!»

 Дети встают в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу

Мотивационно-ориентировочный

 

 Воспитатель . Ребята, сегодня у меня случилась неприятность. Блокнот, в который я записывала свои доходы и расходы , разлетелся на отдельные листочки и теперь я запуталась, где записаны доходы, а где расходы. Помогите мне разобраться. Я буду вам читать записи на листочках из блокнота, а вы говорить, какая это часть бюджета– доходы или расходы, и разложим все листочки в две стопочки.


 

Поисковый

 

 Воспитатель читает, дети отвечают:

Получили зарплату–

Купили арбуз –

Истратили на продукты –

Бабушка получила пенсию –

Заплатили за свет –

Нашли 10 руб.-

Купили билеты в кино –

Заплатили за телефон–

Продали старый автомобиль дедушки-

Заплатили за ремонт холодильника –

Порвалась куртка-


-Спасибо вам большое, ребята! Без вас я бы не справилась! Теперь мой блокнот в порядке!



Воспитатель: А сейчас послушайте историю, которая однажды произошла с одной семьей:

Собралась однажды вся семья и стали они решать, как деньги потратить:


 Дети садятся полукругом на стулья. Дети отвечают на вопросы воспитателя

Практический

 

  Каждая покупка присоединяется к модели «РАСХОД»

-маме очень хотелось купить новую шубку,

-папа вступил в союз охотников- нужно ружье,

-бабушка заболела – нужны лекарства,

-у дедушки сломались очки – нужны новые

-брат начал заниматься боксом - ему нужны перчатки боксерские,

-сестре - новую куклу.

Думали, думали и решили купить сразу все! Пришли в магазин и потратили все деньги! Пришли домой довольные, а дома: света нет, воды нет, телефон отключен, а в почтовом ящике квитанции об оплате за услуги.

Воспитатель: Правильно ли они сделали, что израсходовали все деньги?

Дети: нет!

Воспитатель. На что в первую очередь нужно было потратить деньги семье, как вы считаете?

Дети: отвечают

Воспитатель. Конечно, ребята, молодцы. Эти расходы называют основными - плата за свет, газ, воду, телефон, квартиру. А как вы думаете, какие еще покупки мы можем отнести к основным расходам, без чего человек не может обойтись?

Ответы детей-

Воспитатель- верно, дети, к основным расходам мы также отнесем покупку продуктов, необходимой одежды, деньги на проезд в транспорте.

-А еще, ребята, есть расходы неосновные - это покупки, без которых можно обойтись или купить их в другой раз, когда будут лишние деньги. Например, новые игрушки, сладости, мебель.

-Какие неосновные расходы совершила семья экономистов, посмотрите (смотрят на составленную схему)?

-новая шуба, перчатки, новая кукла.

-Верно, молодцы! Без всех этих покупок семья могла бы пока обойтись, и тогда хватило бы денег на оплату услуг и необходимые товары.


 

Рефлексивно-оценочный

 

Физкультминутка.

Воспитатель. Дети, а сейчас немного отдохнем.

Встаем в круг. Повторяем движения за мной.

Раз, два, три, четыре, пять

Дети учатся считать,

Экономить, управлять.

Что считаем? Наш бюджет,

Экономим газ и свет,

Управляем мы деньгами –

Это наша помощь маме.

Шесть, семь, восемь, девять, десять-

Экономить будем вместе.

Всей семьей доход считаем

И расходом управляем!

-молодцы!


ИГРА «Хочу и надо»

На мольберте заготовлены карточки с изображением различных предметов.

Воспитатель . А сейчас поиграем в игру «Хочу и надо».

- Дети, посмотрите на эти карточки внимательно (переворачивает приготовленный мольберт карточками к детям)

- Вам нужно убрать предметы, которые не являются жизненно необходимыми для человека и которые относятся к понятию «хочу».

-Даша, подойди и убери одну такую карточку (убирает). Почему ты убрала эту карточку?

- Вадим, убери карточку, которую ты считаешь нужной. Почему?

-и т.д.

Воспитатель. А теперь посмотрите на оставшиеся предметы и объясните, для чего нужен каждый из предметов? (хоровые ответы детей).

-Верно. К какому понятию мы отнесем эти предметы : «хочу» или «надо»?

-Ответы детей. «надо»

Воспитатель. Правильно, ребята!

-Давайте еще раз назовем все предметы, которые мы отнесли к понятию «хочу», без которых можно обойтись – показывает соответствующие карточки (называют)

- Что мы отнесли к понятию «надо»? - показывает на доске (дети называют)

-Хорошо, молодцы!

Итог занятия

Сегодня мы с вами узнали, что расходы бывают разные: основные – это покупки, без которых человек не обойдется; и неосновные – это товары, без которых мы можем пока обойтись.

Мы так же убедились, что деньги надо тратить разумно, экономно, чтобы их хватило на все необходимое.

Вы хорошо работали, правильно отвечали на вопросы. Молодцы!



Дети стоят в кругу















Конспект НОД по экономическому воспитанию на тему «Почему взрослые работают?»

Интеграция ОО: познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие, речевое развитие

 Возраст детей : старший дошкольный

Цель: развивать представление о том, что труд является средством удовлетворения разнообразных потребностей человека и источником дохода.

Задачи: Закреплять понимание экономических категорий «потребности», «труд», «продукт труда», «профессия», «специальность»;

формировать элементарные представления о различных профессиях, специальностях.



Этап

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность детей

Организационный момент

 

 Воспитатель: Ребята! Встанем мы в кружочек дружно, Поздороваться нам друг с другом нужно. Здравствуй правая рука (вытягиваем правую руку вперед), Здравствуй левая рука, (вытягиваем левую руку вперед), Здравствуй друг (дать правую руку соседу справа), Здравствуй друг (дать левую руку соседу слева), Здравствуй, здравствуй дружный круг (держимся за руки все вместе), Мы стоим рука в руке, Вместе мы большая лента, Можем маленькими быть (приседаем), Можем мы большими быть (вырастаем на носочках), Но один никто не будет (соединяемся в середине).

 Дети встают в круг, выполняют движения

Мотивационно-ориентировочный

 

Воспитатель: Ребята. У каждого из нас есть свои мечты! Новая кукла, новый конструктор, самокат, видеоигра, новые модные заколки, пенал или машинки. А может быть, вы хотели бы завести домашнего питомца, ну например, котенка, щенка или хомячка? Или вы мечтаете о путешествии на воздушном шаре в какойнибудь город или страну? Звучит спокойная музыка, появляется ковёр-самолёт. Воспитатель: Ребята, что это за необычный предмет? Дети: Ковёр-самолет. Воспитатель: А как вы думаете, для чего он нам будет нужен? Дети: Для путешествия. Воспитатель: Все верно, ребята. Я хочу вам предложить сейчас отправиться в необычное путешествие. Воспитатель вместе с детьми, становится на ковёр-самолёт и отправляется в путешествие, находят предметы в разных местах группы (глиняный кувшин, камни, зерна пшеницы, кофе, фрукты). Воспитатель: Ребята, как вы думаете, для чего мы нашли эти предметы?

Дети высказывают свое мнение, почему же мы нашли эти предметы. Воспитатель: Ребята, как вы думаете, для чего мы нашли эти предметы?

Воспитатель: Хочу с вами поделиться одной историей и предлагаю послушать ее.

«Давным-давно, миллионы лет назад, на заре становления человеческой цивилизации, когда мужчина ходил охотиться на мамонта, а женщина ждала его в пещере у очага, денег не было. Постепенно человек учился обрабатывать землю, выращивать различные съедобные вершки и корешки, делать посуду и предметы домашнего обихода, шить одежду. И у одного отлично получалось лепить глиняные горшки, но никак не получалось поймать зайца, а у другого - наоборот. И пришла людям в голову мысль: можно меняться продуктами своего труда. Я тебе - зайца, а ты мне - большой горшок для варки похлёбки. Так появился бартер - предшественник современных денег». В копилку денежку положила - подарок мамочке купила. Воспитатель: Сейчас хочу вам предложить посмотреть мультфильм.

Просмотр мультфильма СМЕШАРИКИ «Финансовая грамотность. Благородное дело». Воспитатель: Посмотрели и засиделись мы с вами, предлагаю разминку сделать.

Физминутка:

«Покупка»

Мы бежали по дорожке (бег на месте)

Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши) Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)

Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)

Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 или 7раз)

Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно)

Один (рубль), два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой ладонью об левую и наоборот, 4 хлопка)

Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь, выставляя на пяточку то правую, то левую ножку).

 

Воспитатель вместе с детьми, становится на ковёр-самолёт и отправляется в путешествие, находят предметы в разных местах группы



































Просмотр мультфильма СМЕШАРИКИ «Финансовая грамотность. Благородное дело».

Поисковый

 

 Воспитатель: А теперь послушайте, пожалуйста, сказку. Подружились Лиса Алиса, Буратино и Папа Карло. Стали жить они вместе. Лиса Алиса на работу ходила в цирк и за это получала зарплату. Буратино учился в летней школе, хотел стать учителем, и за свою учебу получал стипендию. Папа Карло не работал, он был уже пожилой и получал пенсию. Из чего состоял доход семьи Папы Карло?

Дети: Зарплата, пенсия, стипендия. Воспитатель: Скажите, где взрослые получают деньги за свою работу?

Дети: В банке, банкомате.

Воспитатель: Все верно. Для того чтобы пойти в банк, что нужно взять с собой? (ответ детей).

Правильно кошелёк. Это специальный домик для денег. Туда кладут деньги, чтобы не потерять.

Воспитатель: Для чего нужны деньги в семье?

Дети: Для того чтобы ходить в магазин и покупать продукты, необходимые вещи, оплачивать коммунальные услуги, детский сад, если кто-то заболел, то нужно отправиться в аптеку за лекарством.


 Дети садятся полукругом на стулья. Дети отвечают на вопросы воспитателя








Практический

 

«Мини-банк»

Цель: показать принципы финансового планирования, донести принцип «сначала зарабатываем - потом тратим».

Ход практики: предложить ребятам создать свой «мини-банк». Предоставить право выбрать самим кто будет отвечать за сбор и хранение монет. Он будет напоминать всем членам семьи, чтобы они «сдавали монеты в банк», освобождая от них карманы. Предложить обсудить, на какое семейное дело собираются данные монеты в «минибанке» - например, на покупку компьютера или настольной игры. Это должно быть что-то для общего пользования, чтобы ребенок чувствовал гордость за подготовку такой важной для семьи покупки.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, все ли деньги своего бюджета нужно тратить?

Дети: Нет, остатки можно положить в копилку или положить на счет в банке


Рефлексивно-оценочный

 

Рефлексия: предоставить детям право выбора картинки эмоции, которую они испытывают по окончании образовательной деятельности.

А теперь мы улыбнемся,

Дружно за руки возьмемся.

И друг другу на прощанье

Мы подарим пожелание –

Знания ищи всегда

Умным станешь ты тогда!


Дети стоят в кругу















Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.