Занятие по обучению грамоте детей 6–7 лет с ОНР
Логопедическое занятие по обучению грамоте детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи
Автор: учитель-логопед Бойченко Наталья Владимировна
Образовательное учреждение: МБ ДОУ «Детский сад № 172» г. Новокузнецка Кемеровской области
Предмет: обучение грамоте
Возрастная группа: подготовительная к школе группа
Время реализации занятия: 30 минут
Тема занятия: Предлог к
Тип занятия: усвоение новых знаний
Вид занятия: мультимедиа-занятие
Цель занятия: создать условия для формирования представления о пространственном значении предлога к, навыков составления, анализа, синтеза, печатания предложений с данным предлогом.
Задачи занятия:
Образовательные:
- закреплять навык составления предложений с предлогами по сюжетным картинкам, опорным словам;
- познакомить со значением предлога к, его схематическим обозначением;
- упражнять в составлении предложений с предлогом к по графическим схемам, демонстрации действий, сюжетной картинке;
- закреплять умение определять количество и последовательность слов в предложении;
- совершенствовать навыки чтения и написания предложений.
Коррекционно-развивающие:
- развивать мыслительные операции анализа и синтеза, мелкую моторику, конструктивный праксис.
Воспитательные:
- формировать навыки совместной деятельности, умение работать в группе;
- воспитывать стремление к взаимопомощи.
Предпосылки УУД:
- познавательные: владение предметными знаниями, умение применять правила и пользоваться инструкциями ;
- регулятивные: умение действовать по образцу, умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания, готовность к преодолению трудностей, умение адекватно понимать оценку педагога;
- личностные: умение давать оценку своей деятельности, умение прийти на помощь другу;
- коммуникативные: способность речевого отображения (описания, объяснения) ребёнком содержания совершаемых действий, умение договариваться, умение организовывать совместную деятельность в подгруппе.
Основные понятия занятия: предлог, слово, предложение
Методы обучения: объяснительно-иллюстративные, игровые, практические
Технологии: ИКТ, игровые, здоровьесберегающие
Формы организации: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная
Авторский медиапродукт:
- программа для создания презентаций Microsoft Power Point 2007;
- вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала;
- структура медиапродукта: схема взаимосвязи слайдов последовательная, переходы осуществляются по щелчку.
Целесообразность использования медиапродукта на занятии:
- повышение эффективности усвоения учебного материала за счёт одновременного изложения учителем-логопедом необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов;
- интенсификация коррекционно-образовательного процесса.
Оборудование: телевизор, ноутбук, презентация, карточки со словами, тетради, карандаши, магнитная разрезная картинка с изображением домика Кроша, беспроводные мышки, фигурки Смешариков.
Карта занятия
Этапы занятия | Слайды | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность детей |
1. Организационный момент (1 мин.) Цель: создание благоприятного психологического настроя на занятие. | Приветствует детей. - Здравствуйте, ребята. - Сегодня мы с вами отправимся в удивительную страну Смешариков. | Приветствуют учителя-логопеда. Занимают свои места. | |
2. Актуализация опорных знаний (7 мин.) Цели: подготовка к усвоению нового материала; повторение ранее изученных предлогов; закрепление навыка составления предложений по опорным словам, сюжетным картинкам; закрепление умения вставлять в предложение пропущенный предлог. | Слайд 2 Слайд 3 Слайды 4-7 Слайды 8-11 | Предлагает посмотреть на экран. - Что же случилось на солнечной полянке? Всё вдруг стало серым. Яркие краски вернутся, если вы назовёте предлоги. Щёлкает левой кнопкой мышки после того, как ребёнок называет предлог. - Как стало красиво! Показывает следующий слайд. - Вас встречает Крош. Давайте построим для него дом. - Из чего строят дома? - А из чего строятся предложения? - Составьте предложение из слов: бельчата, мама, бежать, к; щенок, мячик, играть, с; нора, лисята, спать, в; жук, грибок, сидеть, под. Щёлкает левой кнопкой мышки после того, как дети выполнили задание. Обращает внимание на следующий слайд. - Крош очень любит фотографировать своих друзей. Посмотрите на фотографию и составьте предложение с предлогом. - Назовите предлог, который есть в предложении. Щёлкает левой кнопкой мышки после того, как ребёнок составляет предложение. Показывает следующий слайд. - Бараш всё время что-нибудь сочиняет. Он писал предложения. Вдруг налетел ветер, сорвал листочки с деревьев и закружил их в воздухе. Листочки упали и закрыли предлоги. Прочитайте предложение и скажите, какой предлог спрятался за листочком. | Называют изученные ранее предлоги. Отвечают на вопросы педагога. Составляют предложения по опорным словам. Собирают разрезную магнитную картинку с изображением домика Кроша. Ребёнок прикрепляет к магнитно-маркерной доске часть картинки после того, как составит предложение. Составляют предложения по сюжетным картинкам. Называют предлог, который есть в составленном предложении. Читают предложения. Говорят, какой предлог спрятался за листочком. Щёлкают левой кнопкой мышки по листочкам. |
3. Знакомство с темой занятия (2 мин.) Цель: введение в тему занятия, формирование умения самостоятельно её формулировать. | Слайды 12-15 | Переходит к следующему слайду. - Кар Карыч отправился в поход. - Кар Карыч подошёл… (к дереву). - Кар Карыч подошёл … (к забору) и т. д. - Вы догадались, какой предлог мы будем изучать сегодня? | Заканчивают предложения. Формулируют тему занятия. |
4. Физкультминутка (2 мин.) Цель: предотвращение утомления, психоэмоциональная разрядка. | Слайд 16 | Обращает внимание на следующий слайд. - Крош предлагает немного отдохнуть. Щёлкает левой кнопкой мышки по фигурке Кроша (гиперссылка). Включает видеоролик «Физ упражнения с Крошем» | Дети выполняют движения, которые показывает Крош. |
5. Изучение нового материала (1 мин.) Цель: знакомство со значением предлога к, его схематическим обозначением. | Слайд 17 | Объясняет значение предлога к. - Предлог к мы говорим, когда кто-то к кому-то или к чему-то движется. Знакомит детей со схематическим обозначением предлога к. - Это схема предлога к. | Слушают объяснение педагога. |
6. Первоначальное закрепление (2 мин) Цель: закрепление навыка составления предложений по графическим схемам. | Слайды 18-20 | Демонстрирует следующий слайд. - Составьте предложение по схеме. | Составляют предложения по графическим схемам. |
7. Игровые упражнения (8 минут) Цели: упражнение в составлении предложений с предлогом к по демонстрации действий; закрепление умения определять количество и последовательность слов в предложении; закрепление навыка составления предложения из слов. | Слайды 21-24 Слайды 25-27 Слайд 28 | Демонстрирует следующий слайд. - Вас приветствует Лосяш. - У Лосяша есть подзорная труба. Как вы думаете, для чего она нужна? - Мы вместе с Лосяшем посмотрим в подзорную трубу. - Составьте предложение с предлогом к. - Сколько слов в предложении? - Назовите первое слово, … второе, … третье, … четвёртое. Демонстрирует следующий слайд. - Нас встречает Пин. Помогите Пину составить из слов предложение. Показывает следующий слайд. - Копатыч предлагает поиграть в игру-соревнование «Живые слова». Напоминает правила игры. | Отвечают на вопрос учителя-логопеда. Составляют предложения по демонстрации действий. Определяют количество и последовательность слов в предложениях. Дети составляют предложение, щёлкая левой кнопкой мышки по словам. Дети делятся на две команды. Участники каждой команды получают карточки со словами. Выигрывает та команда, которая быстрее составляет предложение. |
8. Чтение (2 мин.) Цель: совершенствование навыка чтения предложений. | Слайды 29-31 | Демонстрирует следующий слайд. - Ёжик читает предложения. Почитаем вместе с ним. - Прочитайте предложение. - Назовите предлог. | Дети читают предложения. Называют предлог. |
9. Печатание (3 мин.) Цели: закрепление умения писать предложения с предлогами. | Слайды 32-33 | Переходит к следующему слайду. - А это домик Нюши. - Помогите Нюше подписать рисунок. - Откройте тетради. - Напишите предложение : Лиса пришла к лисятам. Щёлкает левой кнопкой мышки. - Проверьте, правильно ли вы написали предложение. - Поднимите руку, если предложение написано без ошибок. За правильно выполненное задание в тетради наклеивается наклейка с изображением цветочка. | Дети открывают тетради. Пишут предложение. Проверяют правильность его написания. |
10. Итог занятия. Рефлексия (2 мин.) Цели: выявление уровня осознания содержания пройденного; формирование умения оценивать собственную деятельность на занятии. | Слайд 34 | Демонстрирует следующий слайд. - Наше путешествие по стране Смешариков подошло к концу. Давайте попрощаемся со Смешариками. Пожелаем им удачи. - С каким предлогом вы сегодня познакомились? Использует приём прием незаконченного предложения. - Закончите фразу: - Мне было легче всего … - Мне лучше всего запомнилось … - Мне было интересно выполнить ... - Мне было трудно выполнить ... - Выберете фигурку Смешарика, которая отображает ваше настроение после занятия. | Дети отвечают на вопросы учителя-логопеда. Дополняют фразы, начатые учителем-логопедом. Выбирают фигурку Смеширика. |
Пролубщикова Наталья Владимировна
Бойченко Наталья Владимировна
Кияйкина Наталья Федоровна
Бойченко Наталья Владимировна
Шабанова Алёна