Методическая разработка занятия рисования воском «Солнце» для детей 5–7 лет
Методическая разработка занятия рисования воском «Солнце» для детей 5-7 лет в учреждении дополнительного образования.
Автор:
Борисова Ирина Станиславовна
педагог дополнительного образования,
МОУ ДО «Дом детского творчества»,
г.Углич
Пояснительная записка
Акварельные краски являются незаменимым художественным материалом, краски творят чудеса и позволяют ребенку увидеть это.
Воск - хороший материал для развития творческих способностей детей. Воск отталкивает воду, данное свойство позволяет нам нарисовать необычные рисунки.
На данном занятии дети научатся применять воск и заполнять большую поверхность акварельными красками с использованием толстой кисти.
Конспект «Рисование воском «Солнце» предназначен для занятий с детьми 5-7 лет, может быть полезен для педагогов дополнительного образования и учителей начальных классов. Конспект используется для проведения занятия в Школе раннего развития «Росток», тема соответствует учебно-тематическому плану к программе «Изобразительная деятельность».
Технологическая карта
Образовательная область: Изобразительная деятельность
Тема: Рисование воском «Солнце»
Образовательная программа: «Изобразительная деятельность» (комплексная программа «Школа раннего развития «Росток»)
Форма занятия: групповое занятие-практикум
Продолжительность: 30 мин
Возрастная категория: дети в возрасте 5-7 лет.
Цель: ознакомление детей с техникой нетрадиционного рисования с помощью воска (свечи).
Задачи:
Образовательные:
- научить детей работать с воском;
- заполнять большое пространство толстой кистью;
Развивающие:
- развивать у детей речевую активность;
- содействие развитию образного мышления, самостоятельности в работе;
- концентрировать внимание;
Воспитательные:
- воспитывает аккуратность, дружелюбие;
- стремление к достижению результата
Материалы и оборудование
- воск (кусочек после свечи);
- акварельные краски;
- альбомный лист;
- кисть акварельная №8;
- емкость с водой;
- клеенка
Наглядный материал
- рисунок солнца;
- готовый вариант работы
- анимация солнца на ПК
Этап | Время | Педагогический инструментарий | Содержание педагогического взаимодействия | Прогнозируемый результат | Учебно-методическое обеспечение | |||
Деятельность педагога | Деятельность детей/родителей | |||||||
Подготовительный | 4мин | Организационный Приветствие (Организация рабочего места, готовность детей к работе Повторение правил работы с акварелью) | Организация начала занятия, создания настроя на учебную деятельность и активизацию внимания | Настроится на дальнейшую работу | Восприятие и самооценка, оценочная деятельность педагога. Положительный настрой детей на работу | Правила работы с красками и кистью | ||
Основной | 4 мин | Открытие детьми нового знания | Беседа по теме занятия. -Нахождение темы: отгадывание загадки. -Какой геометрическая фигура лежит в основе солнца? -Какие круглые предметы вы еще знаете? Демонстрирование работы. | - Отгадывание загадки, пояснение ответа. -Ответы детей на поставленные вопросы. | Совместная деятельность, беседа | Загадка по теме | ||
Практическое выполнение | 7 мин | Применение нового знания на практике, обеспечить мотивацию детей | Поэтапное рисование | Дети рисуют элементы повторяя за педагогом | Поэтапное выполнение работы (совместно с педагогом) | Демонстративный материал готовой работы. Правила работы с акварелью и кистью | ||
Физ. минутка | 3 мин | Разминка рук и пальчиков | показ упражнения | Дети повторяют за педагогом | Отвлечься от работы. Активизировать детей на дальнейшую работу | | ||
Практическое выполнение | 7 мин | Применение нового знания на практике, обеспечить мотивацию детей | Поэтапное рисование (правила работы с акварелью) | Дети рисуют элементы повторяя за педагогом | Поэтапное выполнение работы (совместно с педагогом) | Правила работы с акварелью и кистью | ||
Заключительный (Рефлексия) | 5 мин | Соотнесение поставленных задач с достигнутыми результатами. Мотивация своей деятельности, взаимодействие с детьми. | Подведение итогов работы. Оценка деятельности детей. | Дети делятся полученным впечатлением, рассказывают, чем остались довольны, что понравилос, а что было трудным | Эмоциональный отклик детей | Рефлексия |
Ход занятия
1.Вводная часть (орг.момент):
Здравствуйте, ребята! Скажите мне, пожалуйста, чем вы обычно любите рисовать? (красками, карандашами, фломастерами и др.)
Сегодня мы с вами попробуем рисовать необычным способом, с помощью воска.
Прежде, чем приступить к работе, давайте проверим рабочие места, все ли у вас есть (Организация рабочего места, готовность детей к работе) и повторим правила работы с красками и кисточками.
Правила работы с красками:
1. Работы выполнять за столом на клеенке;
2.Удобно и аккуратно расположить необходимые материалы;
3. Внимательно слушать задания педагога;
4. Во время работы на рабочем месте соблюдать чистоту;
5. Во время работы с красками необходимо быть аккуратными (не пачкать лицо, руки, одежду, стол и других детей);
6. Использовать кисть по назначению;
7. Нельзя размахивать кисточкой и грязными руками, не брать грязные руки в рот и не тереть ими глаза;
8. По завершению работы не оставлять кисть в воде;
9. Тщательно вымыть руки с мылом. [2]
Правила работы с кистью:
- правильно держи кисть между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным - не слишком близко к ворсу;
- аккуратно набирай краску на кисть;
- не сжимай сильно кисть;
- лишнюю краску с кисточки снимай о край емкости с водой;
- по завершению работы промой кисть
2.Основная часть.
Звучит песня «Улыбайся, солнышко! (В.Кузнецов) – первый куплет и припев. На экране анимация солнца.
Я очень люблю рисовать
Деревья и птиц, и зверят.
Мне нравится думать, мечтать
О будущей жизни ребят.
Припев.
Улыбайся, солнышко, нам почаще.
Улыбайся, солнышко, нам на счастье.
Улыбайся, улыбайся, улыбайся,
Солнце нам.
- А вы любите рисовать? (ответы детей) Сегодня мы будем рисовать… а впрочем, отгадайте загадку:
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все… (Солнце)
- Правильно! Это солнце. Сегодня мы с вами научимся рисовать солнце с помощью воска и акварельных красок.
- Кто-нибудь знает, что же такое солнце?
Солнце - самая близкая к нашей планете звезда! Это огромный огненный шар! Это источник жизни, тепла и света на нашей земле.
- А кто из вас мне скажет, какая геометрическая фигура лежит в основе солнца? (Ответы детей)
- Правильно, круг!
- Какие круглые предметы вы еще знаете, перечисление (колесо, апельсин, обруч и т. д)
- Теперь обратите внимание на доску (демонстрирование готовой работы)
- Сегодня и у вас должно получится вот такое солнце, у каждого свое, но, я уверена, у всех получится превосходное солнце!
3. Практическое выполнение работы.
- Прежде, чем приступить к работе, нужно немного потренироваться. Перед вами лист бумаги и карандаш, нужно нарисовать в центре листа круг (педагог показывает на доске: определяет центр, размеры круга, дети пробуют рисовать) Хорошо. Пора начинать рисовать.
- Обратите внимание, перед вами находится белый лист бумаги и кусочек воска. Давайте с вами нарисуем настоящее солнце! Возьмём кусочек воска и в центре листа нарисуем круг, старайтесь нарисовать ровный круг (когда вы его будете рисовать, то рисунка видно не будет, так как воск прозрачный и не виден на листе. Рисунок проявится тогда, когда вы его закрасите краскам).[3]
- Теперь мы с вами должны нашему солнышку нарисовать лучики, глазки и улыбку (рисуем)
- Первую часть работы мы с вами выполнили, теперь немножко разомнемся.
Физкультминутка
Мы сегодня рисовали, (Руки перед собой)
Наши пальчики устали (сгибание пальчиков)
Пусть немножко отдохнут,
Снова рисовать начнут.
Дружно локти мы согнем, (Сгибание в локтях)
Снова рисовать начнем. (Кисти рук погладили, встряхнули, размяли.)
Мы сегодня рисовали, (Руки перед собой)
Наши пальчики устали. (сгибание пальчиков)
Наши пальчики встряхнем,
Ручки к солнцу мы поднимем (поднимают руки вверх)
И рисовать опять начнем.
- Теперь берем в руки кисть, смочим ее водой и наберем желтый цвет
(помним, что акварель любит много воды)
- Водим по листку, сверху вниз заполняя цветом весь лист. Обратите внимание, на листе проявляется наше солнце, которое мы нарисовали воском.
3. Итог занятия
- Вы сегодня на занятии все хорошо поработали, но наше занятие подошло к концу.
- У всех получилось яркое весенние солнце, теперь мы это солнышко подарим своим родителям, чтобы они тоже смогли порадоваться и почувствовать тепло солнца.
Информационные источники.
Правила работы с красками // https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2016/04/19/pravila-raboty-s-kraskami (14.04.2020)
Рисуем с детьми свечой и акварелью на бумаге // https://gofunnykids.com/risuem-s-detmi-svechoj-i-akvarelyu-na-bumage-volshebnye-risunki/ (15.04.2020)
Приложение
Рис. 1. Материалы для работы
Рис. 2. Рисуем воском
Рис. 3. Заполняем весь лист краской
Рис. 4. Готовая работа «Солнце»
7