Занятия образовательной области из раздела «Художественно-эстетическое развитие» «Герб и знамя для рыцаря в латах»
I. Программное содержание:
1. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования на фольге, совершенствовать изобразительные навыки и умения детей. Познакомить детей со свойствами метала и фольги. Познакомить со словами тиснение и чеканка.
2. Способствовать развитию мелкой моторики и координации движений рук, регулировать силу нажима руки.
3. Развивать творческую фантазию через рисование на фольге (техника тиснение). Воспитывать желание детей получать новые знания самостоятельно в процессе экспериментирования. Воспитывать аккуратность
II. Материал: фольга, картон, ножницы, кисточка с закруглённым кончиком или ручка с исписанным стержнем, картинки или любые трафареты.
III. Предварительная работа: Чтение стихов и рассказов о рыцарях и прекрасных дамах.
IV. Ход занятия:
Организационный момент.
Чтение стихотворения
Жил на свете добрый рыцарь,
Он любил гулять.
Повоюет – повоюет,
И ложится спать.
А когда проснётся рыцарь,
Смотрит на огонь.
Рядом с ним сидит и,
Смотрит его верный конь.
Конь и рыцарь очень дружат,
Кушают вдвоём.
Людям всем примером служит
Добрый рыцарь - добрый рыцарь,
Со своим конём.
Мотивация: Педагог предлагает отправиться в эпоху рыцарей, узнать об их жизни, занятиях, о рыцарских турнирах.
Беседа: Педагог проводит с детьми беседу об эпохе рыцарей в латах, рассказывает о быте и роде занятий, о поединках и турнирах, где защитной одеждой служили доспехи, кодексе чести и отношении к женщине. У каждого рыцаря была своя эмблема-герб, который представлял собой одно или несколько символических изображений. Герб служил рыцарю своеобразным паспортом и создавался в соответствии с геральдикой-наукой о гербах. Первые гербы появились на щитах, позднее их стали вышивать на одеждах, знаменах, попонах коней. Рыцарь имел право придумать девиз: любое изречение, фразу или боевой клич. Эмблема, герб и девиз вышивались на знаменах рыцарей, во время турниров можно было распознать воинов.
Эксперимент:
- Сегодня я взяла с собой вот эти предметы (металл и фольга).
- Что это за предметы? (ответы детей)
- Что такое фольга? (ответы детей)
- Ребята, я предлагаю вам отправиться в мини-лабораторию и исследовать свойства метала и фольги. А в лабораториях, как вы знаете, проводятся опыты. Приступим к работе.
Опыт №1. Я предлагаю проверить метал и фольгу на прочность, можете рассмотреть их, и сделать свои выводы.
( металл не рвется, не разрушается при ударе, металл прочен)
( фольга тонкий, хрупкий листик, быстро рвется, мнется, гнется, не прочная)
Опыт №2.Прозрачность. Как можно проверить это свойство? (ответы детей)
-Правильно, подставить к глазу и посмотреть на свет.
( Ни тот, ни другой предмет не прозрачен.)
Опыт №3.С водой. Давайте проверим это свойство. Какой вывод мы можем сделать.
Опустим металл в воду, он утонул
Опустим фольгу в воду, она плавает на поверхности воды и не тонет.
Опыт №4.Рисование в лаборатории. Предлагаю взять инструмент и попробовать нанести рисунок на металле и фольге.
На металле рисунок у нас не виден, т.к. метал прочный, твердый, а умелые мастера выполняют рисунки и на металле (показ картины) - это искусство называется чеканка.
- А фольга, какая она?
- Она не прочная, легкая…
- Верно, этот материал обладает своеобразной памятью. Если в нём осторожно сделать нажим каким-то предметом, то вмятина останется, не меняясь. Значит, на фольге можно делать рисунок продавливанием и на нем будет образовываться рисунок.
- Это искусство называется тиснением.
Физкультминутка
Будем прыгать и скакать!
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)
Показ способов рисования доспехов и флага.
Разминка. Гимнастика для укрепления рук.
На щите моем эмблема,
И девиз: «Любовь и честь!»
Докажу я непременно,
Что они на свете есть.
Я невинных защищаю,
Преступления отмщаю –
Лишь за правду должен биться,
Каждый благородный рыцарь.
-Сейчас ребята, пройдем в нашу изостудию
- Дети идут в мини изостудию, садятся за столы, на столе фольга, кисточкой с закруглённым кончиком или ручкой с исписанным стержнем, эскизы заготовки.
Самостоятельная деятельность.
1. Возьмите любую картинку или трафарет. На лист обыкновенной тонкой фольги положите картинку или трафарет и закрепите скотчем. Переведите основанием кисточки или ручкой с исписанным стержнем картинку на фольгу (стержень должен быть с круглой головкой). Лучше, чтобы картинка была крупной.
2. Под фольгу с рисунком подложите картон и заверните края и закрепите с обратной стороны.
3. Основанием кисти ещё раз пройдитесь по контуру рисунка. Но делайте это осторожно, чтобы не продырявить фольгу. Если образуется дырочка, — чеканка испорчена. Придется начинать все сначала. Далее выделяем детали машины. Их можно делать точками, чёрточками, волнами и т.д.
4. Под машиной тоже прочеканить точки, и выделить рамку точками.
5. После завершения чеканки точками прорисуйте внутренние линии, что бы добиться объемности рисунка.
Просмотр и анализ работ. Детям предлагается рассмотреть получившиеся работы и поделиться своими впечатлениями.
Итог.
-Что мы сегодня исследовали в мини – лаборатории?
-Как называется искусство – рисование на фольге? (тиснение)
- А как называются рисунки, выполненные на металле? (чеканка)
- Теперь давайте покажем нашим гостям выставку работ.
Занятие закончено. Всем спасибо.
6
Потамошнева Наталья Алексеевна