12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Хохлова Инна Анатольевна1538
Работаю в МОУ СОШ с.Новая Кука в Забайкальском крае с 2000г. Закончила ЗабГПУ им.Н.Г.Чернышевского, получила специальность учитель биологии и географии. Преподаю биологию в родной школе в 5_11 классах.
Россия, Забайкальский край, Чита

Разработка урока для 5 класса к УМК Сонин НИ (прилагается фрагмент рабочей тетради, презентация, дополнительные материалы, технологическая карта к уроку)
фрагмент рабочей тетради и фото растений
ZIP / 6.8 Мб

презентация к уроку
PPTX / 17.71 Мб

технологическая карта урока
DOCX / 20.8 Мб

УМК: Сонин Н.И.Биология. Введение в биологию (линейный курс).

Класс: 5а класс

Учитель: Хохлова И.А.

Тема: Значение растений в природе и жизни человека.

Дидактическая цель: формирование представлений о значение растений в природе и жизни человекав процессе работы с презентацией, учебником, дополнительными источниками ирабочей тетрадью.

Цели урока (для учащихся):

        образовательная:дать определение «дикорастущие растения», «культурные астения»; привести примеры дикорастущих и культурных растений; распределять растенияпо группам; назвать роль растений в природе и жизни человека.

        развивающая:осуществить поиск необходимой информации, проводить анализ текста и формулировать выводы; проводить классификацию.

     воспитательная: осознать, что необходимо ответственно и бережно относиться к растениям.

Технология урока: интерактивная.

        Метод проведения: диалоговое общение, комплексное взаимодействие ЗУН на уровне мышления, воспроизведения, восприятия.

        Элементы основного содержания:дикорастущие растения, культурные растения; основные группы растений(пищевые, декоративные, технические, лекарственные).

Требования к планируемым результатам:

  1.  Предметные результаты:

ученик должен

иметь представление о дикорастущих и культурных растениях;

знать названия растений, относящихся дикорастущим и культурным растениям;

уметь объяснять значение растений в природе и жизни человека; определять принадлежность растений к одному из отделов; приводить примеры дикорастущих и культурных растений; различать на фото различные группы растений.

  1.  Метапредметные результаты:

- регулятивные: уметь определять цель и ставить задачи, необходимые для ее достижения; владение навыками контроля и оценки своей деятельности.

 - познавательные: использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи, выделять главное, давать определения понятиям; проводить сравнение биологических объектов, выделять их существенные признаки, систематизировать и обобщать разные виды информации, проводить простейшую квалификацию растений, узнавать изучаемые объекты на фото.

- коммуникативные: уметь слушать учителя и отвечать на познавательные задания; уметь обмениваться мнениями в паре, слушать друг друга, сравнивать разные точки зрения, участвовать в совместной деятельности.

Личностные результаты: умение соблюдать дисциплину на уроке, удовлетворение потребности в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников; приобретение целенаправленной познавательной деятельности.

Междисциплинарные связи: окружающий мир, мировая художественная культура, русский язык, дизайн, фармацевтика, сельское хозяйство, легкая промышленность,экология.

Внутри дисциплинарные связи: ботаника, селекция.

Информационно методическое обеспечение:учебник, рабочие тетради, презентация, набор открыток, коробочки из-под лекарственных растений, фотографии растений; красная книга растений Забайкальского края, коллекция каучука, набор ткани (лен и хлопок), изделия из хлопка, льна, подсолнечника, гевеи, пшеницы;  и прочие материалы для выставки.

Организация деятельности учащихся: выполняют познавательные задания, проводят классификацию растений,отрабатывают новые понятия; работают с презентацией ирабочей тетрадью, дополнительными источниками информации.

Приемы деятельности учителя: диалоговое общение, познавательные задания в рабочей тетради и презентации, совместная деятельность.

Измерители: познавательные задания, тесты.

Критерии оценки выполнения заданий:

- дали определения ключевым понятиям; назвали группы растений; привели примеры культурных и дикорастущих растений; распределили по растения группам; распознали растения на картинках и фотографиях; подведены итоги урока (эмоциональная рефлексия).

 

Физкультминутки нет, так как дети по ходу урока на определённых этапах находятся в движении.

 

Особенности подготовки к уроку:

  1. Заранее выдать темы сообщения детям.
  2. Организовать сбор демонстрационного материала, необходимого для сопровождения выступления с сообщениями (дети приносят из дома изделия из хлопка (полотенце), шайбу, крупы и тп).
  3. Перед началом урока разложить на парты фото растений; на демонстрационном столе оформить выставку изделий и коллекции; вконце кабинета на большом столе разложить раздаточный материал (фото растений и коробочки из-под лекарственных растений).

 

 

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Результаты / УУД

Организационныймомент

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, отметка отсутствующих.

Цель: эмоциональный настрой на урок, развитие произвольности, самостоятельности.

Слайд 1.

 

Готовят рабочее место, внимательно слушают учителя.

Личностные результаты:

уметь соблюдать дисциплину на уроке

Мотивация к обучению,

формулирование темы урока

 

 

 

 

 

определение целей урока.

Слайд 2

Просит сформулировать тему урока, с помощью цитаты Владимира Ивановича Вернадского и мечты Ивана Владимирович Мичурина

 

 

Слушают цитату И.В. Вернадского, и

мечты И.В. Мичурина

Приходят к выводу, что речь пойдет о роли, пользе, значении растений и формулируют тему урока «Значение растений в природе»

Коммуникативные УУД:

аргументировать свою точку зрения.

 

Личностные результаты: значимость изучаемого материала.

Слайд 3.

Просит, используя номера заданий в рабочей тетради поставить цели урока (смотри приложение)

 

 

Открывают РТ с.54 и ставят цели урока.

 

 

Регулятивные УУД:

уметь определять цель и ставить задачи, необходимые для ее достижения.

 

Личностные результаты:

приобретение целенаправленной познавательной деятельности

Слайд 4.Оценивание (дублируется надпись на доске)

 

По ходу урока на полях оценивают свою работу!!!

Алгоритм оценивания дети знают, учитывая при этом как выполнял задание: сам, при помощи одноклассника, или только при проверке понимал, как правильно его сделать

(отработано на предыдущих уроках)

Личностные результаты: удовлетворение потребности в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

 

Регулятивные УУД:

Владение навыками контроля и оценки своей деятельности.

Актуализация знаний

7.Слайд 5.

Выполните задание в РТ №128.

 

Просит пронумеровать и назвать изображённые растения, сделать соответствующие подписи;

Проверка

 

 

Теперь необходимо установить соответствие, вписав на против названий отделов номера цифр тех растений, которые относятся к данным отделам.

Проверка.

Обращает внимание на группу растений, выделенных красным и синим контуром, просит объяснить на какие две группы делятся растения и по какому признаку, вы провели данную классификацию;

Проверка

Просит назвать органы растений, изображения которых появляются на картинках.

 

 

Выполняют задание в РТ №128:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нумеруют и подписывают названия растений;

Проверяют.

 

Устанавливают соответствие между изображенными растениями и их отделами;

Проверяют

Проводят классификацию растений на низшие и высшие,

выделяют признаки по которому проводили классификацию (наличие или отсутствие органов);

Проверяют

Называют органы растений (опираясь на картинки).

Предметные результаты: определять принадлежность растений к одному из отделов.

Метапредметные результаты: проводить простейшую классификацию растений.

Личностные результаты: контроль и коррекция знаний.

4. Комплексное взаимодействие ЗУН на уровне мышления, воспроизведения, восприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 6

Просит выполнить задание №122 и дать определения «дикорастущие растения» и «культурные растения».

 

Слайд 7.

Составляют и называю определение «культурные растения».

 

 

 

 

(на столе у ребят перед началом урока разложены фото растений)

Встаньте те, кто у кого на столе лежат картинки изображением дикорастущих растений. Назовите их.

Встаньте те, кто у кого на столе лежат картинки изображением культурных растений. Назовите их.

 

Запиши те по 3-4 примера дикорастущих и культурных растений в тетрадь

 

По ходу урока может возникнуть проблема, некоторые растения дети могут отнести к диким. Поэтому важно подчеркнуть, что дикие растения превращали в культурные, и в то же время культурные растения при ненадлежащем уходе, могут быстро «одичать»!

  Выполняют задание №122

Устно осуществляют подбор слов для постановки определения (всем классом)

 

Подводят итог, называют определение.

Проверяют.

Подводят итог, называют определение.

Проверяют.

 

 

 

 

Встают и приводят примеры дикорастущих и культурных растений.

 

 

 

 

 

Продолжают работать в рабочих тетрадях

Регулятивные УУД: владение навыками контроля и оценки своей деятельности.

Познавательные УУД:

Коммуникативные УУД:

Уметь слушать учителя, слушать друг друга, аргументировать свою точку зрения, участвовать в совместной деятельности. Личностные:

умение соблюдать дисциплину на уроке.

Предметные результаты:

иметь представление о дикорастущих и культурных растениях;

знать названия растений, относящихся к дикорастущим и культурным растениям; приводить примеры;

уметь различать на фото различные группы растений.

Познавательные УУД: уметь работать с познавательными заданиями, рабочими тетрадями выделять главное, давать определения понятиям.

Слайды 8,9.

С помощью иллюстраций дать названия культурных растений и определить к какой группе их можно отнести и почему.

 

Рассматривают иллюстрации и предполагают, название групп изображенных растений

Коммуникативные УУД: слушать друг друга, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения.

Предметные результаты: иметь представления о различных группах культурных растений.

Слайд 10-14. (проверка домашнего задания!!!)

Послушаем сообщения

 

 

 

 

 

Слайд 15.

Сделайте вывод, что общего между представленными в сообщениях растениях.

 

 

Просит дать название данной группе растений!

 

 

 

Слайд 16.

Просит выполнить задание №125 – работая в парах.

 

Первую колонку заполняют под руководством учителя.

 

 

 

 

Самостоятельная работа 3 мин.

Проверка заполнения таблицы.

Выступают с сообщениями о:

 льне,

хлопке,

пшенице,

подсолнечнике,

гевеи.

 

В ходе выступления демонстрируют коллекции и изделия из данных растений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Делают вывод: что из данных растений делают различные изделия или получают сырье для производства.

 

 

Размышляют и называют технические!

 

 

Заполняют таблицу

Вписывают названия групп культурных растений.

Самостоятельно работая в паре, подбирают примеры растений и как использует их человек.

Проверяют.

 

Слайд 17.

Просит выполнить задание №124.

 

Для начала нужно сделать подписи названия изображенных растений (вместе).

 

А теперь выполните задание самостоятельно без помощи одноклассников

Обведите растения, которые относятся к техническим 1 мин.

Проверка

Просит объяснить, почему они обвели эти растения и сформулировать вывод.

 

 

 

 

Иллюстрация данных продуктов

 

Выполняют задание №124.

Называют названия растений (если не знают, учитель называет сам) и делают подписи.

 

 Обводят растения, которые относятся к техническим.

 

Проверяют

Объясняют, подчеркивают, что из данных растений изготавливают сырье для промышленности и что именно потом производят из данного сырья.

 

 

 

 

 

 

 

 

Делают вывод:

из данных растений изготавливают сырье для промышленности и что именно потом производят из данного сырья.

 

Предметные результаты

Уметь: объяснять значение растений в жизни человека.

Познавательные УУД: уметь работать с текстом, выделять главное.

Коммуникативные УУД: уметь обмениваться мнениями в паре, слушать друг друга, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения.

Личностные результаты: приобретение целенаправленной познавательной деятельности, направленной на изучение животных.

 

Слайд 18

Просит выполнить задание № 126.

 

Для этого сначала демонстрирует как выполнить данное задание.

Организует работу в микрогруппах.

Просит выйти в конец класса к столу и воспользоваться дополнительными источниками информации (открытки с лекарственными растениями и коробочки из-под лекарственных растений).

 

Слушают инструкцию как выполнить данное задание.

 

Смотрят как нужно заполнить таблицу.

 

Выходят в конец класса и с помощью дополнительных источников информации заполняют таблицу.

 

Работают в микро-группах.

Образец:

 

Познавательные УУД:

Использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; умение заполнять таблицу.

Коммуникативные УУД: участвовать в совместной деятельности.

Личностные результаты:

Умение соблюдать дисциплину на уроке.

Закрепление материала

14.Слайд 19.

Просит приступить к выполнению задания №127

 

Алгоритм действий: по картинкам определить значение растений в жизни человека.

Проверка.

 

Слайд 17

 

Просит вспомнить тему урока и подумать, о чем мы еще не беседовали?

 

Проводит беседу, о значении растений в природе.

 

Демонстрация Красной книги Забайкальского края

 

 

 

 

Просит ответить на вопрос №123

 «Какова роль зелёных растений на Земле?».

 

 

 

 

Выполняют задание №127.

Отвечают по одному,

Заполняют схему.

Проверяют

 

 

 

 

Рассуждают, что не беседовали о значение растений в природе.

Рассматривают иллюстрации и делают выводы о значении растений в природе.

 

 

 

 

Выполняют задание № 123.

 

Отвечают на вопрос «они обеспечивают другие живые организмы кислородом и необходимыми им питательными веществами».

Познавательные УУД: умение дополнять схему.

Личностные результаты: понимание необходимости ответственного, бережного отношения к растениям 

Итоги урока

Подведем итоги урока.

Продолжите предложение:

«Сегодня на уроке мы еще раз убедились в том, что….»

Итоги по уроку

«… растения играют очень важную роль в нашей жизни и поэтому их нужно беречь и охранять, для этого люди создают заповедники и выпускают красную книгу, куда заносятся редкие и исчезающие растения»

Личностные:

осознают, что необходимоответственно и бережноотноситься к растениям.

Домашнее задание

 

Слайд 22.Запишем домашнее задание (на выбор)

 

№ 129. Составить свод правил «Как нужно вести себя в лесу», подумать специальные знаки и заполнить таблицу.

№130. Приготовить сообщение о растениях из Красной книги (воспользоваться вкладышем в РТ и красной книгой).

№131. Вставить пропущенные буквы

Записывают домашнее задание в дневник

(на выбор)

Регулятивные УУД: ответственное отношение к выполнению полученных заданий.

 

 Предметные: уметь объяснять значение растений в природе и жизни человека.

Рефлексия

Всем ли понравился наш урок?

Нарисуйте смайлик, который отражает ваше эмоциональное состояние по работе на уроке!

 

Выражают свое эмоциональное отношение уроку, рисуют смайлик на полях внизу рабочей тетради

 

Подсчитайте заработанные баллы и выставите себе отметку

Личностный результат: удовлетворяют потребности в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

 
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Буньков Андрей Владимирович, 18.10.19 в 17:12 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Инна Анатольевна!!!!!!!!!!!!!!!!! Нужный и интересный материал.
Как у вас дела - на почту вам писал, но без ответа.
Хохлова Инна Анатольевна, 19.10.19 в 07:00 1Ответить Пожаловаться
Обязательно напишу!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.