Занятие с элементами тренинга «Планета эмоций»
Конспект занятия с элементами тренинга
Класс: 1 класс
Тема занятия: «Планета эмоций»
Цели: учить осознавать собственные эмоции и понимать эмоциональное состояние других, закрепление знаний об основных эмоциях, снятие психо-эмоционального напряжения, создание положительного настроя.
Задачи занятия: Мотивировать детей на изучение собственного эмоционального мира;
Наполнить содержанием понятие «эмоций»;
Способствовать осознанию детьми собственных эмоций.
Методы: словесные (рассказ, объяснение), игра, демонстрация (использование наглядности), релаксация (подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своем внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения, концентрация (сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях).
Предметные результаты:
Расширение круга понимаемых эмоций, чувств, настроения.
Снижение психического и эмоционального напряжения, создание положительного эмоционального фона.
Повышение уровня самоконтроля и самооценки.
Учащиеся научатся:
Понимать эмоции других людей и правильно их выражать, контролировать;
Использовать приемлемые способы снятия внутреннего напряжения;
Правилам взаимодействия в коллективе.
УУД:
Личностные УУД: формировать учебно - познавательный интерес к учебному предмету, способность к самооценке.
Регулятивные УУД:
Учиться определять и формулировать цель в совместной работе с помощью педагога.
Познавательные УУД:
Строить речевые высказывания в устной форме. Находить ответы на вопросы в различных источниках информации. Делать выводы в результате совместной работы в группе. Усваивать разные способы запоминания информации. Включаться в творческую деятельность под руководством педагога, учиться выражать себя творчески.
Коммуникативные УУД:
Учиться позитивно проявлять себя в общении. Учиться договариваться и приходить к общему решению. Учиться понимать эмоции, их мимические проявления. Доверительно и открыто говорить о своих чувствах. Ориентироваться на понимание своих чувств и чувств других людей. Слушать и понимать других ребят.
Планируемый результат: у обучающихся расширится багаж знаний об эмоциях человека, дети получат навыки выражения собственных эмоций и чтения их у других людей.
Оборудование: видеозапись отрывков мультфильмов, картинки для упражнения ««Звукооператор мультфильма», изображения эмоциональных состояний, карточки с названиями эмоций, воздушные шары, фломастеры.
Ход занятия
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Здравствуйте, ребята!
Упражнение «Давайте поздороваемся»
Цель: создание эмоционального настроя, развитие групповой сплоченности детей.
Давайте вспомним приветствие, которое мы разучили на прошлом занятии. Улыбнемся друг другу. На слог «здравст» вы должны хлопнуть в ладоши, на слог «вуй» хлопнуть по ладошкам соседей по парте, на слог «те» хлопнуть себя по коленкам.
Скажите, вам было приятно здороваться? Что вы испытывали, приветствуя друг друга? (Примерные ответы детей: радость удовольствие, приятно).
II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
А что это вы сейчас называли? Как вы думаете о чем мы сегодня с вами будем говорить?
Тема сегодняшнего нашего занятия «Планета эмоций».
Сегодня мы совершим путешествие по очень необыкновенной планете. Можете ли вы представить себе человека, который не испытывает никаких эмоций? А всегда ли свои переживания и ощущения мы можем выразить эмоциями?
А что такое эмоции? Эмоции — это выражение нашего отношения (чувства) к происходящему вокруг нас или внутри нас. Какими они могут быть? (положительные и отрицательные). С помощью чего люди выражают свои эмоции и чувства? (жесты, мимика).
На нашем занятии мы поговорим об основных эмоциях; попробуем выразить их с помощью мимики и жестов.
«Изобрази эмоцию на шарике». Необходимо изобразить ту эмоцию, которую ребенок испытывает в начале урока.
Я желаю вам, чтобы сегодня каждый открыл интересное для себя! Итак, начнем!
III. ПОДГОТОВКА К ИЗУЧЕНИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Просмотр и обсуждение кадров мультфильма «Просто так»
– Для начала я предлагаю вам встретиться с героями мультфильма.
(М/ф “Просто так”, просмотр первых кадров).
– Вспомнили этот мультфильм? (Ответы детей).
– Кто герои этого мультфильма? (Ответы детей).
– Если наша цель выбирать, то давайте выберем название тому чувству, которое испытывает мальчик. (Радость).
– А ослик какое чувство испытывает? (Грусть.)
– Сможем мы с вами изобразить эти чувства? (Ответы детей).
– Давайте все вместе попробуем изобразить радость.
– А теперь – грусть. Молодцы!
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1.Подготовительные артикуляционные упражнения, выполняемые на выдохе «Звукооператор мультфильма» (с акцентом на детях с нарушением звукопроизношения):
- А сейчас перед нами новое задание. Вы звукооператоры мультфильмов. Выполните предлагаемые задания и озвучте картинку.(Учитель показывает картинку,говорит задание, дети озвучивают.)
•«Индюшата».На выдохе произносится «Бл-бл-бл».
• «Наказать непослушный язык». На выдохе произносится «П-п-п».
• «Огнетушитель». На выдохе произносится «Тс-тс-тс».
• «Моторчик». На выдохе произносится «Р-р-р».
• «Приведение». На выдохе произносится «Ж-ж-ж».
Слайд №1
– Вы молодцы, правильно определили чувства и состояния героев мультфильма, сумели отлично озвучить картинки и побывать в роли операторов.
Все чувства, переживания, которые испытывает человек, можно назвать одним словом – эмоции.
– Сейчас мы поговорим об этих чувствах.
2.Игра «Угадай-ка»
Дети отвечают на вопрос: о какой эмоции идёт речь?
Весела я, весела,
Ножками я топаю.
Я танцую и пою
И в ладошки хлопаю.
И. Лопухина
– Какое чувство испытывает девочка? (Радость).
Зайку бросила хозяйка –
Под дождём остался зайка.
А. Барто
– Какое чувство испытывает герой? (Грусть.)
Гуси и Люся
На дороге гуси ущипнули Люсю,
И болела долго у неё нога.
– Я вам, злые гуси! – погрозила Люся.
А они в ответ ей: “Га-га-га”!
Л.Успенская
– Какие гуси? (Злые).
Лепит девочка из глины
Ушки, лапки, хвостик длинный.
Удивляется братишка:
Вышла серенькая мышка.
Мариджан
– Какое чувство испытывает братик? (Удивление).
У опушки две старушки
Брали грузди и волнушки.
Филин: “У-у-х!”, Филин: “У-у-х!”
У старушек замер дух:
“Жутко!”
Е.Благинина
– Какое чувство испытывают старушки? (Страх).
Кролики
В старой корзине на кухонном столике
Смирно сидели пушистые кролики.
Мама сказала: “Их трогать не нужно.”
Только, наверно, им, бедненьким, душно,
Маленьким крошкам жарко и тесно.
Сколько их там – посмотреть интересно.
З. Александрова
– Какое чувство испытывает герой? (Интерес).
Мама недовольна
Ваза синяя разбита,
Лужа на паркете...
Мать на мальчиков сердита:
— Отвечайте, дети,
Кто из вас с цветами вазу
Уронил с окошка?
Может быть, ответить маме:
“Виновата кошка”?
И Володя, и Сережа
Покраснели сразу.
Мама спрашивает строже:
—Кто же трогал вазу?
Младший прячется за брата,
Старший смотрит прямо, Говорит:
— Прости нас, мама,
Оба виноваты.
З. Александрова
– Какое чувство испытывают мальчики? (Стыд, вину).
– Давайте ещё раз повторим, о каких эмоциях мы говорили. (Ответы детей).
3.Физкультминутка. «Изобрази эмоцию»
-Настроение меняется раз, настроение меняется два, настроение меняется три- эмоцию гнева мне покажи и на месте замри!
-Настроение меняется раз, настроение меняется два, настроение меняется три- эмоцию печали мне покажи и на месте замри!
-Настроение меняется раз, настроение меняется два, настроение меняется три- эмоцию удивления мне покажи и на месте замри!
-Настроение меняется раз, настроение меняется два, настроение меняется три- эмоцию радости мне покажи и на месте замри!
V. ПЕРВИЧНОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА
Просмотр видеоматериала
- Из какого мультфильма этот рисунок?
- Кому угрожал Крошка Енот?
- Кого он испугался?
-Что ему посоветовала мама?
- В каком настроении он возвращался?
- Что помогло ему победить страх?
Постановка проблемы. Самостоятельная работа в группах.
- Попробуйте самостоятельно распределить эти эмоции на 2 группы.
(Детям раздаются карточки с названиями эмоций.)
Радость
Грусть
Интерес
Страх
Удивление
Вина
Злость
– Как вы назовёте эмоции 1-й группы? (Хорошие, приятные.)
– Их принято называть – положительные, позитивные.
- А эмоции другой группы как можно назвать? (Плохие, неприятные). Отрицательные, негативные.
«Собери картинку» (дети в группах собирают разрезные картинки «Эмоции»
«Определи эмоцию»
- При общении очень важно уметь определять, какие эмоции испытывает человек в данный момент. Сейчас мы узнаем, можете ли вы это делать.
Какое лицо нарисовано? (Ответы детей)
Выражение лиц: испуганное, грустное, злое, радостное.
– Правильно! Молодцы, вы хорошо умеете определять эмоциональное состояние других.
VI. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ
1. Определение эмоциональных состояний в музыке
– Музыка тоже может выражать эмоциональное состояние. Давайте послушаем несколько мелодий и определим, какие эмоции вы испытываете?
Звучит грустная, «страшная», « тревожная», весёлая мелодии. (Ответы детей).
VII. ИТОГ УРОКА
1. Заключительный опрос
- О чём мы с вами сегодня говорили?(Об эмоциях).Правильно, что такое эмоции? (Эмоции - это чувства, состояния человека).
– На какие две группы делятся эмоции? (Положительные ,отрицательные).
Рефлексия
– А как сделать, чтобы положительных эмоций стало больше? Быть всегда весёлыми, делать друг другу больше приятного, сначала хорошо подумать, а потом сделать, больше улыбаться.
– Вспомним совет Кота Леопольда: “Давайте жить дружно!”.
Рисование эмоции на шарике «Какие сейчас у вас эмоции?»
(Дети с помощью маркера рисуют на шарике).
Все вы хорошо трудились,
Все старались, не ленились.
Рада всем вам пожелать
Никогда не унывать, всё учить, всегда всё знать
И 5 получать!
С настроением дружите, им всегда руководите.
И пусть в этот добрый час
Отлично будет всё у вас!