Разработка урока по биологии для 5 класса «Значение растений в природе и жизни человека»
Разработка урока для 5 класса к УМК Сонин НИ (прилагается фрагмент рабочей тетради, презентация, дополнительные материалы, технологическая карта к уроку)
фрагмент рабочей тетради и фото растений
ZIP / 6.8 Мб
презентация к уроку
PPTX / 17.71 Мб
технологическая карта урока
DOCX / 20.8 Мб
УМК: Сонин Н.И.Биология. Введение в биологию (линейный курс).
Класс: 5а класс
Учитель: Хохлова И.А.
Тема: Значение растений в природе и жизни человека.
Дидактическая цель: формирование представлений о значение растений в природе и жизни человекав процессе работы с презентацией, учебником, дополнительными источниками ирабочей тетрадью.
Цели урока (для учащихся):
образовательная:дать определение «дикорастущие растения», «культурные астения»; привести примеры дикорастущих и культурных растений; распределять растенияпо группам; назвать роль растений в природе и жизни человека.
развивающая:осуществить поиск необходимой информации, проводить анализ текста и формулировать выводы; проводить классификацию.
воспитательная: осознать, что необходимо ответственно и бережно относиться к растениям.
Технология урока: интерактивная.
Метод проведения: диалоговое общение, комплексное взаимодействие ЗУН на уровне мышления, воспроизведения, восприятия.
Элементы основного содержания:дикорастущие растения, культурные растения; основные группы растений(пищевые, декоративные, технические, лекарственные).
Требования к планируемым результатам:
- Предметные результаты:
ученик должен
иметь представление о дикорастущих и культурных растениях;
знать названия растений, относящихся дикорастущим и культурным растениям;
уметь объяснять значение растений в природе и жизни человека; определять принадлежность растений к одному из отделов; приводить примеры дикорастущих и культурных растений; различать на фото различные группы растений.
- Метапредметные результаты:
- регулятивные: уметь определять цель и ставить задачи, необходимые для ее достижения; владение навыками контроля и оценки своей деятельности.
- познавательные: использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи, выделять главное, давать определения понятиям; проводить сравнение биологических объектов, выделять их существенные признаки, систематизировать и обобщать разные виды информации, проводить простейшую квалификацию растений, узнавать изучаемые объекты на фото.
- коммуникативные: уметь слушать учителя и отвечать на познавательные задания; уметь обмениваться мнениями в паре, слушать друг друга, сравнивать разные точки зрения, участвовать в совместной деятельности.
Личностные результаты: умение соблюдать дисциплину на уроке, удовлетворение потребности в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников; приобретение целенаправленной познавательной деятельности.
Междисциплинарные связи: окружающий мир, мировая художественная культура, русский язык, дизайн, фармацевтика, сельское хозяйство, легкая промышленность,экология.
Внутри дисциплинарные связи: ботаника, селекция.
Информационно методическое обеспечение:учебник, рабочие тетради, презентация, набор открыток, коробочки из-под лекарственных растений, фотографии растений; красная книга растений Забайкальского края, коллекция каучука, набор ткани (лен и хлопок), изделия из хлопка, льна, подсолнечника, гевеи, пшеницы; и прочие материалы для выставки.
Организация деятельности учащихся: выполняют познавательные задания, проводят классификацию растений,отрабатывают новые понятия; работают с презентацией ирабочей тетрадью, дополнительными источниками информации.
Приемы деятельности учителя: диалоговое общение, познавательные задания в рабочей тетради и презентации, совместная деятельность.
Измерители: познавательные задания, тесты.
Критерии оценки выполнения заданий:
- дали определения ключевым понятиям; назвали группы растений; привели примеры культурных и дикорастущих растений; распределили по растения группам; распознали растения на картинках и фотографиях; подведены итоги урока (эмоциональная рефлексия).
Физкультминутки нет, так как дети по ходу урока на определённых этапах находятся в движении.
Особенности подготовки к уроку:
- Заранее выдать темы сообщения детям.
- Организовать сбор демонстрационного материала, необходимого для сопровождения выступления с сообщениями (дети приносят из дома изделия из хлопка (полотенце), шайбу, крупы и тп).
- Перед началом урока разложить на парты фото растений; на демонстрационном столе оформить выставку изделий и коллекции; вконце кабинета на большом столе разложить раздаточный материал (фото растений и коробочки из-под лекарственных растений).
Действия учителя |
Действия учащихся |
Результаты / УУД |
|
Организационныймомент |
Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, отметка отсутствующих. Цель: эмоциональный настрой на урок, развитие произвольности, самостоятельности. Слайд 1.
|
Готовят рабочее место, внимательно слушают учителя. |
Личностные результаты: уметь соблюдать дисциплину на уроке |
Мотивация к обучению, формулирование темы урока
определение целей урока. |
Слайд 2 Просит сформулировать тему урока, с помощью цитаты Владимира Ивановича Вернадского и мечты Ивана Владимирович Мичурина
|
Слушают цитату И.В. Вернадского, и мечты И.В. Мичурина Приходят к выводу, что речь пойдет о роли, пользе, значении растений и формулируют тему урока «Значение растений в природе» |
Коммуникативные УУД: аргументировать свою точку зрения.
Личностные результаты: значимость изучаемого материала. |
Слайд 3. Просит, используя номера заданий в рабочей тетради поставить цели урока (смотри приложение)
|
Открывают РТ с.54 и ставят цели урока.
|
Регулятивные УУД: уметь определять цель и ставить задачи, необходимые для ее достижения.
Личностные результаты: приобретение целенаправленной познавательной деятельности |
|
Слайд 4.Оценивание (дублируется надпись на доске)
|
По ходу урока на полях оценивают свою работу!!! Алгоритм оценивания дети знают, учитывая при этом как выполнял задание: сам, при помощи одноклассника, или только при проверке понимал, как правильно его сделать (отработано на предыдущих уроках) |
Личностные результаты: удовлетворение потребности в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.
Регулятивные УУД: Владение навыками контроля и оценки своей деятельности. |
|
Актуализация знаний |
7.Слайд 5. Выполните задание в РТ №128.
Просит пронумеровать и назвать изображённые растения, сделать соответствующие подписи; Проверка
Теперь необходимо установить соответствие, вписав на против названий отделов номера цифр тех растений, которые относятся к данным отделам. Проверка. Обращает внимание на группу растений, выделенных красным и синим контуром, просит объяснить на какие две группы делятся растения и по какому признаку, вы провели данную классификацию; Проверка Просит назвать органы растений, изображения которых появляются на картинках.
|
Выполняют задание в РТ №128:
Нумеруют и подписывают названия растений; Проверяют.
Устанавливают соответствие между изображенными растениями и их отделами; Проверяют Проводят классификацию растений на низшие и высшие, выделяют признаки по которому проводили классификацию (наличие или отсутствие органов); Проверяют Называют органы растений (опираясь на картинки). |
Предметные результаты: определять принадлежность растений к одному из отделов. Метапредметные результаты: проводить простейшую классификацию растений. Личностные результаты: контроль и коррекция знаний. |
4. Комплексное взаимодействие ЗУН на уровне мышления, воспроизведения, восприятия.
|
Слайд 6 Просит выполнить задание №122 и дать определения «дикорастущие растения» и «культурные растения».
Слайд 7. Составляют и называю определение «культурные растения».
(на столе у ребят перед началом урока разложены фото растений) Встаньте те, кто у кого на столе лежат картинки изображением дикорастущих растений. Назовите их. Встаньте те, кто у кого на столе лежат картинки изображением культурных растений. Назовите их.
Запиши те по 3-4 примера дикорастущих и культурных растений в тетрадь
По ходу урока может возникнуть проблема, некоторые растения дети могут отнести к диким. Поэтому важно подчеркнуть, что дикие растения превращали в культурные, и в то же время культурные растения при ненадлежащем уходе, могут быстро «одичать»! |
Выполняют задание №122 Устно осуществляют подбор слов для постановки определения (всем классом)
Подводят итог, называют определение. Проверяют. Подводят итог, называют определение. Проверяют.
Встают и приводят примеры дикорастущих и культурных растений.
Продолжают работать в рабочих тетрадях |
Регулятивные УУД: владение навыками контроля и оценки своей деятельности. Познавательные УУД: Коммуникативные УУД: Уметь слушать учителя, слушать друг друга, аргументировать свою точку зрения, участвовать в совместной деятельности. Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке. Предметные результаты: иметь представление о дикорастущих и культурных растениях; знать названия растений, относящихся к дикорастущим и культурным растениям; приводить примеры; уметь различать на фото различные группы растений. Познавательные УУД: уметь работать с познавательными заданиями, рабочими тетрадями выделять главное, давать определения понятиям. |
Слайды 8,9. С помощью иллюстраций дать названия культурных растений и определить к какой группе их можно отнести и почему.
|
Рассматривают иллюстрации и предполагают, название групп изображенных растений |
Коммуникативные УУД: слушать друг друга, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения. Предметные результаты: иметь представления о различных группах культурных растений. |
|
Слайд 10-14. (проверка домашнего задания!!!) Послушаем сообщения
Слайд 15. Сделайте вывод, что общего между представленными в сообщениях растениях.
Просит дать название данной группе растений!
Слайд 16. Просит выполнить задание №125 – работая в парах.
Первую колонку заполняют под руководством учителя.
Самостоятельная работа 3 мин. Проверка заполнения таблицы. |
Выступают с сообщениями о: льне, хлопке, пшенице, подсолнечнике, гевеи.
В ходе выступления демонстрируют коллекции и изделия из данных растений.
Делают вывод: что из данных растений делают различные изделия или получают сырье для производства.
Размышляют и называют технические!
Заполняют таблицу Вписывают названия групп культурных растений. Самостоятельно работая в паре, подбирают примеры растений и как использует их человек. Проверяют.
|
||
Слайд 17. Просит выполнить задание №124.
Для начала нужно сделать подписи названия изображенных растений (вместе).
А теперь выполните задание самостоятельно без помощи одноклассников Обведите растения, которые относятся к техническим 1 мин. Проверка Просит объяснить, почему они обвели эти растения и сформулировать вывод.
Иллюстрация данных продуктов
|
Выполняют задание №124. Называют названия растений (если не знают, учитель называет сам) и делают подписи.
Обводят растения, которые относятся к техническим.
Проверяют Объясняют, подчеркивают, что из данных растений изготавливают сырье для промышленности и что именно потом производят из данного сырья.
Делают вывод: из данных растений изготавливают сырье для промышленности и что именно потом производят из данного сырья.
|
Предметные результаты Уметь: объяснять значение растений в жизни человека. Познавательные УУД: уметь работать с текстом, выделять главное. Коммуникативные УУД: уметь обмениваться мнениями в паре, слушать друг друга, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения. Личностные результаты: приобретение целенаправленной познавательной деятельности, направленной на изучение животных. |
|
|
Слайд 18 Просит выполнить задание № 126.
Для этого сначала демонстрирует как выполнить данное задание. Организует работу в микрогруппах. Просит выйти в конец класса к столу и воспользоваться дополнительными источниками информации (открытки с лекарственными растениями и коробочки из-под лекарственных растений).
|
Слушают инструкцию как выполнить данное задание.
Смотрят как нужно заполнить таблицу.
Выходят в конец класса и с помощью дополнительных источников информации заполняют таблицу.
Работают в микро-группах. Образец:
|
Познавательные УУД: Использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; умение заполнять таблицу. Коммуникативные УУД: участвовать в совместной деятельности. Личностные результаты: Умение соблюдать дисциплину на уроке. |
Закрепление материала |
14.Слайд 19. Просит приступить к выполнению задания №127
Алгоритм действий: по картинкам определить значение растений в жизни человека. Проверка.
Слайд 17
Просит вспомнить тему урока и подумать, о чем мы еще не беседовали?
Проводит беседу, о значении растений в природе.
Демонстрация Красной книги Забайкальского края
Просит ответить на вопрос №123 «Какова роль зелёных растений на Земле?».
|
Выполняют задание №127. Отвечают по одному, Заполняют схему. Проверяют
Рассуждают, что не беседовали о значение растений в природе. Рассматривают иллюстрации и делают выводы о значении растений в природе.
Выполняют задание № 123.
Отвечают на вопрос «они обеспечивают другие живые организмы кислородом и необходимыми им питательными веществами». |
Познавательные УУД: умение дополнять схему. Личностные результаты: понимание необходимости ответственного, бережного отношения к растениям |
Итоги урока |
Подведем итоги урока. Продолжите предложение: «Сегодня на уроке мы еще раз убедились в том, что….» |
Итоги по уроку «… растения играют очень важную роль в нашей жизни и поэтому их нужно беречь и охранять, для этого люди создают заповедники и выпускают красную книгу, куда заносятся редкие и исчезающие растения» |
Личностные: осознают, что необходимоответственно и бережноотноситься к растениям. |
Домашнее задание
|
Слайд 22.Запишем домашнее задание (на выбор)
№ 129. Составить свод правил «Как нужно вести себя в лесу», подумать специальные знаки и заполнить таблицу. №130. Приготовить сообщение о растениях из Красной книги (воспользоваться вкладышем в РТ и красной книгой). №131. Вставить пропущенные буквы |
Записывают домашнее задание в дневник (на выбор) |
Регулятивные УУД: ответственное отношение к выполнению полученных заданий.
Предметные: уметь объяснять значение растений в природе и жизни человека. |
Рефлексия |
Всем ли понравился наш урок? Нарисуйте смайлик, который отражает ваше эмоциональное состояние по работе на уроке!
|
Выражают свое эмоциональное отношение уроку, рисуют смайлик на полях внизу рабочей тетради
Подсчитайте заработанные баллы и выставите себе отметку |
Личностный результат: удовлетворяют потребности в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. |
Буньков Андрей Владимирович
Хохлова Инна Анатольевна