Занятие по функциональной грамотности «К.Д. Ушинский "Четыре желания"»

4
0
Материал опубликован 21 November 2021 в группе

Занятие по функциональной грамотности

Цель:  познакомить с рассказом К.Д Ушинского «Четыре желания»

Задачи: 

- совершенствовать навыки чтения;

- обогащать читательский опыт детей;

- учить оценивать поступки героев;

 - учить выделять опорные слова в произведении;

- воспитывать интерес к самостоятельному чтению.


«Четыре желания»
Автор рассказа: 
Константин Дмитриевич Ушинский

Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:
— Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была.
— Запиши твоё желание в мою карманную книжку, — сказал отец.
Митя записал.
Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:
— Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была.
Отец опять вынул книжку и приказал Мите написать своё желание.
Настало лето. Митя с отцом отправился на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:
— Вот уж сегодня я повеселился вволю. Я бы желал, чтобы лету конца не было.
И это желание Мити было записано в ту же книжку.
Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:
— Осень лучше всех времён года!
Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

Задание 1.

Прочитанное произведение – это…

Стихотворение

Сказка

Рассказ

-Почему вы так решили?

- О чём говорится в этом рассказе?

О временах года

О желаниях мальчика

О природе

-Объясните свой ответ.

-Кто является главным героем прочитанного произведения?

Автор

Митя

Отец

Времена года


Задание 2. Объясните, как вы понимаете, смыл выражения «карманная записная книжка»?

небольшая тетрадь или блокнот, в который можно записать то, что ты считаешь нужным, чтобы не забыть

книжка, которую носят в кармане

-Объясните свой выбор.

- Что обозначают слова:

Вволю – сколь душе угодно.

Румяный – покрасневший от мороза.

-Найдите и прочитайте предложения, в которых эти слова встречаются.


Задание 3. Найдите в тексте все 4 желания, которые главный герой записал.

- Какое время года Мите понравилось больше всего?

Почему мальчик изменил своё мнение?


Задание 4. Придумайте вопросы по содержанию прочитанного текста, которые должны начинаться со слов:

Что…

Где…

Когда…

- Задайте свои вопросы ребятам.


Задание 5. Найдите и прочитайте, какие чувства, эмоции испытывал Митя, когда встречал каждое время года?

Какой человечек испытывает те же эмоции (чувства), что и главный герой рассказа. t1637512314aa.jpg

(картинки взяты на сайте https://akademiarechi.ru/razvitie-detey/emocii-obuchayuschie-kartochki/)


- Какой хороший совет дал отец мальчику?

- Записать желание.

- Зачем?

- Отец знал, что каждое время года хорошо по-своему


- Какая была главная мысль текста?

Что каждое время года прекрасно по-своему.

- Что вы можете сказать о Мите? Какой он?

- Веселый, беззаботный, любит играть.

-А что делал в это время его отец? (Работал)


Задание 6. Рассмотрите картинки и определите, какое время года изображено на каждой из них.

(картинки взяты на сайте https://uprostim.com/100-kartinok-s-vremenami-goda-dlya-detej-doshkolnogo-vozrasta/)


t1637512314ab.jpg

Задание 7. Соотнесите загадки с картинками.

Запорошила дорожки,

разукрасила окошки,

радость детям подарила

и на санках прокатила (Зима)


Она приходит с ласкою,

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет, -

В лесу подснежник расцветет (Весна)


Солнце светит ярко:

И светло и жарко,

А кругом трава, цветы,

Целый день броди, броди (Лето)


Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья (Осень)


Задание 8. Какие пословицы соответствуют этому рассказу? Выбери из предложенных.

У природы нет плохой погоды.

Весна красна цветами, а осень – хлебами.

Зима не лето, в шубу одета.

У каждого месяца свои порядки.

Что летом родится, зимой пригодится.

Летом не соберёшь — зимой не найдёшь.

Задание 9.  Чем К. Ушинский хотел поделиться с читателем? Определи главную мысль произведения.

         ( Главная мысль произведения К.Д. Ушинского «Четыре желания» заключается в том, что у каждого времени года есть свои положительные стороны и надо уметь их замечать и ценить. Рассказ учит позитивно относиться к жизни, ценить все хорошее, что есть в каждом времени года).




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.