Проект «Занятия музыкальным искусством как адаптация в социуме и развитие творческих способностей детей с инвалидностью»
Муниципальное автономное образовательное учреждение культуры дополнительного образования
муниципального образования г. Нягань
«Детская музыкальная школа»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Занятия музыкальным искусством
как адаптация в социуме и
развитие творческих способностей детей с инвалидностью.
Автор проекта:
Шафир Елена Михайловна
г.Нягань
2021год
Содержание
Паспорт проекта
Аннотация
Актуальность проекта
Концепция проекта: цель и задачи, принципы, методы реализации проекта
Участники проекта
Рабочий план реализации проекта
Ресурсная база
Партнеры
Целевая аудитория
План реализации проекта
Ожидаемые результаты
Перспективы дальнейшего развития проекта
Паспорт проекта
Показатели | Значение |
Название проекта | Занятия музыкальным искусством как адаптация в социуме и развитие творческих способностей детей с инвалидностью. |
Тип проекта | Образовательный |
Образовательное учреждение | МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НЯГАНЬ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» |
Период проведения проекта | 2019-2021 учебные года |
Автор проекта | Преподаватель Шафир Е.М. |
Исполнители проекта | Учащиеся отделения фортепиано Аштаева Настя и Тихомирова Саша |
Аудитория проекта | Дошкольники и младшие школьники |
Проблемная ситуация | В XXI веке одной из задач социума является предоставление каждому ребёнку право на образование, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья, что закреплено в федеральном законе об образовании в РФ. Кроме того все граждане должны иметь доступ к культурным ценностям, иметь право участвовать в культурной жизни общества, что указано в статье 44 Конституции РФ. На основании нормативных документов в Российской Федерации складывается современная система помощи детям, имеющим ограниченные возможности здоровья. Необходимость развития такой системы не вызывает сомнений по причине ежегодного увеличения числа детей с ОВЗ. В данном проекте принимали участие ученицы с нарушениями зрения и опорно-двигательного аппарата. При этом у обеих девочек интеллектуальные нарушения отсутствуют. Музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для ребенка-инвалида, так как оказывает большое эмоциональное воздействие, способствует развитию эстетических чувств, эстетического восприятия, музыка доступна для ребенка в физическом плане. Занятия музыкальным искусством помогают адаптироваться в социуме и развивают творческие способности детей с ОВЗ. Данный проект показывает, что дети с инвалидностью в результате обучения в школе искусств приобретают еще и лидерские качества. Развитие лидерских качеств ребенка играет в жизни важную роль, ведь лидер-это человек, обладающий способностями, которых нет у других. Исполняя на сцене концертные программы, состоящие из доступных музыкальных пьес, у детей повышается самооценка, исчезает зажатость, развивается уверенность в себе. На основании вышеизложенного в образовательном учреждении ДШИ был создан образовательный проект, ориентированный на детей с ОВЗ. Данный проект имеет образовательный характер, так как в рамках его реализации планируется достижение определённых образовательных и воспитательных задач. |
Цель проекта | С помощью занятий музыкальным искусством социально адаптировать детей с инвалидностью, способствовать их самовыражению и самореализации. |
Задачи проекта | Образовательные: - формирование комплекса исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющих использовать многообразные возможности фортепиано; -знакомство с фортепианным репертуаром, включающим доступные произведения разных форм, стилей и жанров. -усвоение учащимися первоначального уровня практического владения инструментом, воспитание основных пианистических навыков; -формирование умения грамотно и осмысленно работать с нотным текстом, самостоятельно разучивать произведения разных жанров и стилевых направлений; -формирование и развитие музыкального мышления; -развитие воображения, образного и ассоциативного восприятия. Развивающие: -развивать музыкальные и творческие способности; -развивать личностные качества учащегося: воспитать эстетически развитый вкус, развить индивидуальные способности, музыкальное мышление; -развивать умение создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения. -развить творческое воображение и фантазию. Воспитательные: -воспитать и развить у обучающихся личностные качества, позволяющие уважать и принимать духовные культурные ценности разных народов; -формировать устойчивый интерес к музыкальному искусству; -формировать высокие этические нормы в отношениях преподавателей и учеников; - привить интерес к восприятию музыкального искусства, самостоятельному музыкальному исполнительству -расширить общий и музыкальный кругозор детей с ОВЗ
|
Принципы реализации проекта | -доступность музыкального обучения и воспитания для каждого человека, независимо от его физического здоровья; -равенство условий каждого человека для полной реализации его музыкальных способностей и всестороннего развития; -гуманизм, приоритетность общечеловеческих духовных ценностей; -связь с национальной и мировой художественной культурой; -взаимосвязь с опытом музыкального образования других стран; -свобода в выборе форм организации, методов и средств музыкального обучения и воспитания; |
Необходимое оборудование | -музыкальные инструменты (2 фортепиано); -нотная литература; -видеокамера; -звукозаписывающая аппаратура; -компьютер; -видеопроектор |
Содержание деятельности проекта | Содержанием проекта является подготовка концертных мероприятий с детьми с ОВЗ по музыкальным произведениям Г.Галынина «Зоопарк» и К.Хачатуряна «Чиполлино». Стихи и литературный текст используются для развития ребенка и для адаптации музыкальных номеров для детской слушательской аудитории. Итогом работы над проектом является видеоконцерт, который размещен на канале YouTube ДШИ. Применяется как дидактический материал на занятиях слушания музыки, для организации досуговой деятельности воспитанников оздоровительных лагерей ДШИ. Может использоваться при дистанционном обучении, на классных часах. Содержанием проекта «В музыку с любовью» является: -литературно-поэтический текст; -музыкальные произведения в исполнении учащихся отделения специального фортепиано Аштаевой А. и Тихомировой А., и преподавателя Шафир Е.М. |
Ожидаемые результаты реализации проекта | -организация учебно-воспитательного процесса, который строится как сотрудничество и сотворчество педагога и ученика. -создание положительного эмоционально-психологического климата, способствующего личностному самовыражению и самоутверждению ученика -развитию творческого начала учащихся -овладение пианистическими навыками согласно особенностям учащегося |
Аннотация
На сегодняшний день в нашем обществе повышенное внимание к проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время в педагогическую практику РФ ввели модель инклюзивного образования, при которой особые дети смогут учиться в обычных школах, также как и их сверстники, а значит, будут иметь более широкие возможности социализации. Детские школы искусств тоже включились в этот процесс.
В моем классе двое учащихся имеют статус ребенка с инвалидностью. Одним из важных вопросов нашего образовательного учреждения является вопрос о реализации права любого ребенка на полноценное и свободное развитие, включение каждого человека в культурную жизнь общества. В связи с этим мною был создан образовательный проект, ориентированный на детей с ОВЗ. В проекте обозначены: цель, образовательные, развивающие и воспитательные задачи, обеспечивающие достижение положительного результата в работе с детьми и подростками. Реализация содержания деятельности проекта позволяет достичь результатов, обозначенных в разделе “Ожидаемые результаты реализации проекта”.
Актуальность проекта
Адаптация в социуме и развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья является важнейшей задачей современного общества. Нередко физические проблемы приводят к психологическим: ребенок закрывается, чувствует себя неполноценным, может быть агрессивным, так как не может выразить то, что чувствует.
Актуальность музыкальных занятий для детей с ОВЗ заключается в том, что они позволяют каждому ребенку, независимо от его способностей и дарований, раскрыть и проявить себя, научиться понимать и любить музыку, принимать участие в концертной деятельности, преодолевая при этом определенные отклонения в физическом развитии, чувствовать себя успешным и творчески реализованным. В связи с этим, можно выделить положительную роль музыкальных занятий в улучшении физического и морально-психологического состояния детей с инвалидностью, коррекции имеющихся недостатков эмоционально-волевой сферы, развития эстетического восприятия и т.д.
В жизни современного ребенка музыка занимает особое место, музыка не просто развлечение, она участвует в жизни детей, помогает формированию нравственных качеств.
Потребность детей в музыке имеет связь с очень важной потребностью в общении, которая не всегда легко осуществима, а общение является ведущей деятельностью в детском и подростковом возрасте.
С древнейших времен известно благотворное влияние музыки на здоровье человека.
Структура индивидуальных занятий в школе искусств достаточно гибкая, что позволяет организовать работу в доступном для ребенка-инвалида форматом, не меняя главной цели урока – развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Организация учебно-воспитательного процесса в школе искусств строится как сотрудничество и сотворчество педагога и ученика.
Обучение игре на фортепиано помогает воспитывать уверенность в своих силах, выдержку, волевые черты характера. Уроки фортепиано способствуют нормализации и регуляции психических процессов и свойств: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения; тренировке и укреплению двигательного аппарата: снятие излишнего мышечного тонуса, формирование правильной осанки; развивают мелкую моторику и мозговую деятельность; обогащают эмоциональную сферу, расширяют кругозор.
Возможность не просто выступить на сцене, а исполнить целый концерт, положительно мотивирует детей, показывая им, что занятия музыкальным искусством позволяют не только стать музыкально образованным человеком, но и при желании приобрести престижную и востребованную обществом профессию. Сценические выступления способствуют получению морального удовлетворения от музыкального обучения и профессиональной музыкально-эстетической деятельности.
Результаты этой работы показывают, что проблемы с физическим здоровьем не являются преградой для успешной адаптации и реализации в обществе. Подтверждением тому могут служить известные всему миру люди, страдающие серьезными недугами (Андреа Бочелли, Рэй Чарльз, Стиви Уандер, Сара Бернар, Рик Аллен и др.).
В проекте принимали участие ученицы с ограничениями в физическом здоровье. Интеллектуальное развитие девочек соответствует возрастным нормам, музыкальные данные хорошие. Обе ученицы ответственно подходят к обучению в школе искусств, достаточно хорошо развиваются, но зачастую не имеют возможности в реализации наравне с другими детьми в общественных мероприятиях (спортивных, досуговых). С помощью этого проекта мы хотим показать, что занятия музыкой предоставляют возможность каждому ребенку, не смотря на его особенности, ощутить свой успех, самореализоваться в каком-либо виде деятельности, развиваться гармонично.
В связи с тем, что проект реализовывался в период пандемии, заранее был выбран формат видеоконцерта. Дистанционное обучение внесло свои коррективы в жизнь и работу школ искусств. Ограничительные меры определили запрет на массовые мероприятия и обусловили внедрение концертов в записи и трансляций мероприятий. Кроме того, так как у исполнителей существуют проблемы со здоровьем, существует риск невозможности проведения концерта в намеченную дату.
К тому же концерт в записи продлевает срок данного материала, позволяет использовать его, как дидактический материал, на музыкальных занятиях в детских садах, на уроках слушания музыка в школах искусств, на классных часах и пр. Тем самым расширяется полезный круг и возрастает важность участия в нем для учащегося.
Таким образом, исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, о том, что занятия музыкальным искусством являются эффективным и действенным средством включения детей-инвалидов в жизнь общества, позволяющим ребенку ощущать себя успешно и комфортно. Благодаря этому такие дети способны стать решительными, жизнестойкими личностями, умеющими бороться с невзгодами, занимать лидерские позиции, активно взаимодествовать с людьми без собственных комплексов неполноценности.
Концепция проекта: цель и задачи, принципы, методы
реализации проекта
Цель проекта: с помощью занятий музыкальным искусством социально адаптировать детей с инвалидностью, способствовать их самовыражению и самореализации.
Задачи проекта:
Образовательные:
- формирование комплекса исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющих использовать многообразные возможности фортепиано;
- знакомство с фортепианным репертуаром, включающим доступные произведения разных форм, стилей и жанров.
- усвоение учащимися первоначального уровня практического владения инструментом, воспитание основных пианистических навыков;
- формирование умения грамотно и осмысленно работать с нотным текстом, самостоятельно разучивать произведения разных жанров и стилевых направлений;
- формирование навыков сольного и ансамблевого музицирования и культуры сценического поведения;
- формирование и развитие музыкального мышления;
- развитие воображения, образного и ассоциативного восприятия.
Развивающие:
развивать музыкальные и творческие способности;
развивать личностные качества учащегося: воспитать эстетически развитый вкус, развить индивидуальные способности, музыкальное мышление;
- развивать умение создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения.
- развить творческое воображение и фантазию.
Воспитательные:
- воспитать и развить у обучающихся личностные качества, позволяющие уважать и принимать духовные культурные ценности разных народов;
- формировать устойчивый интерес к музыкальному искусству и концертному исполнительству;
- формировать высокие этические нормы в отношениях преподавателей и учеников;
- привить интерес к восприятию музыкального искусства, самостоятельному музыкальному исполнительству;
- расширить общий и музыкальный кругозор детей с ОВЗ.
Принципы реализации проекта:
-доступность музыкального обучения и воспитания для каждого человека, независимо от его физического здоровья;
- доступность музыкального материала;
- равенство условий каждого человека для полной реализации его музыкальных способностей и всестороннего развития;
- гуманизм, приоритетность общечеловеческих духовных ценностей;
- связь с национальной и мировой художественной культурой;
- взаимосвязь с опытом музыкального образования других стран;
- свобода в выборе форм организации, методов и средств музыкального обучения и воспитания;
Методы проекта:
- личностно-ориентированный, обеспечивающий интеграцию процессов обучения, воспитания и развития;
-личностно-ориентированный, направленный на создание положительного эмоционально-психологического климата, способствующего личностному самовыражению и самоутверждению учащихся;
-обучающий, направленный на приобретение, развитие и совершенствование основных игровых навыков на уроках фортепиано;
-обучающий, способствующий развитию познавательных процессов у детей (мышления, воображения, фантазии и пр.);
-словесный (рассказ, беседа, объяснение);
-метод показа (показ преподавателем игровых движений, исполнение преподавателем пьес);
-практический (исполнение учащимися музыкальных пьес);
-объяснительно-иллюстративный (преподаватель играет произведение ученика и попутно объясняет).
Участники проекта
Создатели и организаторы: преподаватель по классу фортепиано Шафир Е.М., звукорежиссер Радионов А. В.
Исполнители: учащиеся по классу специального фортепиано Аштаева Анастасия и Тихомирова Александра.
Рабочий план реализации проекта
Реализация проекта проводится по следующим направлениям, которые являются методами и путями достижения поставленной цели - с помощью занятий музыкальным искусством социально адаптировать детей с ОВЗ, способствовать их самовыражению и самореализации:
изучение психолого-педагогической и другой специализированной литературы по вопросам работы с детьми, имеющими ограничения возможностей здоровья;
выбор репертуара;
работа над музыкальными произведениями;
концертное исполнение;
запись литературного текста;
подведение итогов реализации образовательного проекта.
Первое направление обусловлено необходимостью изучить особенности детей ОВЗ и специфику обучения таких учеников. До настоящего времени не разработана методика музыкального воспитания детей с какими-либо нарушениями в здоровье, включающая особенности физического и психического развития таких детей. Не имея специального опыта и определенной методики работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, многие преподаватели детской школы искусств встречаются с целым рядом проблем: как обучать, для чего обучать, с чего начинать, где границы возможностей у детей с моторными нарушениями или нарушениями зрения.
С помощью информации, полученной из медицинской, психологической, педагогической литературы, выстраивается образовательная деятельность, основанная на эффективных способах организации процессов обучения и воспитания.
Второе направление связано с выбором репертуара.
Важность правильного выбора репертуара на уроках специального фортепиано и фортепианного ансамбля не вызывает сомнений. Репертуар должен отвечать логике усвоения и освоения учащимися материала, учитывать индивидуальные особенности каждого конкретного ученика. Правильно составленный репертуар развивает музыкальное мышление учащегося, побуждает его к творческим поискам, развивает в ученике самостоятельность.
При выборе репертуара рекомендуется руководствоваться критериями, предложенными Д. Б. Кабалевским. Произведение «…должно быть художественным и увлекательным.., оно должно быть педагогически целесообразным (т. е. учить чему-то нужному и полезному) и должно выполнять определённую воспитательную роль».
Выбирая репертуар, необходимо учитывать не только пианистические и музыкальные задачи, но и черты характера ребенка: его интеллект, артистизм, темперамент, а так же индивидуальные особенности здоровья.
Важный момент при выборе репертуара – его доступность. Репертуар должен быть доступен для исполнения. Следует подбирать произведения с учетом технических возможностей учащихся, приобретенных ими исполнительских навыков на данном этапе обучения. Произведения должны быть доступными по объему. Необходимо подбирать такие произведения, которые были бы доступны не только с точки зрения фактурных и технических трудностей, но главным образом по содержанию. То есть, художественная форма музыкального произведения не должна быть сложной.
Еще одно условие правильного подбора музыкального репертуара – его педагогическая целесообразность, т.е. он должен способствовать решению конкретных учебно-воспитательных задач, соответствовать методическим требованиям на определенных этапах музыкальной подготовки учащихся. Репертуар, исполняемый ансамблем должен вырабатывать исполнительские навыки и навыки коллективной игры. Так как приобрести различные навыки на однотипном материале невозможно, в учебную (исполнительскую) программу включаются разнохарактерные произведения. Таким образом, действует принцип многоплановости. Это очень важно и для музыкально-эстетического воспитания учащихся, потому что художественные произведения, различные по жанрам, содержанию, стилевым особенностям делают возможным разностороннее музыкальное развитие воспитанников школы искусств.
При подборе репертуара не менее важное значение имеет постепенность его усложнения, в соответствии с техническим развитием учащихся. Бессистемный подбор музыкальных произведений сказывается отрицательно на музыкальном развитии детей, притупляет интерес к занятиям. Путь от простого к сложному – основной принцип приобщения учащихся к музыкальному искусству. Сложность исполняемых произведений следует наращивать постепенно и последовательно, что, в конечном итоге, приведет к росту исполнительского уровня ребенка.
Выбирая репертуар, как правило педагогом преследуются следующие задачи:
-воспитание исполнительски - творческого понимания музыки, воспитание музыкального мышления учащегося.
-воспитание фортепианного мастерства учащегося;
-накопление репертуара.
Исходя из вышесказанного, для своих учениц я выбрала следующий репертуар: для Аштаевой Насти, ученицы 1 класса, выбран цикл детских пьес Г. Галынина «В зоопарке»:
Чижик
Зайка
Медведь
Лебеди
Слон
Фортепианные миниатюры составляют основу педагогического репертуара учеников. Это вполне объяснимо, ведь для ребенка образное название вызывает интерес и желание исполнить эту музыку, возбуждает фантазию и творческую инициативу. Музыкальными звуками можно передать голоса зверей и птиц, изобразить сказочного персонажа, наделив образ яркими узнаваемыми чертами. Подобное свойство музыки называется звукоизобразительностью, и у неё тоже есть свои средства музыкальной выразительности. Уже в младших классах ученик в состоянии осмыслить и передать в игре и на словах понятные ему основные средства музыкальной выразительности: мелодия, ритм, темп, динамика, регистр, лад, штрихи.
Для Тихомировой Саши, ученицы 5 класса, использовались пьесы, фортепианное переложение в 4 руки, из балета «Чиполлино» К.Хачатуряна:
Тарантелла
Танец Тыквы
Помидор
Галоп
Марш Чиполлино
Вальс цветов
Вариация Редиски
Погоня
Музыка к балету по-театральному броская, яркая, темпераментная. Содержание и исполнение ее в ансамбле вполне доступно для детей, учащихся детских музыкальных школ. Сказку «Приключения Чиполлино» писателя Дж. Родари знает каждый ребенок.
Фортепианно-ансамблевая деятельность наиболее привлекательна для детей всех возрастов, обучающихся в музыкальной школе. В этой форме обучения заключен огромный потенциал для профессионально, творческого и личностного развития ребенка. Этим они занимаются с большим удовольствием и воодушевлением. А учебный процесс, который строится на интересе, стимулирует желание работать, преодолевать трудности и формирует волевые качества. Устойчивый интерес к занятиям позволяет эффективно решать узко-технические проблемы совершенствования игровых навыков, развить весь комплекс музыкальных способностей.
Игра учитель-ученик плодотворно воздействует на развитие эмоциональной отзывчивости ребенка, способствует организации игровых движений, помогает установить доверительные отношения с педагогом. Главным союзе “учитель-ученик” является интуитивное музыкальное влияние, осуществляемое наиболее естественным образом. Такой тип ансамбля незаменим, когда нужно “разбудит”, “расшевелить” ученика, вдохновить, ритмически организовать, став для него поддержкой и опорой, помочь выйти на сцену и обрести положительный опыт публичных выступлений.
Третье направление посвящено работе над музыкальными произведениями. Условно эту работу можно разделить на три этапа:
- знакомство с произведением и его разбор;
-преодоление общих и частных трудностей;
-исполнение произведения целиком для совершенствования технической и художественной сторон.
1 этап - музыкальное и психологическое ознакомление с произведением (представление о характере, структуре, стиле, идейном содержании).
Для ознакомления с пьесой целесообразнее послушать ее в записи и в исполнении педагога. Если исполняемая учеником музыка является переложением оркестрового произведения, необходимо познакомиться с оригинальным исполнением, поговорить об инструментах симфонического оркестра, чтобы потом с помощью фортепианной фактуры постараться передать эти тембры. На данном этапе необходимо рассказать учащимся о композиторе, об эпохе, в которой он жил.
Приступая к работе над новым произведением, педагог должен иметь исполнительский замысел.
2 этап – преодоление общих и частных трудностей. Нам этом этапе ведется основная работа по разучиванию произведения, происходит точное усвоение полного нотного текста (музыкальное и техническое овладение всеми деталями), осуществляется работа над звучанием инструмента, над фразировкой, динамикой, аппликатурой, педализацией, формируются слуховые и мышечные рефлексы.
3 этап – исполнение произведения целиком, уточнение художественного замысла, достижение исполнительской яркости. На этом этапе от ученика требуется умение цельно исполнять произведение.
Вся работа над произведениями ведется с учетом возрастных особенностей учащихся.
Четвертое направление – репетиции и концертное исполнение.
Концертное исполнение-важнейший этап в деятельности музыканта- исполнителя. Это кульминация и итог его работы над музыкальным произведениям. Сложность концертного выступления состоит в сочетании двух важнейших факторов: итоговости и публичности. В однократном проигрывании исполнитель должен показать всю проделанную работу, причем происходит это в присутствии публики, то есть в экстремальных условиях с точки зрения психологии. Присутствие публики является главным стрессовым фактором в концертном выступлении. Таким образом концертное выступление повышает требования ко всем профессионально-важным качествам музыканта.
При создании нашего проекта публики не было, но была запись на видео. Как показала практика, запись на видео концертного выступления создает еще более стрессовую ситуацию, так как произведение должно быть исполнено максимально точно и хорошо. Тогда как при публичном выступлении маленькие помарки и неточности могут остаться незамеченными.
Решающую роль в преодолении негативных форм эстрадного волнения играет адаптация к условиям концертного выступления. Репетировать нужно не только само исполнение, но и все сопутствующие ему действия: поклон, выход на сцену и пр. Поэтому записи концертного исполнения предшествовали репетиции и знакомство со звукорежиссером. Сначала ученицы имели возможность обследовать концертный зал, сцену и закулисье. Затем были репетиции на концертном рояле. Позже состоялась встреча с А. В. Радионовым. Все это способствовало созданию благоприятной психо-эмоциональной ситуации.
Пятое направление - запись литературного текста.
В качестве связок между концертными номерами выступают отрывки из сказки Дж.Родари «Чиполлино» и стихи В. Степанова, Т. Лавровой, А. Чурилова в исполнении учениц. Стихи и литературный текст используются для развития ребенка и для адаптации музыкальных номеров для детской слушательской аудитории.
Шестое направление – подведение итогов реализации проекта.
На этом этапе был произведен анализ успешных моментов и проблемных ситуаций, намечены пути будущего развития учениц в направлении самореализации. Продолжается поиск репертуара, нацеленного на перспективы проекта.
Определение проблемы, решающейся посредством реализации проекта, привело к созданию методического доклада на тему: «Занятия музыкальным искусством как адаптация в социуме и развитие творческих способностей детей с ОВЗ.».
Ресурсная база
Временные ресурсы.
Данный проект, основанный на практическом опыте, реализовывался в течение двух лет (2019-2021 гг.), в рамках уроков специального фортепиано и фортепианного ансамбля. Занятия проводились в соответствии с учебными планами МАОУК ДО МО г.Нягань «Детской школы искусств». В данном проекте принимали участие ученики отделения специального фортепиано.
Информационные ресурсы.
Нотные издания; интернет-ресурсы; литература эстетического, педагогического, психологического направления; аудио и видеоматериалы выступлений мастеров-исполнителей и учащихся-конкурсантов.
Организационные ресурсы.
Проект реализуется в условиях Детской школы искусств г. Нягань, а также в различных дошкольных учреждениях в сотрудничестве с музыкальными руководителями ДОУ и педагогами-организаторами.
Материально-технические ресурсы.
Для реализации проекта необходимы: класс для индивидуальных занятий, концертный зал, музыкальные инструменты (2 фортепиано), нотная литература, видеокамера, звукозаписывающая аппаратура, компьютер, видеопроектор.
Партнеры
В реализации данного проекта партнерами выступают звукорежиссер ДШИ Радионов А. В., родители-единомышленники, решающие определенную проблему.
Целевая аудитория
Целевой аудиторией, на которую ориентирован проект, являются воспитанники дошкольных учреждений, ученики младших классов школы искусств и их родители.
План реализации проекта
План реализации проекта находится в соответствии с планом работы учреждения дополнительного образования «ДШИ» и с планами проведения городских концертных лекционных и воспитательных мероприятий. Жесткого графика реализация проекта не предполагает. Работа ведется в соответствии индивидуальными особенностями и возможностями исполнителей.
Ожидаемые результаты
Искусство наряду с другими способами социализации призвано помочь ребенку осмыслить мир и себя самого, усвоить знания об окружающей действительности и выработать эмоциональное отношение к социальной жизни людей. Но искусство является не только средством социализации, формирования духовно-ценностных ориентиров, эстетических чувств. Издавна известны и широко используются психокоррекционные, компенсирующие, терапевтические возможности искусства.
Одним из направлений работы детской школы искусств является создание условий для оптимального развития детей с инвалидностью. Главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учётом специфики и здоровья каждого ребёнка. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.
Цель художественно-эстетического обучения помочь любому ребёнку, независимо от его природных данных, выразить себя в музыке, ощутить радость творчества, разбудить в нём фантазию, интерес, любознательность и побудить его к социальной активности через развитие музыкальных способностей на занятиях фортепиано.
Индивидуальная форма обучения позволяет найти более точный и психологически верный подход к каждому обучающемуся и выбрать наиболее подходящий метод обучения. Вся работа на уроках фортепиано строится на основе сотрудничества и сотворчества педагога и ученика.
Индивидуальное и дифференцированное обучение игре на фортепиано создаёт благоприятные условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. Дифференцированный подход к каждому ребенку учитывает индивидуальные, психологические особенности, художественно-творческие способности, состояние здоровья и ситуацию в семье. Поэтому неотъемлемой частью учебного процесса является положительный эмоционально-психологический климат, способствующий личностному самовыражению и самоутверждению ученика. Обучение в школе искусств способствует развитию творческого потенциала детей, целого комплекса качеств, умственной активности, быстрой обучаемости, смекалке, изобретательности, стремлению добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы, самостоятельности. Правильный выбор репертуара расширяет кругозор ребенка, увеличивает интерес к занятиям, способствует раскрытию ученика с наилучших сторон, способствует успешному обучению.
Очень важное значение в процессе музыкальных занятий играет возможность сценических выступлений.
Участие в концертах способствует благоприятному самовыражению ребенка, дает ему опыт публичной оценки его творчества. На таких выступлениях происходит приобретение опыта и навыков общения с публикой, а также с другими участниками концерта. А положительная оценка такого выступления педагогом, родителями ученика, дает ещё больший заряд его творческой энергии.
Индивидуальный урок в классе фортепиано является основной формой учебно-воспитательного процесса. На уроке происходит синтез всех музыкальных знаний, умений и навыков, а также развитие музыкально-пианистических способностей и психофизических возможностей обучающихся.
Такой принцип комплексного развития музыкальных, двигательных и интеллектуальных способностей – основа обучения в классе фортепиано.
Перспективы дальнейшего развития проекта
Перспективы развития данного проекта видятся в создании благоприятных условий для дальнейшего становления ребенка с ОВЗ как личности-музыканта, максимального раскрытия его возможностей и всестороннего развития музыкальных способностей.
Среди других перспектив видится создание новых концертных программ. Есть намерение создавать тематические программы, посвященные определенному жанру, творчеству композитора, взаимодействию и связи видов искусства: литература и музыка, живопись и музыка и т.д.
Ссылки на видеофайлы: