Занятие по развитию речи детей подготовительной «Путешествие по травинке. Насекомые»
Открытое занятие по развитию речи
с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности
«Путешествие по травинке. Насекомые»
Цель: развитие познавательного интереса детей к развитию речи с помощью способов наглядного моделирования.
Задачи:
Закрепить навык образования существительных родительного падежа множественного числа и с суффиксом –ищ-; антонимов.
Закрепить навык звукового анализа слов с помощью знаков;
Совершенствовать умение использовать в речи предлоги;
Развивать память и мышление с помощью мнемотаблиц;
Повышать интерес к занятию по развитию речи с помощью нетрадиционных приемов и средств.
Ход занятия.
1 часть – вводная.
Логопед подходит к окну: «Дети, а если я открою окно, то что вы почувствуете?» (прохладный воздух, свежесть, запах…весны).
Организационный момент в кругу.
Названия весенних месяцев. Характерные признаки природы каждого месяца: март – проталины, апрель – самый «горластый» месяц. «Апрель открывает ключи и воды». Появляются ручьи и капель. В мае – «травка зеленеет, солнышко блестит».
Упражнение «Какая?». Логопед дает детям потрогать траву, заранее посаженную в горшочек и назвать - какая она? (длинная, короткая, тонкая, свежая, сочная, немного колючая, прохладная, светлая, изумрудная, молодая).
Что еще появляется в мае? Кто просыпается, оживает..? (дети садятся за столы и разгадывают ребусы)
Дети перечисляют насекомых, обобщают одним словом.
Логопед: «Значит, чему будет посвящено наше занятие? О ком мы будем говорить? ( о насекомых)».
2 часть – основная. «Путешествие по травинке» - выполнение заданий и упражнений по условным обозначениям. (показ «пути с заданиями»)
Игра «Где божья коровка?». На палочке закреплена искусственная божья коровка. Логопед меняет место положение божьей коровки по отношению к траве, а дети комментируют ее действия – составляют предложения с предлогами: сидит на траве, под травинкой, полетела над травинкой, заползла за травинку и т.д.
Игра «Звуки весеннего леса». Угадай на слух звуки жужжание пчел, пение соловья, пение дроздов, весенняя капель, журчание ручья.
Артикуляционная гимнастика с использованием карточек.
Чистоговорка: «У осы – не усы, не усищи, а усики».
Игра «Измени слово» - образование существительных родительного падежа множественного числа и с суффиксом –ищ-.
Логопед: Ребята, давайте поиграем в игру «Один – много». (с мячом)
Один жук – жучище – много жуков.
Один комар - комарище – много комаров.
Одна муха – мухища – много мух.
Одна бабочка – много бабочек.
Одна стрекоза- стрекозище – много стрекоз.
Один муравей – муравьище – много муравьев.
Одна мошка – много мошек.
Одна пчела – пчелище – много пчел.
Один шмель – шмелище – много шмелей.
Игра «Скажи наоборот» (антонимы)
Логопед: Майский жук большой, а божья коровка…
У шмеля крылья короткие, а у стрекозы …
У жука усы толстые, а у бабочки …
Бабочка красивая, а паук …
Муравей передвигается быстро, а гусеница …
Упражнение в парах.
Закрепление навыка звукового анализа.
Составление звуковой схемы слов: ЖУК – мальчики, МУХА- девочки
Анализ
Сколько слогов в слове?
Назовите гласные.
Назовите первый звук.
Назовите третий.
Сделайте звуковой анализ слова.
(Дети выполняют задание).
Как измениться схема, если будет слово МУХИ?
Почему?
Ответы детей.
Зарядка: 1, 2, 3, 4,
Расправляем плечи шире,
На носочках покружились
Низко-низко наклонились
А потом поприседали.
От зарядки мы устали. – расслабляют голову и руки, «роняют».
Жил-был маленький гном (присели, встали)
С большим колпаком (вытянули руки вверх,соединили ладони)
Он был путешественник-гном. (руки на пояс, шаги на месте)
На лягушке он скакал: (прыгаем)
И на стрекозе летал: (машем руками)
По ручью плыл в чайной чашке: (плывем любым стилем)
Ездил он на черепашке: (руки на пояс, потопать на месте)
И, протопав все тропинки,
Он качался в паутинке, (качаемся из стороны в сторону)
Утро придет, (руки вверх, в стороны, вниз)
Гном опять в поход пойдет! (шаги на месте)
Чтение стихов по мнемотаблицам
Кинезиологическое упражнение «Кулак-ребро-ладонь».
Логопед: А сейчас мы с вами поиграем с нашими ручками, выполним знакомые вам упражнения. «Кулак-ребро-ладонь» - четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Упражнения выполняются сначала в медленном темпе, затем быстрее.
Ладошки вверх,
Ладошки вниз,
На бочок
И в кулачок.
Массажная пальчиковая гимнастика.
Помассируем пальчики карандашом.
Карандаш в руках вращаю,
Карандаш в руках верчу.
Непременно, каждый пальчик,
Быть послушным научу.
Штриховка контуров насекомых (девочки штрихуют - гусеницу, а мальчики - жука) по направлению стрелки.
Электронная гимнастика для глаз.
Логопед: Встаньте ровно, расправьте плечи, руки опустите вдоль туловища, голову держим ровно, не наклоняем и не поворачиваем. Итак, начнем…
Молодцы! Садитесь на свои места.
Упражнение «Бабочки летают». Дыхательная гимнастика.
Логопед: Ребята, посмотрите, в каких красивых бабочек превратились гусеницы! (логопед раздает самодельные тренажеры для дыхания «Бабочки»- музыку ветра).
Давайте подуем на них, чтобы они закружились в воздухе. Нужно набрать воздух через нос и подуть на бабочку, не надувая щек, вытянув губы трубочкой (дети выполняют упражнение 4-5 раз по команде логопеда).
3 часть.
Подведение итогов занятия.
Логопед: Ребята, вам понравилось занятие? А, что понравилось больше всего? А, какая тема занятия? А, что мы сегодня еще делали на занятие? (Ответы детей, составление синквейна).
Логопед: Ребята, мне тоже понравилось наше занятие! Мне понравилось, как вы все сегодня потрудились. Вы - молодцы!
И на память о нашем занятии я хочу раздать вам вот такие рисунки (контуры насекомых наложенные друг на друга). Дома или в группе вы можете раскрасить насекомых, которых выберите сами. Ребята, спасибо за занятие!