Конспект коррекционного занятия с ребенком-дислаликом при постановке звука [л]
Конспект коррекционного занятия с ребенком-дислаликом при постановке звука [л]
Цели: 1. Подготовка речевого аппарата к постановке звука [л]
2. формирование правильного произношения звука Л в изолированной
позиции.
Задачи:
Уточнение фонетической характеристики звука [л].
Уточнение артикуляционного уклада звука [л]
Выработка артикуляционного уклада звука [л].
Вызывание звука [л].
Организационный момент.
Логопед. Посмотри, к нам сегодня в гости из леса прибежала лисичка-сестричка.
ПОЙМАЙ ЗВУК
Лисичка-сестричка хочет с тобой поиграть, она будет тебе говорить слова если ты услышишь звук [л] нужно хлопнуть в ладоши.
ложка, лед, лава, мешок, сова, зонт, лиса , лес, коза, кашка, улитка, лак, бак, белье, мак, колодец.
Чтобы правильно и красиво произносить звук л, давай выполним гимнастику для язычка, а лисичка будет наблюдать за нами.
Артикуляционная гимнастика:
Упражнения "Заборчик"
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем.
А сейчас раздвинем губы,
Посчитаем наши зубы.
Упражнение "Иголочка"
Язык в иголку превращаю,
Напрягаю и сужаю.
Острый кончик потяну,
До пяти считать начну. Раз, два, три, четыре, пять!
Иголку я могу держать.
Упражнение "Щеточка"
Щёткой кухню подмету,
Наведу вам чистоту,
Вправо, влево гну щетинки,
Не оставлю ни соринки!
Упражнение "Змейка"
Показала змейка жало,
Убрала и хвост поджала-
Жало вынула опять,
Хочет всех вас испугать!
Упражнение «пароходик»
Паровоз без колес!
Что за чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошел –
Прямо по морю пошел.
А теперь давай выполним пальчиковую гимнастику.
Пальчики здороваются(пальчики обеих рук поочередно соприкасаются с большими пальцами)
В лесу лисичка встретила ежика, он попал в беду и просит помощи. Давай поможем ежику.
Упражнение на развитие фонетического слуха. Игра "Помоги ежику". Картинки ежика и грибов. На обратной стороне грибка - картинка. Нужно выбрать только те картинки, в которых есть звук л.
Давай поиграем в игру «Четвертый лишний» Лишними будут те слова, в названии которых нет звука [л]. Ложка, кошка, лыжи, лошадь; лампа, полка, доска, лопата.
Логопед произносит слова и выкладывает перед ребенком четыре картинки, ребенок находит и убирает лишнюю картинку.
Ты хочешь прокатиться на поезде? Перед тобой поезд с тремя вагонами и картинки (Логопед предлагает ребенку картинки с изображением слов со звуком [л] в начале, середине и конце слова).
Размести слова по вагонам. Если звук в начале – в первый вагон, если в середине - в средний вагон (во второй), если в конце – в третий.
7. Уточнение артикуляции звука [л]
- Посмотри на язычок, когда он произносит звук [л].
Где находится кончик языка? (кончик языка вверху).
- Зубы сомкнуты или раскрыты? (раскрыты).
- Боковые края языка прижаты к верхним зубам или нет? (Нет).
- Язык в форме седла (показать рукой).
Постановка звука [л]
Логопед использует три способа постановки.
1). По подражанию.
- Погуди как самолёт за облаками (л-л-л-л-л).
2). От опорного звука А. Произноси звук А, подними кончик язычка и плотно прижми к бугоркам за верхними зубками, а затем опусти язычок вниз «Игра на балалаечке» (а – ла – ла - …).
3).От межзубного звука [А].
- Сделай широкий язык, просуньте его между зубами, слегка прикуси кончик языка и длительно произнеси звук[А] – получается твердый звук [л].
После постановки логопед предлагает погудеть как самолет.
Подведение итогов занятия
- Какой звук мы учились произносить? (Звук [л]).
- Как произносится звук [л]? (Ребенок повторяет артикуляцию звука л).
- Кто был у нас сегодня в гостях? ("Лисичка-сестричка")
Потамошнева Наталья Алексеевна