Программа дополнительного образования «Живые куклы»

4
0
Материал опубликован 12 September 2017 в группе

Программа

Дополнительного образования по театрализованной деятельности

«Живые куклы»

для детей младшего дошкольного возраста

Разработала Шестакова Г.Н.

воспитатель

 

2016 год

Содержание


 

1.Пояснительная записка. (Цель; Задачи)…………………………………………….3-5

2.Учебно-тематический план работы с детьми 3-4 лет ……………………………..7

3.Учебно-тематический план работы с детьми 4-5 лет …………………………….7-8

4. Оборудование …………………………………………………………………………8

5. Список литературы ………………………………………………………………….8


 

Пояснительная записка

 Рабочая программа по театрализованной деятельности для детей дошкольного возраста состоит на основе программы « Театр-творчество-дети» Н.Ф. Сорокиной, с учетом методических пособий «Театрализованная деятельность в детском саду» А.Е. Антипиной и Е. Мигуновой.

Направленность данной программы: художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности.

Новизна данной программы заключается в том, что созданы условия, обеспечивающие полноценное художественно-творческое и творческо-эстетическое развитие дошкольников, а также развитие речи и умение владеть собой перед аудиторией, что очень ценно в будущей школьной жизни ребенка. Сценарии для драматизаций сказок, игры, этюды, соответствуют единой теме и нацелены на развитие свободного общения с детьми и взрослыми, а также на развитие устной речи детей. Театрализованные игры включают в себя беседы по тематике, знакомство детей с культурным наследием и приобщают детей к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Драматизация сказок игры, кукольных постановок, этюды, соответствуют единой теме. Арсенал игр упражнений и техник используемых в кружковой деятельности огромен. Он включает в себя использование игрушек кукол-марионеток, методики релаксационного характера, а так же сочинение сказок, историй разные формы художественной экспрессии. Театрализованные игры включают в себя беседы по тематике, знакомство детей с культурным наследием русского народа, формирование любви к фольклору, укреплять традиции народных праздников. Сказки раскрывают ребенку мир взрослых, будят его фантазию, развивают воображение, знакомят с героями этнических произведений. Программа предполагает развитие творческих способностей ребенка, психологическое раскрепощение посредством театрализованных игр.

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса и является приоритетным направлением. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей представляет театрализованная деятельность. Синтетический характер театрального искусства позволяет в полной мере решать задачу развития личности ребенка, ведь именно театр, объединяющий в себе различные виды искусства, становится для детей тем волшебным краем, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир. Преимущества развития детей средствами театрального искусства заключены, прежде всего, в коллективной природе театра. В то же время театральное искусство глубоко индивидуально и в полной мере позволяет реализовать индивидуально-дифференцированный подход в воспитании дошкольников. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развиваются символическое мышление, двигательный, эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. На развитие творческого воображения, на создание оригинального образа того или иного героя огромное воздействие оказывает музыка. То, что дети не могут выразить словами, они пытаются выразить с помощью жеста, мимики, пластики. Каждому ребенку, выходящему на сцену, приходится самостоятельно решать задачи реализации творческого образа, а небольшие этюды, направленные на создание такого образа – пластического, музыкального, речевого, становится важным этапом в развитии творческой личности ребенка, способствуют его раскрепощению, развивают его фантазию и воображение. Театрализованная деятельность представляет собой органический синтез художественной литературы, музыки, танца, актерского мастерства и сосредотачивает в себе средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, способствует развитию эстетического восприятия окружающего мира, детской фантазии, воображения, памяти, познавательных процессов, знания об окружающем мире и готовности к взаимодействию с ними. Участвуя в процессе театрализованной деятельности, ребенок учится коллективно работать над замыслом будущего спектакля, создавать художественные образы, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-творческой деятельности (подбор музыкальных характеристик персонажам, работа над ролью и т. д.), а так же координировать свои функции.

Педагогическая целесообразность программы заключается в возможности средствами театра помочь детям раскрыть их творческие способности, развить свои психические, физические и нравственные качества, а так же повышение уровня общей культуры и эрудиции (развитие памяти, мышления, речи), музыкально-эстетического воспитания, пластики движений, что в будущем поможет детям быть более успешными в школе. А так же одной из самых важных потребностей детей является потребность взаимодействия со сверстниками. В этой связи приоритетной задачей воспитания является развитие у детей таких качеств, которые помогут в общении со сверстниками и не только: понимания, что все люди разные, принятия этих различий, умения сотрудничать и разрешать возникающие противоречия в общении.

Цель: Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности.

Задачи:

1. Развивать начальный интерес детей к театрально-игровой деятельности.

2. Развивать исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные и танцевальные импровизации.

3. Формировать представления детей об окружающей действительности, уточняя представления о предметах, декорациях.

4. Знакомить детей с различными настроениями, переживаниями, эмоциональными состояниями персонажей.

5. Стимулировать желание искать выразительные средства для создания игрового образа персонажа, пользуясь для этого движениями, мимикой, жестом, выразительной интонацией.

Содержание работы включает в себя:

-     просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

-     игры-драматизации;

-     упражнения для социально-эмоционального развития детей;

-      коррекционно-развивающие игры;

-      упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);

-      упражнения на развитие детской пластики;

-      упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;

-      театральные этюды;

-       подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок и т.д.

Отличительной особенностью данной дополнительной программы является то, что процесс кружковой деятельности строится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие творческих и эстетических способностей детей. Настоящая программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности. Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведенной в конце данного раздела.

Данная программа составлена для детей младшего дошкольного возраста (3-5 лет). Она рассчитана на 2 года реализации (с 1 сентября 2016 года по 30 апреля 2018 года).

Форма занятий фронтальная. Занятия проводятся по определенной системе: от простого – к сложному, от знакомого – к новому, повторяя и закрепляя на каждом этапе уже освоенные навыки и умения.

Занятия по программе проводятся в 2 этапа. 1-й этап – игровое творчество и импровизация детей включает в себя: - этюдный тренаж, который помогает развивать внимание, память, мышление, воображение и восприятие, прививает навыки, необходимые для отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера; - игры на развитие внимания, памяти, преодоления двигательного автоматизма; - творческие задания: ввести нового героя сказки, сочинить песенку персонажа, придумать сказку «наоборот» и т.д. - упражнения для снятия мышечного зажима, скованности, подготовки речевого аппарата, координации глаз, руки и языка и т.д.

2-й этап – занятия кукольным театром, на которых дети знакомятся с правилами кукловождения и осваивают их, с понятиями (пьеса, главный герой, персонажи, главная мысль пьесы), выразительными движениями, тембром голоса передавать отличительные особенности персонажа, изменять концовки сказок («Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка» и т.д.). Вначале дети учатся действиям с куклой без ширмы, затем на ширме.

Программа предполагает проведение одного занятия в 2 недели во вторую половину дня. В соответствии с требованиями СанПиН длительность занятия с детьми 3-4 лет составляет 15 минут, с детьми 4-5 лет – 20 минут соответственно.

Формы работы: индивидуальные игры; групповая образовательная деятельность.

Место проведения занятий:

Рекомендуется проводить занятия не только в группе, но и в, музыкальном зале, (в зависимости от вида деятельности на занятии).

Ожидаемые результаты

В результате занятий в кружке дети получают следующие навыки и умения:

- умеют выражать свои впечатления словом, мимикой и жестом;

- овладевают навыками самостоятельно найти выразительные средства для создания образа персонажа, используя движения, позу, жест, речевую интонацию;

- умеют создавать художественные образы, используя для этой цели игровые, песенные и танцевальные импровизации;

- выступают перед зрителями, не испытывая дискомфорта, а получая удовольствие от творчества;

- умеют анализировать свои поступки, поступки сверстников, героев художественной литературы;

- умеют взаимодействовать с партнером по сцене.

Формы подведения итогов

Подведение итогов работы кружка осуществляется через постановку театрализованных представлений для родителей, педагогов и воспитанников ДОУ

Состав кружка:

Власова Ангелина.

Воронович Дарьяна.

Корсакова Варя.

Купринович Даша.

Легенкина Злата.

Пуненко Егор.

Шуховалов Кирилл.

ЦюцюраСфья.

Слобаденюк Степа.

Цымбал Артур.

Учебно-тематический план работы с детьми 3-4 лет

Дата

Содержание

сентябрь

1.«Давайте познакомимся». «Скажи свое имя ласково» Экскурсия по театральному уголку.

2. Игровая викторина по стихам А. Барто.

октябрь

1.Мешок с сюрпризом «Узнай сказку по иллюстрации»; «Раскрась сказочного героя»;«Найди героя сказки»; Игра «Угадай, кто я».

2.В гости пальчики пришли (пальчиковый театр) «Узнай героев сказки».

ноябрь

1.К нам гости пришли (настольный театр) «Узнай героев сказки».

2. Ритмопластика Как ходят медведи;  Как скачут зайчики; Как скачет лошадка ; Зайка испугался; Идёт лисичка

декабрь

1.Представьте себе…(ролевые действия)к сказке «Репка».

2. Инсценировка сказки «Репка»

январь

1.Показ сказки «Репка»

февраль

1.Репетиция сказки. Распределение ролей. Работа над интонацией

2.Сказка «Колобок». Знакомство с персонажами сказки, распределение ролей

март

1.Репетиция спектакля по сказке «Колобок»

2.Учимся говорить по-разному.

3.Ритмопластика. Работа над речью (интонация, выразительность)

апрель

1.Показ спектакля по сказке «Колобок» (для родителей).

2.Игры с бабушкой Забавой. «Изобрази героя


 

Учебно-тематический план работы с детьми 4-5 лет

Дата

Содержание

сентябрь

1.Мир театра. Беседа с детьми «Что такое театр»

2.Игра «Измени голос»

октябрь

1.Игры с бабушкой Забавой. «Изобрази героя». Игра-загадка «Узнай, кто это?»

2. Ритмопластика Как ходят медведи;  Как скачут зайчики; Как скачет лошадка ; Зайка испугался; Идёт лисичка

ноябрь

1.В гостях у сказки. Знакомство со сказкой: «Сказка про внучку и собаку Жучку».

2.Исценировка сказки.Учимся говорить по-разному.

декабрь

1. «Путешествие в сказку» Репетиция сказки. Работа над интонацией

2.Показ сказки «Сказка про внучку и собаку Жучку».

январь

1.Сказка «Теремок». Знакомство с персонажами сказки, распределение ролей

февраль

1.Репетиция спектакля по сказке «Теремок»

2.Учимся говорить по-разному.

3.Ритмопластика. Работа над речью (интонация, выразительность)

март

1.Репетиция спектакля по сказке «Теремок»

2.Учимся говорить по-разному.

3.Ритмопластика. Работа над речью (интонация, выразительность)

апрель

1.Показ спектакля по сказке «Теремок» (для родителей).

2.Игры с бабушкой Забавой. «Изобрази героя


 

Оборудование:

Костюмы и декорации;

детские музыкальные инструменты;

маски к сказкам;

кукольные театры, куклы,

настольный и пальчиковый театр,

ширма для кукольного театра.
 

Список литературы

А.Е. Антипина. «Театрализованная деятельность в детском саду».

А. Е. Щеткин. «Театрализованная деятельность в детском саду».

Н.Ф. Сорокина « Театр-творчество-дети».

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.