Развитие творческих способностей детей с особыми образовательными потребностями в процессе обучения изобразительному искусству
Мокроусова Оксана Алексеевна,
учитель изобразительного искусства
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ №1 г. Мичуринска
Тамбовской области
«Развитие творческих способностей детей с особыми образовательными потребностями в процессе обучения изобразительному искусству».
Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив.
Мир «особого» ребёнка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.
Мир «особого» ребёнка иногда он нас страшит…
Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?
Почему он так испуган? Почему не говорит? ….
Мир «особого» ребёнка – он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребёнка – допускает лишь своих!
Н.А. Калиман
Система образования должна обеспечить создание условий для обучения и развития «особого» обучающегося. Структура учебно-воспитательного процесса должны быть направлены на развитие творческих способностей ребенка с особыми образовательными потребностями. Эта группа может включать в себя детей не только с ограниченными возможностями, а также детей с особыми способностями в различных видах деятельности, с нестандартным восприятием мира. Особые образовательные потребности «особого» ребенка требуют от современной школы особых программ, обеспечивающих возможность самореализации, развития творческих возможностей учащихся. Развитие и формирование творческих способностей «особого» ребенка, а в конечном итоге творчества детей – актуально. Эту способность призвано формировать искусство, которое является одним из важнейших инструментов в руках учителя – мастера.
В детстве рисуют все, и если именно в этот момент не будут разбужены творческие задатки, то позже, когда человек сложится, искусство и гармония окажутся ему чужды. Как поддержать, развить художественное чувство? Что сделать для того, чтобы не угасли искры творчества?
Мне, учителю изобразительного искусства, нужна продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса. Как правильно учить? Как сделать урок изобразительного искусства радостным, интересным, а главное – направленным на развитие каждого ребенка с особыми образовательными потребностями? Для решения данных вопросов мной используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания, дети с особенностями могут находиться в группе полное время или обучаться по индивидуальному учебному плану, руководствуясь важным принципом, индивидуальным подходом к каждому ребенку.
Изобразительная деятельность является одним из важнейших коррекционных средств в психологии и педагогике ребенка, которая даёт положительные результаты в развитии личности «особого» ребенка. Через занятия изобразительной деятельностью появляются реальные возможности психологической помощи ребенку. Поэтому сочетание психологического подхода, развивающей и художественно-эстетической направленности, составляющих мою программу, становится особенно актуальным.
«Особый» ребенок заслуживает достойного существования и способен к самореализации, если окружающий мир признаёт возможности его творческой реабилитации. Нам необходимо помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, помочь им познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем.
Изобразительная деятельность является одним из важнейших коррекционных средств в психологии и педагогике ребенка. Процесс обучения изобразительной деятельности строится на единстве развивающих и увлекательных методов и приемов работы. В процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства появляется возможность развития творческих начал у ребенка.
В связи с этим возникает необходимость поиска новых эффективных методов работы с детьми с особыми образовательными потребностями, поэтому, наряду с использованием традиционных методов важную роль в преодолении недостатков развития могут сыграть и арт-терапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь, рисованием, которая повышает познавательную активность детей и содействует сенсорному и двигательному развитию, позволяет осуществлять более эффективное влияние на формирование эмоциональной сферы, побуждает к дальнейшему развитию. В её основе лежит особая «сигнальная цветовая система», согласно которой посредством цвета участник технологии сигнализирует о своем эмоциональном состоянии. Изобразительная арт-терапия, с одной стороны – метод художественной рефлексии, с другой стороны – технология, позволяющая раскрыть художественные способности человека, а с третьей стороны – арт-педагогический метод.
В выполнении заданий учащиеся используют различные нетрадиционные технологии изображения: рисование пальцем, палочкой, тычком, кистью, ладошкой, рисование по смятой бумаге, по сырой бумаге, рисование пятнами, работа с глиной, пластилином, тестом, печатание изображений различными способами и материалами и т.д. Эти задания относительно просты, но в развитии творческого воображения незаменимы, так как позволяют учащимся понять механизм создания художественного образа. В.А.Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли».
Практикую и творческие мастерские – это совершено иная форма организации учебной деятельности «особых» учащихся, чем урок. Здесь нет готовых знаний, ученик их добывает сам. Эта технология, которая готовит личность к сознательному построению своей собственной жизни, к активному участию в жизни общества. В мастерской нет готовых рецептов поведения, в мастерской есть свобода, выбор, деятельность и неповторимое торжество творчества каждого участника. Мастерская выступает как совокупность игрового, учебного, культурного, художественно-творческого пространства, где ребенок приобретает опыт жизни, ценности, открывает истину, сам выстраивает собственные знания, формирует ценности, культуру.
Все это происходит в диалоге «учитель – ученик» на основании ведущих принципов: свободы выбора, индивидуального и коллективного взаимодействия, нравственной ответственности за свой выбор.
Вся моя система работы по изучению детьми изобразительного искусства направлена на понимание ими роли искусства, как источника творчества любого художника, как живительного источника, от которого светлеют глаза, добреет сердце и поселяется в человеке радость и на формирование творческой личности.
Формирование творческих отношений на уроках – важный компонент в моей системе работы. Создаются условия для сотрудничества и общественного созидательного труда. Становясь сбъектом, «особый» ребенок усваивает социальные нормы и культурные ценности в единстве с саморазвитием, самореализацией; активно участвует в процессе социализации, влияет на самого себя и свои жизненные обстоятельства, т.е. оказывается способным к творчеству. «Особые» дети способны осветить и согреть весь мир.
Кажется, проходят времена, когда считали, что в школе учится и развивается только ученик. Учитель тоже может учиться, развиваться и расти. И не только может, но, пожалуй, и должен. Во всяком случае, творчески развить детей может только такой взрослый человек, который и сам находится в процессе творческого развития. Уже замечено: если учебная деятельность развивает ребенка – она развивает и педагога. Видимо, в душе я все та же школьница, ищущая открытий, увлекательных идей и их воплощения в творческих работах.
Каждый человек
Ищет свой путь.
Но все равно
Попадает на дорогу,
По краям которой
Стоят жизнь и смерть.
Я бы дольше
Хотела идти
По той стороне,
Где не заходит солнце.
Но за днем
Всегда наступает ночь,
Поэтому
Я ищу тропинки.
Так писала восьмилетняя Ника Турбина, стихотворения которой удивляли меня в школьном возрасте. «Каждый человек ищет свой путь,… а я ищу тропинки» – в этих словах отражается и моя жизненная, а значит, педагогическая философия. Ведь вся моя жизнь подчинена профессии. Это делает меня поистине счастливой. И, несмотря на все трудности, меня совсем не пугает то, что приходится все время «искать тропинки».
И я убеждена, что умение творить, не лотерейный билет, который даётся только избранным, а это, то великое благо, которого достоин каждый человек и каждый может стать творческой личностью.
Список литературы
Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально – нравственного развития.- СПб.: Речь, 2002.
Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Руководство по детско-подростковой и семейной арт-терапии. – СПб: Речь, 2010 – 256с.
Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании –М.: Изд. центр «Академия», 2001.-248 с.
Неменский Б.М. Проблемы педагогики. Искусство как инструмент познания и организации жизни-М.: ЦНХО, 2012
Цквитария, Т. Нетрадиционные техники рисования. – М.: Сфера. – 2011. – 128 с.