Занятие в старшей группе по ФЭМП «Четырехугольник»
Конспект занятия по математике в старшей группе «Четырехугольник»
Занятие по ФЭМП в детском саду. Старшая группа. Тема: Четырехугольник
Программное содержание: познакомить с признаками четырёхугольника, продолжать учить ориентироваться в пространстве; отражать в речи направления: «слева», «справа»; закрепить знание названий частей суток: утро, день, вечер, ночь; учить находить закономерность в расположении фигур; закрепить знание основных цветов, умение сравнивать палочки по длине; тренировать в умении правильно согласовывать числительные один, одна с существительными (по теме «Игрушки»),
Демонстрационный материал: фланелеграф, геометрические фигуры - квадрат и прямоугольник.
Раздаточный материал: палочки X. Кюизенера.
Ход занятия
1. На фланелеграфе или на доске квадрат и прямоугольник.
Воспитатель:
- Назовите фигуры на доске.
- Чем одна фигура отличается от другой? (У квадрата все стороны равны, а у прямоугольника равны верхняя и нижняя, правая и левая.)
- Чем похожи эти фигуры? (Четыре угла и четыре стороны.)
- Как можно их назвать одним словом? (Четырехугольники.)
2. Игра с палочками.
Задание: выложить квадрат (прямоугольник).
а) Какую фигуру сложили?
б) Сколько палочек ты взял, чтобы сложить квадрат? Прямоугольник?
Задание: взять правой (левой) рукой пять (четыре или шесть и так далее) палочек и положить их справа (слева) от квадрата (прямоугольника).
- Сколько палочек ты взял правой (левой) рукой?
- Куда ты положил палочки? (Справа, слева.)
Физкультминутка
Раз, два, прыгай, мячик
(удары по мячу),
Раз, два, и мы поскачем
(прыжки на носочках),
Девочки и мальчики
Прыгают, как мячики.
3. Части суток.
Игра «Что мы делаем?».
Дети становятся в круг. Воспитатель предлагает детям показать, что они делают утром. Играющие изображают разные действия, но не называют их. Вопрос задается о других частях суток. Сначала взрослый угадывает то, что изображают играющие, затем один из детей.
4. Игра с пальчиками.
На большом диване в ряд
(хлопки, постучать кулачками)
Куклы Танины сидят:
Два медведя, Буратино,
И весёлый Чиполлино,
И котёнок, и слонёнок
(загибают пальчики),
Раз, два, три, четыре, пять
(разгибают пальчики) –
Помогаем нашей Тане
Мы игрушки сосчитать
(хлопки, стук кулачками).
5. Работа с палочками X. Кюизенера.
Задание: сделай лестницу палочек: белой, голубой и желтой. Какого цвета палочка внизу (вверху, посредине)? Поднимись по лестнице, называя цвет каждой ступеньки.
Задание: составь лесенку из палочек: оранжевой, бордовой и фиолетовой. Найди среди них место для синей и черной палочек. Поднимись по лестнице, называя цвета ступенек через одну, а спускаясь, назови цвета каждой ступеньки.
6. Логическая задача «Сказочные задачки».
Заспорили карандаши в коробке.
Синий сказал:
- Я самый главный, меня дети больше всех любят. Моим цветом раскрашивают море и небо.
- Нет, я самый главный, - сказал красный карандаш. - Моим цветом раскрашивают ягоды и праздничные флажки.
- Ну нет, уж это я самый главный, - сказал зеленый карандаш. - Моим цветом раскрашивают траву и листья на деревьях.
- Спорьте, спорьте, - думал про себя желтый карандаш. - Уж я-то знаю, что самый главный - это я. И меня дети любят больше всех, потому что раскрашивают моим цветом хлеб и солнце.
Вопросы:
- Сколько всего карандашей было в коробке? (Четыре.)
- Какой же цвет самый главный, по-вашему?
Соколова Елена Борисовна