12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Фурзанова Наталья Васильевна22

Технологическая карта урока

Тема: Жизнь древних славян

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: формировать представления о жизни древних славян

Задачи урока:

- познакомить с бытом, занятиями и верованиями древних славян,

- формировать умение работать с исторической картой,

- воспитывать интерес к истории Отечества.

Регулятивные УУД: уметь самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения.


Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.


Коммуникативные УУД: уметь доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.


Личностные УУД: положительное отношение и интерес к изучению окружающего мира, привить любовь к Родине.

Планируемые результаты:

Предметные:

-познакомиться с информацией, как и где жили древние славяне, о быте и их веровании.

- уметь давать определения некоторым историческим терминам.

Личностные:

- уважать к культуре, быту, историческому прошлому предков.

Метапредметные:

-понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить и оценить свои достижения,

- работать в группе: договариваться о выполнении задания, делать выводы, осуществлять самопроверку, уметь работать с информацией.

Формы работы: работа в группе, индивидуальная, фронтальная


Оборудование:

Для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, экран.


Для учащихся: карточки с надписями, шумовые инструменты, информационные тексты, маркеры, конверты с карточками.

Технологическая карта урока

Тема: Жизнь древних славян

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: формировать представления о жизни древних славян

Задачи урока:

- познакомить с бытом, занятиями и верованиями древних славян,

- формировать умение работать с исторической картой,

- воспитывать интерес к истории Отечества.

Регулятивные УУД: уметь самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения.


Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.


Коммуникативные УУД: уметь доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.


Личностные УУД: положительное отношение и интерес к изучению окружающего мира, привить любовь к Родине.

Планируемые результаты:

Предметные:

-познакомиться с информацией, как и где жили древние славяне, о быте и их веровании.

- уметь давать определения некоторым историческим терминам.

Личностные:

- уважать к культуре, быту, историческому прошлому предков.

Метапредметные:

-понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить и оценить свои достижения,

- работать в группе: договариваться о выполнении задания, делать выводы, осуществлять самопроверку, уметь работать с информацией.

Формы работы: работа в группе, индивидуальная, фронтальная


Оборудование:

Для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, экран





Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент

1 мин

- Добрый день! Меня зовут Наталья Васильевна. Сегодня в вашем классе я буду проводить урок окружающего мира! Я хочу пожелать нам плодотворной работы!

Приветствуют.


II. Актуализация ранее изученных знаний

3 мин





«Ключевые слова»






I. СТАДИЯ ВЫЗОВА



III. Целеполагание

«Верные и неверные утверждения»



5 мин.




































«Знаю-хочу узнать – Узнал»


- Сегодня на уроке мы начинаем изучение истории нашего Отечеств.
Мы отправ
ляемся в путешествия в далёкие времена.
Слайд 1

- И путь мы начнём с разгадывания анаграмм представленных на слайде: томпоки, дкипре, вресоменкини. (потомки, предки, современники). Замечательно!

- Дома вы выполняли задание: находили значение этих слов.

- Кто такие предки? Современники? Потомки?

Предки - Те, кто жили задолго до настоящего времени.

Современник - Тот, кто жил или живет в одновремя с нами.

Потомки - Люди будущих поколений.

-Мы с вами вспомнили три исторических термина, расположите их правильно на ленте времени.

- Как вы считаете, какое слово обозначено точкой на ленте. Какое слово запишем на красной строке? На синей?

Слайд 2

______________________*____________________*____________


Слайд 3

- А сейчас я предлагаю вам узнать, как называли наших предков.



3. Прочитайте текст. Определите корень у выделенных слов.

Среди других народов наши предки славились силой. Выносливостью и смелостью. Их слава была столь велика, что прославленных предков наших, воинов-богатырей часто вовлекали в войны как союзников. Славно сражались они в пешем строю мечом и копьем, одетые в простые рубахи. (корень –слав-)

- Образуйте новое слово, используя корень –слав-, суффикс –ян-, окончание –е. (славяне)

- Дополните схему, используя корень данных однокоренных слов

t1604544654aa.gifславяне

- Итак, как называли наших предков? (славяне)

Постановка цели

- Значит, о ком мы сегодня будем о ком говорить? (О славянах)

Слайд 4

- Прочитайте тему урока «Жизнь древних славян» .

- Какую цель мы поставим сегодня на уроке? (Познакомиться с жизнью древних славян)

- Что бы вы хотели о них узнать? (Где жили, как жили, чем занимались славяне.)

- Значит это будут наши задачи!

Слайд 5

- Ребята, у меня на слайде, а у вас на столах лежат такие таблицы. Давайте их заполним.




Знаю

Хочу узнать

Узнал





- Заполняем первый столбик таблицы: запишите, что вам известно о славянах? (Предки)

- А теперь напишите во второй столбик, что вы хотите узнать о славянах. (Где селились, как жили, где жили, во что одевались, чем занимались)

- Озвучьте, что записали. Значит, какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке?

(Узнать, как жили славяне, чем занимались, где селились, какими они были)


- Из ваших высказываний я поняла, что вы хотите узнать, как можно больше о славянах. Выяснить как они жили, чем занимались, где селились, какими они были.

- А находить ответы на эти вопросы сегодня будете самостоятельно, работая в группе. Вы сегодня будете исследователями. А я вашим помощником.


-Чтобы ваша работа в группе была удачной и плодотворной, давайте вспомним правила работы в группе.

Слайд 6

Правила работы в группе

В группе должен быть ответственный.

Работать должен каждый на общий результат.

Один говорит, другие слушают.

Своё несогласие высказывай вежливо.

Если не понял, переспроси.






Разгадывают анаграммы










​​​​​​​
Презентация по окружающему миру "Жизнь древних славян"
PPT / 3.29 Мб

Конспект урока в 4 классе по окружающему миру "Жизнь древних
DOCX / 36.18 Кб



Располагают слова на ленте времени





Читают текст, выделяют корень выделенных слов.



















Ставят цель и задачи урока.








Заполняют таблицу


























Вспоминают правила работы в группе

II. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ


IV. Усвоение нового материала


15 мин.


















«Кластер»





































3 мин.



















- Итак, ваше исследование будет осуществляться по намеченному маршруту.

- Я предлагаю вам маршрут нашего исследования:

1 группа - Расселение древних славян.

2 группа - Занятия древних славян.

3группа - Жилища древних славян.

4 группа - Верования и праздники древних славян.


- Вы будете работать с текстом, который лежит у вас на столе. Вам необходимо прочитать текст, затем ответить на вопросы. А после представить свой материал всему классу. Время выполнения работы - 7 мин.

- Когда группа будет готова, поднимите руку!

- Я желаю вам успешной работы! Приступайте!


-Итак, группы готовы представить изученный материал!

- Я хочу сказать, что когда группа выступает, другие внимательно слушают, потому что потом вы будете оценивать каждую группу!


- Итак, выступление 1 группы: Расселение древних славян.


Задание:

1. Расскажите, как жили наши предки (Племенами).

2. Покажите на карте:

- Какую территорию заселяли славяне. (Восточную Европу).

- Между какими морями селились славяне? (Между Балтийским и Чёрным морем)

- Вдоль каких рек селились славяне? (Западная Двина, Днепр, Дон, Волга, Дунай, Висла)

- Какие национальности пошли от восточных славян?
(украинцы, белорусы и русские)


- Спасибо, за работу 1 группе.


- Ребята, давайте оценим работу 1 группы.


- Древнейшие занятия славян были связаны с местами их обитания. Жизнь в лесах и около водоёмов определила главные виды их деятельности.


2) Об этом нам расскажет 2 группа.

Занятия древних славян.


………

2 группа.

Задание:

Расскажите:

1.Какие основные занятия были у древних славян? (Рыболовство, охота, собирательство, бортничество, скотоводство и земледелие)

1. Почему славяне селились возле рек? (Ловили рыбу, удобно вести хозяйство)

2. На кого охотились славяне? (медведей, волков, лисиц, оленей, лосей, кабанов, соболей, куниц)

3. Что такое бортничество? (сбор мёда у диких пчёл)

4. Каких животных выращивали наши предки? ( свиней, коров, овец, коз, лошадей и домашнюю птицу)

5. Расскажите о труде земледельцев.


- Спасибо, молодцы, ребята! Вы успешно справились с заданием.

- Давайте оценим 2 группу.



Продолжаем работу в группах.


3 группа р
асскажет Жилище древних славян.

Задание:

Составьте рассказ о жилище славян, ответив на следующие вопросы:

1. Где славяне выбирали место для селения? (в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой)

2. Как называлось жилище славян? (землянка)

3.Как строили жилище славяне? (

4.Что находилось внутри землянки?

5. Какую одежду носили славяне?

- Спасибо 3 группе! Вы успешно справились с заданием.

- Оценим 3 группу.

Итак, о верованиях и праздниках древних славян расскажет 4 группа.

……


Задание:

Почему славян называли язычниками? (Они верили во многих богов)

Какие боги древних славян вам известны? Назовите. (Перун, Макош, Ярило, Лада (Слава))

Что такое идолы?9Деревянные и каменные статуи языческих богов)

Как называли людей которые могли общаться с богами и творить заклинания. (Волхвы, кудесники)

Какие праздники древних славян вам известны? (Иванов день, Троица, Масленица)


- Спасибо, вашей группе, вы отлично поработали!

-Давайте оценим работу 4 группы.


- Мы прослушали все группы, давайте оценим работу 1 группы по критериям на слайде.

Посмотрите на слайд здесь обозначены критерии оценивания:

1. Зелёный – если всё понятно, интересно, понравилось, получилось.

2. Жёлтый – было не совсем понятно, не совсем понравилось.

3. Красный – не получилось, было трудно.


Физминутка


- А теперь я предлагаю вам отдохнуть.

- Ребята, давайте дружно встанем и подойдём к столу. Посмотрите на эти музыкальные инструменты.

- Как думаете, кому они принадлежали?

-Верно, славянам. Наши предки очень любили играть на таких музыкальных инструментах, а также танцевать.

- Возьмите любой понравившийся инструмент и давайте на нём сыграем и станцуем под музыку.

Делаем 1 танцевальный круг. Дети садятся на места.

























Работают в группе, выполняют задание.
















































































Выполняют физминутку

III. Рефлексия


«Верно-неверно»



5 мин.













































Домашнее задание


1 мин.














- Ребята, у меня для вас есть ещё одно задание.

- На столах у вас есть конверты. Возьмите их, выньте листы. На них написаны верные и неверные утверждения. Ваша задача: выбрать только верные утверждения и наклеить на большие листы.

Приступайте!

- Итак, давайте послушаем верные утверждения 1 группы.

- Верно справились со своей задачей? Оцените работу!

2, 3, 4 группы выступают.

-Давайте вспомним, какую цель мы ставили в начале урока?

(Узнать о жизни древних славян)

-Какие задачи стояли перед нами?

(Узнать: где селились славяне, чем занимались, в каких жилищах жили, какая была вера и праздники)

- Ответили мы сегодня на уроке на поставленные вопросы?


-Также в начале урока мы заполняли таблицу «Знаю-Хочу узнать-Узнал», у нас осталась незаполненная последняя колонка. Вспомните, всё, что вы узнали сегодня на уроке и заполните последний столбик. (1 минута)


Знаю

Хочу узнать

Узнал





- Итак, давайте проверим, что вы записали.

Озвучьте, пожалуйста.



- Ребята, поднимите руки те, кто считает, что узнал на уроке много нового и интересного?
— С кем вы мо
жете поделиться информацией, полученной на уроке?
- А сейчас я пре
длагаю вам оценить каждому свою работу на уроке.

-Мы говорили, что наши предки занимались собирательством.

У вас на столах лежат ягодки, но они разные по цвету.

А) Красный – красивый, приятный. Выбираете красную ягодку, если вам было интересно, вы узнали много нового.

Б) Наполовину спелую ягодку, вы выбираете, если было интересно, но остались вопросы по теме.

В) Зелёную ягодку, если было трудно и не интересно.



- Ребята, я очень рада, что вам было интересно и познавательно на уроке. Мне было очень приятно с вами работать, вы были активными, работали творчески. Я думаю, что на следующем уроке вы расскажите своему учителю всё то, что узнали сегодня.

- На память о нашем уроке я хочу подарить вам наказ от наших предков на свитках.


1. Прочитать в учебнике текст на стр. 34-39, выполнить задание в тетради на печатной основе стр. 13-14

2. По желанию написать мини-сочинение о жизни древних славян.


Наказ от восточных славян
Славяне – «славящиеся», прославившиеся своими подвигами
1. Прославляй свою страну хорошими поступками и делами.
2. Будь честный: не воруй и не обмани.
3. Поступай без коварства и зла.
4. Соблюдай целомудрие.
5. Проявляй мужественность и настойчивость во благо семьи, страны.

Спасибо за урок! Все свободны!

Выполняют практическую работу.



















Заполняют таблицу














Оценивают свою работу на уроке.


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.