Занятие по развитию речи для детей старшей группы «Профессии вокруг нас»

8
0
Материал опубликован 16 April 2019 в группе

Конспект занятие по развитию речи

в группе старшего возраста «Профессии вокруг нас».

Цель занятия: расширить представление детей о разнообразии профессий людей и специфике их рода деятельности.

Задачи занятия:

Образовательные:

Расширять представления детей о разнообразии женских и мужских профессий;

учить правильно задавать  вопросы к картинкам,

учить образовывать существительные, обозначающие лица по их занятиям; при помощи суффикса -щик ,

закреплять умение выделять главные и признаки и свойства предметов-рабочих инструментов,

Развивающие:

Развивать речь детей, коммуникативные навыки дошкольников;

совершенствовать мелкомоторные навыки;

способствовать развитию мышления и воображения,

обогащать активный запас слов старших дошкольников.

Воспитательные:

формировать интерес к разным профессиям людей,

воспитывать уважение к труду взрослых и своих родителей.

УУД, формируемые на занятии:

Регулятивные, коммуникативные, познавательные, логические, знаково-символические.

Тип занятия:

Нестандартное.

Используемое оборудование:

Проектор.

Технологии

Карточки обозначающие имена признаков предметов( ТРИЗ- технологии).

Формы и методы

Фронтальная, групповая, индивидуальная формы работы в группах и подгруппах; игровые и словесные методы и приемы.

Рабочие материалы для обучающихся.

Серии иллюстраций по теме, киндер-контейнеры , внутри которых картинки с изображением различных профессий, магнитная доска, иллюстрация к скороговорке о пекаре ,браслет на запястье для каждого ребенка синего, красного, желтого цвета, карточки с инструментами, карточки с условным изображением имен признаков, скорлупки от фисташек, окрашенные разными цветами, лист А4 с графическим диктантом, карандаш простой.

Содержание этапа, деятельность воспитателя.

Деятельность обучающихся.

1 этап.

Организационно-побудительный.

 

Цель этапа:

Создание положительного эмоционального настроя для работы на занятии.

Длительность-2 минуты.

Цель этапа:

Создать положительный эмоциональный настрой для работы на занятии.

Цель этапа:

Получить положительный настрой для дальнейшей работы на занятии.

 

Проводит игру - приветствие:

Педагог индивидуально приветствует каждого ребенка При этом, выбор делает ребенок, указывая на соответствующую иллюстрацию, прикрепленные на магнитной доске.

«улыбнемся»,

«обнимемся»,

«потанцуем»,

«пожмем руки»

Предлагает детям достать браслетики из мешочка. Надевают.

 

Встают в круг.

Выполняют упражнение на развитие правильного речевого выдоха.

 

1-2.И.П. Руки через стороны вверх.

Вдох носом, щеки не раздувать.

3-4 -5 Задержали дыхание, втянули животики.

6-7-8 плавный выдох, со звуком [С-С-С]

руки вниз.

Участвуют в игре - приветствии:

Дети входят в зал под звуки легкой музыки.

По очереди подходят к воспитателю и предлагает вариант приветствия.

Дети достают браслетики и надевают их на запястье.

 

 

 

 

 

 

 

Повторяют упражнение вместе с педагогом.

2 этап. Основная часть.

Цель этапа:

закреплять знания детей о разнообразии и специфике профессий, учить правильно называть рабочие инструменты;

учить образовывать слова - названия профессий от глаголов,

закреплять произношение звука [щ] в названиях профессий.

расширять словарный запас слов старших дошкольников,

учить составлять последовательные рассказы по картинкам

Длительность-22 минуты.

Целеполагание.

Цель этапа- формулировка темы и целей занятия.

Длительность-3 минуты.

Игра «Назови профессию.»

Цель-

учить правильно давать название профессии.

Воспитатель:

- Каждый возьмет киндер –контейнер и откроет его.

Что вы нашли внутри его?

 

 

 

-Что изображено на картинках?

 

 

 

Если вы подберете слово, которое объединяет все эти картинки, то сможете назвать тему нашего занятия.

 

 

 

 

Игра «Назови профессию.»

Цель-

правильно давать название профессии.

 

 

Дети получают киндер - контейнеры, открывают их и

находят иллюстрации с изображением различных видов профессий.

 

Ответы детей:

Каждый ребенок называет то, что изображено у него на картинке.

 

Дети формулируют тему занятия:

«Профессии людей».

 

2.Создание игровых ситуаций формирующих представление о многообразии профессий людей.

Цель-формирование четких представлений о разных профессиях людей.

Рассказ педагога о происхождении профессий.

 

В давние времена люди жили большими группами.

Каким был их основной вид деятельности?

Благодаря охоте и добыче пищи, люди могли существовать. Свои умения они передавали друг другу. Одни- хорошо готовили, и стали учить этому других, другие- прекрасно шили одежду из шкур.

Так и появились разные профессии.

Какими были первые инструменты человека?

В настоящее время существует множество профессий, и все они связаны между собой.

Слушают , анализируют, предполагают.

Беседа о значимости профессий людей.

Цель- сформировать представление о важности всех профессий.

Что вы понимаете под словом «профессия?»

Сможет ли человек одной профессии справиться с профессией другого человека?

 

Принимает активное участие в беседе.

Цель- осознать значимость каждой из профессий человека.

Ответы детей.

Это дело, работа, труд, любимое занятие человека.

Каждой профессии нужно учиться специально.

 

Проводит игру «Продолжи фразу».

Цель - учить продолжать начатую фразу.

 

 

Если бы не было продавцов, то….

 

Если бы не было таксистов, то…

 

Если бы не было космонавтов, то…

 

Если бы не было булочников, то…

 

Все профессии связаны между собой. Объясните, в чем связь профессий портного- парикмахера и шофера.

Обоснуйте эту логическую цепочку.

 

Участвует в игре «Продолжи фразу».

Цель -учится продолжать начатую фразу.

Варианты ответов детей:

…мы не смогли бы покупать продукты в магазине.

…мы не смогли бы ездить на такси.

 

…мы не получили бы сведения о космосе.

…не кому бы было печь вкусный хлеб..

Дети делают самостоятельные выводы.

Игра: «Образуй названия профессий».

Цель- учить образовывать существительные, обозначающие лица по их занятиям.

Воспитатель показывает детям карточку с изображением:

Человек барабанит –

Управляет краном –

Управляет экскаватором –

Делает обувь –

Чинит часы –

Перевозит груз-

 

Обсуждает с детьми действие и название профессии

 

Пальчиковая гимнастика с цветными скорлупками от фисташек .

Цель- совершенствование мелкомоторных навыков, ручной умелости.

Представители любой профессии носят специальную одежду и головные уборы- шапочки, шлемы, каски.

Почему?

Я буду называть головной убор, а вы-надевать на пальчик соответствующий по цвету головной убор.

Белая шапочка для врача,

Красная каска- пожарному.

Синяя фуражка - полицейскому,

Строителю- желтая каска.

Зеленая фуражка- солдату .

Поочередно надеваем скорлупки на пальцы правой и левой руки. Стараемся удержать их и не уронить.

 

Дети за столами.

Графический диктант.

Цель- формировать умение ориентироваться на листе бумаги, умение составлять слово из букв.

Кто изображен на листах?

Если вы верно выполните задания и все шаги, то сможете узнать, кому помог врач.

Игра: «Образуй названия профессий».

Цель- учится образовывать существительные, обозначающие лица по их занятиям.

Ребенок называет профессию.

 

– барабанщик.

– крановщик.

– экскаваторщик.

– обувщик.

– часовщик.

- грузчик.

 

Правильно называет действие и профессию.

 

 

 

 

Делают предположения.

 

 

Надевают скорлупки на пальчики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети выполняют задание. Зачитывают получившееся слово «художник».

Разучивание скороговорки.

С использованием мнемотаблицы.

Цель: формирование четкой правильной речи.

Проводит словарную работу: пекарь, буханка, спозаранку

 

Ребята, как вы думаете, люди каких профессий просыпаются раньше других? Почему?

Пекари, повара встают раньше других, чтобы приготовить нам завтрак, или испечь хлеб.

 

Читает скороговорку.

 

«Батон, буханку, баранку

Пекарь испек спозаранку.»

Произносим в разном темпе.

Разучивание скороговорки.

(дети сидят на стульчиках )

Цель:научиться правильному и четкому произношению.

Рассматривает иллюстрацию,

слушает скороговорку.

Участвует в словарной работе с новыми словами: пекарь, буханка, спозаранку.

 

Ответы детей.

Это пекари, которые пекут хлеб.

 

 

 

Речевая игра с движением «Признак назови!»

Цель: формировать умение называть признаки и свойства предметов (инструментов).

Ход игры:

Игра проводится с подгруппой детей. На полу- игровое поле- обруч, на котором разложены карточки-схемы, указывающие на признак предмета. Отдельно выложены рабочие инструменты людей разных профессий.

Воспитатель обращает внимание детей на инструменты.

О свойствах каких предметов мы будем сейчас говорить?

Для чего нам необходимы инструменты?

Подгруппа детей встает вокруг игрового поля.

Один из детей выбирает инструмент, и кладет его в центр круга.

Со словами

«Раз, два, три, беги!

Дети начинают движение по кругу.»

Останавливаются, когда слышат:«Раз, два, три, признак назови!»

Каждый из детей оказывается напротив карточки, и называет имя признака предмета (какой на вкус, чем пахнет, из чего сделан, какой температуры, какой по весу, где используется и т.д.)

Далее ход переходит к следующему игроку.

Корректирует ответы детей.

Речевая игра с движением «Признак назови!»

Цель: научиться выделять признаки и свойства предметов (инструментов).

Принимает активное участие в игре.

Дает название признакам предметов, учится описывать свойства предметов, правильно называть назначение инструментов.

 

Дети по очереди задают вопрос о свойствах предмета, а затем дают ответ на свой вопрос. Рассуждают, все ли признаки подходят к описанию предмета.

 

Игра «Да-нет.»

 

Цель: учить отгадывать профессию по описанию.

Описание игры: ребенку на грудь помещается картинка) с изображением профессии и предлагается отгадать, кем он станет, когда вырастет.

Дети по очереди задают вопрос ребенку. Ребенок отгадывает , при этом может использовать лишь слова «да» и «нет».

В рассказе придерживайтесь следующего плана:

1.Название специальной одежды, которую он носит.

2.Место работы.

3. Где можно чаще встретить людей такой профессии? (город, село)

4.Рабочие инструменты, которыми пользуется.

7. Отношение к профессии.

 

Отмечает самые яркие выступления.

 

 

 

Принимают участие в игре «Да-нет.»

Цель: учатся отгадывать профессию по описанию, правильно формулировать вопрос.

 

 

  1.  Составляют вопросы.

 

3.Рефлексионно-корригирующий,заключительный этап.

Длительность 1 минута.

Рефлексия.

Цель: провести анализ деятельности на занятии.

Предлагает встать детям в круг. Вносит мешочек.

Свои впечатления от занятия мы сложим в этот мешочек.

Дети складывают в мешочек браслетики, с фразой

-«мне запомнилось»,

-«мне было трудно, когда…»,

-«задания были для меня понятными и доступными…»

Рефлексия.

Цель: учится анализировать результаты своей деятельности и деятельности других детей.

 

 

Выражает свои впечатления от занятия. Ребенок убирает в мешочек браслетик, с фразой:

«мне запомнилось»,

или «мне было трудно, когда…»,

или «задания были для меня понятными и доступными…»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.