12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Якубова Любовь Юрьевна65
Россия, Ямало-Ненецкий АО, Новый Уренгой
3

Значимость предмета «Психология семейной жизни» с юного возраста

Значимость предмета «Психология семейной жизни» с юного возраста

Главное — быть счастливым, а не первым

при любых обстоятельствах.

(И. Хакамада)

В последние годы мы очень много говорим про всестороннее развитие детей. От слов «исследование», «проект», «функциональная грамотность» нервно дергается глаз не только у учащихся и родителей, но и у самих учителей. Но за чередой научных трудов и изысканий мы забыли о духовной и эмоциональной составляющей личности.

Как часто мы разговариваем с детьми об их будущем не с точки зрения финансовой успешности? «Ты должен хорошо учиться, иначе пойдешь работать дворником!» «Если ты закончишь год на пятерки, то мы купим тебе…» «Если у тебя выйдет хоть одна тройка, я лишу тебя карманных денег»… Большинство родителей хоть раз говорили подобное своим детям. Мы возвели «пятерки», золотые медали и красные дипломы в ранг божества.

Недавно услышала от одного отца: «Я хочу, чтобы мой ребенок был счастливее, чем тот отличник, который ради медали ночами не спал и во всем себе отказывал. Пусть мой ребенок закончит школу не с золотой медалью, пусть он не станет топ-менеджером «Газпрома», пусть у него не будет многомиллионных доходов. Главное, чтобы он научился быть счастливым». И он, считаю, абсолютно прав. Жить для души. Любить свою семью. Дарить любовь близким и друзьям. Тогда, когда люди поймут, что деньги и карьера – не главное, когда люди научатся ценить целомудрие (физическое и душевное), когда осознают, что семья, дети важнее всего, тогда сократятся разводы в мире. Тогда главной целью станет не шикарный особняк или авто, а счастье близких. Вот чего не хватает современному обществу – возрождения семейных ценностей.

В стране давно наблюдается кризис института семьи, много разводов, множество браков заключены не по любви. А еще извечная проблема отцов и детей, невесток и свекрови... Люди привыкли жить для себя, не хотят решать проблемы во взаимоотношениях, а порой и не умеют. Проще замкнуться в себе, отмолчаться, а то и разбежаться...

Помню, 20 лет назад, у нас в старших классах была пара уроков полового воспитания. Но рассматривали всего лишь контрацепцию и галантное отношение мужчины к женщине. И ни разу не затрагивали вопросы семьи, брака, отношений между детьми и родителями, между самими родителями. Мне кажется, что надо с детства учить человека не только жить в обществе (т.е. этикету), но и жить в своей семье, ценить близких и учиться уживаться с ними, мирно решая спорные вопросы. Нужно с раннего детства прививать ценность целомудрия и духовной чистоты. Нужно учить детей жить в счастливой семье. Учить тому, как создать счастливую семью. Стоит вернуть непростительно забытый предмет «Психология семейной жизни» («Основы семейной жизни»). Он помог бы воспитывать в человеке уважение к семье и стремление не только создавать, но и укреплять семейные узы между родственниками. При условии, что там не будут толкать доктрины и стоять с указкой, а будет живое общение психологов, педагогов, детей и родителей, в форме диалога и обмена опытом. Конечно, кто-то возразит, что семейные ценности прививаются в семье, причем тут школа? Но тут стоит вспомнить, как много примеров образцовой семьи вы можете привести? Немногие семьи могут похвастаться взаимной любовью, взаимопониманием и полной гармонией. Зато как много примеров измен, ненависти (вплоть до насилия), неумения правильно выбрать свою «половинку». И вот на такие семьи, а точнее детей из таких семей, и рассчитан предмет «Психология семейных ценностей». Дети должны знать, что постоянные скандалы и презрение между родителями – это не норма. Измены, вторая семья на стороне, часто сменяемые партнеры – это не норма. Гомосексуальные пары и чайлдфри – это не норма. Пьющий/гулящий отец и вечно жертвующая собой мать – это тоже не норма. Дети могут стать лучше родителей, счастливее. Иногда помощь психолога или классного руководителя полезнее, чем пример в семье.

Статистика указывает, что половина браков в России распадается. Это натолкнуло членов Российской академии образования на разработку такой дисциплины, как основы семейной жизни, или семьеведение. В федеральном масштабе ввести курс предложили еще весной 2016 года. Предложение было воспринято неоднозначно. Дисциплина должна подготовить молодых людей к реалиям семейной жизни и научить их находить компромиссы в отношениях и достигать взаимопонимания с партнером. Принято считать, что взаимоотношения в семье должны служить примером и моделью, которую ребенок возьмет за основу, когда придет время вступить в брак. К сожалению, родители не всегда могут показать именно тот пример поведения, который бы стал залогом уважительных отношений в будущей семье ребенка. А иногда взрослые вообще не обращают внимания на своих детей, поэтому их не волнует вопрос, какой пример они подают. В результате, половина опрошенных старшеклассников не считает семью родителей идеальным образцом, а свыше шестидесяти процентов согласны, что подготовка к созданию семьи нужна.

Основные темы дисциплины: семейные ценности; решение конфликтных ситуаций; рождение и воспитание ребенка; вопросы права.

Предполагается, что программа охватит 9-11 классы. В течение первого года старшеклассники будут разбираться с тем, зачем люди вступают в отношения, учиться разграничивать любовь с влюбленностью и решать конфликты. Второй год должен быть посвящен главным образом детям – планированию, рождению и воспитанию ребенка. На третий год, в 11 классе, планируется более обширное изучение различных методов воспитания детей. Также будут затронуты вопросы семейного права, в частности удочерения и усыновления, попечительства и опеки. Основная задача курса – подготовить старшеклассников к созданию семьи, дать им ориентиры, которых они часто лишены в родительской семье. Поскольку сухая теория не может подготовить в полной мере, в программе обучения предусмотрены и практические занятия. Например, будут задействованы парные упражнения, в которых школьники будут имитировать семейный конфликт, а после детально разбирать его. Такие занятия помогут сформировать у школьников навыки взаимодействия. Хорошо бы включить в программу классные встречи с семейными парами, которые прожили вместе долгие годы. Они будут делиться своим опытом, рассказывать о том, каким образом смогли справиться с трудностями семейной жизни. При этом старшеклассники смогут задавать вопросы по теме, которые интересуют их больше всего. [2]

Таким образом, дисциплина рассчитана на юношей и девушек, которые уже практически полностью сформировались. Считаю целесообразным изучение «Основ семейной жизни» уже в начальной школе. В этом возрасте рано говорить про размножение и контрацепцию, но можно и нужно беседовать о взаимоотношениях детей и родителей, об уважении к старшим, об умении любить и уважать себя и окружающих. Да, у нас есть классные часы. Но как они проходят? Мы за 40 минут галопом беседуем о приближающемся празднике/ памятной дате, потом в ускоренном темпе проводим очередную диагностику/ мониторинг/ опрос/ игру… Нужен отдельный предмет, с разработанными психологами учебником, пособиями, тренингами.

Занятия должны быть построены на интересе школьников, а не на стремлении получить хорошую отметку или просто присутствовать на уроке. Практические занятия предполагают задания, с помощью которых преподаватели могли бы получить отклик от учеников и сделать вывод, насколько они разобрались в теме. Однако оцениваться в баллах такая работа не должна.

На занятиях с детьми разного возраста можно использовать художественные произведения, представленные в статье «Список книг о семье для детей 5-18 лет» [3]. Здесь можно найти списки книг, рекомендованные для следующих категорий учащихся:

Книги про семью для дошкольников 4-7 лет (А. Барто, Т. Агибалова, О. Бундур, Я. Аким и др.)

Книги для детей младшего и среднего школьного возраста 7-13 лет (А. Линдгрен, П. Трэверс, Т. Янссон, Л. Чарская, В. Осеева и др.)

Каждый найдет что-то по душе. Например, все книги А. Линдгрен пронизывает дружная атмосфера взаимопонимания между детьми и взрослыми.

А «Мэри Поппинс» — сказочные истории о веселой семье Бэнксов: маме, папе, пятерых детей и их удивительной няне, которые учат друг друга взаимовыручке, уважению и любви. «Сказки о Муми-троллях» научат решать бытовые проблемы. «Питер обыкновенный, или Младших братьев не выбирают» — история о появлении в семье младшего ребенка, полная юмора и доброты.

«Кондуит и Швамбрания» - это увлекательная книга о детях 20-х годов прошлого века, их увлечениях, творчестве, отношениях с родителями.

Книги о семье для старшеклассников 13-18 лет (Л. Ф. Воронкова, Дина Сабитова, Анне-Катарина Вестли, А. Н. Толстой, Людмила Улицкая, Эмили Бронте и др.)

Например, «Личное счастье» — повести о девочке, на плечи которой после смерти матери легли заботы о семье: отце и младших сестре и брате.

«Когда я был маленький» Э. Кестнер — повествование о детстве, родителях, прабабушках и прадедушках писателя, достоверно передающее чувство семейной общности и родственной привязанности.

«Где нет зимы» Дины Сабитовой — история об удивительной дружбе брата и сестры в океане страшных обстоятельств их жизни.

«Маленькие женщины» Луизы Олкотт— светлая и трогательная история о семье, в которой заботы и трудности не мешают искренней любви между домочадцами.

«Ветер делают деревья» — веселые и грустные рассказы мальчика-дошкольника о своей жизни дома и в детском саду, об отношениях с родителями и друзьями.

«Детство Никиты» А. Н. Толстого — повесть, навеянная воспоминаниями детстве, рисует яркие образы отца и матери писателя, сыгравших большую роль в его жизни.

«Старая липа в московском дворе» — повесть о подростках, которым родители помогают найти верные решения непростых нравственных задач.

«Последний дюйм» — остросюжетная повесть, в которой отец под угрозой гибели вынужден искать общий язык с сыном, который никогда не был близок ему.

«Детство Марселя» М. Паньоль — повесть о детстве писателя, проведенном в старом деревенском доме в окружении большой семьи: отца, матери, дяди, тети и младшего брата.

«Детство. Отрочество. Юность» Л. Н. Толстого — в трех повестях великий русский классик подчеркивает основополагающую роль своих родителей в формировании его нравственных устоев, мировоззрения и отношения к окружающему миру.

«Событие» А. П. Чехова — рассказ о богатой и благополучной семье, в которой дети несчастливы из-за отсутствия взаимопонимания с родителями.

«Мальчик с коньками» — рассказ о мальчике, которому в жизни очень не хватает отца.

«Дневник жениха» — рассказ о том, как родительская любовь бывает эгоистична и слепа и калечит судьбу ребёнка. Но и ребёнок в какой-то момент должен повзрослеть и почувствовать личную ответственность за свою судьбу. Вот вторая повесть именно об этом.

«А тем временем где-то» — школьник Серёжа Емельянов воспитывается в казалось бы образцовой семье. Но в один день он случайно узнаёт, что его отец не такой уж и образцовый человек. Когда-то он оставил женщину, которая поставила его на ноги в прямом и переносном смысле, а потом даже не откликнулся на её просьбу о помощи. О том, какое решение принял Серёжа, рассказывает автор. Вообще почти в каждой повести Алексина присутствует непростая ситуация в семейных отношениях.

Все мы родом из детства, из своей семьи. На страницах этих книг вы найдете истории о семьях, детях, дедушках и бабушках, братьях и сестрах. Они бывают смешными и грустными, веселыми и трагическими. Подборка самых интересных книг о семье — в данной статье.

Чтение литературы, которая затрагивает тему семьи, имеет огромное значение для развития эмоционального мира ребенка, образного мышления, нравственных ценностей, формирования основ мировоззрения. Такие книги выполняют и воспитательную функцию. Приобщая детей к такой литературе, родители и педагоги не только развивают внутренний мир ребенка, но и на всю жизнь закладывают необходимые ценностные ориентиры.

Этот список книг можно распечатать и повестить в классе, библиотеке, а также рекомендовать книги для чтения детям, обсуждения на классных часах и уроке «Психология семейной жизни».



Библиографический список

https://iz.ru/893434/elena-motrenko/razlozhit-po-iacheikam-zachem-v-shkolakh-vvodit-urok-semevedenie

https://news.rambler.ru/education/40670306-osnovy-semeynoy-zhizni-podrobnee-o-novoy-shkolnoy-distsipline/

https://pedsovet.su/liter/5924_knigi_o_semie_dlya_detei









Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.