Занятие в подготовительной группе для детей с ОНР по дифференциации свистящих звуков. Лексическая тема «Космос»
Тема: Космос.
Цель: Закрепление навыков дифференциации свистящих звуков
Задачи:
Образовательные:
1. Активизация словаря по теме «Космос»
2. Формирование умения дифференцировать согласные (глухой – звонкий, твердый – мягкий) на примере свистящих звуков.
3. Закрепление навыков словообразования сложных слов.
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Развитие аналитико-синтетической деятельности через умение анализировать, сравнивать, синтезировать и обобщать фонемы.
2. Развитие сенсомоторного восприятия, используя задания с опорой на несколько анализаторов.
3. Развитие «чувства мышц» с целью развития саморегуляции (расслабление мышц для активной последующей деятельности).
Воспитательные задачи:
1. Воспитание эмоционально-волевой сферы ребенка, выслушивая ответы товарищей.
2. Воспитание самостоятельности и аккуратности в работе с дидактическим материалом
Словарная работа:
Существительные: Земля, Марс, Юпитер, Меркурий, Уран, Венера, космос, скафандр, невесомость
Сложные слова: космодром, звездолет
Родственные слова: солнце, солнышко, солнечный
Наречия: грустно, весело, удивленно
Оборудование: цветные домики звуков, «мальчики»-звуки по Ванюхиной, кубики-алгоритм для характеристики звука, Картинки, рисунки детей: Солнце звезда, Земля; наглядный иллюстрации звездолета, космодрома, самолета, скафандра, космонавта; звуковые схемы слов Марс, Сатурн, Земля, Плутон; изображения планет и подписи к ним; запись мелодии; пиктограммы эмоциональных состояний; кукла, изображающая марсианку.
Раздаточный материал:полоски для выкладывания схемы предложения, разрезная азбука для каждого ребенка, цветные кружки для звукового анализа слов.
Условные обозначения: задания для детей с 3 уровнем речевого развития
задания для детей с 4 уровнем речевого развития, ФФНР
Задачи | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | |||||
Образовательные | коррекционные | воспитательные | Этапы урока | Методы и приемы | Виды инструкции | Виды помощи | Прогнозирование деятельности учащихся |
Закрепление навыков словообразования, упражнять в подборе родственных слов | Развитие слухового внимания, акустической дифференции родственных и близких по звучанию слов. | Помочь ребенку почувствовать свою общность с другими детьми, осознать свою взаимосвязь с ними | 1.Организационный момент | Загадка. Словесная игра «4 лишний» Релаксационные упражнения. . | Отгадайте загадку: светит, сверкает, всех согревает. Что это? Подберите родственные слова. Какое слово не подходит: солнце, сон, солнечный, солнышко. Почему? Представьте, что солнышко согревает ваше лицо, руки, вам приятно. Подул холодный ветер, вам холодно. Опять засверкало солнышко. | Обратить вним на изобр солнца. Направляющ помощь: Как ласково назовем его? День, какой? Утрированное поизнесение общей части родственн слов Обучающая: Обратить внимание на общую часть родственных слов | Дети становятся в круг. Солнце. Солнышко Сон. Солнце, солнечный, солнышко – это родственные слова Дети расслабляются. Напряжение мышц. Расслабление Дети садятся за столы |
Активизация знаний детей о звуках Ориентироваться в заданиях, требующих полной характеристики звуков. | Развитие аналитико-синтетической деятельности, через обобщение признаков одних фонем и отличие их от других. | | 2.Сообщение темы занятия | цветные домики звуков, «мальчики»-звуки Сравнение звуков, используя алгоритм для их характеристики Картинки, рисунки детей: солнце звезда, Земля | Какой первый звук вы слышите в слове «солнышко»? Охарактеризуйте его. Что делает солнышко? Какой первый звук в слове «сияет»? Какой он? Чем похожи эти звуки и чем отличаются? На какой планете мы живем? Какой первый звук в слове Земля? Охарактеризуйте его. Что можно увидеть ночью в небе? Какой первый звук в слове звезда? Какой он? Оба звука «з» и «зь» какие? Сегодня мы совершим путешествие в Солнечное царство, космическое государство, и повторим звуки «с», «сь», «з», «зь» | Фронтальн. 1.(указательный жест на домики) Индивид.,уточняющий вопрос: Какие звуки живут в домике слева? Указательный жест на горлышко. Инд.стимул. помощь Обуч:наметить план ответа с пом. уточн.вопр. | Звук «с» согласный, твердый, глухой. Светит, сверкает, сияет. Звук «сь» согласный, мягкий, глухой. Эти звуки глухие согласные. На Земле. Первый звук в слове Земля «зь». Он согласный , мягкий, звонкий. Звук «з» согласный, твердый, звонкий. Эти звуки звонкие согласные. |
Расширение и активизация словаря Закрепить навыки словообразования. | Упражнять детей в произнесении слов сложного звуко-слогового состава. Выделение свистящих звуков в словах. Развитие мелкой моторики рук. | | Произнесение слов сложного звуко-слогового состава | Наглядный иллюстрации Звездолета, космодрома, самолета, скафандра, космонавта. Проблемно-поисковая деятельность Имитация движения. | Дети, звезды приглашают нас в гости. На чем мы поедем в звездное путешествие? Почему его так называют? Какой первый звук в слове звездолет? Сколько звуков «з» в этом слове? Кем будем в полете? Какой звук есть в этом слове и где он спрятался? Откуда стартует космический корабль? Вот и космодром. Можно ли полететь в космос в наших костюмах? Что мы наденем? Люба, ты в чем? Что такое скафандр? | Жестовая помощь пелагога(ладошки) Акцент на 2 слова: Звезды + лететь. Утрирован. произнесен. Наглядная опора:иллюстрации. Инд.обуч. п. повтори ответ др.реб. Направл. помощь: уточняющий вопрос Если мы летим в космос, то наденем какой костюм? | На звездолете. Первый звук в слове «з» Два звука. Космонавтами Звук «с» согласный твердый спрятался в середине слова. С космодрома. На самолете. Сам летает. (ладошками изображают имитацию полета на самолете) Скафандры. (имитация надевания) В скафандре Космический костюм. |
Закрепить навыки звукового анализа и синтеза. Подбирать слова по заданным схемам | Развитие фонетико-фонематического восприятия анализ и синтез звуков и слогов в слова | | . Звуковой и слоговой анализ и синтез слов | Синтез звуков в слова. Звуковые схемы слов Марс, Сатурн, Земля, Плутон Изображения планет и подписи к ним. Работа с дид.м-лом «Собери из слогов слово» | Перед полетом нам необходимо изучить карту расположения планет в космосе. Слушайте внимательно, я называю планеты по звукам. Отгадайте название планеты, а потом найти и разместите звуковую схему слова на карте планет. Беззвучно назовите ударные звуки слов: Марс, Сатурн, Земля, Плутон, звездолет, космодром, самолет. Ловите звуки Л у. Что получилось? Что это? Добавьте к нему еще слог. Что получилось? Соберите слово из 2слогов: на, лу; ля, Зем; ран, У; турн, Са; тун, Неп | Направляющая утрированное произн звуков. Обучающая:(анализ звуковой схемы) Сколько звуков в этом слове? Сколько гласных? Утрирован произношение ударных звуков Лу – это слог, а Луна – это… Самоконтроль, взаимо- проверка. | Дети называют планеты, находят звуковые схемы и размещают их на карте планет. Юпитер, Меркурий, Плутон Уран,Марс,Венера Дети беззвучно произносят ударный звук Лу. Это слог. Работа с дид. м-лом: Собирают слово из 2 слогов. Собирают слово из 3 слогов. |
Закреплять навыки обратного счета | Развитие воображения. | | Физ. Мин. | Обыгрывание обратного счета движениями пальцев. Магнитофонная запись мелодии Упражнения на релаксацию. | Внимание! Приготовьтесь к полету:10, 9, 8……0. Пуск! Закройте глаза, мы летим с огромной скоростью. У нас тяжелая голова, руки, ноги. Откройте глаза. Сейчас мы вырвались из притяжения Земли и находимся в состоянии невесомости. Как вы понимаете это слово? Изобразите разные позы человека в состоянии невесомости. | Акцентирую внимание детей на приставку слова: Не + весомость (ладошки) нет веса | Обратный счет, соотнося с загибанием пальцев. Упражнение на расслабление Это значит, что нет веса. Изображают разнообразные позы человека в невесомости. |
Синтез и анализ деформированного предложения с предлогом над. | Развитие словесно-логическог мышления, через работу с деформированным предложением. | | Синтез и анализ деформированного предложения с предлогом над. | Игра «Живые слова» Раздаточный м-л для анализа предложен «Ошибка» логопеда | Наденьте наушники. Выходим на связь с Землей. Передайте правильные радиограммы из следующих слов: ракета, океан, пролетать, над. Пролетать, пустыня, над. Какой предлог встречается в этих предложениях. Сколько слов в предложении? | Обучающая помощь: Ракета что делает? Над чем пролетает? Какое первое слово?….. Счет слов в предложении, используя ладонь | Имитация движения. Составляют предложения и выкладывают схему. Предлог «над» |
| Развитие фонематического слуха, внимания, памяти. Работа над интонационной выразительности при передачи эмоционального состояния | | Произнесение свистящих звуков | Пиктограммы эмоциональных состояний Слоговые ряды | Выходим на связь с обитателями планет. Какое выражение лица на этом мониторе компьютера? Как ты произнесешь? Са-за-са Со-зо-со, зу-су-зу Сла-зло-слу, зя-сё-зю, Сво-зво-сву | Помощь детей. Медленное и утрированное произнесен логопедом слогового ряда. | Грустное. Грустно Удивленное. Удивленно. Радостное. Радостно. Дети произносят слоговые ряды. |
. | Развитие воображения. Развитие слухового сосредоточения, фонематического слуха. Дифференциация твердых и мягких звуков, используя двигательный анализатор Речедвигательная координация правой и левой руки. | Воспитание любви к природе, которая окружает нас | Физкульт. минутка | Кукла, изображающая марсианку. Художественное слово, имитация образов детьми. Игра «Внимательные руки» Закрепление уч. м-ла, через использование двигательного анализатора | Я марсианка Засузи. Кто вы такие? Интересно, какая она? Что есть на земле? Руки подняли и помахали- Это деревья в лесу. Локти согнули, кисти встряхнули –Ветер сбивает росу. Плавно руками помашем – Это к нам птицы летят, Как они сядут – покажем Крылья сложили назад. Я буду говорить слова, если первый звук в слове мягкий поднимаем левую руку, если твердый – правую руку. Слон, зебра, заяц, собака. | Уточняющий вопрос: С какой мы планеты? Если мы с планеты Земля, то мы кто? Наглядная помощь: «мальчики-звуки» (слева - зеленый, справа – справа). | Мы земляне. Соотносят движения со словами. Дети садятся за столы. Если дети слышат мягкий звук, поднимают левую руку, если – твердый – правую руку |
Упражнять в звуко-буквенном анализе и синтезе слова Земля Активизация знаний детей о путях смягчения согласных звуков на письме | Развитие слухового внимания: акустической дифференциации твердых и мягк звуков Сочетание движений пальцев с одновременным проговариванием | Воспитание аккуратности в работе с разрезной азбукой. | Звукобуквенный анализ и синтез слова. | Работа со звуковичками «ошибка» логопеда. Игра «Живые звуки» «Домик гласных букв» Работа с индивидуальной разрезной азбукой | Отгадайте название планеты: первый звук [ з`], а последний – [ а ] Выложите звуковую схему этого слова Согласны ли вы с выложенной мной схемой слова? Почему? Почему в слове Земля звуки [З`], [л`] произносятся мягко? Какая гласная буква отдала приказ «Звучи мягко!» букве З? ….букве л? Какие еще гласные буквы отдают такой же приказ согласным? Выложите буквами название нашей планеты. | Обучающая: совместное последовательное произнесение звуков слова Использование «звуковой линейки» Направляющая: указательный жест на «Домик гласных букв» - | Земля Дети выкладывают звуковую схему слова Звуки [з`], [л`]- мягкие, их надо обозначать зеленым кружочком Гласные буквы-ё, е,я,ю и буква ь. |
| | Помочь ребенку почувствовать свою общность с другими детьми, осознать свою взаимосвязь с ними Формирование умения оценивать свою деятельность | 3 Итог занятия | Самоанализ работы детей на занятии | Пора возвращаться на Землю. Закройте глаза. Вот и Земля. Поздравляю вас с благополучным приземлением. Улыбнитесь, пожмите друг другу руки. Какие трудности вы испытывали во время нашего полета? Куда бы вы хотели отправиться в следующий раз?
| | Дети имитируют движения. Дети делятся своими впечатлениями. |