12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Молькова Наталия1678
Место работы МОУ Бурмакинская СОШ №2 ( группы детского сада) работаю с дошкольниками учителем - логопедом и воспитателем . Стаж работы почти 20 лет воспитателем и 10 лет учителем- логопедом. Закончила Ярославский государственный педагогический университет
Россия, Ярославская обл., Ярославская область Некрасовский район с. Бурмакино

Занятие по развитию речи экологической направленности для детей старшей группы.

«Путешествие в весну»

Цель: обобщать и расширять представления детей о признаках весны.

Образовательные задачи:

-закреплять ранее приобретенные знания детей о весне и изменениях в природе;

-учить внимательно рассматривать сюжетные картины и описывать их с опорой на наводящие вопросы;

- совершенствовать диалогическую речь и умения отвечать на вопросы и строить предложения из 2, 3-х и более слов ;

- продолжать учить детей умению описывать предметы и знать их предназначение (игра «Собери рюкзак») ;

Развивающие задачи:

Развивать мышление, речь, память, воображение детей, мелкую моторику рук, а также носовой вдох и ротовой выдох во время дыхательной гимнастики.



Воспитывающие задачи:

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

-воспитывать уважительное отношение к друг другу в процессе совместной деятельности.



Материал и оборудование: сюжетные картины с изображением весны в лесу, на лугу, на водоеме; сюжетная картина с изображением подводного мира зимой ( река, озеро); 2 детских рюкзака ; компас, телефон, резиновые сапоги, спички, аптечка, муляжи (овощи ,фрукты, бутерброды); игрушки (кубики, куклы, машинки); 2 таза с водой ; заготовки для продуктивной деятельности (скорлупа грецкого ореха, спички, пластилин, флаги, карандаши)

Подготовительная работа: беседы и чтения произведений о весне; наблюдения в природе; разучивание физкультминутки ;беседы о путешествиях и о том, что необходимо в походе; индивидуальное разучивание стихотворения «Весна».

Ход занятия:



Воспитатель

Ребята, какое время года наступило? Правильно, весна. А что происходит у нас в природе с приходом весны? ( ответы детей ) послушайте пожалуйста стихотворение, которое нам расскажет Миша.

Весна

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под ее ногами



Черные проталины

На полях видны.

Верно, очень теплые

Ноги у весны. ( И. Токмакова)

Ребята, а вы хотите отправиться в путь и совершить путешествие в весну , посмотреть, что происходит в природе с ее приходом? Если хотите ,давайте выберем транспорт на котором мы с вами будем путешествовать. Дети беседуют между собой и решают , что лучше всего отправиться пешком, как туристы.

Воспитатель

Если мы с вами отправимся в путь пешком, давайте же решим, что мы возьмем с собой в путешествие

Игра « Собери рюкзак»

Цель: развитие внимательности, активизация словаря, умение описывать предметы.

Ход игры:

На столе стоят рюкзаки и предметы( компас, спички, аптечка, игрушки, кубики, телефон, продукты( муляжи) и др.) детям нужно собрать вещи , предметы необходимые для путешествия. Ребята должны подумать, что нам нужно для похода, а что нет, рюкзак должен быть удобен и заполнен только нужными в походе предметами и вещами. Выходят первые 2 ребенка и выбирают 3предмета, объясняя для чего они нам нужны ,например:

Это- компас, он нам нужен для того чтобы не потеряться в пути.

Это – телефон, он нам нужен для того чтобы сообщить близким, что с нами все в порядке .

Это –спички , они нам необходимы, для того чтобы рассвести костер при помощи взрослого и приготовить еду , согреться т.д.

Дети выходят по два человека 3-4 раза и собирают вещи в рюкзаки. Остаются предметы, которые, ребята не берут с собой. Дети с воспитателем , решают почему эти предметы нам не понадобятся в путешествии, а будут даже мешать.

Воспитатель

Ну , ребята в путь , отправляемся в путешествие ( звучит бодрая музыка, дети маршируют )и первая наша остановка, это

Остановка «ЛУГ»

( на мольберте появляется сюжетная картина « Весна на лугу»)

Посмотрите, ребята это луг ( дети присаживаются и рассматривают иллюстрацию)

Вопросы детям:

- Ребята, что вы видите на картине ( текут ручьи; распускаются цветы, деревья; летают птицы; светит солнышко; летают и ползают насекомые; появляется трава);

- ребята, а почему на картине, ручьи ( наступила весна и снег растаял );

- ребята, а что делают птицы и насекомые? ( птицы летают и вьют гнезда; бабочка летает и садится на цветы; червяк ползет в норку в земле);

- ребята, а как светит солнышко и какое оно? ( солнышко лучистое, красное, красивое. Оно светит ярко и от него всем становится тепло и весело);

- ребята, а деревья и трава, какие они? ( деревья почти все распустились и покрылись молодыми свежими листочками и трава только появилась, свежая и ярко зеленая);

- ребята, а весенние цветы как они называются? ( подснежники, первоцветы);

-а почему они так называются ? Кто знает? ( потому что из под снега и первые)

Воспитатель

Молодцы ребята, побывали мы с вами на лугу, отправляемся дальше ( звучит музыка, дети маршируют)

Остановка « ЛЕС»



( на мольберте появляется сюжетная картина «Лес весной»)

Посмотрите, ребята где это мы находимся ? ( ответы детей)

Давайте с вами поиграем, а потом посмотрим что тут интересного

Физкультминутка «Грачи прилетели!»

Воспитатель вместе с детьми выполняет движения под текст стихотворения

Как-то раннею весной Стоят по кругу.

На опушке на лесной

Появилась стая птиц: Бегут на носочках, подняв руки

Не скворцы и не синицы,

А большущие грачи

Цвета черного как ночь. Приседают.

Разбежались по опушке, Бегут в разные стороны,

Прыгают ,наклоняются вперед, вниз.

Прыг-ског, крак-крак!

Тут жучок, там червячок.

Крак-кра-крак! [2,с.360-361]

Вопросы детям

- Ребята, а какая самая первая птица прилетает к нам весной? ( грач)

Правильно грачи, не зря мы с вами в эту игру поиграли;

- а какие еще птицы прилетают к нам весной? ( ласточки, скворцы, жаворонки и др.);

- ребята, что вы видите на картине? Чем занимаются дикие животные ?

(медведи просыпаются и выходят из берлоги; белка прибирает свое жилище; заяц меняет свою белую зимнюю шкуру на летнюю серую; ежи просыпаются и выходят из своей норы);

- а насекомые, что делают весной? ( насекомые летают ,ищут себе еду).

Воспитатель

Да, ребята насекомые тоже радуются весеннему солнышку летают, порхают, а как вы думаете почему они не замерзают зимой ? ( ответы, предположения детей)

Некоторые насекомые поздней осенью погибают, а многие насекомые зарываются глубоко в землю, листву, перегной и пережидают морозы, комары прячутся глубоко в пруды.

- Ребята ,а деревья, что происходит с деревьями, травой?( деревья: ели , сосны остаются зелеными, другие деревья распускают листья, трава растет -новая молодая ,ярко зеленая)

Воспитатель

Да, ребята правильно вы заметили про хвойные деревья ,они как говорится в загадке зимой и летом одним цветом, но весной хвойные деревья тоже обновляются ,как и вся природа, на них появляются почки , они растут и превращаются в молодые побеги . Ребята, а нам пора дальше отправляться в путь и мы с вами отправимся к ближайшему водоему ( звучит музыка, дети маршируют)

Остановка «РЕКА»

( на мольберте появляется сюжетная картина «Водоем весной»)



Посмотрите, дети, где мы с вами очутились, что это?

Да, это речка

Вопросы детям

-ребята, а что вы видите на картине? ( речка почти без льда, но кое где есть лед. Рыбаки сидят на берегу с удочками , дети пускают кораблики.);

- ребята, а что было с рекой зимой? ( река была вся во льду);

- а почему? ( зимой все замерзает, потому что сильный мороз);

-А что происходит с рыбой зимой, как вы думаете? ;

Разгорается дискуссия. Педагог дает детям возможность самостоятельно прийти к решению проблемы.

( предположения детей: кто –то говорит, что рыба тоже спит глубоко на дне ;кто- то ,что рыба гибнет, кто-то предполагает, что рыба продолжает плавать подо льдом, дети спорят между собой) Показать детям изображение подводного мира зимой и предложить детям рассмотреть иллюстрацию и решить, что- же все таки происходит зимой с рыбой

Воспитатель

посмотрите ребята я вам покажу вот такую картину. ( дети рассматривают картину и высказывают свои предположения)

Да, Ребята, рыбы продолжают жить своей жизнью подо льдом : питаться илом, водорослям, мелкой рыбешкой и др. кормом . Лед, сковывая зимой водоемы, сохраняет там жизнь, подо льдом тепло и рыба спокойно плавает и живет своей жизнью, а рыбаки зимой ловят рыбу прямо со льда, пробуривая лунки.

Но сейчас у нас весна в реках много воды, и рыба радуется приходу весны как и все живое, они начинают нереститься , то есть выводить потомство. Весной в определенное время, которое устанавливается специальными охранными службами, рыбу ловить запрещено.

Ребята, а вы хотите запустить кораблики? Ведь на дворе весна и все дети любят пускать корабли, особенно если они сделаны своими руками. Предлагаю, вам сделать кораблики из скорлупы грецких орехов.

Продуктивная деятельность

Дети подходят к столам и изготавливают кораблики из грецких скорлупок. Внутри кораблика при помощи пластилина, закрепляется флаг, на котором дети по желанию пишут печатными буквами свое имя и раскрашивают его .

Воспитатель

И так корабли готовы к плаванию!

Дети

Готовы!

Воспитатель

Запустить корабли ( дети подходят к столам , где стоят два таза с водой и запускают кораблики)

Дыхательная гимнастика

Для того чтобы кораблики приплыли к противоположной стороне таза, надо сделать короткий вдох носом и плавно длительно выдохнуть через рот, направляя воздушную струю на кораблик. В результате корабль быстро приплывет к назначенному месту. Можно устроить соревнование «Чей корабль приплывет быстрее?» . Необходимо следить за тем чтобы дети делали вдох через нос, а выдох – через рот.[2,с. 360]



Молодцы, ребята. Путешествие наше подошло к концу и нам с вами пора возвращаться в детский сад.

Рефлексия

Ребята, вам понравилось путешествовать?

А где мы с вами были?

А что вам понравилось и запомнилось в нашем путешествии?

А куда мы с вами отправимся в следующий раз? И как будем путешествовать, пойдем пешком или выберем транспорт?( ответы детей)

















Список используемой литературы

Горькова Л.Г., Кочергина А.В, Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). – М.: ВАКО, 2005. – 240 с.

Рыжова Н.В., Развитие речи в детском саду. Конспекты занятий в младшей, средней и старшей группах. – Ярославль: Академия развития, 2010.- 416 с.

Фалькович Т.А., Л.П. Барылкина. Развитие речи, подготовка к освоению письма: занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования.- М ВАКО,2007.- 288с.

















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.