12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Анастасия Бойцова38

Управление образования г. Калуги

МБОУ ДО «Центр дополнительного образования детей «Радуга» г. Калуги









Методическая разработка



Многообразие эмоций

для детей 7-9 лет









Составитель:

педагог дополнительного образования

МБОУ ДО «ЦДОД «Радуга» г. Калуги

Бойцова Анастасия Юрьевна.



















Калуга, 2017



Аннотация


В данной работе отражен опыт работы по изучению эмоций человека младшими школьниками. Практический материал представлен на основе занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Эрудит» социально-педагогической направленности для детей 7-9 лет. Методическая разработка будет интересна педагогам-психологам, педагогам дополнительного образования, а также учителям начальных классов.


Пояснительная записка


Эмоции – это язык нашего внутреннего мира. Они сообщают нашему «Я» о том, какое значение, какую ценность лично для нас имеют те предметы или те отношения с другими людьми, которые в настоящий момент оказались в центре нашего внимания. Человек может не задумываться о том или ином происходящем событии, но возникшее эмоциональное переживание – гнев, радость, отвращение – сообщит ему об истинном отношении.

В наше время компьютерных и информационных технологий, когда с малых лет живое общение с людьми может заменяться электронной перепиской и другими видами опосредованной коммуникации, актуально не просто изучение эмоций, а понимание собственных чувств и эмоций, понимание эмоциональных состояний другого человека. «Овладение» этими эмоциями, в большей степени позволяет понять себя и построить эффективные межличностные отношения.

Актуальность.

Занятие входит в рамки ФГОС, т.к. проблемно-ценностное общение является актуальным видом внеурочной деятельности учащихся. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Эмоции – неотъемлемая часть формирования коммуникативных компетенций ребенка.

Новизна.

Новизна методической разработки заключается в том, что дети в процессе занятия не только знакомятся с видами эмоций, но и учатся их распознавать в игровой форме.

Цель методической разработки: представить опыт работы по формированию представлений об эмоциях у младших школьников.

Цель проводимого мероприятия. Расширить и закрепить знания младших школьников об эмоциональном состоянии человека.

Задачи методической разработки:

Изучить теоретический материал по теме эмоции;

Познакомить с приемами формирования умений и навыков распознавания эмоциональных состояний у детей и взрослых.

Привлечь внимание педагогов к этой теме.

Форма занятия: игровое занятие.

Методы обучения: поисково-эвристический, наглядный, практический, словесный.

Категория участников: младшие школьники 7-9 лет

Оборудование: ноутбук, раздаточный материал – карточки с изображением эмоций человека и описание к ним (Приложение 1), презентация на тему «Эмоции».

Предполагаемый результат:

- формирование у педагогов интереса к представленной теме;

- формирование представлений педагогов о приемах и методах формирования умений и навыков распознавания эмоций и развития эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста.


Дети научатся:

выражать свое эмоциональное состояние вербально, мимикой;

понимать и описывать словесно свои желания и чувства;

различать определённые эмоциональные состояния взрослых и детей, сравнивать эмоции.



Теоретическая часть

Определение эмоций

Эмоции и эмоциональные процессы довольно долго оставались неизученными, им не уделяли должного внимания, и в результате в этой области существуют пробелы. Исследователи этой области высказывают множество теорий происхождения и сущности эмоций. Но это множество имеет свой недостаток – нет единого и точного определения эмоций.

Эмоциями называют такие состояния, как страх, гнев, тоска, радость, любовь, надежда, грусть, отвращение, гордость и т. п. То общее, что есть между эмоциями, чувствами и влечениями, вызывает потребность в общем групповом названии. Каждый исследователь предлагает свое определение эмоций в силу своих взглядов.

Платон рассматривал эмоции, как один из трех существенных элементов человеческой души наряду с разумом и телесными влечениями.

Аристотель рассуждал о базовых биологических тенденциях в эмоциональном опыте и, анализируя отношения между представлениями и эмоциями, предвосхитил современные идеи. Эмоциональный опыт и аффективные состояния интересовали не только древних философов, они вызывают интерес и у современных ученых.

Исследователь эмоций Роберт Плутчик полагает, что в основе современных исследований эмоций лежат четыре традиции, возникшие в конце девятнадцатого – начале двадцатого века. Каждая из этих традиций предвосхитила один из аспектов современных исследований.

Чарльз Дарвин утвердил эволюционные подходы к изучению эмоций. Он описал многочисленные сходства между выражением эмоций людьми и животными. Основываясь на этих данных, он заключил, что выражение эмоций отражает врожденные биологические механизмы, эволюционировавшие посредством естественного отбора.

Также необходимо отметить вклад Силвана Томкинса в исследования эмоций. Он рассматривал эмоции, как врожденные механизмы, мотивирующие различные формы действий.

По своим характеристикам эмоции делятся на: позитивные и негативные.

Позитивные эмоции и чувства – содержащие позитив и соответственно оцениваемые, негативные эмоции – содержащие негатив и отрицательно оцениваемые.

Управляемые и не подвластные контролю. Диапазон управляемости эмоций огромен. Эмоции, развившиеся до состояния аффекта - неуправляемы, большинство эмоциональных акций - управляемы и взрослыми, и детьми.

Классификация по Н.Гроту.

Классификация Грота предлагает группировать эмоции, опираясь на два ключевых душевных состояния − пессимизм и оптимизм.

Ученый считал, что пессимизм и оптимизм характеризуются преобладанием неприятных или приятных чувств и соответствующим им строем мышления. Грот высказывал точку зрения, согласно которой, пессимистическое и оптимистическое настроения способны только снижать энергию деятельности личности. Пессимисты достигают этого результата, рисуя безнадежно мрачную картину своего будущего, а оптимисты ослабляют своей самоуверенностью и надеждой на внешние силы. Человек, находящийся во власти пессимистического или оптимистического настроения испытывает трудность в признании того «что есть, чего хотеть и ради чего действовать».

Классификация эмоций по В. Вундту.

Классификация, предложенная В. Вундтом, предлагает определять эмоции в системе трех осей:

Удовольствие-неудовольствие (положительные - отрицательные эмоции);

Напряжение-разряжение (напряжение - покой);

Возбуждение-торможение (энергия - вялость). [3]


Виды эмоций

Эмоция, как радуга, может быть абсолютно разной, и нет предела «тональности» ее проявления. Но все же можно выделить основныевиды эмоций. Самые распространенныевиды эмоцийэто радость и гнев, печаль и страх, отвращение и удивление.

Основныевиды эмоцийчеловека определяют, прежде всего, по выражению лица и поведению человека. Очень точно по человеку определить во всех тонкостях, какую именно эмоцию он переживает практически невозможно, можно только «попасть в диапазон» вида эмоции. Например, можно определить, что человек испытывает радость, но в какой мере – неизвестно, возможна эта радость с оттенком надежды или умиления, а может там еще более запутанный коктейль.

Условно эмоции можно поделить на: положительные, нейтральные и отрицательные.

К положительным эмоциям принадлежат:

удовольствие,

восторг,

радость,

уверенность,

симпатия,

любовь,

нежность,

блаженство.

К негативным эмоциям принадлежат:

злость,

горе,

тревога,

тоска,

страх,

отчаянье,

гнев.

Нейтральными можно назвать:

любопытство,

изумление,

безразличие. [6]

Функции и роль эмоций.

В системе современных психологических знаний выделяют следующие функции эмоций:

сигнальная – возникающие чувства и эмоции служат показателем удовлетворенности тех или иных потребностей человека;

приспособительная – помогает своевременно реагировать на возникающие ситуации, воздействие внешних и внутренних факторов;

оценочная – служит для более эффективного ориентирования индивида в окружающем мире, оценивает желательность или нежелательность явлений и предметов;

коммуникативная – обеспечивает взаимодействие, общение людей;

регуляторная – влияет на поведение человека, согласно оценки сложившейся ситуации, условий;

мотивирующая – побуждает к определенным действиям, основывается на воздействии факторов внешней среды;

стабилизирующая – держит человека в комфортных рамках существования, обезопасив от разрушительного характера крайних проявлений какого-то явления.

Функции эмоций могут классифицироваться и согласно другим основным параметрам, но большинство специалистов все же склоняется к вышеуказанным. Впрочем, иногда те или иные функции эмоций у разных психологов могут отличаться названиями, более детально структурироваться или же объединяться в одну.

Функции эмоций играют очень важную роль для любого человека. Точнее, более правильным будет сказать, что роль эмоций – это создание из механического, побуждаемого инстинктами и потребностями существа, чего-то большего. Так на свет появляется человек. Эмоции занимают важную нишу и в жизни животных, но прослеживаются не так явно. Еще Чарльз Дарвин отмечал, что именно эмоциональное отношение к тем или иным факторам служит необходимой для эволюции способностью. Она позволяет понять и осознать влияние позитивных и негативных факторов воздействия, указывает вектор движения в развитии, совершенствовании, помогает выжить в ряде опасных случаев. Роль эмоций в жизни человека переоценить сложно. Они не только делают нас людьми в самом широком понимании слова, но и позволяют жить, идти по пути самосовершенствования. В то же самое время ведется длительный спор ученых об их полезности. Ведь вся суть в том, что роль эмоций в жизни человека не сводится только к положительным переживаниям и т.д. Как считает большинство исследователей, отрицательные эмоции намного полезнее организму. Они сигнализируют, что достигнут некий предел границ нормального функционирования, что покинута комфортная зона и есть риск здоровью человека. Поэтому люди так быстро привыкают к хорошему. В природе не обязательно постоянное поддержание радости, мол, все складывается отлично, так держать. А вот роль эмоций негативного характера намного значимее - они сохраняются до момента устранения первопричины дискомфорта или опасности. [5]

Методы развития эмоциональной сферы

Ролевые игры.

Ролевая гимнастика, включающая ролевые действия и ролевые образы, и психодрама, которые основываются на понимании социальной роли человека в обществе. К основным нарушениям ролевого развития у детей обычно относят ролевую ригидность — неумение переходить из роли в роль, ролевую аморфность — неумение принимать любую роль, отсутствие ролевой креативности — неумение продуцировать новые образы, принятие патологических ролей.

Психогимнастические игры.

Основываются на теоретических положениях социально-психологического тренинга. В этих играх формируется:принятие своего имени;принятие своих качеств характера;принятие своего прошлого, настоящего, будущего.

Коммуникативные игры:

игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и обеспечивать другого вербальными и невербальными «поглаживаниями»;

игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения;

игры, обучающие умению сотрудничать.

Игры и задания:

направленные наразвитие произвольности;

осознание таких понятий, как «хозяин своих чувств» и «сила воли».

Игры:

направленные наразвитие воображения;

вербальные игры;

невербальные игры;

«мысленные картинки».

Задания с использованием «терапевтических» метафор.

Систематическое предъявление детям метафор приводит к усвоению ими основной идеи метафоры: «каждый человек способен изменить ситуацию», «безвыходных ситуаций не бывает», тем самым у ребенка формируется «механизм самопомощи».

Релаксационные методы.

Использование упражнений, основанных на методе активной нервно-мышечной релаксации Э. Джекобсона, дыхательные техники, визуально- кинестетические техники.

Эмоционально-символические методы.

Эта группа методов базируется на представлении К. Юнга и его последователей о том, что формирование символов отражает стремление психики к развитию и превращение символов или образцов фантазии в осязаемые факты с помощью рисования, сочинения рассказов и стихов, лепки способствует личной интеграции. Можно использовать две основные модификации эмоционально-символических методов, предложенных Дж. Алланом:

групповое обсуждение различных чувств:радости, обиды, гнева, страха, печали, интереса.Как необходимый этап для обсуждения используются детские рисунки, выполненные на темы чувств. При этом на стадии рисования иногда исследуются и обсуждаются чувства и мысли, которые не удается раскрыть в процессе вербального общения;

направленное рисование, т. е. рисование на определенные темы. [3]


Актуальность развития эмоциональной сферы у детей

Младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка от 6 до 10 лет. Это годы обучения ребенка в начальной школе. В это время происходит интенсивное биологическое развитие детского организма. Сдвиги, происходящие в этот период, - это изменения в центральной нервной системе, в развитии костной и мышечной системы, а также деятельности внутренних органов.

Значительные перемены, вызванные ходом общего развития младшего школьника, изменения его образа жизни, некоторых целей, возникающих перед ним, приводят к тому, что становится иной его эмоциональная жизнь. Появляются новые переживания, возникают новые, привлекающие к себе задачи и цели, рождается новое, эмоциональное отношение к ряду явлений и сторон действительности, которые оставляли дошкольника совершенно безразличным.

Первой особенностью эмоциональной сферы младшего школьника, особенно первоклассника, является свойство бурно реагировать на отдельные и задевающие его явления. Маленький школьник бурно реагирует на многое, что его окружает. Каждое явление, в какой-то мере затронувшее его, вызывает резко выраженный эмоциональный отклик.

Второй особенностью эмоциональной сферы становится большая сдержанность в выражении своих эмоций - недовольство, раздражение, зависть, когда находится в коллективе класса, так как несдержанность в проявлении чувств вызывает тут же замечание, подвергается обсуждению и осуждению. Это не значит, что младший школьник уже хорошо владеет своим поведением - подавляет выражение тех или других неодобряемых окружающими чувств. Он достаточно ярко проявляет страх, недовольство, обиду, гнев, хотя и старается их подавить. Все эти эмоции отчетливо проявляются в его поведении во время столкновений со сверстниками.

Способность владеть своими чувствами становится лучше год от года. Свой гнев и раздражение младший школьник проявляет не столько в моторной форме - лезет драться, вырывает из рук и т.д., сколько в словесной форме ругается, дразнит, грубит; появляются оттенки, которые не наблюдаются у дошкольников, например, в выражении лица и интонациях речи - ирония, насмешка, сомнение и т.д.

Третья особенность - это развитие выразительности эмоций младшего школьника (большее богатство оттенков интонаций в речи, развитие мимики).

Четвертая особенность связана с ростом понимания младшим школьником чувств других людей и способности сопереживания с эмоциональными состояниями сверстников и взрослых. Однако в уровне такого эмоционального понимания наблюдается отчетливая разница между первоклассниками и третьеклассниками и особенно четвероклассниками.

Пятой особенностью эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста является их впечатлительность, их эмоциональная отзывчивость на все яркое, крупное, красочное. Монотонные, скучные уроки быстро снижают познавательный интерес первоклассника, ведут к появлению отрицательного эмоционального отношения к учению.

Шестая особенность связана с интенсивно формирующимися моральными чувствами у ребенка: чувство товарищества, ответственности за класс, сочувствие к горю окружающих, негодование при несправедливости и т.д. При этом они формируются под влиянием конкретных воздействий, увиденного примера и собственного действия при выполнении поручения, впечатления от слов учителя. Но важно помнить о том, что когда младший школьник узнает о нормах поведения, то он воспринимает слова воспитателя лишь тогда, когда они эмоционально его задевают, когда он непосредственно чувствует необходимость поступить так, а не иначе.

В младшем школьном возрасте нравственные чувства характеризуются тем, что ребенок не всегда достаточно отчетливо осознает и понимает нравственный принцип, по которому следует действовать, но вместе с тем его непосредственное переживание подсказывает ему, что является хорошим, а что плохим. Поэтому-то, совершая недозволенные поступки, он испытывает обычно переживания стыда, раскаяния и иногда страха. То есть за период младшего школьного возраста происходят серьезные сдвиги в интересах ребенка, в его доминирующих чувствах, в объектах, которые его занимают и волнуют. [1]





Занятия проводятся с детьми младшего школьного возраста, посещающие объединение «Эрудит» (10-15 чел.). Занятие рассчитано на 45 минут.

Цель: расширить и закрепить знания младших школьников об эмоциональном состоянии человека.

Задачи:

Образовательные:

Ввести понятие «эмоции»;

Расширить представление детей о положительных и отрицательных эмоциях, способах их выражения.

Развивающие:

Развить коммуникативные навыки;

Развить умение классифицировать эмоции;

Развить умение анализировать свое эмоциональное состояние.

Воспитательные:

Воспитать нравственные качества;

Воспитать чувство гуманности и уважения друг к другу.

Виды и формы занятия:

Занятие ознакомления с новым материалом (беседа);

Занятие применения новых знаний на практике (игра).

Оборудование: ноутбук, раздаточный материал – карточки с изображением эмоций человека и описание к ним, презентация на тему «Эмоции».

Форма деятельности: беседа, игра, просмотр презентации, упражнения.

Способы организации деятельности педагога и учащихся: фронтальный, парный, коллективный.

Средства обучения: вербальные, печатные, экранные.


Дидактическая структура урока (основные этапы урока) включает в себя следующие дидактические задачи:

Мотивация и стимулирование деятельности учащихся, целевая установка, активация необходимых знаний.

Формирование новых понятий и способов действий.

Применение понятий и способов действий.

Рефлексия


План проведения занятия


Вводный этап занятия.

Формулирование темы занятия и учебной проблемы учащимися совместно с педагогом. Объяснение темы эмоции. Введение понятия «Эмоции». Показ презентации. Обсуждение нового материала.

Основной этап занятия.

Проведение занятия. Игровое занятие «Покажи эмоцию», «Угадай эмоцию по описанию» с помощью раздаточного материала.

Завершающий этап.

Обсуждение с детьми пройденного материала. Оценка эффективности занятия, коррекция занятия.


Методические рекомендации на подготовительный период


Перед проведением занятия необходимо изучить теоретическую литературу по теме. Для придания наглядности теоретическому материалу нужно использовать

электронную презентацию на тему «Эмоции», карточки с изображением эмоций и описанием к ним. Занятие рекомендуется проводить в классном помещении с партами, чтобы было возможно подключить технику для просмотра презентации.



Сценарный план занятия

- Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами пройдем новую тему, которая называется «Эмоции человека». А начнем мы наше занятие с физкультминутки.

«Мартышки» (дети повторяют все то, о чем говорится в стихотворении)

Мы - веселые мартышки,

Мы играем громко слишком.

Все ногами топаем,

Все руками хлопаем,

Надуваем щечки,

Скачем на носочках.

Дружно прыгнем к потолку,

Пальчик поднесем к виску.

И друг другу даже

Язычки покажем!

Шире рот откроем,

Гримасы все состроим.

Как скажу я слово три,

Все с гримасами замри.

Раз, два, три!

[4]


- Вам понравилась физкультминутка?

Ответы детей

- А сейчас мы вернемся к нашей теме. Как вы думаете, что такое эмоции? Какие эмоции вы переживаете чаще всего?

Ответы детей

- Я приготовила для вас презентацию, посвященную нашей теме.

Показ презентации с объяснениями каждого слайда.

- Сейчас мы с вами поиграем. Перед вами лежат карточки с семью видами эмоций. Ваша задача выбрать любую понравившуюся вам карточку и попробовать изобразить эмоцию, которая показана на ней.

Работа с карточками.

- Ребята, скажите, какую эмоцию вам было легче всего показывать? А какую сложнее всего?

Ответы детей

- А теперь мы попробуем другой вид работы с карточками. Как вы заметили, помимо изображения эмоции на карточке есть еще описание данной эмоции. Теперь ваша задача состоит в том, чтобы прочитать описание эмоции, а остальные участники попробуют разгадать эту эмоцию.

Работа с карточками.

-Какую эмоцию было сложнее угадать по словесному описанию? А какую легко?

Ответы детей.

- В завершении нашего занятия мы с вами повторим физкультминутку про мартышку.

Физкультминутка

- Сегодня мы с вами прошли новую тему «Эмоции». Давайте повторим, что такое эмоции? Какие эмоции бывают положительными? Отрицательными? Какие эмоции вы проявляете каждый день? Как вы думаете, нужно ли сдерживать свои эмоции? Если да, то какие?

Ответы детей.

- А напоследок давайте изобразим свои эмоции от нашего занятия в виде смайлика.

На стенде каждый ребенок рисует свой смайлик и подписывает его.

- Спасибо за занятие. До следующей встречи.



Методические советы.

Для успешного проведения занятия с детьми желательно провести физкультминутки для поддержания эмоционального настроя, снятия усталости после основных уроков и совершенствовании общей моторики.

После каждого упражнения необходимо проводить рефлексию для отслеживания динамики занятия.





Список литературы:

Гозман, Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – М.: Просвещение, 2005. – 254 с.

http://infopedia.su/3x73b3.html

http://wiki.iteach.ru

http://www.kindergenii.ru/

http://medvesti.com/psychology/emotions/1476-funkcii-i-rol-emociy.html

http://mybiblioteka.su/tom2/6-23202.html

Приложение 1

t1652976673aa.jpgt1652976673ab.jpgt1652976673ac.jpgt1652976673ad.jpgt1652976673ae.jpgt1652976673af.jpgt1652976673ag.jpg

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.