12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лукина Ирина Геннадьевна3901
Россия, Калужская обл., г.Сухиничи
0

Занятие внеурочной деятельности «Предмет исследования «Сосна»



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Алнерская основная общеобразовательная школа»

д.Алнеры Сухиничского района Калужской области

 

«Предмет исследования «Сосна»

(1, 3 класс)

 

Автор: Лукина Ирина Геннадьевна,

учитель начальных классов,

I квалификационная категория

 

 

2018 г

Пояснительная записка

к занятию по курсу внеурочной деятельности «Юный исследователь»

 

Цикл занятий: «Следствие ведут «Следопыты»

Тема занятия: «Предмет исследования «Сосна»

Тип занятия: исследование

Классы: 1 и 3

Дата проведения: 30.11.2018 г

Характеристика классов:

1 класс – 3 учащихся, первый год занятий по программе «Юный исследователь». 2 ребенка с проблемами речи.

3 класс – 6 учащихся, первый год занятий по программе «Юный исследователь». 1 ребенок имеет опыт исследовательской работы. 2 ребенка с ОВЗ. 2 слабых ребенка.

         На занятии дети работали с разными видами информации, в том числе добывали информацию из текстов. Учились работать в команде, формулировать и аргументировать свои высказывания. Формировалось умение делать открытия и фиксировать их при помощи таблиц, опорных схем.

         Для развития каждого обучающегося были разработаны разноуровневые задания.

         Занятие получилось результативным.

Итогом стали:

1.     Исследовательская работа «Определение чистоты воздуха в населенных пунктах микрорайона МКОУ «Алнерская основная школа» по состоянию хвои сосны обыкновенной» (Бакирова Г., Гераськин Е.), которая заняла II место на Областной конференции «Природа Калужской области» им.Ворониных, III место во Всероссийском проекте «Юный исследователь» (Бакирова Г.)

 

2.     Проектная работа «Общественный экологический мониторинг чистоты воздуха в населенных пунктах микрорайона МКОУ «Алнерская основная школа» по состоянию хвои сосны обыкновенной» - участие в Региональном отборочном конкурсе Всероссийской конференции «Юные техники и изобретатели»

 

Технологическая карта занятия по курсу внеурочной деятельности «Юный исследователь»

Цикл занятий: «Следствие ведут «Следопыты»»

Тема занятия: «Предмет исследования «Сосна»»

Тип занятия: исследование

Цель: организовать исследование для определения существенных признаков сосны

Предметные результаты: продолжить знакомство с представителями царства растений

Метапредметные результаты: продолжать развивать умение наблюдать, делать выводы, использовать веб-сервисы

Личностные результаты: развивать умение работать в команде, паре, выражать своё мнение, делать открытия, оценивать работу.

Технологии:

Проблемный диалог

ИКТ

Здоровьесберегающие

Самооценка

Методы обучения:

Проблемно-поисковые

Практические

Словесные

Формы организации познавательной деятельности:

Фронтальная

Групповая

Индивидуальная

 

 

Ход занятия

Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Класс

ОВЗ

Мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята! Сегодняшний день мы начинаем не совсем обычно. Мне пришло письмо от известного нам Шерлока Лося. Он просит продолжить лосьследование и собрать новое досье. Команда «Следопытов» готова? Тогда начинаем!!!

Приветствуют учителя, знакомятся с письмом, отвечают на вопрос, организуют рабочее место

Самоорганизация

Сообщение темы и цели

Шерлок Лось прислал нам кроссворд. Когда вы его разгадаете, узнаете объект расследования. Получите ключевое слово, запишите его в досье. Откройте вкладку с кроссводом. Команда 1. Команда 2

Решают онлайн-кроссворд, записывают ответ

Умение работать в команде, работа в сервисе learningapps.org

Скажите, что нам нужно сделать, чтобы составить досье на сосну?

Добыть, как можно больше информации и отобрать самое важное

Целеполагание и планирование

Где мы можем найти информацию?

В книгах, интернете, энциклопедии, провести наблюдение, исследовать

Выход на гипотезу

У вас на партах лежит картотека фотороботов. Найдите фоторобот сосны.

 

ОВЗ: Скажите, сосна – это что?

Ищут силуэт сосны, вклеивают в досье

Ищут изображение сосны, приклеивают на плакат. Называют, что сосна – это дерево

Поиск, сортировка, работа в команде

Отличная работа! А теперь давайте вспомним из каких частей состоит дерево? Возьмите следующий конверт и наклейте таблички на плакат

Находят и приклеивают части дерева

Сортировка, синтез

Подумайте и запишите особую примету сосны в досье

Относится к хвойным деревьям. Заполняют досье

 

Анализ

ОВЗ и 1 класс: Ребята, назовите деревья.

 

Отвечают на вопросы

Анализ

ОВЗ и 1 класс: На какие деревья похожа сосна?

ОВЗ и 1 класс: Что их объединяет? Как называются деревья с листьями в виде хвои?

 

Делают вывод, что сосна относится к хвойным деревьям.

Исследовательская работа

Мы с вами теперь знаем, что сосна – это хвойное дерево. Но хвойных деревьев много. Как же мы узнаем сосну? Для этого нам нужно найти улики. Мы с вами займемся работой с информацией (в командах).

Работа сопровождается музыкой леса

Читают тексты, подчеркивают важную информацию, формулируют выводы и заполняют досье. Первоклассники находят в «Азбуке» иллюстрацию и раскрашивают её

 

Умение извлекать информацию из текста, анализ, умение работать в команде, устанавливать причинно-следственные связи

ОВЗ: А вам предстоит поработать с уликами. Найдите те, что относятся к сосне (определить ветки и шишки, семена зарисовать их в досье) и прикрепить к плакату

 

Находят ветки и шишки, семена, зарисовывают их (1 команда – шишка, 2 команда – ветка), а затем прикрепляют к плакату (с помощью учителя)

Сортировка, умение срисовывать с оригинала, организация познавательной деятельности

Какие вы нашли улики в текстах?

Читают выписанные улики. Совместное обсуждение. Дополнение (по необходимости)

Взаимо- и самопроверка, анализ и синтез

Теперь мы должны определить тех, кто дружит с деревом. Посмотрите вокруг, вы видите картинки, закрепленные по классу. (Карточки Домана) Рассмотрите их, обсудите и выберите тех, кто или что имеет отношение с нашему объекту расследования. Затем вы по очереди подойдете к плакату и прикрепите картинки. Не забудьте объяснить, почему вы выбрали этот объект.

Выбирают картинки, прикрепляют из на плакат, объясняют, почему выбрали

Сортировка, работа в команде, развитие устной речи, соединение частей в целое, анализ

Интересный факт. Мы многое узнали о сосне. А вы знаете, что такое «сосновое яблоко»?

1 подсказка. Показываю английское слово pineapple.

2 подсказка. Это слово появилось в английском языке благодаря внешнему сходству фрукта с шишкой хвойных деревьев.

Имеет ли отношение «сосновое яблоко» к нашей сосне. Куда мы можем записать эту информацию?

Ответ детей. Предполагают, что это может быть. Запись в досье (раздел «Интересные факты»)

Выдвижение гипотез, использовать информацию для решения учебных задач

Физкультминутка

Ребята, вы знаете, что сосна может лечить и укреплять здоровье. Одним из видов лечения и профилактике простудных заболеваний является ароматерапия. Как вы думаете, что это такое? (слайд) Считается, что эфирное масло сосны способно избавить от пессимизма – плохого настроения. Оно дезинфицирует воздух и делает его приятным. Принюхайтесь, теперь у нас в классе пахнет как в сосновом бору.

А сосновые шишки можно использовать для массажа. Возьмите по шишке и покатайте между ладоней.

Куда можно разместить эту информацию?

Следят за действиями учителя и высказывают предположения. Выполняют самомассаж. Записывают в досье

Выдвижение гипотез, анализ, применение знаний в нестандартной ситуации

Практическая часть

Помощница Шерлока Лося Птичка Ватсон принесла нам весточку от него. Давайте посмотрим, что там (презентация)

Сосновые леса наиболее чувствительны к загрязнению воздуха, особенно к выхлопным газам автомобилей. Поэтому по сосновой хвое можно оценить степень загрязнения воздуха в населенных пунктах, где вы живете. Чтобы это узнать, надо провести сортировку хвои по группам и её подсчёт.

А вот и посылки. Они пронумерованы. В них есть листок-шаблон, куда вы будете складывать хвоинки.

Распределите обязанности. Выполните работу. Занесите полученные результаты в электронную таблицу. Каждая команда заполняет свой столбец.

Контролирую подсчет и сортировку, занесение результатов в таблицу.

Смотрят презентацию, читают задание. Повторяют этапы работы. Выполняют практическую работу. Заносят результаты в электронную таблицу

Распределение ролей, работа в команде, выполнение инструкции, сортировка, работа с электронными таблицами, навык исследовательской деятельности, анализ и синтез, взаимный контроль, планирование

Сравните данные и сделайте вывод о чистоте воздуха в населенных пунктах

Высказывают предположения

Выдвижение гипотез, их обоснование

Подведение итогов

А теперь давайте посмотрим, что мы узнали в нашем лосьследовании.

Команды по очереди знакомят со своими досье, дополняют их, комментируют

Умение аргументировать свои ответы, развитие устной речи

Оцените свою работу и работу вашей команды

Оценивают свою работу

Самооценка и взаимооценка

Домашнее задание

Наша команда «Следопыты» практически завершила очередное лосьследование!!! Мы пополнили экологическое приложение к «Азбуке ….». Но у нас ещё много дел, которые вы сделаете дома: найдёте загадки, стихи, картины о сосне, сделаете отпечаток коры дерева. Создадите слайд совместной презентации. Мы продолжим изучать хвою из других населенных пунктов. А на уроке технологии мы с вами сделаем аромакулон.

Записывают домашнее задание. Ссылку на презентацию получают по эл.почте или смс

Саморегуляция

Заключительное слово

Завершить наше занятие я хочу словами поэта Геннадия Фатеева:

Живите в покое и силе,

Как вечная сказка земли,

Зеленые сосны России –

Бессмертные сёстры мои.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ


Презентация к занятию
PPTX / 2.71 Мб

Рамка-определитель
PDF / 261.42 Кб

Досье на дерево
DOCX / 13.17 Кб

Кто дружит с сосной
DOCX / 621.23 Кб

Сосна для плаката и досье
DOCX / 125.73 Кб

Текст для чтения
DOCX / 13.25 Кб

Части дерева
DOCX / 10.26 Кб

 

Опубликовано в группе «Исследовательская и проектная работа в школе»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.