Использование игр с песком на занятиях по обучению грамоте детей 6-7 лет с ТНР
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР С ПЕСКОМ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ
6-7 ЛЕТ С ТНР
Автор: учитель-логопед Бойченко Н. В.
Место работы: МБ ДОУ "Детский сад № 172" г. Новокузнецка
Предмет: обучение грамоте
Возрастная группа: подготовительная к школе группа
Цель игр: развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза, элементарных навыков чтения и письма у детей 6-7 лет с ТНР.
Задачи
Образовательные:
- закреплять умение различать звуки;
- закреплять умение выделять первый звук в слове;
- закреплять умение выделять последний звук в слове;
- закреплять умение подбирать слова на заданный звук;
- закреплять умение определять количество и последовательность звуков в слове;
- закреплять умение подбирать слова с определённым количеством звуков;
- развивать умение подбирать слова к звуковым схемам;
- закреплять графический образ изученных букв;
- закреплять умение составлять слова из букв;
- закреплять навык чтения и печатания слов, предложений.
Коррекционно-развивающие:
- развивать зрительное восприятие;
- развивать логическое мышление, мыслительные операции анализа и синтеза;
- развивать мелкую моторику.
ИГРЫ
Первый звук в слове
Цель: закрепление умения выделять звук из начала слова.
Инструкция:
Назовите первый звук в слове САРАФАН. Выложите букву С из кофейных зёрен.
Последний звук в слове
Цель: закрепление умения выделять звук из конца слова..
Инструкция:
Назовите последний звук в слове ЦВЕТОК. Напишите рядом с рисунком букву К.
Морские обитатели
Цель: закрепление умения определять количество звуков в слове.
Инструкция:
Нарисуйте на песке волны. Найдите морских обитателей. Положите рядом с морским обитателем столько камушков или ракушек, сколько звуков в его названии.
Посчитай звуки
Цель: закрепление умения определять количество звуков в слове.
Инструкция:
На песке с помощью крышечки нарисуйте столько кружков, сколько звуков в слове ГНОМ.
Домики
Цель: закрепление умения различать звуки С-Ш.
Инструкция:
Нарисуйте два домика. На крыше одного домика напишите букву С, на крыше другого – Ш. Назовите предмет и пометите его в один из домиков.
Рисуем фигуры
Цель: закрепление умения различать звуки Р-Л..
Инструкция:
Расставьте на песке маленькие игрушки. Назовите их. Если в названии игрушки звук [л], то нарисуйте вокруг неё круг. Если в названии игрушки звук [р], то нарисуйте вокруг неё квадрат.
Разгадай ребус
Цель: закрепление навыков звуко-буквенного анализа и синтеза.
Инструкция:
Разгадайте ребус. Проверьте себя, убрав песок со стекла.
Цель: закрепление графического образа изучаемой буквы.
Инструкция:
Ваши машинки стоят на старте. Вы будете ими управлять. Катите машинку вперёд, поворачивайте направо, теперь – налево. Посмотрите на путь, который проехала машинка. На какую букву он похож?
Отпечатки
Цель: закрепление графического образа изучаемой буквы.
Инструкция:
Какая буква лежит на вашем планшете? Засыпьте её тонким слоем песка. Аккуратно уберите букву. Посмотрите, буква отпечаталась на песке. Украсьте её по своему желанию.
Выложи букву
Цель: закрепление графического образа изучаемой буквы.
Инструкция:
Насыпьте на планшет тонкий слой песка. Выложите на песке букву С из цветочков.
Формочки
Цель: закрепление графического образа изучаемой буквы.
Инструкция:
Выберете любую формочку. С её помощью напечатайте букву Л.
Буквы спрятались
Цель: закрепление изученных букв.
Инструкция:
Под стеклом лежат буквы.
Какая буква лежит в левом верхнем углу? … в правом верхнем углу? … в левом нижнем углу? … в правом нижнем углу? … в центре?
Запомните, где какая буква. Закройте глаза.
Откройте глаза. Вспомните, где какая буква. Проверьте себя, раздвинув песок в этом месте.
Угадай букву
Цель: закрепление изученных букв.
Инструкция:
Угадайте букву по её половинке. Проверьте себя, Раздвинув песок способом, указанным на карточке.
Допиши букву
Цель: закрепление изученных букв.
Инструкция:
Попробуйте догадаться, каким способом я начала писать буквы на песке, и допишите их. Прочитайте буквы, которые у вас получились.
Слово спряталось
Цель: закрепление навыка чтения слов.
Инструкция:
Прочитайте слово по половинкам букв. Проверьте себя, сдвинув песок вниз. Нарисуйте на песке крокодила.
Пишем слова
Цель: закрепление навыка написания слов.
Инструкция:
Кто пришёл на полянку? Наберите в руку песок. Сожмите руку с песком в кулак. Высыпая песок тонкой струйкой, напишите слово ЛИСА.
Подпиши рисунок
Цель: закрепление навыка написания слов.
Инструкция:
Кого ты нарисовал? Напиши под рисунком слово УТКА.
Нарисуй картинку
Цель: закрепление навыка чтения предложений.
Инструкция:
Прочитайте предложение, написанное на карточке. Нарисуйте картинку, подходящую к этому предложению.