Конспект совместной образовательной деятельности «Откуда появились книги и как сберечь лес»
9
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №352» г. Перми
Конспект совместной образовательной деятельности
Тема: «Откуда появились книги и как сберечь лес»
ФИО: Шатова Анастасия Вениаминовна,
воспитатель
Пермь
2020
Схема технологической карты
Педагог: Шатова Анастасия Вениаминовна, 27лет
Название: «Откуда книга к нам пришла»
Образовательная область: познавательное развитие.
Возраст детей:5-6 лет
Задачи:
Дидактические: Продолжать обогащать представления детей о мире предметов. Формировать представление детей о том, что любая вещь создана трудом взрослых; познакомить детей с историей происхождения и изготовления книги, дать детям знания о том, как преобразовывалась книга под влиянием творчества человека;
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к книге – источнику знаний и мудрости; воспитывать умение действовать самостоятельно и в команде, проявляя инициативу, помогать другим; формировать положительный настрой на двигательную активность;
Развивающие: Развивать речевую и познавательную активность, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения; развивать логическое мышление, память, внимание, умение работать вместе, вежливое, доброжелательное общение.
Оборудование: Коробка с деревянными предметами (ложка, яйцо, кубик) и книгой внутри, мяч. Презентация «История книги», напечатанные иллюстрации с изображением процесса изготовления книги; медали книголюбов (на каждого ребенка).
Формы организации деятельности детей на занятии: фронтальная, индивидуальная.
Количество детей: 15
Место проведения занятия: группа
Предварительная работа: Рассматривание красочно оформленных книг. Рассматривание, из каких частей состоит книга. Чтение загадок, пословиц о книгах.
Примерный план занятия:
Этап занятия | Деятельность педагога | Деятельность детей | Примерное время (мин) | Ожидаемый (ые) результат(ы) |
Организационный момент | Педагогом проводится коммуникативная игра «Изобрази свое настроение». (Приложение 1) Сюрпризный момент: Коробка с предметами. Детям предлагается узнать, что лежит внутри, отгадав загадки. (Приложение 2) | Дети выполняют указания педагога. Дети учувствуют в беседе, дают обоснованные ответы. | 3 мин | Дети с большим удовольствием играют. |
Мотивационно-ориентировочный | Появляться предметы из коробки. Игра «Какой, какая, какое, какие» Педагог: — А как же книга оказалась среди этих предметов? | Дети ловят мяч и отвечают на вопросы. Ответы детей | 5 мин | Дети вовлекаются в беседу. Готовы двигаться дальше. |
Поисковый | Презентация «История, рассказанная книгой». (прил.3) Физкультминутка «Лес» | Дети усаживаются За столы и слушают. Дети встают возле стульчиков на вытянутые руки друг от друга, выполняют указания педагога. | 8 мин | У детей развивается внимание, память, логическое мышление. |
Практический | Работа за столами. Педагог рассказывает про части книги: — Чтобы листы в книге не перепутались, на листочках пишут номер страницы (показ нумерации страниц в книге). Сложенные листы сшивают, склеивают или скрепляют скребками. — На обложке книги пишут, как зовут автора и название книги (показать). Иногда пишут фамилию художника. А в конце книги, (показать) обязательно указывается типография, в которой напечатана эта книга и фамилии некоторых людей, кто помогал напечатать эту книгу. Педагог проговаривает задание. (Прил.4) Индивидуально помогает детям. Физминутка: Потрудились – отдохнем Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо, поворот. Три наклона, прямо встать, Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. | Дети садятся за столы. Отвечают на вопросы и слушают. Дети сидят за столами. Выполняют задания. | 10 мин | Дети научатся находить 0 и его месте в ряду чисел. |
Рефлексивно-оценочный | Педагог проводит беседу с детьми, в ходе которой выявляет их оценочное отношение к занятию. Сегодня вы узнали, откуда к нам приходит книга. Очень много людей должно потрудиться, для того чтобы книга пришла в наш дом. Что нового, интересного вы сегодня узнали? Что бы вам хотелось ещё узнать? Кто поможет нам найти новые знания? Спасибо, мне была приятно беседовать с вами . | ответы детей | 2 мин | Дети получат от знания и положительные эмоции. |
Образовательный продукт и результаты развития детей:
Работа с воспитанниками после занятия: Рассматривание различных книг и журналов в разном переплёте.
ПРИЛОЖЕНИЯ:
Приложение 1
Коммуникативная игра «Изобрази свое настроение».
Детям предлагается сесть на ковер. Солнышко уже проснулось и заглянуло к нам в окно. Наверное, солнышко хочет пожелать нам хорошего настроения. А у вас какое настроение? Педагог, предлагает детям поделиться своим настроение с соседом: «давайте поздороваемся с друг другом, улыбнёмся и скажем: привет сосед улыбнись мне в ответ, какой ты сегодня».
Педагог сообщает, что таким образом они учились выражать свои эмоции, что это так необходимо в нашей дружбе.
Приложение 2 Загадки
Я все знаю, всех учу,
А сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Нужно грамоте учиться. (Книга)
Может и разбиться, может и свариться,
Если хочешь, в птицу может превратиться. (яйцо)
Я достану их скорей,
Дом построю для зверей,
В доме будут стол и стул,
Чтоб уютней было в нем.
Для машинки я гараж с мостиком построю… С чем же так играю я, подскажите-ка, мне друзья?
(деревянные кубики)
Рядом с вилкой и с ножом лежит,
Сахар помешает, в рот к нам полетит.
Покушаем мы суп немножко,
Нашей деревянной (ложкой).
Приложение 3 «История, рассказанная книгой».
— Родилась я в лесу. Лесорубы деревья спилили, из леса вывезли. Деревья привезли на бумажную фабрику, очистили от коры, распилили, измельчили в опилки. Опилки сварили, чтобы получить массу, похожую на жидкое тесто. Древесное тесто раскатывают в длинные широкие полосы. Сырая бумажная лента проходит через целый ряд валиков. Одни валики отжимают воду, другие высушивают ленту, третьи полируют. Бесконечной лентой выползает бумага из машины и скатывается в огромные бумажные рулоны. Затем бумагу разрезают специальной машиной на листы нужного размера.
Так переходя из машины в машину, дерево превращается в бумагу.
На бумажной фабрике сделали бумагу. Но этого не достаточно, чтобы появилась книга.
— Кто поможет белую бумагу превратить в волшебную книжку? (ответы детей)
— Кто придумает интересные рассказы и сказки, напишет стихи? (ответы детей)
— Каких писателей и поэтов вы знаете? (ответы детей)
— Кто нарисует красивые картинки в книгах? (ответы детей)
— Каких художников – иллюстраторов вы знаете? (ответы детей)
— Итак, начинается волшебное превращение белой бумаги в книгу. Писатель пишет рукопись. Рукопись – это то, что написано рукой человека. Писатель приносит свою рукопись редактору. Редактор внимательно читает книгу и редактирует её. Редактирует, значит, поправляет рукопись, исправляет ошибки. Редактор передаёт книгу художнику. Художник читает рукопись и рисует рисунки к тексту – иллюстрирует.
— К какой сказке Рачёв Евгений Михайлович рисует иллюстрацию? (ответы детей)
— Писатель написал рассказ или сказку. Художник иллюстрировал книгу. Но это только одна книга. А в нашей стране очень много детей, и все они мечтают прочитать эту книгу. Как же быть? (ответы детей)
— Есть такое удивительное место – типография. Здесь печатаются книги, журналы, газеты. Сначала книгу готовят к печати. Редактор редактирует, художник иллюстрирует, корректор корректирует текст, дизайнер продумывает дизайн книги. Наборщик и печатник создают макет книги (образец). Когда макет книги готов, можно его тиражировать, печатать. В России детские книги выпускаются большим тиражом.
— Печатают в типографии на больших листах, сразу несколько страниц. Напечатали, а читать неудобно, что же делать? Листы будущей книги на специальной машине складывают, собирают в одну книгу. Но что-то не хватает? Нужна обложка и переплёт!
Разные сложные машины помогают работникам типографии печатать книги. Потом появляемся мы книги!
приложение 4 Задания для детей
Воспитатель:Бумага – это прочный или хрупкий материал
Дети: Хрупкий
Воспитатель: Да, бумага – это хрупкий материал, поэтому надо бережно обращаться с книгами. А чтобы в этом убедиться, проведем опыты.
(У каждого ребенка в тарелочке лежит бумага, стоят емкости с водой)
Воспитатель: Возьмите в руки лист бумаги, потрогайте, проведите рукой и скажите, какая она?
Дети: (гладкая или шершавая, толстая или тонкая).
Воспитатель: Сомните лист бумаги. Что с ней происходит?
Дети: Она мнется
Воспитатель: Какая бумага легче мнется? Толстая или тонкая?
Дети: Легче мнется тонкая бумага
Воспитатель: А теперь попробуйте разгладить смятый лист бумаги, легко это сделать? Он опять ровный, гладкий? А если мы сомнем лист книги, что получится? Можно ли так обращаться с книгами?
Воспитатель: Теперь разорвите бумагу на кусочки. Что вы можете мне сказать?
Дети: Она рвется.
Воспитатель: Значит материал непрочный.
Какую бумагу легче рвать толстую или тонкую? (Толстую). А что с ней можно сделать с помощью ножниц? (Разрезать)
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Дети: Бумага хорошо режется и рвется.
Воспитатель: А что произойдет, если бумагу опустить в емкость с водой?
Дети: Бумага намокнет
Воспитатель: А теперь сравним мокрую бумагу с сухой. (Мокрая бумага становится более мягкой, чем сухая. Она легче рвется и без звука).
А что еще можно сказать о бумаге, которая попала в воду? (Сухая бумага плавает, а как только промокнет, сразу начинает тонуть и тонет совсем.)