Занятие в подготовительной группе для детей с ОНР по дифференциации свистящих звуков. Лексическая тема «Космос»

0
0
Материал опубликован 21 July 2020

Тема: Космос.

Цель: Закрепление навыков дифференциации свистящих звуков

Задачи:

Образовательные:

1. Активизация словаря по теме «Космос»

2. Формирование умения дифференцировать согласные (глухой – звонкий, твердый – мягкий) на примере свистящих звуков.

3. Закрепление навыков словообразования сложных слов.

Коррекционно-развивающие задачи:

1. Развитие аналитико-синтетической деятельности через умение анализировать, сравнивать, синтезировать и обобщать фонемы.

2. Развитие сенсомоторного восприятия, используя задания с опорой на несколько анализаторов.

3. Развитие «чувства мышц» с целью развития саморегуляции (расслабление мышц для активной последующей деятельности).

Воспитательные задачи:

1. Воспитание эмоционально-волевой сферы ребенка, выслушивая ответы товарищей.

2. Воспитание самостоятельности и аккуратности в работе с дидактическим материалом

Словарная работа:

Существительные: Земля, Марс, Юпитер, Меркурий, Уран, Венера, космос, скафандр, невесомость

Сложные слова: космодром, звездолет

Родственные слова: солнце, солнышко, солнечный

Наречия: грустно, весело, удивленно

Оборудование: цветные домики звуков, «мальчики»-звуки по Ванюхиной, кубики-алгоритм для характеристики звука, Картинки, рисунки детей: Солнце звезда, Земля; наглядный иллюстрации звездолета, космодрома, самолета, скафандра, космонавта; звуковые схемы слов Марс, Сатурн, Земля, Плутон; изображения планет и подписи к ним; запись мелодии; пиктограммы эмоциональных состояний; кукла, изображающая марсианку.

Раздаточный материал:полоски для выкладывания схемы предложения, разрезная азбука для каждого ребенка, цветные кружки для звукового анализа слов.

t1595328955aa.gifУсловные обозначения: задания для детей с 3 уровнем речевого развития

t1595328955ab.gifзадания для детей с 4 уровнем речевого развития, ФФНР

Задачи

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Образовательные


коррекционные

воспитательные

Этапы урока

Методы и приемы

Виды инструкции

Виды помощи

Прогнозирование деятельности учащихся

Закрепление навыков словообразования, упражнять в подборе родственных слов

Развитие слухового внимания, акустической дифференции родственных и близких по звучанию слов.


Помочь ребенку почувствовать свою общность с другими детьми, осознать свою взаимосвязь с ними


1.Организационный момент

Загадка.



Словесная игра «4 лишний»





Релаксационные упражнения.

.


Отгадайте загадку: светит, сверкает, всех согревает. Что это?

Подберите родственные слова. Какое слово не подходит: солнце, сон, солнечный, солнышко. Почему?

Представьте, что солнышко согревает ваше лицо, руки, вам приятно.

Подул холодный ветер, вам холодно.

Опять засверкало солнышко.

Обратить вним на изобр солнца.

Направляющ помощь: Как ласково назовем его?

День, какой?

Утрированное    поизнесение    общей части родственн слов

Обучающая:

Обратить внимание на общую часть родственных слов

Дети становятся в круг.

t1595328955aa.gif Солнце.

Солнышко

   



Сон. Солнце, солнечный, солнышко – это родственные слова



Дети расслабляются.

Напряжение мышц.



Расслабление

Дети садятся за столы

Активизация знаний детей о звуках

Ориентироваться в заданиях, требующих полной характеристики звуков.

Развитие аналитико-синтетической деятельности, через обобщение признаков одних фонем и отличие их от других.


2.Сообщение темы занятия

цветные домики звуков, «мальчики»-звуки

Сравнение звуков, используя алгоритм для их характеристики

Картинки, рисунки детей: солнце звезда, Земля

t1595328955aa.gift1595328955ac.gif Какой первый звук вы слышите в слове «солнышко»? Охарактеризуйте его.

t1595328955aa.gif Что делает солнышко?

t1595328955aa.gif Какой первый звук в слове «сияет»? Какой он?

t1595328955ab.gif Чем похожи эти звуки и чем отличаются?

t1595328955aa.gif На какой планете мы живем?

t1595328955ab.gift1595328955aa.gif Какой первый звук в слове Земля? Охарактеризуйте его. Что можно увидеть ночью в небе? Какой первый звук в слове звезда? Какой он?

Оба звука «з» и «зь» какие?

Сегодня мы совершим путешествие в Солнечное царство, космическое государство, и повторим звуки «с», «сь», «з», «зь»

Фронтальн. 1.(указательный жест на домики)

Индивид.,уточняющий вопрос: Какие звуки живут в домике слева?

Указательный жест на горлышко.

t1595328955aa.gif Инд.стимул. помощь

t1595328955aa.gif Обуч:наметить план ответа с пом. уточн.вопр.

t1595328955ab.gif Звук «с» согласный, твердый, глухой.

t1595328955aa.gif Светит, сверкает, сияет.

t1595328955ab.gif Звук «сь» согласный, мягкий, глухой.

Эти звуки глухие согласные.

t1595328955aa.gif На Земле.

t1595328955ab.gif Первый звук в слове Земля «зь». Он согласный , мягкий, звонкий.

Звук «з» согласный, твердый, звонкий.

t1595328955aa.gif Эти звуки звонкие согласные.

Расширение и активизация словаря

Закрепить навыки словообразования.








Упражнять детей в произнесении слов сложного звуко-слогового состава. Выделение свистящих звуков в словах.

Развитие мелкой моторики рук.


Произнесение слов сложного звуко-слогового состава


Наглядный иллюстрации

Звездолета, космодрома, самолета, скафандра, космонавта.



Проблемно-поисковая деятельность





Имитация движения.

Дети, звезды приглашают нас в гости. На чем мы поедем в звездное путешествие?

Почему его так называют?

Какой первый звук в слове звездолет? Сколько звуков «з» в этом слове?

Кем будем в полете?

Какой звук есть в этом слове и где он спрятался?

t1595328955ad.gif Откуда стартует космический корабль?



Вот и космодром. Можно ли полететь в космос в наших костюмах? Что мы наденем?

Люба, ты в чем?

Что такое скафандр?


Жестовая помощь пелагога(ладошки) Акцент на 2 слова:

Звезды + лететь.

Утрирован. произнесен.

Наглядная опора:иллюстрации.

t1595328955aa.gif Инд.обуч. п.

повтори ответ др.реб.

Направл. помощь: уточняющий вопрос Если мы летим в космос, то наденем какой костюм?



На звездолете.





Первый звук в слове «з»

Два звука.



Космонавтами

Звук «с» согласный твердый спрятался в середине слова.

С космодрома.

t1595328955aa.gif На самолете.

Сам летает.

(ладошками изображают имитацию полета на самолете)

Скафандры. (имитация надевания) В скафандре

Космический костюм.

Закрепить навыки звукового анализа и синтеза. Подбирать слова по заданным схемам

Развитие фонетико-фонематического восприятия анализ и синтез звуков и слогов в слова


.

Звуковой и слоговой анализ и синтез слов

Синтез звуков в слова.

Звуковые схемы слов Марс, Сатурн, Земля, Плутон

Изображения планет и подписи к ним. Работа с дид.м-лом «Собери из слогов слово»

Перед полетом нам необходимо изучить карту расположения планет в космосе. Слушайте внимательно, я называю планеты по звукам. Отгадайте название планеты, а потом найти и разместите звуковую схему слова на карте планет.

Беззвучно назовите ударные звуки слов: Марс, Сатурн,

Земля, Плутон, звездолет, космодром, самолет.

Ловите звуки Л у. Что получилось? Что это?

Добавьте к нему еще слог. Что получилось?

Соберите слово из 2слогов: на, лу; ля, Зем; ран, У; турн, Са; тун, Неп

Направляющая утрированное произн звуков. Обучающая:(анализ звуковой схемы) Сколько звуков в этом слове? Сколько гласных?

Утрирован произношение ударных звуков

Лу – это слог, а Луна – это…

Самоконтроль, взаимо-

проверка.

Дети называют планеты, находят звуковые схемы и размещают их на карте планет.

t1595328955ab.gift1595328955ae.gif Юпитер, Меркурий, Плутон Уран,Марс,Венера



Дети беззвучно произносят ударный звук

Лу. Это слог.

Работа с дид. м-лом:

t1595328955af.gift1595328955ab.gif Собирают слово из 2 слогов.

Собирают слово из 3 слогов.

Закреплять навыки обратного счета

Развитие воображения.


Физ. Мин.

Обыгрывание обратного счета движениями пальцев. Магнитофонная запись мелодии

Упражнения на релаксацию.


Внимание! Приготовьтесь к полету:10, 9, 8……0. Пуск!

Закройте глаза, мы летим с огромной скоростью. У нас тяжелая голова, руки, ноги. Откройте глаза. Сейчас мы вырвались из притяжения Земли и находимся в состоянии невесомости. Как вы понимаете это слово?

Изобразите разные позы человека в состоянии невесомости.







Акцентирую внимание детей

на приставку слова:

Не + весомость (ладошки)

нет веса

Обратный счет, соотнося с загибанием пальцев.

Упражнение на расслабление



Это значит, что нет веса.



Изображают разнообразные позы человека в невесомости.

Синтез и анализ деформированного предложения с предлогом над.

Развитие словесно-логическог мышления, через работу с деформированным предложением.


Синтез и анализ деформированного предложения с предлогом над.

Игра «Живые слова» Раздаточный м-л для анализа предложен

«Ошибка» логопеда

Наденьте наушники. Выходим на связь с Землей. Передайте правильные радиограммы из следующих слов: ракета, океан, пролетать, над.

Пролетать, пустыня, над.

Какой предлог встречается в этих предложениях.

Сколько слов в предложении?

Обучающая помощь: Ракета что делает? Над чем пролетает?

Какое первое слово?…..








Счет слов в предложении, используя ладонь

Имитация движения.



Составляют предложения и выкладывают схему.

Предлог «над»


Развитие фонематического слуха, внимания, памяти. Работа над интонационной    выразительности при передачи эмоционального состояния


Произнесение свистящих звуков


Пиктограммы эмоциональных

состояний

Слоговые ряды

Выходим на связь с обитателями планет. Какое выражение лица на этом мониторе компьютера? Как ты произнесешь?

t1595328955ae.gif Са-за-са Со-зо-со, зу-су-зу

t1595328955ab.gif Сла-зло-слу, зя-сё-зю,

Сво-зво-сву

Помощь детей.

Медленное и утрированное произнесен логопедом слогового ряда.


Грустное. Грустно

Удивленное. Удивленно.

Радостное. Радостно.

Дети произносят слоговые ряды.

.

Развитие воображения.

Развитие слухового сосредоточения, фонематического слуха. Дифференциация твердых и мягких звуков, используя двигательный анализатор

Речедвигательная координация правой и левой руки.


Воспитание любви к природе, которая окружает нас

Физкульт. минутка

Кукла, изображающая марсианку.

Художественное слово, имитация образов детьми.

Игра «Внимательные руки»

Закрепление уч. м-ла, через использование двигательного анализатора

Я марсианка Засузи. Кто вы такие?

Интересно, какая она? Что есть на земле?

Руки подняли и помахали-

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули –Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем –

Это к нам птицы летят,

Как они сядут – покажем

Крылья сложили назад.

Я буду говорить слова, если первый звук в слове мягкий поднимаем левую руку, если твердый – правую руку. Слон, зебра, заяц, собака.


Уточняющий вопрос: С какой мы планеты?

Если мы с планеты Земля, то мы кто?







Наглядная помощь:

«мальчики-звуки» (слева - зеленый, справа – справа).


Мы земляне.



Соотносят движения со словами.













Дети садятся за столы.

Если дети слышат мягкий звук, поднимают левую руку, если – твердый – правую руку



Упражнять в звуко-буквенном анализе и синтезе слова Земля





Активизация знаний детей о путях смягчения согласных звуков на письме

Развитие слухового внимания:

акустической    дифференциации твердых и мягк звуков

Сочетание движений пальцев с одновременным проговариванием


Воспитание аккуратности в работе с разрезной азбукой.


Звукобуквенный анализ и синтез слова.

Работа со звуковичками

«ошибка» логопеда.

Игра «Живые звуки»

«Домик гласных букв»

Работа с индивидуальной разрезной азбукой

Отгадайте название планеты: первый звук [ з`], а последний – [ а ] Выложите звуковую схему этого слова

Согласны ли вы с выложенной мной схемой слова? Почему?

Почему в слове Земля звуки [З`], [л`] произносятся мягко? Какая гласная буква отдала приказ «Звучи мягко!» букве З? ….букве л? Какие еще гласные буквы отдают такой же приказ согласным? Выложите буквами название нашей планеты.

Обучающая: совместное последовательное произнесение звуков слова

Использование «звуковой линейки»







Направляющая: указательный жест на

«Домик гласных букв» -



Земля

Дети выкладывают звуковую схему слова

Звуки [з`], [л`]- мягкие, их надо обозначать зеленым кружочком







t1595328955ab.gif

Гласные буквы-ё, е,я,ю и буква ь.



Помочь ребенку почувствовать свою общность с другими детьми, осознать свою взаимосвязь с ними

Формирование умения оценивать свою деятельность

3

Итог занятия

Самоанализ

работы детей на занятии












Пора возвращаться на Землю. Закройте глаза.  Вот и Земля. Поздравляю вас с благополучным приземлением. Улыбнитесь, пожмите друг другу руки. Какие трудности вы испытывали во время нашего полета? Куда бы вы хотели отправиться в следующий раз?
















Дети имитируют движения.



Дети делятся своими впечатлениями.















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации