Заставить заговорить духовные силы.
По мнению известного русского писателя В.Одоевского «нравственность уже есть в человеке, но она может и не случиться». Цель воспитания : заставить заговорить духовные силы.
Например: вы видите казнь человека, разум убеждает, что он это заслужил, но внутреннее чувство скорбит по этому поводу и было бы странно, если было бы иначе. Нравственный инстинкт (совесть, сердце, страсть, рассудок) у всех людей развит в разной степени.
Существуют три пути воздействия на ребенка: разумное убеждение, нравственное влияние, эстетическая гармонизация.
Наказанием ни одного ребенка не исправить, наоборот можно прибавить еще один порок –лицемерие. Если ребенок не поддается убеждению, то можно подействовать нравственным влиянием, ребенок уступит вам, т.к. понимает, что вы это делаете из любви к нему. Если вы не добились любви от ребенка, то пробуйте развивать у его эстетическую гармонизацию: живопись, музыка, искусство. Все
это трудно, но это единственный путь к спасению. Ребенок часто недоступен убеждению, или мы не умеем убеждать, потому что мы недостаточно умны или учены для этого. Обмануть можно взрослого человека, а ребенок, он слушает не наши слова, а наш дух и наш взор. Если говорить о любви к искусству, то невозможно его воспитать, если сам не любишь искусство.
ПРЕДСТОЯНИЕ РЕАЛЬНОСТИ
Когда говорят о воспитании ответственности, то имеют ввиду: обещал - сделал. Воспитание должно готовить личность независимую от чужих суждений и готовую к реальным ситуациям в жизни, когда надо взять все на себя и платить самому. Закон карает за преступления юридические, но не может взять на себя регуляцию нравственных отношений. «Мне хочется» и я избрал - вещи совершенно разные: позыв и выбор. Только тот, кто делает выбор, может отстоять свободу и защитить ее, а свобода – это благо, которое надо защищать каждый день каждый час, иначе оно будет отобрано и поделом. Сергей Аверинцев (российский культуролог)
На чем держится все человеческое в человеке.
Нам трудно воспитывать детей, если мы не знаем , откуда берется совесть в ребенке . Совесть – общее, единое знание для всех, знание о том , что добро и что зло для человечества. Человек получает моральный закон, т.е. совесть через родной язык, т.к. в речи содержатся понятия о добре и зле.
(Симон Соловейчик)
Следуйте душевным склонностям ребенка
Мишель Монтень (французский философ, юрист ,политик 16в.)… Нам без отдыха жужжат в уши, сообщая разнообразные знания в нас вливают их, как воду в воронку и наша обязанность состоит лишь в повторении того, что мы слышали. Я считаю, что воспитатель должен дать ребенку свободно проявлять свои склонности, предлагая ему изведать вкус различных вещей, научиться выбирать между ними и различать их самостоятельно, иногда указывать ему путь, иногда позволяя искать дорогу самому. Пусть воспитатель заставляет ребенка просеивать все через сито, что он преподносит ему и пусть ничего не вдалбливает ему в голову. Нужно, чтоб ребенок проникся духом, а не заучивал правила. Истина и доводы разума принадлежат всем : и тем, кто их высказал вначале и тем ,кто их узнал потом. То , что человек узнает от других, будет им преобразовано и станет его собственным суждением. Юношу следует наставлять, что бывая в обществе, он присматривался решительно ко всему и ко всем, чтобы добраться до нутра каждого : будь то каменщик, прохожий…нужно взять у каждого по его возможностям , ибо все решительно может в жизни пригодится. Даже чья-то глупость может быть поучительной. Человек может вступать в спор, если противник достойный. Однако надо научиться отбирать доводы и быть точным и кратким. Обучение и воспитание должно основываться на твердости мягкости, а не на ужасе и жестокости. Необходимо отказаться от жестокости и насилия, что уродует и извращает натуру с хорошими задатками. Если вы хотите, чтобы ребенок боялся стыда и наказания, не приучайте его к этому.
Дайте исключениям обнаружиться (Ж.Ж. Руссо, французский философ, поэт ,18 век.)
Руссо становится деспотом, когда дело касается воспитания,причем это деспотизм идеалиста. Для изложения своей системы воспитания, ему пришлось создавать не реального ребенка , а Эмиля-
существо без свойств и корней. Однако в романе «Эмиль» есть 50 страниц, в которых, по мнению Вольтера ,он рассуждает о реальном ребенке и судит прямо и просто.»…Уважайте детство- пишет он
- Не спешите судить о нем ни в плохую, ни в хорошую сторону. Дайте дольше действовать природе, прежде чем вы возьметесь действовать вместо нее.
А природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде, чем стать взрослыми. Если мы нарушим этот порядок, то будем иметь скороспелые плоды, которые не будут иметь ни зрелости, ни вкуса. Нет ничего безрассуднее, чем требование к ребенку в 10 лет , как к взрослому. Это все равно, что требовать быть ростом со взрослого человека. Иногда взрослые пытаются в детстве столкнуть его с горестями, чтобы во взрослой жизни он стал счастливым. Жалкая предусмотрительность, делать человека несчастным
сейчас, в надежде – что он будет счастливым в будущем. Жестоко заставлять детей подчиняться приказам, зная, слабость их раннего возраста и ограниченность в свободе.
Существует одно желание, которому не следует угождать: это заставлять других повиноваться себе. Вознаграждайте недостаток силы в ребенке ровно настолько, насколько ему это необходимо, чтобы быть свободным, а не властным. Пусть он
мечтает о том дне, когда сможет обойтись без вас и будет иметь честь служить сам себе.
Бывает излишек суровости и излишек мягкости. Нельзя не обращать внимания на страдания детей, если они подвергают опасности их жизнь и здоровье, но не следует их оберегать от малейшего страдания, чтобы они не выросли изнеженными… Вот маленькие
дети играют, валяются на снегу до посинения, они могли бы пойти и погреться, но не делают этого. Если вы их принудите, то жестокость принуждения они почувствуют сильнее, чем холод. Предупреждайте детей об ошибках, пока они их не сделали, а если
сделали, то лучше не напоминайте о них, так они будут о них помнить. Один только урок важен для детства и в любом возрасте – это не делать никому зла. Наставление делать добро глупо, лживо и опасно. И кто у нас не делает добра? Во имя добра, делают одного счастливым, а сотни других несчастными. Надо научить любить людей,
даже тех, кто вас презирает. Говорите о людях с жалостью, умилением, но не с презрением.