Статья «"Зентангл" как современная арт-терапевтическая техника в работе педагога-психолога»
«Зентангл» как современная арт-терапевтическая техника в работе педагога-психолога
В настоящее время педагоги-психологи стали все чаще использовать современные арт-терапевтические техники в коррекционно-развивающей работе как с детьми, так и со взрослыми. Это связано с тем, что данный метод помогает раскрытию творческого потенциала, высвобождает скрытые энергетические резервы и как результат – человек сам находит оптимальные для него способы решения различных проблем.
Арт-терапия - это метод развития и изменения сознательных и бессознательных сторон психики посредством разных форм и видов искусства. Приемы арт-терапии опираются на идею о том, что любой человек, как подготовленный, так и неподготовленный, способен преобразовывать свои внутренние конфликты в визуальные формы.
В своей работе с детьми и взрослыми мне нравится использовать арт-терапевтическую технику «Зентангл». Техника зародилась в США в 2006 году. Ее создатели - Мария Томас и Рик Робертс. Название «Зентангл» (Zentangle) получилось от слов "дзэн" - мистическое созерцание и tangle, что по-английски означает "узор".
Мария Томас и Рик Робертс
«Зентангл» – это черно-белые рисунки, состоящие из линий, простых элементов, зачастую повторяющихся. Он создается из узоров, не имеющих смысловой нагрузки, на листе плотной бумаги для рисования (плитки) размером 9 х 9 см. Это способ создания красивых рисунков при помощи структурированных орнаментов.
Такого формата достаточно, чтобы закончить работу за относительно короткий отрезок времени. Процесс представляет собой форму медитации с использованием бумаги, гелевой черной ручки и карандаша.
«Зентангл» - это рисование по определённому алгоритму, которому может легко обучиться любой желающий; способ доступен и для детей, которые обладают усидчивостью и способны к концентрации внимания на 10-15 минут; этим методом могут овладеть подростки и взрослые, которые думают, что не умеют рисовать. Более того, не нужно учиться рисовать – «зентангл» сам всему научит. Не требуются и специальные приспособления, оборудование, место или технические способности - рисовать может каждый и где угодно. Художественные знания и умения тоже не нужны - техника подходит всем.
Особенностью является то, что неспешное рисование повторяемых узоров вводит в медитативное состояние, таким образом, рисуя "зентангл", человек фокусируется на процессе, а не на результате, что имеет терапевтический эффект выхода эмоций, расслабления и улучшения самочувствия.
Применение техники «зентангл» в коррекционной работе психолога создает богатые возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию, оказывает влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, помогают развить художественные способности, повышает самооценку и развивает мелкую моторику руки. Побочным продуктом является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития. «Зентангл» базируются на «переключении» активности полушарий головного мозга: левое полушарие - это своеобразный цензор, разум, сознание, которое подчас не пропускает наружу искренние чувства, подавляя их, правое же полушарие, которое активизируется во время творческой деятельности, запускает бессознательные процессы, открывающие путь к выражению подлинных переживаний. В результате арт-терапевтических занятий полушария начинают «дружно» работать вместе, и работа эта направлена на осознание и исправление внутренних, бессознательных проблем: страхов, комплексов, «зажимов» и т.д.
Рисование в технике «зентангл» приучает нас доверять своим инстинктам. При рисовании происходит расставание с негативными эмоциями, пережидание и усмирение ярости, гнева, злости. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, благодаря рисованию он постигает, иногда моделирует действительность, легче воспринимает болезненные для него образы и события. В занятии рисованием очень важно, чтобы ребенок чувствовал свой успех в этом деле, особенно это касается детей с ОВЗ. Если ребенок видит, что имеет успех в выражении и отображении своих эмоций, создании уникальных рисунков, к нему приходит успех в общении, а взаимодействие с миром становится более конструктивным. Успех в творчестве в его психике бессознательно переносится и на обычную жизнь. Ребенок замечает, что из простых узоров (веточки, листья, цветы, волны, треугольники, квадраты, круги) можно создавать красивые картины. Дети, увлеченные этим направлением, не только собирают свои рисунки, они обмениваются ими друг с другом. В процессе занятий происходит выражение эмоций и чувств, связанных с переживаниями своих проблем, самого себя; активный поиск новых форм взаимодействия с миром, подтверждение своей индивидуальности, неповторимости и значимости; и, как следствие трех предыдущих, - повышение адаптивности в постоянно меняющемся мире (гибкости).
Современная техника «зентангл» позволяет сделать процесс рисования радостным, интересным, успешным, увлекательным и индивидуальным для каждого, способствует гармонизации отношений в структуре ребенок-ребенок, ребенок-взрослый.
А Вы хотите попробовать порисовать «зентанглы»? Да? Тогда предлагаю прямо сейчас создать свою первую плитку.
Создание индивидуальной плитки
10 шагов
1.Подготовьте инструменты, которыми будете работать, для первого раза подойдет обычный альбомный лист с нарисованной плиткой 9 на 9 см, гелевая ручка или линер, простой карандаш.
2.Расслабьтесь, примите удобное положение.
3.Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Подумайте о чем-то приятном.
4.Возьмите простой карандаш (желательно 2Н) и поставьте в каждом углу по точке на расстоянии примерно 6 мм от угла.
5.Нарисуйте линию, соединив все точке (обозначение границы рисунка). Линии не обязательно должны получится ровными. Линейку в «зентангле» не используем. Мы не стремимся к контролю и правильным линиям.
6.Нарисуйте строку и поделите плитку на секции (участки, ячейки), в которых будут располагаться танглы (узоры). Строка может быть любой формы и длины, располагаться в любой части квадрата, она необязательно должна быть непрерывной.
Примеры разделения плитки на ячейки:
7.Начните заполнять гелевой ручкой получившиеся ячейки танглами. Одна ячейка – 1 тангл. Не размышляйте слишком долго, но не спешите (образцы танглов смотрите ниже).
Образцы танглов:
Внимание!
Черный и красный цвет показывает пошаговость процесса! Мы рисуем черным цветом!
Поворачивайте плитку во время работы – так будет легче творить!
8.Возьмите простые карандаши (2Н и 2В), затените края каждого тангла. Растушуйте пальцем или специальной палочкой для тушевки. Так наш рисунок выглядит более объемным. Данный шаг новичкам можно пропустить.
9.Рассмотрите свою плитку со всех сторон. Решите, где будет верх, а где низ. На обратной стороне напишите свои инициалы, поставьте дату и время. Здесь же можно оставить комментарии: каково было Ваше эмоциональное состояние, над какой темой вы работали, Ваше настроение, произошло ли в этот день что-то особенное.
10.Поразмышляйте над своим произведением. Рассмотрите плитку не только вблизи, но и на расстоянии вытянутой руки. Скажите себе спасибо за проделанную работу!
Изобразительное творчество является мостом между миром фантазии и реальностью. Оно включает в себя элементы того и другого, позволяя создать некий синтез, который ни ребёнок, ни взрослый не могут создать без помощи художественных средств. Творя и созидая, дети и взрослые в используемых для творчества материалах высказывает свои опасения, страхи, проблемы. Здесь не нужно подбирать слова и с оглядкой на педагога-психолога думать: «А вдруг меня не поймут или осудят?». «Зентангл» - всегда сюрприз, который раскрывается с каждым новым штрихом. Дети и взрослые погружаются в увлекательнейший мир, в котором предстоит совершить много самостоятельных открытий. А главное, рисуя узоры, невозможно ошибиться, именно поэтому «зентангл» так нравится детям!
Литература:
1. Крахула Бекка: Зентангл. Рисование для релаксации, вдохновения и удовольствия. Санкт-Петербур, 2014
2. Шадт Сюзанн: Зендудл. Зендудл. Рисование для релаксации, медитации и вдохновения. Санкт-Петербург, 2016
3. Винклер Беате: Большая книга зентанглов. 101 шаблон. От гениально простого до просто гениального, 2016
3. Официальный сайт zentangle.com
Пролубщикова Наталья Владимировна
Юдина Ольга Владимировна
Наталья Алексеевна Яковлева
Юдина Ольга Владимировна
Спицына Любовь Ивановна
Юдина Ольга Владимировна
Кияйкина Наталья Федоровна
Юдина Ольга Владимировна
Кияйкина Наталья Федоровна
Ватолина Светлана Анатольевна
Юдина Ольга Владимировна
Володченкова Ольга Алексеевна
Юдина Ольга Владимировна