12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Малёнкина Мария Александровна39
Россия

Методическая разработка занятия по робототехнике


Автор: Малёнкина Мария Александровна, МУ ДО «Дворец творчества детей и молодёжи» г. Вологды.

УМК: авторская дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Роботёнок» (Малёнкина М.А.).

Платформа: Lego Education WeDo 2.0.

Возраст детей: 9-10 лет.

Количество детей: 14 человек.

Тема: «Органы чувств роботов».


Цель:

Задачи:


Планируемые результаты занятия

Основная образовательная цель: формирование представления о многообразии датчиков роботов.


Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новым способам действия – программирование датчиков роботов.

Актуализировать знания об органах чувств человека.

Личностные: учащиеся проявляют интерес к робототехнике, активно участвуют в обсуждении, задают дополнительные вопросы.

Предметные: учащиеся владеют понятием «датчик», способны перечислить виды датчиков, применяемых в робототехнике.

Метапредметные: учащиеся способны прибегать к различным мыслительным операциям (анализ, синтез, сравнение, обобщение), умеют слаженно работать в парах и группах.

Познакомить с видами датчиков, применяемых в робототехнике.

Совершенствовать умение программировать робота в WeDo 2.0.

Развивать логическое мышление, произвольную память, внимание, конструкторские навыки, коммуникативные способности.

Воспитывать интерес к робототехнике.

Место занятия в изучении темы, раздела: раздел «Первые шаги» дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Роботёнок» (72 часа), 4 занятие.

Используемые формы работы: фронтальная (позволяет педагогу работать сразу со всем ученическим коллективом), групповая и парная (способствуют совершенствованию коммуникативных умений, более комфортны психологически, помогают преодолеть страх и неуверенность), индивидуальная (способствует развитию самостоятельности).

Используемые методы работы: словесные (рассказ, беседа, объяснение – развивают устную монологическую и диалогическую речь, умение грамотно и с достаточной полнотой излагать мысли, обеспечивают «присоединение»), практические (направлены на совершенствование конструкторских навыков и формирование умения программировать роботов).

Используемое оборудование: доска, проектор, планшеты (7 штук), датчики наклона (7 штук), датчики движения (7 штук), роботы Майло (7 штук) (см. Приложение 1).

Дополнительные ресурсы: дидактические карточки (задания для учащихся), карточки «Тема», «Цель», «Задачи».





Технологическая карта занятия «Органы чувств роботов»


ЦЕЛЬ ЭТАПА

СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПА

Мотивационно-целевой этап (7-10 минут)

Дать установку на продуктивную работу, обеспечить благоприятный психоэмоциональный климат в классе.

Актуализировать знания об органах чувств человека (включение метапредметных связей с окружающим миром), создать условия для формулирования учащимися темы, цели и задач занятия.

Организационный момент. Приветствие группы детей в стихотворной форме. Просмотр мультимедийной презентации, выход на тему, цель, задачи занятия. Обсуждение проблемного вопроса: «Есть ли органы чувств у роботов?». Актуализация знаний об органах чувств человека. Работа в группах (решение кроссворда, выявление ключевого слова «датчик»). Целеполагание. Планирование предстоящей работы.

Операциональный этап (25-30 минут)

Сформировать представление о датчиках, познакомить учащихся с их многообразием.

Предотвратить утомление учащихся, используя здоровьесберегающие технологии.

Формировать умение программировать робота с использованием датчиков.

Просмотр мультимедийной презентации, знакомство с понятием «датчик», видами датчиков. Выполнение заданий на рабочих листах (составление кластера). Организация физкультминутки. Повторение правил ТБ. Присоединение датчиков к роботу Майло, программирование робота с использованием датчиков, самостоятельное изменение программы робота.

Рефлексивно-оценочный этап (3-5 минут)

Создать условия для формирования объективной само- и взаимооценки, сделать вывод об эффективности проделанной работы.

Обобщающая беседа. Подведение итогов занятия. Само- и взаимооценка. Рефлексия с использованием элементов программирования.


































Сценарий занятия «Органы чувств роботов»


Мотивационно-целевой этап (7-10 минут)


1. Организационный момент.

Педагог: Добрый день, ребята! Я рада вас видеть. И мой помощник-робот тоже (слайд 1.) Меня зовут Мария Александровна, я проведу у вас увлекательное занятие по робототехнике. Хочу поприветствовать всех необычно: озвучив стихотворение, которое мы написали на одном из занятий по робототехнике вместе моими учениками.

Хочешь сделать ярче жизнь?

Значит – с Lego подружись!

Станешь лучшим инженером,

Для других ребят примером,

Сможешь робота создать,

Чтобы людям помогать.

Робот - к будущему ключик.

Сделай жизнь планеты лучше!

Нам предстоит сделать новые удивительные открытия, а значит, сегодня мы с вами будем исследователями.

Какие качества нужны исследователю?

Дети: ум, внимательность, ответственность и пр.

Педагог: Замечательно, и мы постараемся быть умными, внимательными, ответственными…

2. Актуализация знаний, целеполагание.

Педагог: Обратите внимание на слайд (слайд 2.). Как вы думаете, что объединяет эти иллюстрации?

Дети: (высказывают мнение)

Педагог: Какие органы чувств здесь представлены?

Дети: Органы зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса.

Педагог: Какую роль выполняет каждый из этих органов? Зачем они нужны человеку?

Дети: (высказывают мнение)

Педагог: Бесспорно, органы чувств нужны всем живым существам на планете. А нужны ли они роботам, как вы считаете?

Дети: (высказывают мнение)

Педагог: Какова же будет тема занятия?

Дети: «Органы чувств роботов».

Педагог последовательно прикрепляет на доску карточки «Тема», «Цель», «Задачи».

Педагог: Органы чувств роботов имеют специальное название. И его вы узнаете, отгадав кроссворд об организме человека (см. Приложение 3). Предлагаю вам поработать в четвёртках (групповая работа). Какие правила успешной работы в группах вы можете назвать?

Дети: (называют правила успешной работы в группах)

Педагог: На работу – 3-4 минуты. Группа, которая справится с заданием, дайте знак: соедините ладони.

Педагог контролирует ход выполнения задания детьми.

Педагог: Проверим, что у нас получилось (слайд 3).

Педагог: Назовите ключевое слово.

Дети: ДАТЧИК.

Педагог: Какую цель мы поставим перед собой?

Дети: Цель – изучение датчиков роботов.

Педагог помогает детям сформулировать задачи занятия с помощью наводящих вопросов.

1) Познакомиться с понятием «датчик».

2) Изучить виды датчиков.

3) Запрограммировать и испытать робота с использованием датчиков.



Операциональный этап (25-30 минут)

3. Основной этап.

Педагог: Итак, озвучьте первую задачу. Каким образом мы её можем выполнить?

Дети: Познакомиться с понятием «датчик». Заглянуть в интернет, словарь и пр.

Педагог: У каждого из вас на парте лежит Словарик полезных терминов (см. Приложение 4). Найдите там определение понятия «датчик». Прочитайте вслух.

Дети: Датчик – средство измерений, предназначенное для выработки сигнала.

Педагог: А каким вы представляете себе датчик? Опишите его.

Дети: (высказывают мнение).

Педагог: Какая следующая задача стоит перед нами?

Дети: Изучить виды датчиков.

Педагог: Датчиков существует великое множество. Чем большим количеством датчиков оснащён робот, тем он интереснее. Рассмотрим некоторые из них.

Попробуйте догадаться, что это за датчики (слайды 4 – 9).

Дети пытаются угадать, какой датчик представлен на иллюстрации. Педагог рассказывает о предназначении каждого: датчик света и цвета, тактильный, температуры, расстояния звука.

Педагог: Заполните, пожалуйста, кластер «Виды датчиков».

Дети заполняют кластер «Виды датчиков» (см. Приложение 4).

Педагог: С какой задачей мы справились?

Дети: Изучили виды датчиков.

Педагог: Прежде чем приступить к выполнению последней задачи, отдохнём немножко вместе с забавным роботом (видео «Физкультминутка»).

Педагог: И теперь нам предстоит выполнить последнюю задачу. И в этом нам помогут роботы Майло. Работать вы будете в парах.

Педагог проводит с детьми практикум, объясняя, как необходимо программировать датчики для достижения разных эффектов (звук, свечение, начало/остановка движения робота, появление на экране планшета иллюстрации или текста и пр.). Слайды 12-13.



Рефлексивно-оценочный этап (3-5 минут)

Педагог: Поставьте снова датчики движения. Подведём итоги занятия. Встаньте те ребята, кто считает, что цель занятия достигнута. Поднимите вверх правую руку ребята, которым было интереснее работать с датчиком движения, а левую руку – те, кому было интереснее работать с датчиком наклона.

Садитесь.

Последнее задание: запрограммируйте робота так, чтобы при обнаружении преграды загорался определённый цвет: красный – было трудно, жёлтый – были небольшие трудности, зелёный – с лёгкостью справились со всеми заданиями (слайд 13).

Дети выполняют задание педагога, отвечают на вопросы.

t1635323094aa.png









Образец программы









Педагог: Мне было очень приятно с вами работать! Робот тоже благодарит вас! Аккуратно уберите роботов и датчики в коробки. До свидания! Слайд 14.


Приложение 1.


Оборудование, необходимое для занятия

(конструктор Lego Education WeDo 2.0.)

t1635323094ab.jpg

t1635323094ac.jpg

t1635323094ad.jpg











Датчики наклона (7 штук) Датчики движения (7 штук)

Роботы Майло (7 штук):

собраны заранее

t1635323094ae.jpg

t1635323094af.jpg


t1635323094ag.jpg










Проектор (1 шт.)

Магнитная доска (1 шт.) Планшеты (7 штук) с ПО WeDo 2.0.

Приложение 2.


Карточки «Тема», «Цель», «Задачи»




Цель – изучение датчиков роботов.





Задачи:



1) Познакомиться с понятием «датчик».

2) Изучить виды датчиков.







3)Запрограммировать и испытать робота с использованием датчиков.




Приложение 3.

Задание для работы в группах



Кроссворд «Органы чувств человека»



«Мотор» человека.

Орган зрительной системы.

Часть руки человека, представленная на рисунке 1.

t1635323094ah.jpgРисунок 1.

Способность чуять, замечать.

Отсутствие звука.

Он бывает кислым, сладким, горьким, солёным.


















Приложение 4.


Рабочие листы для учащихся




Словарик полезных терминов



Датчик – средство измерений, предназначенное для выработки сигнала.



Виды датчиков

(продолжи кластер)


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.