Занятие по развитию речи для детей с ОНР по теме «Как котёнок зиме удивился»
Тема: « Как котёнок зиме удивился»
Цель: Углубить и закрепить знания детей о времени года – зима. Учить определять время года по признакам. Развивать: внимание, мышление, память, фантазию и воображение, силу речевого дыхания, силу голоса, подвижность периферических органов артикуляции, мелкую моторику мышц рук, общую моторику, эмоционально восприятие. Формировать умения связной речи.
Словарь: зима, снег, снегопад, снежинка, вьюга, метель; обогащение словарного запаса глаголами.
Грамматическая форма: согласование существительных и прилагательных.
Оборудование: иллюстративный и раздаточный материал, салфетки, ирушка – котёнок, снежинки.
Ход работы.
Орг.момент
Психологический настрой.
Ребята, давайте улыбнёмся и подарим друг другу хороше настроение.
Актуализация знаний и умений.
Беседа с опорой на иллюстрицию « Определи время года по признакам»
Ребята, рассмотрите внимательно эту картину и попробуйте определить, каное время года художник нарисовал.
Осн. часть.
Артикуляционная гімнастика.
- Для того, чтобы ваш язичок помогла вам красиво и правильно говорить, давайте его разбудим и сделаем с ним зарядку.
Проснулся рано утром язичок. ( Открыть широко рот, упр.
« птенчики»)
Выглянул в окошко, посмотрел влево, вправо. («часики»)
За окном ветер кружит снежинки.( Рот открыт, язик выполняет кругове движения по губам)
Язычок ре шил попрыгать по снежным сугробам, как зайчик. («качелька»)
Взял язичок свою лопатку. («лопаточка»)
И построил высокую горку.(«горка»)
Выпепил из снега снеговика.(Надуть щёки.)
На про гулке язичок очень замёрз.( «барабанчик»)
И для того, чтобы не замёрзнуть, он выпил горячий чай.(«чашечка»)
Д/и « Скажи, какая зима?»
Мы с вами рассмотрели картину и определили по признакам, что художник нарисовал зиму. Скажите, какая зима? ( Снежная, холодная, белая, ледяная, морозная)
Беседа « История котёнка»
Логопед: - Сегодня к нам на занятие пришле котёнок Пушок.
Котёнок: - Здравствуйте, ребята! Как у вас тепло и уютно!
Логопед: - Ребята, а Пушок мой давний знакомый. Недавно с ним произошла удивительная история. Хотите он вам расскажет?
Логопед: - Проснулся я однажды как-то утром, глаза открыл. В комнате было тепло и уютно. Как всегда полакал из блюдечка я молока. Поиграл с фантиком, привязанным на веревку. И решил пойти погулять на улицу. Маленькая Таня открыла мне дверь, но только я сделал несколько шагов вперед, как мои лапки провалились во что-то мягкое, холодное и белое. Я так сильно испугался! Такого я ещё никогда не видел. Скорее отбежал от двери и спрятался под кровать.
Логопед: - Ребята, чего же так испугался котёнок? Что он в первый раз увидел на улице?(Снег).
Логопед: - Чтобы Пушок снега не боялся, давайте все вместе расскажем ему про него.- Логопед: - Какой бывает снег? (Белый, холодный, пушистый, искристый, сверкающий, блестящий, серебристый, хрустящий, мягкий и т. д.).
Логопед: - С чем можно сравнить снег, когда он покрывает улицы, дома, деревья и т. д. ? На что он похож?(На ковер, одеяло, шапку и т. д.) .
Логопед: - А из чего состоит снег? (Из снежинок).
Логопед: - Посмотри, Пушок, это снежинки.
Логопед: - Ребята, расскажите Пушку какая снежинка? (Лёгкая, воздушная, ажурная, прозрачная, резная, красивая, белая).
Логопед: - А что снежинки умеют делать? (Летать, кружиться, падать, таять и т. д.).
Логопед: - А когда много снега падает с неба, как это называется? (Снегопад).
Упр. « Метель»
Логопед: - А когда снежники кружатся, ветер их несет, как это называется? (Вьюга, метель).
Логопед: - Как воет вьюга? (У-у-у, у-у-у...).
Логопед: - Ребята давайте с вами поиграем. Когда я подниму руки, метель будет громко завывать, а когда я руки опущу, метель затихнет.
Упр. « Подуем на снежинки»
Логопед: - Ребята, посмотрите какие волшебные снежинки залетели в наше окошко! Двайте на них подуем, пусть они для нас потанцуют! Хотите?
( Дети дуют на снежинки, логопед следит за тем, чтобы дети в
процессе выдыхания воздуха, не надували щёки )
Физ.мин.
Логопед: - Сколько снега намело. Не пройти. Давайте прогуляемся с вами по заснеженной улице! Что наденем для того, чтобы не замёрзнуть? ( Дети имитируют надевание одежды и обуви )
Логопед: - Давайте с вами представим, что мы идем по глубокому снегу. (Дети имитируют движения).
Логопед: - Возьмите с собой Пушка, покажем ему, что ничего страшного в сугробах нет. (Дети играют «Идем по глубокому снегу», проваливаются, встают, идут с трудом…)
Логопед: - Молодцы! Все дошли. А теперь отряхните снег с пальто, валенок, шапки. Пушка отряхнем тоже.
Логопед: - Не бойся, Пушок, снега. Если снежинки прилипнут к твоей шубке, то в комнате они растают.
Упр. « Снежная тропинка для котёнка», пальчиковая гимнастика «Падал снег на порог»
Логопед: - Ребяка, посмотрите как повеселел Пушок! Пушок, ты больше не будеш бояться снега?
Пушок: - Нет, ребята, снега я больше не боюсь. Спасибо Вам большое. Мне очень понравилось с вами играть!
Логопед: - Ребята, а давайте сделаем для Пушка сюрприз и выложим для него снежную тропинку, чтобы он смог ещё поиграть со снегом. Но прежде, чем это сделать, давайте потренируем и согреем наши пальчики.
«Падал снег на порог»
Падал снег на порог, Руки над головой, перебирая пальцами, медленно опускаем вниз
Кот лепил себе пирог. Ладони приставляем к голове, изображая уши
А пока лепил и пек, Лепим пирог
Ручейком пирог утек. Потереть одну ладони о другую.
( Дети отрывают кусочки салфетки и из них выкладывают « снежную тропинку»)
Заключительная часть.
Подвести итог.
Логопед: - Ребята, вы сегодня были молодцы! Что сегодня на занятии вам запомнилось больше всего?
Тихомирова Екатерина Витальевна
Брызгалова Наталья